Записки о поэзии Гумилев и Блок два поэта

       Николай Гумилев и Александр Блок – два поэта, два взгляда на поэзию.

«Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке»
Сэмюэл Тейлор Кольридж(1772-1834)
«Поэзия есть то, что сотворено и, следовательно,
 не нуждается в переделке»
 Теодор де-Банвиль(1823-1891)

       Николай Степанович Гумилев 3(15)04. 1886 – 24.08.1921

   Николай Степанович Гумилев родился в Кронштадте 3(15) апреля 1886 года в дворянской семье. Его отец, С.Я. Гумилев был моряком, флотским врачом.
Дед Николая Гумилева жил в рязанской губернии в имении Березки.
   После отставки отца с флота семья поэта переехала сначала в Царское Село (город Пушкин), а затем в Тифлис. Здесь же в газете «Тифлисский листок»
 Гумилев опубликовал стихотворение, носящее на себе отчетливое влияние  лермонтовского «Мцыри».

   Влияние Михаила Лермонтова чувствуется в его ранней работе «Путь Конквистадоров», в которой герой полон надежд и борьбы.

Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.  1905

   «Истоки поэзии Николая Гумилева, - писала впоследствии Анна Ахматова, - не в стихах французских парнасцев, как это принято считать, а в творчестве Анненского.
   По окончании гимназии Гумилев летом 1906 года вопреки мнению отца уезжает в Париж, где вольноопределяющимся слушает лекции в Сорбоне.

  Сборник вышедших стихов Теофиля Готье «Эмали и камеи» производит на него наибольшее впечатление. Шарль Бодлер также впечатляет молодого Гумилева своей лирикой, сжатостью, драматической выразительностью, присущей французской поэзии середины и конца 19 века.

«Песнь Заратустры»
Юные, светлые братья
Силы восторга, мечты,
Вам раскрываю объятья,
Сын голубой высоты.

Тени, кресты и могилы
Скрылись в загадочной мгле,
Свет воскресающей силы
Властно царит на земле.

Кольца роскошные мчатся,
Ярок восторг высоты,
Будем мы вечно встречаться,
В вечном блаженстве мечты.

Жаркое сердце поэта
Блещет, как звонкая сталь,
Горе не знающим света!
Горе обнявшим печаль!  1905
 
   В январе 1907 года, имея на руках рекомендательное письмо от писательницы Лидии Ивановны Веселитской-Микулич (1857 – 1936), Гумилев посещает в Париже Дмитрия Сергеевича Мережковского (1865 -1941) и Зинаиду Николаевну Гиппиус (1869 – 1945).
   Этот внезапный визит вызвал взаимное неприятие, отчуждение.
«Вы, голубчик, не туда попали. Вам здесь не место! Знакомство с Вами ничего не даст, ни Вам, ни нам… В серьезных вопросах мы не сойдемся».
Такими словами отвечали супруги, Мережковский и Гиппиус на заявление молодого начинающего поэта Николая Гумилева.

   А что же послужило причиной такому резкому заявлению, спросим мы.
Гумилев безапелляционно утверждал на встрече, что им движет желание выступить в качестве представителя иного миропонимания, основанного на идеалах активного жизнеутверждения,  личного героического подвига во имя преобразования мира и человека. Он заявил, что намерен изменить мир, как это не смогли сделать Христос и Будда.
   Безусловно для автора трилогии «Христос и Антихрист» это была пощечина, и как итог,  результат идейного расхождения во взглядах, - с одной стороны основоположников русского символизма,  с другой – молодого талантливого, полного амбиций, начинающего поэта.

  Эта встреча и ее неудачный финал стали для Гумилева главной, истовой  причиной основать свое поэтическое направление. И оно состоялось, имя ему – акмеизм. Но это случилось позже в его биографии.
   Однако, как поэт, Гумилев развивался в русле символизма. Его учителем и идейным наставником стал Валерий Яковлевич Брюсов. В свое  время родоначальниками течения «символизм» в Петербурге были Мережковский и Гиппиус.
   Их русский символизм появляется, как теоретическое течение в начале 1890х годов. Этому способствовала литературно-критическая статья Дмитрия Мережковского «О причинах упадка…».

   Валерий Брюсов тоже стоял у истоков символизма и руководил творческим процессом, но в Москве и сконцентрировал его положения в своем основополагающем труде 1903 года «Ключи тайн».   
   Свой третий поэтический сборник «Жемчуга» Гумилев снабдил посвящением Брюсову. Он писал: «Жемчуга» - упражнения, и я вполне счастлив, что Вы, как мой первый и лучший учитель, одобрили их».

«Волшебная скрипка»    Валерию Брюсову
Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,
Не проси об этом счастье, отравляющем миры,
Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,
Что такое темный ужас начинателя игры…  1909

   В своих письмах к Брюсову молодой поэт замечает о желании расширить мир своих образов, не потерять тот запас гармонии и эстетической уверенности в его воображаемых мирах поэзии, которой мало места в окружающей современности.

   Со своей стороны Брюсов всеми силами убеждения пытался привить в Гумилеве следующую образную формулировку - «анатомию стихосложения» в вопросах целенаправленного пользования поэтом рифмами точными и неточными, владении им всем богатством поэтических размеров, строф, композиционных, музыкально-акустических  и изобразительных возможностей стиха. Не сразу, но постепенно Гумилев положительно встречает эти высказывания своего учителя и начинает изучать «строение стихов» Брюсова и Вячеслава Иванова, стремясь постигнуть  их «секрет».
   Так зарождается его особый, пристальный интерес к «науке о стихе», нашедшей свое отражение в теоретических работах и деятельности Гумилева, как взыскательного литературного наставника и воспитателя поэтов младшего поколения.
 
«Вступление»
Оглушенная ревом и топотом,
Облеченная в пламя и дымы,
О тебе, моя Африка, шёпотом
В небесах говорят серафимы.

И твое раскрывая Евангелье,
Повесть жизни ужасной и чудной,
О неопытном думают ангеле,
Что приставлен к тебе безрассудной… 1918

Одним из центров художественной мысли символизма был журнал «Весы»,
   Просуществовавший до 1910 года, когда стал очевидным кризис, застой в символизме в связи с возникшими в это время другими поэтическими направлениями в стране: кроме акмеизма, это – эгофутуризм, и первые зачатки футуризма. Эти направления, кроме акмеизма, занимали враждебную позицию к символизму. Так писал об этом времени Александр Блок в предисловии к поэме «Возмездие».

   Интересно следующее: Александр Блок относил к 1910 году и «кризис символизма» и возникновение акмеизма. Однако программные статьи Николая Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и Сергея Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», в которых формулировалась платформа акмеизма, как нового направления русской поэзии, появились в печати лишь в начале 1913 года.

   Кризис символизма – как о нем писали лидеры этого направления, Вячеслав Иванов и Александр Блок, состоял в том, что ожидаемое символистами преобразование действительности после поражения революции 1905 года обернулось победой «страшного мира».
   Осознание этого совпало для Блока с первыми предощущениями будущей мировой войны. В этих условиях для мыслящего человека и великого художника, каким был Блок, встал вопрос, каким путем должна развиваться русская поэзия, чтобы остаться на высоте.

   В свое время Александр Сергеевич Пушкин писал: «Поэзия бывает исключительною страстию немногих, родившихся поэтами; она объемлет и поглощает все наблюдения, все усилия, все впечатления их жизни».

  Эти вещие слова вполне можно отнести к Гумилеву. Он был на шесть лет моложе Блока и начал писать в самом начале 1900 годов. В отличие от поэтов-символистов его идеалами стали не музыкальная певучесть стиха, зыбкость и неопределенность слов и образов, а строгая предметность, предельная четкость и выразительность стиха при строгой простоте построения.

   Гумилев полагал, что стихотворение – это живой организм, все составляющие которого, слово, ритм, рифмы, размер и строфическое построение,  находятся в тесном взаимодействии, усиливая «гипнотическую» силу произведения.  Статья об этих основополагающих принципах акмеизма появилась позже в 1918-1920 годах под названием «Анатомия стихосложения».
    
   В 1913 году совместно с Сергеем Митрофановичем Городецким (1884 – 1967) он провозглашает литературную программу акмеизма и «Цех поэтов».
   Одной и, пожалуй главной литературоведческой работой Гумилева стала книга «Письма о русской поэзии». В ней поэт подвергает критическому рассмотрению поэтические сборники современников и дает подробный обзор  творческой деятельности поэтов своего времени. Кроме этого в книгу вошли работы Гумилева
   "Наследие символизма и акмеизм", "Анатомия стихотворения", а также статья "Поэзия Бодлера". 

               Александр Александрович Блок 16(28)11. 1880 – 07.08.1921

«За городом вырос пустынный квартал
На почве болотной и зыбкой.
Там жили поэты, - и каждый встречал
Другого надменной улыбкой…»
«Поэты».  А. Блок
   Александр Александрович Блок  принадлежал к семье, хранящей высокие традиции русского образованного дворянства. Родился будущий поэт 16(28) ноября 1880 года в доме своего деда Андрея Николаевича Бекетова, ректора Петербургского Университета. Бабушка, Елизавета Григорьевна Бекетова занималась переводами, а ее мать была женой известного путешественника и исследователя Средней Азии А.Н. Карелина и дружила с А.П. Керн.
   Сочинять поэт стал уже с раннего детского возраста и своим первым вдохновителем называл Василия Андреевича Жуковского.
Первое любовное увлечение совсем молодого Александра произошло на курорте Бад Наугейм и послужило написанию лирических стихотворений.

В тихий вечер мы встречались
(Сердце помнит эти сны).
Дерева едва венчались
Первой зеленью весны.

Ясным заревом алея,
Уводила вдоль пруда
Эта узкая аллея
В сны и тени навсегда.

Эта юность, эта нежность –
Что для нас она была?
Всех стихов моих мятежность
Не она ли создала?
(«В тихий вечер мы встречались…»1910)

   Эти строки были посвящены  Ксении Михайловне Садовской.
События революции 1905 года не оставили равнодушным Блока.
«Старое рушится…Какое важное время!» - пишет Блок одному из друзей.
Он стал свидетелем кровавого воскресения и откликнулся на него:

Шли на приступ. Прямо в грудь
Штык наточенный направлен.
Кто-то крикнул: - Будь прославлен!
Кто-то шепчет: - Не забудь!

Рядом пал, всплеснув руками,
И над ним сомкнулась рать,
Кто-то бьется под ногами,
Кто – не время вспоминать! («Шли на приступ. Прямо в грудь»1905)

   Одно за другим с 1903 по 1906 годы из под пера поэта выходят  социально направленные стихи: «Фабрика», «Сытые», «Митинг», «Барка жизни встала…» и другие, в которых он осуждает «сытых» и выражает сочувствие угнетенным.
Романтизм, присущий Блоку в стихотворениях до брака с Любовью Дмитриевной Менделеевой, а ей было посвящено огромное количество работ в книге «Стихи о Прекрасной даме» растаял после венчания.
   Поэта не покидает чувство надвигающейся в стране социальной катастрофы.
Появляется цикл стихов «Возмездие», и одной из тем становится тема мести старому обществу, которое поработило человека. В этот цикл вошло известное: «О доблестях, о подвигах, о славе…».  «Возмездием» названа и поэма, над которой поэт работал с 1910 года по 1921 год до самой смерти.

Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!
………………………………
Век буржуазного богатства
(Растущего незримо зла!)
Под знаком равенства и братства
Здесь зрели темные дела…

   В историческую канву поэмы Блок вкрапливает рассказ о семье самого поэта, живущего в старинном доме над Невой, где «старина еще дышала и жить по-новому мешала». Поэт связывает воедино судьбу России и судьбу отдельной личности, создавая эпическую панораму, оставшуюся неоконченной.

Но ты, художник, твердо веруй
В начала и в концы. Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить все, что видишь ты.
Твой взгляд – да будет тверд и ясен.
Сотри случайные черты –
И ты увидишь: мир прекрасен.

   Тема возмездия продолжается в творчестве Блока в поэме «Соловьиный сад» 1915 года.
   Ожидание очистительной бури, сметающей старый ненавистный мир запечатлено в поэме «Двенадцать», хотя литературные критики неоднозначно оценивали это произведение.
   Поэма нашла живой отклик во мнениях современников Александра Блока.
   Одни, это Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус,  Иван Бунин, осудили поэта и признали его в измене самому себе.
   Другие, Андрей Белый, Сергей Есенин, Сергей Городецкий, приветствовали поэму.
   В этом вопросе интересна позиция Максимилиана Волошина, выраженная им в  статье «Поэзия и революция» (1919). Волошин писал: «Поэма «Двенадцать» является  одним из прекрасных художественных претворений революционной действительности. Не изменяя ни самому себе, ни своим приемам, ни рифмам, Блок написал глубоко реальную и – что удивительно – лирически объективную вещь. Этот Блок, уступивший свой голос большевикам-красногвардейцам, остается подлинным Блоком «Прекрасной дамы» и «Снежной маски»…
   Что касается фигуры Христа в поэме, то Волошин полагал, что Христос не ведет красногвардейцев, а преследуется ими, носителями «заблудшей души русской разинщины», потерявшей Христа.
   Последний год своей жизни Блок выглядел надломленным, болезненно уставшим от жизни. На торжественном собрании, посвященном 84 годовщине смерти Пушкина он  выступил с речью «О назначении поэта» и написал стихотворение  «Пушкинскому дому». И в речи и в стихотворении он говорил о необходимости свободы для поэта:

Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!

Не твоих ли звуков сладость
Вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость
Окрыляла нас тогда?
………………………….
Вот зачем в часы заката
Уходя в ночную тьму,
С белой площади Сената
Тихо кланялись ему.

И «уходя в ночную тьму»,  Блок утверждал: роль поэта – «не легкая и не веселая; она трагическая».

Литература

1. Википедия Николай Гумилев, биография,
2. Письма о поэзии. Н.С. Гумилев, М., Современник, 1990г.,
3.Судьбы поэтов серебряного века. С. Бавин, И.Семибратов, М., Из-во «Книжная палата», 1993,
4.Николай Гумилев. Избранное. В мире поэзии, М., Аделант, 2011,
5. Александр Блок. Жизнь без начала и конца…,СПб, ООО «Полиграф», 2018,

28-30 марта 2024 г., Тула.


Рецензии
Интересный материал! Спасибо автору за исследование!

Александр Зименков   01.04.2024 12:50     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.