Об именах. Иван Дементьевич Черский

Поляк Ян Доминикович на территории Белоруссии больше известен по-русски как Иван Дементьевич Черский,  родился он 3 (15) мая 1845 года и  при крещении получил имя Яна Станислава Франтишка. В 10 лет потерял отца, его воспитанием занималась мать и немного старшая сестра Михалина. Они обеспечили Яну хорошее домашнее образование, хотя заботились в основном о «салонном» воспитании — танцам, музыке и светским манерам. К моменту поступления в Виленскую гимназию он  владел четырьмя иностранными языками — французским, немецким, английским и латынью, играл на фортепиано и хорошо рисовал. В 1860 году   Черский поступил в Правительственный  (Шляхетский) институт в Вильно.

А потом было Польское восстание 1863—1864 годов (польск. powstanie styczniowe)  против власти Российской империи за восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года. Черский  примкнул к восставшим и оказался в партизанском отряде на территории Белоруссии.  В отряде он пробыл лишь около четырёх недель, попал в плен,  был осуждён на бессрочную рекрутскую службу в Сибири, у него  конфисковали имущество и лишили дворянского звания. Жизнь пошла по другому сценарию, он не сгорел в огне революционной борьбы, а потому известен, как учёный-геолог, географ и палеонтолог, исследователь Северо-Восточной Сибири.

Имя Черского носят несколько видов рыб, ракообразных, ископаемых животных и насекомых. Назову и некоторые географические названия:
• Хребет Черского — горный хребет в Забайкалье
• Хребет (Горная страна) Черского — система хребтов в Восточной Сибири северо-западного простирания в верховьях рек Колымы и Индигирки, и далее по правому берегу реки Яны.
• Вулкан Черского — потухший вулкан, высота конуса — 110 метров, абсолютная высота — 890 метров; расположен в Тункинской котловине между реками Хурай-Хобок и Харимпта на южных склонах Тункинских Гольцов, в 2 км к северо-западу от села Хурай-Хобок.
• Пик Черского — вершина в Комаринском хребте Хамар-Дабана.
• Гора Черского — вершина Байкальского хребта.
• Камень Черского — вершина у посёлка Листвянка в Иркутской области.
• Берег Черского (Кошели) — берег на берегу Байкала в Баргузинском заповеднике.
• Берег Черского (Новая Станица) — берег реки Иртыш, посёлок Новая Станица, Омская область.
• Долина Черского — в палеогеографии мезозойская долина между Восточным Саяном и Енисейским кряжем.
• Стоянка имени Черского — стоянка первобытного человека.
• Черский — посёлок городского типа в низовьях реки Колымы в Нижнеколымском районе Якутии.

Судьбу изменили арест и ссылка. По решению трибунала Черскому предстояло служить в Благовещенске, в Амурском линейном батальоне. Но в  Тобольске он откупился, дал взятку,  пять золотых монет, которые мать зашила ему в подкладку пальто «на чёрный день». Черского оставили отбывать службу в Омске, в Западносибирском линейном батальоне.

По пути в Омск Черский познакомился с известным естествоиспытателем  Александром Лаврентьевичем Чекановским, тоже сосланного в Сибирь за участие в Польском восстании. Он был старше, сам занимался наукой и привил Черскому  интерес к изучению природы и сбору различных коллекций. Благодаря хорошему образованию, Черского в скором времени перевели в офицерское собрание на должность денщика. Теперь он много времени проводит в библиотеке. Знакомится с известными географами Г. Н. Потаниным и А. Ф. Миддендорфом, собирает богатую коллекцию ископаемых раковин.

Многие ссыльные пытались получить разрешение, чтобы  вернуться на родину, но им было отказано. И. Д. Черский хотел поступить  в Казанский университет, но и в этом ему отказали.

В связи с болезнью сердца в 1869 году  Черского признали негодным к военной службе и уволили без права выезда. Ещё два года он жил в Омске, зарабатывал на жизнь уроками музыки, бальных танцев и французского языка.

В 1871 году Сибирский отдел Русского географического общества выхлопотал разрешение на переезд  Черского в Иркутск — «столицу Сибири».

В 1878 году И.Д. Черский женился на Мавре Павловне Ивановой, родом из Иркутска. Она стала помощницей в его научных экспедициях.

Во время жизни в Сибири Черский много времени уделял самообразованию, научным занятиям под руководством известного учёного-этнографа Г.Н. Потанина. Ссылка кончилась, но  вернуться в Польшу не удалось, его оставили в Сибири под наблюдением полиции.

Самостоятельные научные исследования Чарский начал в окрестностях Омска, собирал образцы горных пород и фауны. А потом 14 лет служил в Сибирском отделении  Географического общества в Иркутске, совершил несколько экспедиций по Восточной Сибири,  изучал горные районы Восточной Сибири, районы вдоль Сибирского тракта от Иркутска до реки Бирюсы и от Нижнеудинска вверх по Уде, исследовал нижнее течение реки Иркут.

С 1877 года Черский изучал  берега  озера Байкал,  занимался зоологией и остеологией млекопитающих, особенно четвертичных.

В 1883 году пришла амнистия, и учёный переехал с семьей в Петербург, где пять лет обрабатывал собранные в Сибири  материалы, занимался крупными обобщениями, в области геологии и географии, опубликовал первую часть полного отчёта о Байкале. Составил первую тектоническую схему Восточной Сибири. Занимался обработкой огромной коллекции четвертичных млекопитающих, собранных экспедициями А. А. Бунге и Э. В. Толля на Новосибирских островах и в устье Яны и Лены.

В эти годы И.Д. Черский был избран членом Географического, Минералогического, Археологического и Московского общества испытателей природы. Географическое общество наградило его золотой медалью им. Ф. П. Литке.

В 1891 году  Академия наук организовала  экспедицию в район рек Индигирки и Колымы с целью изучения геологии, почв, растительного и животного мира. В задачи экспедиции входило также произвести маршрутную съемку и нанести на карту все незнакомые земли, попутно собрать данные по этнографии и истории края. Несмотря на нездоровье, Иван Дементьевич согласился возглавить экспедицию при условии, что она не будет кратковременной, а будет рассчитана на несколько лет с зимовками в различных пунктах, и сам разработал четырёхлетний план комплексных исследований.

Из Петербурга участники экспедиции выехали 1 февраля 1891 года, в их числе были жена, малолетний сын и племянник Черского. Конечный пункт -  Верхнеколымск в Якутии, где были организованы  регулярные метеорологические наблюдения и началось составление геологической карты и профиля местности.

Во время зимовки в начале 1892 года  Иван Дементьевич тяжело заболел, но до последних дней вёл исследовательскую работу, диктовал полученные сведения жене и соратнице Мавре Павловне. Перед смертью он подписал документ, которым поручал руководство экспедиции своей жене.


25 июня 1892 года И. Д. Черский скончался в возрасте 47 лет у устья реки Прорвы, похоронен в Колымской заимке на левом берегу Колымы, против устья реки Омолон.

Нижнеколымскую  экспедицию до конца довела М.П. Черская, дополнительно она собрала еще ряд коллекций, обработала все ценные сведения, чтобы ими могли воспользоваться другие исследователи богатого  полезными  ископаемыми  Колымо-Индигирского края.

В 1929 году  гидрографическая экспедиция поставила на могиле Черского столб с медной доской, на котором сделана надпись на русском и польском языках. В 1940-е годы здесь был сооружен памятник, на котором сделана надпись: «Выдающемуся исследователю Сибири, Колымы, Индигирки и Яны геологу и географу Ивану Дементьевичу Черскому (1845-1892) от благодарных потомков».


А теперь о том, ради чего я копался в сети, выискивая сведения об этом исследователе Колымо-Индигирского края. Чтобы показать связь времён, преемственность поколений. Оказывается, его исследования используются и сегодня, и Тихоокеанский институт географии Дальневосточного отделения РАН РФ создал в посёлке Черский на Колыме  Северо-Восточной научную  станцию и с 1988 года осуществляет эксперимент по восстановлению ландшафта «мамонтовой степи» на современном ландшафте тундры. Станцию возглавляет российский эколог,  старший научный сотрудник  Сергей Афанасьевич Зимов. Он  создатель и вдохновитель проекта «Плейстоценовый парк», цель которого — восстановление высокопродуктивных степных «мамонтовых» экосистем Северной Евразии (тундростепь). Осуществление этого проекта, помимо прочего, позволило бы приостановить эмиссию метана из северных болот и озер.

Я прослушал несколько бесед этого учёного и хочу, чтобы его идеи знали как можно больше людей, он выступает за развитие нашей планеты и вместе с сыном Никитой создаёт  Плейстоценовый парк,  природный заповедник на реке Колыма к югу от Черского в Республике Саха, Россия, на северо-востоке Сибири, где предпринимается попытка воссоздать экосистему северных субарктических степей, которая процветала в этом районе во время последнего ледникового периода.

Отец и сын  проверяют на деле  гипотезу о том, что повторное заселение крупными травоядными животными (и хищниками) может восстановить богатые экосистемы лугопастбищных угодий, как и ожидалось, если чрезмерная охота, а не изменение климата, были в первую очередь ответственны за вымирание дикой природы и исчезновение лугопастбищных угодий в конце эпохи плейстоцена.

Цель проекта - исследование климатических последствий ожидаемых изменений в экосистеме. Гипотеза заключается в том, что переход от тундры к лугопастбищам приведет к увеличению отношения выбросов энергии к поглощению энергии территорией, что приведет к меньшему таянию вечной мерзлоты и, следовательно, к уменьшению выбросов парниковых газов. Также считается, что уборка снега крупными травоядными еще больше уменьшит изоляцию вечной мерзлоты.

Для изучения этого были выпущены крупные травоядные, и ведется мониторинг их влияния на местную флору. Предварительные результаты указывают на преобразование биома тундры с низким уровнем загрязнения в биом продуктивных лугопастбищных угодий и на увеличение выбросов энергии на этой территории.

Зимов и коллеги выступают за обратный порядок изменений окружающей среды в мамонтовой степи. Люди с их постоянно совершенствующимися технологиями пересилили охоту на крупных травоядных и привели к их вымиранию.

Без травоядных животных, пасущихся на земле, мхи, кустарники и деревья смогли захватить власть и заменить экосистему пастбищ. Если пастбища были уничтожены из-за того, что популяции травоядных были истреблены охотой человека, то "само собой разумеется, что эти ландшафты могут быть восстановлены путем разумного возвращения соответствующих сообществ травоядных".

Вторичной целью является исследование климатических последствий ожидаемых изменений в экосистеме. Здесь ключевая концепция заключается в том, что некоторые последствия деятельности крупных травоядных, такие как уничтожение деревьев и кустарников или вытаптывание снега, приведут к более сильному охлаждению почвы зимой, что приведет к меньшему таянию вечной мерзлоты летом и, следовательно, к уменьшению выбросов парниковых газов.
 
Ученые предупреждают, что таяние в Сибири может спровоцировать глобальный обвал.

Вечная мерзлота - это крупный глобальный резервуар углерода, который оставался замороженным на протяжении большей части голоцена. Из-за недавнего изменения климата вечная мерзлота начинает таять, высвобождая накопленный углерод и образуя термокарстовые озера.

Когда оттаявшая вечная мерзлота попадает в термокарстовые озера, содержащийся в ней углерод превращается в углекислый газ и метан и выбрасывается в атмосферу.

Метан является мощным парниковым газом, и выбросы метана из термокарстовых озер могут инициировать цикл положительной обратной связи, в котором повышенные концентрации метана в атмосфере приводят к усилению глобального изменения климата, что, в свою очередь, приводит к большему таянию вечной мерзлоты и увеличению выбросов метана и углекислого газа.


Рецензии