Под стягом Сарасвати - часть 1я

Кто разрешил? — "Хотеть всё знать!" - А это просто были дети, что замки строят летом из песка, зимою на снегу... И жизнь познать, и трудности неволить, не попадая в каверзные сети, и красоту в обыденном искать. И не бояться преодолевать, имея чистоту любви, и сердца волю, и гены слов, что всё " в пути дано познать"... — Кто разрешил дышать и первый вздох альтруистично задержать, чтоб надышаться потом каждым вдохом в жизни в волю?


В нашем повествовании речь пройдет о Манчжушри и Сарасвати, которые отображают сходные роли в буддизме и индуизме.

В буддийской традиции существует множество легенд и историй, связанных с Манджушри. Одна из наиболее известных и популярных историй о Манджушри - это его встреча с бодхисаттвой Авалокитешварой (Куань-инь) на острове Сринагара.

Согласно этой легенде, однажды Манджушри и Авалокитешвара (в тибетской традиции известен как Ченрезиг) встретились на острове Сринагара в океане. Оба они пришли, чтобы изучить Дхарму и достичь просветления. Авалокитешвара, известный своим состраданием и любовью к существам, выбрал метод развития практики медитации, сосредотачиваясь на звуках страданий и помогая существам избавиться от их боли.

С другой стороны, Манджушри, представляющий мудрость и разум, выбрал путь интеллектуального изучения Дхармы и развития мудрости. Во время встречи Манджушри спросил Авалокитешвару, как он собирается помочь всем существам, если он сам погружен в медитацию и тишину. Авалокитешвара ответил, что его метод - это путь любви и сострадания, который дает возможность прямого контакта и помощи тем, кто нуждается в нем.

Манджушри, в свою очередь, объяснил, что его метод - это метод мудрости и понимания. Он сказал, что только через понимание и мудрость существа могут преодолеть свои страдания и достичь просветления. Оба бодхисаттвы пришли к выводу, что их подходы взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Эта легенда подчеркивает важность как сострадания, так и мудрости в буддийской практике и указывает на два основных подхода к достижению просветления.

Манджушри (санскр. Ma;ju;r;) - это один из наиболее почитаемых бодхисаттв в буддийской традиции, представляющий аспект мудрости и просветления. Его имя можно перевести как "Прекрасное Острие" или "Благородная Мудрость". Манджушри широко известен в различных школах буддизма, включая махаяну и ваджраяну, и часто изображается как мужчина с мечом или сурья (солнце) в руках.

Вот несколько ключевых аспектов и характеристик Манджушри:

(1.) Символика меча: Манджушри часто изображается с мечом в руках, который символизирует разрушение невежества и иллюзии. Его меч представляет мудрость, которая способна проникнуть сквозь темноту неведения и раскрыть истинное понимание.

(2.) Символика книги: Кроме меча, Манджушри также может держать в руках книгу или свиток, который символизирует знание и учение Будды. Этот атрибут подчеркивает его связь с мудростью и образованием.

(3.) Просветленная сущность: В буддийской традиции Манджушри считается бодхисаттвой, то есть существом, достигшим состояния просветления, но отложившим свое окончательное освобождение, чтобы помочь всем существам в достижении просветления.

(4.) Учитель мудрости: Манджушри является источником мудрости и знания. Он служит в качестве учителя и вдохновителя для практикующих, помогая им развивать интеллект и мудрость.

(5.) Мантра Манджушри: Существует мантра, посвященная Манджушри, которая используется для призыва его помощи и поддержки в развитии мудрости и интеллекта. Эта мантра обычно звучит следующим образом: "Ом Ара Пачана Дхи Дхи Шоджа Кари Бам Хум".

(6) Мудрость в дзен-буддизме: В дзен-буддизме Манджушри символизирует мудрость, которая освобождает практикующего от иллюзии и приводит к просветлению. Его изображение часто используется в дзен-залах и учитывается в медитационных практиках.

Мантра к Манчжушри: "; ;; ;;; ;; ;; ;;;;; ;;;; ;;; ;;;"
"Ом Ара Пачана Дхи Дхи Шоджа Кари Бам Хум" — (Ом, просвети мой ум, умножь мудрость, уничтожь невежество).

Бодхисаттва Манджушри — совершенная мудрость. Мантра, связанная с бодхисаттвой Манжушри в буддизме, обычно используется для просвещения ума, развития мудрости и понимания. Вместо прямой аналогии с молитвой к богине Сарасвати (в Индуизме), которая обращается за благословением, мудростью и вдохновением в обучении и творчестве, мантра Манжушри более сосредоточена на развитии ума и освобождении от невежества.

                ~*~

Молитва-мантра обычно звучит следующим образом на санскрите: ; ;;; ;;;;;;;;; ;;; ;;;
Фонетическая транскрипция:  "Om Namah Sarasvatyai Namah Om". ( Перевод:  "Ом, я поклоняюсь Сарасвати, чье имя свято." )
 
Эта молитва посвящена богине Сарасвати, в индуистской мифологии она является богиней знания, мудрости, музыки, искусства, речи и образования. Поэтому эта молитва обращается к богине Сарасвати с просьбой о благословении, мудрости и вдохновении для успешного освоения знаний, развития творческих способностей и достижения успеха в обучении и творчестве. Часто эта молитва используется перед началом учебы, чтения священных текстов или перед выступлением в искусстве.

Сарасвати (санскр. ;;;;;;; — ‘полноводная’ или ‘богатая водами’) является богиней речи, мудрости и знания в ведическом пантеоне богов. Она покровительствует искусствам, творчеству, наукам и различным ремёслам, также считается создательницей священного алфавита деванагари и божественного языка санскрита. Сарасвати имеет много имён: Савитри, Вак, Сатрупа, Сати и другие. Сарасвати — супруга бога Брахмы, выступает как персонификация женской ипостаси его творческой энергии. Богиня Сарасвати является также и дочерью творца Вселенной — он породил её из половины своего тела, разделив его на две части, для того, чтобы с её помощью творить Вселенную. Брахма во время Великого акта созидания Мира, своим выдохом оживляет изначальную природу (Пракрити), которую олицетворяет Сарасвати.
 
Богиня Сарасвати является деви (санскр. ;;;;, dev; — ‘божество в женском проявлении’), или дэви, то есть представляет собой женское начало божественной природы, которая обычно обозначается как богиня-мать. Согласно «Дэвибхагавата-пуране», Сарасвати поклоняются как Махадэви, или Великой божественной матери. Она, проявляя свою божественную природу в различных аспектах жизни, выступает в лице всех богинь, которые по своей сути являются её проявлениями, но также Сарасвати являет собой верховную богиню, которая даёт начало всем остальным божествам, не только в женском, но и в мужском проявлении. Наряду с богиней процветания Лакшми (женой Вишну) и богиней плодородия и изобилия Парвати, или Дургой (супругой Шивы), она (Сарасвати) представляет собой силу проявленной Вселенной (шакти), несущую потоки женской (творческой) созидательной энергии в проявленный Мир. Шакти является принципом женской божественной энергии, которая присутствует во всех божественных аспектах в индуизме, в том числе и в богинях верховной тримурти.

Согласно «Шива-Самхите», боги Шива, Брахма и Вишну всегда присутствуют в Великом Духе, однако любые объекты материального мира — это различные проявления Авидьи. Если Авидья преисполнена Тамасом, то она проявлена как Дурга, через неё управляет разум Шива, когда в Авидья преисполнена Саттвой, то она являет себя как Лакшми, и управляющий разум — Вишну, если же Авидья наполнена Раджасом, то она проявлена как Сарасвати, и управляющий разум — это Брахма. Давайте более подробно рассмотрим все эти взаимосвязи, раскрыв суть трех гун: Сатва, Раджас и Тамас, — а также связь Авидьи с Тримурти.

Гуны - это три основных качества или состояния природы в индуистской философии. Они обычно рассматриваются как основа всего материального мира и влияют на различные аспекты жизни, включая поведение людей, состояние природы и характер явлений.

Вот краткое описание каждой из трех гун:

1. Саттва: Саттва - это качество света, чистоты и гармонии. Оно связано с чувством ясности, спокойствия и духовной чистоты. Когда саттва преобладает, человек обычно чувствует ясность ума, чистоту мыслей и гармонию внутри себя.

2. Раджас: Раджас - это качество страсти, активности и беспокойства. Оно связано с динамичной и активной энергией, стремлением к деятельности и движению. Когда раджас преобладает, человек может чувствовать внутреннее напряжение, беспокойство и желание действовать.

3. Тамас: Тамас - это качество инерции, тьмы и невежества. Оно связано с отсутствием движения, апатией и темными силами. Когда тамас преобладает, человек может чувствовать сонливость, апатию и неспособность к действию.

Гуны взаимодействуют друг с другом и могут преобладать в разное время и в разных обстоятельствах. Понимание гун помогает людям понять свое состояние и эмоциональные реакции, а также влияние окружающей среды на их самочувствие и поведение.

Авидья - это термин из индуистской и буддийской философии, который обозначает неведение, неведомость или неведение истины. Он представляет собой состояние незнания или непонимания духовной реальности, которое приводит к иллюзии и заблуждению относительно природы вещей.

Связь Авидьи с тримурти - это вопрос о влиянии неведения на три аспекта божественной троицы в индуизме: Брахму, Вишну и Шиву, представляющих силы творения, сохранения и разрушения соответственно.

1. Авидья и Брахма: В контексте Брахмы, как бога творения, Авидья может проявляться как непонимание иллюзорной природы материального мира, созданного Брахмой. Люди могут ошибочно принимать временный и изменчивый мир за реальность из-за своего неведения.

2. Авидья и Вишну: В случае Вишну, который считается богом сохранения и поддержки, Авидья может проявляться как непонимание истины или отождествление с материальными объектами и идеями. Люди, страдающие Авидьей, могут ошибочно считать временные вещи за постоянные и привязываться к ним.

3. Авидья и Шива: Шива представляет разрушение и трансформацию. В контексте Авидьи, это может означать непонимание процесса изменения и перерождения, который неизбежно присутствует в мире. Люди, не осознающие эту реальность, могут испытывать страх и тревогу перед процессами изменения.

Таким образом, Авидья связана с тримурти через свои проявления в виде неведения или непонимания духовной реальности, которые могут влиять на восприятие и поведение людей.

                ~*~

Манджушри и Сарасвати - это два разных бодхисаттвы из разных традиций, каждый из которых символизирует определенные аспекты мудрости и знания. Вот некоторые сходства и различия между ними:

Сходства:
• Символ мудрости: Как Манджушри, так и Сарасвати являются символами мудрости и знания. Они используются для призыва мудрости, разума и интеллекта.
• Поддержка учеников: Оба бодхисаттвы часто призываются учениками и практикующими для получения помощи в обучении, учении и развитии интеллекта.

Различия:
• Традиция: Манджушри является бодхисаттвой мудрости в буддийской традиции, в то время как Сарасвати - это богиня знания и искусства в индуистской традиции.
• Атрибуты и символы: У Манджушри обычно есть меч, который символизирует его способность разрезать через иллюзии невежества и открывать путь к просветлению, а также ***книга вложенная в цветок. У Сарасвати есть атрибуты, такие как **четки (не всегда присутствуют при изображении), ***книга и музыкальный инструмент *вина, которые символизируют знание, мудрость и искусство.
• Подходы к мудрости: Манджушри чаще ассоциируется с медитативной практикой и развитием мудрости через контемпляцию и проникновение в природу реальности, тогда как Сарасвати связана с обучением, образованием, искусством и музыкой.
Таким образом, хотя оба Манджушри и Сарасвати символизируют мудрость и знание, их роли, атрибуты и методы работы отличаются в соответствии с их традиционным контекстом и функциями.

* Вина - это музыкальный инструмент, который ассоциируется с богиней Сарасвати в индуистской традиции. Это стрекательный струнный инструмент, похожий на ситар, который обычно изображается в руках Сарасвати. Вина символизирует знание, музыку, искусство и творчество. Он также ассоциируется с идеей гармонии, красоты и возвышенности. В контексте образа Сарасвати вина олицетворяет ее влияние на искусство, литературу и музыку, а также способность к вдохновению, красоте и творчеству.

** Иногда Сарасвати также изображается с малахитовыми четками, которые могут ассоциироваться с медитацией или контемпляцией.

*** Книга как символ имеет схожие значения как для Сарасвати, так и для Манджушри, но в каждом случае она может обозначать немного разные аспекты:

(1.) Сарасвати (в индуистской традиции):
Книга, которую Сарасвати держит в руках, символизирует знание, мудрость и образование.
Это может также отражать идею духовного знания и истины, которое передается и сохраняется через письменные тексты или священные писания.
Книга также ассоциируется с обучением, литературой и искусством слова.

(2.) Манджушри (в буддийской традиции):
Книга, которую Манджушри может держать в руке или иметь рядом с собой, обычно представляет собой письменный текст, который символизирует просветление и учение Будды.

Это может отражать идею мудрости, которая освещает путь к просветлению и пониманию природы реальности.

В некоторых изображениях книга Манджушри также может представлять собой преданность и практику изучения буддийских текстов и учений.

Хотя в обоих случаях книга символизирует знание и мудрость, ее значение может немного отличаться в контексте индуистской и буддийской традиций.

В иконографии буддийской традиции Манджушри часто изображается с книгой, вложенной в цветок, который затем держит в руке. Этот образ символизирует несколько важных аспектов:
• Книга в цветке: Книга, вложенная в цветок, может символизировать цветение мудрости или возникновение учения. Это отражает идею о том, что мудрость или просветление появляется или раскрывается подобно раскрывающемуся цветку.
• Цветок в руке Манджушри: Цветок, который Манджушри держит в руке, может представлять собой символ просветления, цветение мудрости или даже сияние просветленного ума.

Эти символы указывают на процесс раскрытия мудрости и просветления, который является ключевой частью практики буддийского пути. Манджушри, как бодхисаттва мудрости, является источником просветленного знания, которое помогает снять покров неведения и привести к освобождению. Поэтому изображение книги в цветке и цветка в руке Манджушри символизирует процесс просветления и осознания истины.

Изображение лебедя (или гуся) рядом с Сарасвати имеет метафорический смысл и ассоциируется с идеей красоты, чистоты и грации. В индуистской мифологии лебедь является символом мудрости и духовности, а также ассоциируется с богиней Сарасвати в ее аспекте божественной музыки и творчества.

В иконографии Сарасвати часто изображают, сидящей на лебеде или с лебедем рядом. Это отражает идею легкости, свободы и изящества, которые ассоциируются с этой птицей. Лебедь также считается символом музыки и гармонии, что вполне подходит для богини Сарасвати, покровительницы искусств, музыки и литературы.
Кроме того, в индуистской традиции лебедь также связан с концепцией Виджнана-гамья (санскрит), что переводится как "идущий к знанию" или "идущий к мудрости". Это соотносится с Сарасвати, которая является божеством знания, мудрости и образования, и подчеркивает ее роль в обучении и познании.

Наличие лебедя рядом с изображением Сарасвати напоминает о красоте, грации и духовной высоте, которые она представляет, а также обращает внимание на ее связь с музыкой, искусством и знанием. Метафорически все деятели искусства и культуры стоят под стягом Сарасвати.


Рецензии