Трудно быть критиком-рецензентом

Трудно быть критиком-рецензентом

(или мой ответ Чемберлену)

(рассказ-полемика)

Предисловие

Меня часто ругают, за мои неискренние рецензии, что в них нет "перчинки", нет критики, поиска в произведении недостатков, рекомендаций автору.

Собственно рассказ: "Трудно быть критиком-рецензентом"

Некто, назовём его Поэт, мечтал стать членом СП России (Союз Писателей России), для чего обратился за рекомендациями к остепенённым членам СП России. И на первой же "рекомендации" - вообще не писать стихи, а попробовать себя, например, в прозе, сильно засомневался в своих поэтических способностях и действительно забросил писать, вообще. Хотя к тому времени, он уже издал порядка пяти увесистых авторских книг стихов в твёрдом переплёте.
К каждой книге, ему, за деньги, писали предисловия или послесловия, в общем-то положительные, но не сказать, чтобы хвалебные, те же члены писателей (СП России). На издание этих пяти авторских книг на протяжении десятка лет он тратил почти всю свою зарплату, а в последствие - пенсию. Толи "рекомендация" не писать стихи, выбила его из колеи, толи "ковид", но вскоре после этого события его не стало (ушёл из жизни), и сейчас в Бийской писателькой среде его уже никто и не вспоминает.

Другой пример! Была ещё в Бийске одна "самобытная" поэтесса, которую коллеги, время от времени уличали в плагиате, то есть или сюжеты уж больно напоминали некоторых классиков, или даже местами целые строфы стихотворений где-то уже звучали задолго до неё. Результат тот же - вообще забросила писать стихи, по принципу: "Если можешь не писать, не пиши. Наложи на свои мысли запрет..." Сейчас ещё можно увидеть её стихи в коллективных сборниках бийских авторов, но её самой, на заседаниях литературных объединений уже не сыскать.

Но есть и противоположные примеры, когда одного бийского поэта, и другого бийского прозаика, просто захвалили. Они вздёрнули носы. И уже на своих коллег по перу, смотрели свысока. И, как ни странно, качество их творчества просто на глазах стало падать. Объяснение этому нахожу в том, что всё-таки всегда есть место состязательности и соревнования в региональной писательской среде.

Некоторые поэты или прозаики на дух не выносят критики своего творчества. А другие, наоборот, придают ей архиважное (завышенное) значение. И уже критики-рецензенты становятся нерукопожатными в их глазах, чуть ли не (а иногда и на самом деле) личными врагами.

Это я пишу про ещё неостепенённых (не принятых в СП России или РСП, другие писательские Союзы) писателях-литераторах. Но с остепенёнными, принятыми в тот или иной писательский Союз, литераторами, иногда происходят такие поведенческие метаморфозы, что "мама не горюй". Себя они уже (мысленно) считают классиками и пытаются засветиться со своим творчеством в каких-то больших проектах, энциклопедиях, изданиях... И даже, их действительно отмечают мемориальными досками: "Здесь жил известный сибирский писатель...", после их ухода в мир иной. Но, это тот предел, который они достигли после своей смерти.

Послесловие

Потому, ориентируясь на классиков Мировой литературы, на их творчество, и только исходя из этого, я пишу такие рецензии, или критические статьи, в которых по умолчанию подразумевается, что автор, безусловно имеющий литературные способности, реализующий их в своих поэтических или прозаических произведениях, должен сам стремиться к мировому уровню. Он должен сам осознавать, достиг ли он мировых вершин в своём творчестве, и по крайней мере стремиться к этому. А те текущие произведения, которые он выдаёт "на гора", рецензент-критик, если они ему понравились, отразит со своей точки зрения. И как известно, сколько критиков-рецензентов, столько и будет точек зрения. И только он сам - писатель-литератор, должен понимать, на какой ступеньке он стоит и куда ему стремиться-двигаться, куда расти...

31 марта 2024


Рецензии