Формирование информационной культуры у студентов т

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 
У  СТУДЕНТОВ  ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
 ВУЗА
 
С  обретением  Республикой Узбекистан государственного суверенитета  главной задачей стало построение демократического правового государства и открытого гражданского общества, обеспечивающих соблюдение прав и свобод человека, духовное обновление общества, формирование социально-ориентированной рыночной экономики, интеграцию в мировое сообщество.   Важным условием развития страны стало  формирование  системы подготовки кадров на основе богатого интеллектуального наследия народа и общечеловеческих ценностей,  а также достижений современной культуры, экономики, всей науки, техники и различных технологий.  Связи с чем  в республике     были  составлены  и приняты к исполнению  два эпохальных для страны   документа:   Закон   Р Уз   « Об образовании»   и  Национальная программа по подготовке кадров.( 1997).
Национальная программа по подготовке кадров  разработана на основе анализа национального опыта, исходя из мировых достижений в системе образования, и ориентирована на формирование нового поколения специалистов с высокой общей и профессиональной культурой, творческой и социальной активностью, умением самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни, способных ставить и решать задачи на  далекую перспективу. Программа предусматривает реализацию национальной модели подготовки кадров, создание социально-экономических, правовых, психолого-педагогических и иных условий для формирования всесторонне развитой личности, адаптации к жизни в современном изменяющемся обществе, осознанного выбора и последующего освоения образовательных и профессиональных программ, воспитание граждан, сознающих свою ответственность перед обществом, государством и семьей.      
   Основными компонентами Национальной модели подготовки кадров стали  личность, как главный субъект и объект системы подготовки кадров, а также способы  его  оптимального обучения  и воспитания. Здесь Государственная   политика    предусматривает становление разносторонне развитой личности - гражданина через систему непрерывного образования, неразрывно связанную с интеллектуальным и духовно-нравственным воспитанием человека.
Сегодня  как  никогда  велико  значение   информации  и  информационной культуры   в  жизни  современного общества  и  межгосударственных объединений.
 Становление информационной культуры как самостоятельного научного направления быстро вошло в нашу жизнь,  изменив характер и структуру производства, а также  место и функции человека в нем, образ  его жизни и быт.   
 Информационная культура - это процесс, в котором социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы не просто связаны, а буквально впаяны  друг в друга и в то же время как бы слиты воедино.      
Информационная культура может сейчас рассматриваться, как сфера деятельности, связанная с производством, преоб¬разованием и потреблением информации.  Современный период развития цивилизации характеризуется кардинальными изменениями в сфере взаимодействия человека и информации. Впервые за всю историю человечества информация и знания по значимости соотносятся с такими  основополагающими категориями, как материя (вещество) и энергия, тем самым,  устанавливая границу  перехода от индустриальной к информационной цивилизации.   
Анализ исследований (А.П. Ершова, Григорьева С.Г., Иванникова А.Д., Колина К.К., Кузнецова А.А., Лапчика М.П., Лаптева В.В., Леднева В.С., Роберт И.В., Семенова А.Л., Тихонова А.Н., Хеннера Е.К. и многих других), связанных с информационной культурой, показывает, что состояние информационной культуры обучающихся в настоящее время не может быть признано удовлетворительным, поскольку общий уровень информационной подготовки  выпускников большинства  общеобразовательных учебных заведений, включая и  вузы,    остается еще достаточно низким.               
В этой связи возникает  необходимость создания новых пе¬дагогических технологий и подходов их внедрения  в  учебно-воспитательную практику, направленных на формирование информационного культуры личности, на обучение   молодежи рациональным приемам работы с информационными ресурсами, включая технологию и алгоритмы поиска, отбора, анализа и синтеза'  информации. Быстрый рост массивов   информации в разных науках  является  одним из главных  факторов современной   жизни на фоне  ограниченных возможностях каждого отдельного  индивида.  Парадокс возникшей ситуации заключается в том, что при избытке информации в обще¬стве в целом, каждая отдельная личность испытывает огромные трудности при получе¬нии доступа  к ней, ибо каждый конкретный обучаемый  вынужден преодолевать разного рода препятствия (терминологиче¬ские, языковые и другие психолого-физиологические информационные барьеры), вследствие формирования  у них тезаурусов разной мощности. Стратегическое направление модернизации системы непрерывного образования в контексте повышения требований к компетентности обучающихся, развитию его информационной культуры естественно обостряет реально существующие противоречия между ростом знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком  в рамках традиционного обучения.               
В государственном  техническом университете им. Ислама Каримова   накопился  определенный  опыт  совершенствования   современного   учебно-воспитательного  процесса, сводящийся к следующим   номинациям:
• созданы и создаются новые  ИРЦ  и  залы   с  компьютерной техникой, работающих не только в автономном режиме, но и подключенным  к  локальной (вузовской) и  всемирной ( Internet)системам;
• широким ходом идет создание  электронных  учебных  пособий   с  мультимединным содержанием;
• проводятся  общевузовские конкурсы методических разработок по  созданию  новых  учебных материалов (конспекты лекций, материалы для практических и лабораторных занятий, обучающие тренажеры  и пр.);
• проводятся смотры- конкурсы  ТСО, ТСИ,  контроля знаний разных видов              ( автоматизированных,тестовых и пр.), в которых  осуществляется обмен  опытом   в области  создания дидактических материалов  различной направленности;
• проводятся  многочисленные конференции, с  публикацией работ,  где  предпочтение  отдается  материалам, посвященным  информационной  культуре   и информационным  технологиях;
• организованы  курсы  ликвидации  компьютерной неграмотности и  освоения английского языка, как среди определенных категорий  студентов, так  и   профессорско-преподавательского  и учебно-вспомогательного составов;
• факультеты и курсы повышения квалификации, где повышенное внимание уделяется  изучению компьютерных технологий   и  иностранных языков ( преимущественно английский);
• проводятся  фестивали   и смотры  культурологической направленности;
• широко практикуются   связи  с культурными  центрами Р Уз с  их посещением и  туристическими поездками   
Функциональный уровень информационной культуры специалиста связан с операциональной направленностью личности. Функциональный уровень включает формирование   умений, необходимых будущему специа¬листу: умение получать нужную информацию, находить оптимальные пути по¬иска источников информации; умение анализировать источники, отбирать нуж¬ные; умение рационально использовать полученную информацию, формулиро¬вать свои информационные потребности и адекватно определять информаци¬онные возможности. Формирование этих качеств сократит непроизводительные затраты времени, повысит оперативность, точность и пол¬ноту получения информации и знаний, что существенно  повысит   уровень подготовки специалистов.   
 На  формировании информационной культуры у студентов   существенно  сказывается  процесс  развития и совершенствования информационной техники и технологии. Наибо¬лее яркой  иллюстрацией стремительного внедрения в жизнь информационных технологий является   внедрение в практику обучения  локальных (местных, вузовских) и глобальных (Internet)    информационных систем.   
Становление личной информационной культуры происходит повседневно. С одной стороны, этот процесс структурируется, организуется и направля¬ется системами обучения и воспитания, а с другой - информационная культура формируется в процессе повседневной деятельности под влиянием усвоения бытовых знаний и умений, информации средств массовой коммуникации, в процессе общения. Влияние современной информационной техники на форми¬рование и развитие личности определяется существенным расширением объема и характера доступной человеку информации, форм ее получения и преобразо¬вания. Информационная культура общества находится в тесной связи с соответствующим аспектом культуры людей, живущих в этом обществе и составляю¬щих его.  Прогресс материального производства и различные проявления ду¬ховной жизни людей оказываются причастными к формированию информаци¬онной культуры общества. Без глубокого овладения постоянно возрастающими объемами и потоками разнообразной информации серьезные социальные сдви¬ги невозможны. Этим определяется важность информационной культуры, которая давно выступает в качестве особой и весьма существенной характеристи¬ки развития общества.
Современный   работник технической сферы должен владеть не только знаниями   по своей специальности, но и основами предпринимательской деятельности. Так  управленческая деятельность инженера включает организа¬цию работы в коллективе исполнителей, принятие управленческих решений в условиях различных мнений, нахождение компромисса между различными тре¬бованиями,  как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании и определение оптимального решения. В этом случае профессия инжене¬ра приобретает черты смежной группы профессий,   ос¬новной особенностью которых является взаимодействие между людьми, реали¬зуемое в общении и информационном обмене. Умение общаться, добиваться взаимопонимания в процессе выполнения профессиональных функций является здесь важнейшим условием высокой эффективности труда.  Процесс формирования информационной культуры является управ¬ляемым, если ее развитие и становление происходят в условиях обучения и воспитания. Если формирование информационной культуры происходит в про¬цессе саморазвития личности, то данный процесс осуществляется спонтанно, хаотично, и порою не целенаправленно. 
Для достижения целей формирования личности специалиста необходимо устранить противоречие между учебной деятельностью  и деятельностью профессиональной. Для этого в вузе необходимо организовать такое обучение, которое обеспечивает переход и трансформацию одного типа деятельности (познавательный)  в  другой (профессиональный ) с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей,  действий, поступков, средств, предметов и   конечных результатов
Суммируя  многочисленные  высказывания  различных специалистов   и интерпретируя их, ориентируясь  на  развитии  науки  об информации следует сказать, что     информационную куль¬туру можно рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информацион¬ном обществе, как составляющую  процесса формирования культуры человече¬ства (способы и результаты информационной деятельности),  и как процесс гар¬монизации внутреннего мира человека в ходе освоения  им  всего объема социально значимой информации.


Литература

1. Закон Республики Узбекистан "О национальной программе по подготовке кадров" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 11-12, ст. 295; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 15,
2. Галиновский А.Л. Информационно-аналитические системы сопровождения  профессионального образования инженерного профиля//Системы управления и информационные технологии, 2006, N4.1(26). - С. 140-144
 3. Овчинникова, И.Г. Развитие информационной культуры обучающихся в системе непрерывного образования.  Дисс. на соиск. степ. д.пед. н. Магнитогорск, 2009. 
4. Уваров, А.Ю. Кластерная модель преобразований школы в условиях информатизации образования. Комплексный подход к информатизации образовательного процесса в начальной школе . Москва, 2009. 
 

 
   


Рецензии