Мои ошибки

Наши ошибки… Откуда они?

Это или недопонимание ситуации, или часть нашего характера…

Ещё класса с четвёртого я начала вести дневник: кратко записывала события, которые или удивляли, или пугали меня. Ведение дневника, даже такое краткое отражение действительности, и короткие стихи как умозаключение каких-то решений и выводов вольно или невольно воспитали во мне необходимость анализа своих поступков.

Мысли мои к людям чаще были объёмными. Иногда я смотрела на Землю как бы сверху, обобщая жизнь людей, которые были рядом. Люди для меня, как тогда для многих, не делились на национальности. Для меня все они были — земляне. Или, может, это — ощущение, присущее юности…

Итак, мои ошибки:

1. Слабостью моего характера была доверчивость к людям. Это привело меня однажды к неверному решению, к ошибке, к обвинению близкого мне человека в том, к чему он был непричастен. Слава Богу, что человек, которому я поверила, исправил свою ошибку и признался мне в этом.

С той поры я взяла за жёсткое правило никогда не верить никому, кто бы что ни сказал, как бы эмоционально он ни выражал это. Только увидев своими глазами, услышав своими ушами, я могу принять факт за истину.

2. В юности думалось, что сможешь изменить характер человека, откорректировать его взгляды, интересы и даже наклонности, если ты ему очень дорога.

Оказалось — нет. Каждый пришёл на Землю со своей задачей. Он так устроен. Надо или смириться, или отойти в сторону.

3. Моя жалость к людям с трудными судьбами иногда толкала меня на преждевременные решения. Моё скоропалительное согласие на уговоры и уверения преждевременно связало меня семейными узами и не дало успеть развиться до определённого уровня.

Хотя, возможно, я и сегодня поступила бы так же, так как прежде всего я живу душой. Сегодня жить с открытой душой возможно только при наличии покровителя.

4. Раньше, когда я была молодой мамой, считала, что если дети учатся в школе с отличием, то и их будущее будет отличным.

А оказалось, я не права. Самое главное в человеке — его характер, стремление к поставленной цели. Проходили годы, и я исходя из своего профессионального опыта (воспитатель детского сада и участковый инспектор по делам несовершеннолетних) наблюдала невероятные истории, из которых складывались разные судьбы. Оказывается, требование от ребёнка отличных оценок может привести к слому его психики. Ребёнок должен иметь право на свои ошибки.

Но если освоение школьной программы даётся ребёнку очень легко, то в дальнейшем, встретив препятствие, он, не привыкнув трудиться, может бросить начатое дело и разочароваться во всём. Такого ученика желательно индивидуально загружать дополнительной программой, чтобы он не потерял интерес к познанию и приобрёл навыки преодоления трудностей ещё в школе.

И ещё есть средний ученик, который прохладно относится к освоению школьной программы, но, почувствовав интерес в достижении цели, бывает завидно трудолюбив. Здесь важно, чтобы преподаватель был с изюминкой и хотел заинтересовать учеников своим предметом. Такие ученики в будущем не будут падать духом при встрече с трудностями, а всегда будут искать выход из создавшегося положения.

5. Когда девочки были ещё в детском садике, я бесконечно искренне объясняла им, что взрослому человеку надо верить. Взрослый человек всегда знает больше и не позволит себе ничего вредного против ребёнка. А ведь в основном совсем недавно всё так и было.

Но по меркам сегодняшнего дня я была неправа. Весь мир как будто перевернулся и стал полон неожиданностей. Особенно пострадали дети, рождённые в 1990 — 1995 годах. И, кажется, только сейчас люди возвращаются к человечности в отношениях между собой. Жизнь в период смены режима в стране откровенно развернула перед детьми своё грубое лицо.

Мои дети, как, впрочем, и все остальные, болезненно столкнулись с фактами беспардонности со стороны взрослых. Поняв это, я старалась быть ближе к ним, но уже не всегда всё было гладко.

А что же было верно?

А верно было то, что дети понимали: жить можно, только рассчитывая на свои средства. Кроме быта вокруг нас бушует мир, и мы сами можем расширить свой горизонт познания.

30.03.2012


Рецензии