Под стягом Сарасвати - часть 2я

В этой части мы затронем всего несколько вопросов связанных с буддизмом и индуизмом, такие как периоды формирования кажой из космогонических учений ставших религиями и их отношение к основным аспектам - душе и реинкарнации.

Индуизм и буддизм - две из важнейших религиозных традиций, которые в значительной степени влияли на культурное и религиозное развитие Южной и Юго-Восточной Азии. Обе эти религии возникли на территории современной Индии и имеют общие корни, но развивались в разное время и с разными акцентами.

Индуизм:
• Ранний период: Основные тексты индуизма, включая Веды, написаны в период с примерно 1500 до 500 года до нашей эры. В этот период сложились основные концепции индуизма, такие как учение о реинкарнации, карме, брахманизм, и многие другие.
• Средний период: В период между 500 годом до н.э. и 500 годом н.э. индуизм претерпел значительные изменения, включая возникновение эпических текстов, таких как "Махабхарата" и "Рамаяна", а также формирование пуранической литературы и бхакти движения.
• Поздний период: С 500 года н.э. индуизм стал интегрировать множество философских школ, таких как веданта, санкхья, йога, ньяя, и мимамса, каждая из которых предлагала свои собственные трактовки основных учений религии.

Буддизм:
• Возникновение: Буддизм возник в 6-5 веках до н.э. в Индии, когда Сиддхартха Гаутама, известный как Будда, достиг просветления под Бодхи-деревом в Бодх Гайе. Этот период принято считать началом буддизма.
• Расцвет: Буддизм стал массовым движением и распространился во многие регионы Индии и соседние страны в период с 5 до 1 веков до н.э. За этот период были сформулированы основные учения буддизма и собраны и записаны его священные тексты.
• Распространение: В следующие столетия буддизм продолжал распространяться на территории современной Индии, Шри-Ланки, Юго-Восточной Азии, Тибета и других регионов, а также адаптироваться к различным культурным и философским контекстам.

Относительно заимствований и влияний: исторические связи между индуизмом и буддизмом привели к обмену идеями, символами и практиками. Например, Сарасвати, богиня знания и мудрости, в индуизме, и Манджушри, бодхисаттва мудрости в буддизме, оба являются символами интеллекта и просветления, и оба изображаются с атрибутами, которые символизируют знание и мудрость. Это один из примеров влияния и перекрестного воздействия между этими двумя религиозными традициями.

   ~*~

Индуизм и буддизм имеют ряд значительных различий, включая философские, теологические и практические аспекты. Вот несколько ключевых различий между ними:

1. Основатели:
• Индуизм не имеет конкретного основателя; он эволюционировал с древних времен на основе множества религиозных и культурных традиций.
• Буддизм основан на учениях Сиддхартхи Гаутамы, известного как Будда, который принял на себя путь поиска истины и просветления.

2. Учение о *самости:
• В индуизме учение о самости (атмана) варьируется в зависимости от различных школ и философских направлений, включая адвайту (недвойственность), дуализм, вишисхтадвайту и другие.
• Буддизм утверждает отсутствие постоянного, неизменного и вечного "я" (анатман), что ставит его в оппозицию к учениям индуизма о существовании атмана (души).

3. Роль божеств:
• Индуизм предполагает многочисленных богов и богинь, включая Вишну, Шиву, Брахму, Дургу, Лакшми, Сарасвати и многих других, каждый из которых представляет различные аспекты божественного.
• Буддизм не отрицает существование божеств, но не придает им такого же значения, как индуизм. Большинство форм буддизма сосредоточены на практике духовного развития и просветления, а не на почитании божеств.

4. Карма и реинкарнация:
• Обе религии принимают учение о карме и реинкарнации, но с некоторыми различиями в интерпретации. В индуизме существует вера в то, что действия и поступки в текущей жизни определяют условия будущей реинкарнации. В буддизме также существует понятие кармы и реинкарнации, но более акцентировано на прерывании цикла перерождений и достижении освобождения от страданий (нирваны).

5. Общественная структура и практики:
• Индуизм и буддизм имеют различные общественные структуры и практики. Индуизм традиционно ассоциируется с кастовой системой, хотя современные формы религии стали более универсальными. Буддизм, с другой стороны, акцентирует на равенстве всех существ и отрицании кастовой системы.
• В обеих религиях можно найти некоторые общие аспекты в космогонических представлениях, таких как учение о цикличности времени, концепции духовного развития и духовной практики. Однако они по-разному интерпретируют эти концепции и имеют разные подходы к духовной практике и целям.

Ключевое и важное различие двух космогонических концепций:
* — "самость" (атман в индуизме и атман в буддизме) относится к идее о постоянном, неизменном и вечном "я" или душе, которая является основой личности и сущности человека. Это одно из ключевых понятий в обеих религиях, хотя оно может быть различно интерпретировано и понимаемо в каждой из них.
Ключевое различие между индуизмом и буддизмом заключается в концепциях "самости" и "анатмана" (отсутствия-самости):

• В индуизме "атман" представляет собой постоянную и неизменную душу, которая переносится из одной жизни в другую. Она считается высшей духовной сущностью, связанной с Брахманом и являющейся источником индивидуальной сознательности.

• В буддизме отсутствует постоянная самость. Вместо этого есть понятие "анатман", отрицающее идею о постоянном "я" или душе. Поток сознания постоянно меняется и зависит от кармических условий и причинно-следственных связей.

• В индуизме реинкарнация связана с атманом, который переносится из одной жизни в другую. В буддизме же процесс реинкарнации понимается как переход потока сознания от одного существа к другому, без постоянства самости.

Таким образом, в индуизме подчеркивается вечная душа, а в буддизме - изменчивый поток сознания, что влияет на развитие живых существ.

В буддизме поток сознания перемещается между живыми существами, изменяясь и влияя на их развитие. Этот поток аналогичен информации или главной идее, влияя на формирование души каждого существа. Когда живое существо умирает, его поток сознания переходит к другим существам, влияя на их опыт. В индуизме же душа переносится из одной формы в другую, придавая новой форме кармические свойства и достижения предыдущей. Таким образом, в буддизме отсутствует постоянная душа, но сохраняется идея о непрерывном потоке сознания.



на иллюстрации: Николай Рерих, "Огни на Ганге" (Пламя счастья). 1947. Холст, темпера. Музей Востока

Спасибо, за внимание! Пусть в вашем сердце пребывает мир, любовь и сострадание! Пусть ваши слова и дела будут осознанны в оказании милосердия живым существам, а ваши возможности делать добро не оскудеют.


Рецензии