Эмэнхаи...

      Ход истории. Он может быть эмэн. Милосердным или немилосердным к конкретным единичным и коллективным историческим индивидуальностям.  Зачем об этом рассуждать?

      О милосердности или немилосердности хода истории к кому-либо можно рассуждать, отвечая не на вопрос: зачем? А на вопрос: почему? Потому что тошнит от рассуждений некоторых историков и просто журналистов об единичных и коллективных исторических индивидуальностях.

      Часто тошнотворными являются рассуждения именно о единичных исторических личностях или индивидуальностях, таких, например, как Л.П.Берия и И.В. Сталин. Палачи или эффективные менеджеры? Создатели порядка власти или его  подчинённые, составные части? Спасатели или погубители? Тошно становится от этих рассуждений.

     У каждого рассуждающего о какой-нибудь единичной исторической индивидуальности своя аналитическая схема, свой порядок рассуждений. И не вина конкретного человека в том, что из-за подступающей тошноты, он начинает вырабатывать свою схему, свой порядок рассуждения:

     Первое. Демократия по-европейски и, особенно - по-американски - это общественное устройство, при котором исключительно  выборами определяется то, к кому ход истории становится милосерднее, чем к другим. На определённый срок. Тех, к кому при так называемой демократии ход истории на определённый срок становится немилосердным, можно условно назвать побеждёнными, а тех, к кому он на тот же срок становится немного милосерднее - победителями.

      Второе. Победителями можно назвать тех, к кому ход истории, на легко устанавливаемый срок, стал более милосердным, чем к потерпевшим поражение. Ход истории проявляет своё милосердие прежде всего тем, что политиков он наделяет чутьём  на то, что порядок властвования их соперников начинает стремительно морально стареть, а государственных деятелей - чувством, что для того, чтобы сохранить свою власть нужно выявить-исправить свои ошибки и усовершенствовать, насколько это возможно, свой порядок властвования. Для обозначения чутья политиков и чувства государственных деятелей есть иностранное слово. Интуиция. Или выражение: политическая интуиция.

     Третье. Помимо таких вечных, непреходящих законов власти, как закон морального старения любого порядка властвования, совершенствования своего порядка властвования, выявления-исправления властителями  своих ошибок,   существуют ещё четыре закона власти: поиска поддерживающих, точности определения удобных для прихода к власти условий, благодарности поддержавшим, противодействия внутренним и внешним соперникам. Ход истории организован какой-то мало познаваемой Силой так, что чутьё  политиков наиболее необходимо им в точном определении удобных условий для прихода к власти. В свою очередь, государственный деятель может остаться у власти, противодействуя идущим к власти политикам-соперникам и выявляя-исправляя свои ошибки, совершенствуя свой порядок властвования, если чувствует, что ход истории ещё сохраняет к нему, в какой-то степени, свою милосердность.

      Вполне возможно, что данный порядок рассуждений, отличающийся от таких подходов к историографии, как археологический, культурологический (цивилизационный), марксистский, монархический, теологический (богословский) и юридический подходы, может показаться кому-то тошнотворным, но он позволяет сделать выводы:

     Первый. К Л.П. Берии ход советской  истории проявлял свою милосердность не менее семнадцати лет, но к тысяча девятьсот пятьдесят третьему году ход советской истории стал превращать Л. П. Берию из победителя в побеждённого, то есть в единичную историческую личность, к которой ход истории полностью утратил свою милосердность. Историк А. Н. Сытин, говоря о Л.П  Берии, вспомнил высказывание о том, что Бог, перед тем как кого-то наказать, лишает его разума. А можно сказать и так: в тысяча девятьсот пятьдесят третьем году Л.П. Берия вёл  себя так неблагоразумно, неосторожно, что можно сделать вывод о полной потере им в названном году своего политического чутья.

     Второй. Пришедший к тысяча девятьсот пятьдесят четвёртому году на вершину власти в  СССР Н.С. Хрущёв, продержался на ней чуть более одиннадцати лет, благодаря одному только милосердию к нему хода советской истории. Так как не обладал очень высоким уровнем интеллекта, глубокой образованностью и плохо умел выявлять-исправлять свои ошибки, допущенные в совершенствовании своего порядка властвования. Чутьё политика изменило ему к концу тысяча девятьсот шестьдесят четвёртого года, когда в результате переворота он был полностью и навсегда отстранён от власти.

     Третий. Такая коллективная историческая индивидуальность как гэкачепэ  поняла или почувствовала ко второй половине августа тысяча девятьсот девяносто первого года, как стремительно морально стареет её порядок властвования, но ничего не успела сделать: ни выявить-исправить свои ошибки, ни должным образом  усовершенствовать свой порядок властвования. Можно даже так сказать: ход истории в три дня августа девяносто первого года был жёстко немилосердным к гэкачепэ, хотя сами представители этой коллективной исторической индивидуальности могли думать, что наступил момент, удобный для выявления-исправления своих ошибок и совершенствования собственного порядка властвования.

     Четвёртый. К концу тысяча девятьсот девяносто девятого года в России сложились обстоятельства, показывающие коллективной исторической индивидуальности, возглавляемой Б.Н.Ельциным, что данный человек не может её больше возглавлять не только по состоянию его здоровья, но и в силу того, что ход российской истории утратил к нему свою милосердность.

      Пятый. Ход истории такой страны как эСШаА должен показать, в конце две тысячи двадцать четвёртого года, к кому он более милосерден - к демократам, возглавляемым Дж.Байденом или к трампистам. Внутренняя политика эСШаА и результаты их внешней политики складываются так, что президентские выборы конца две тысячи двалцать четвёртого года могут показать, насколько милосерден ход истории мира к народу эСШаА в целом. Боже, храни Америку  или... Но неблагодарное это дело - гадать об эмэнхаи, милосердности, немилосердности хода истории к таким личностям, как Дж. Байден и Д. Трамп и к такой большой коллективной исторической индивидуальности как народ эСШаА.

       Эмэнхаи - это порядок рассуждений о единичных и коллективных исторических индивидуальностях, соответстсвующий не археологическому, не богословскому (теологическому), не марксистскому, не монархическому, не цивилизационному (культурологическому,), не юридическому подходам, а личностному  подходу к историографии.

       Кого-то из читателей, может быть, стало подташнивать от описания порядка рассуждений, основанного на личностном подходе к историографии, но есть надежда, что широкую общественность от применения личностного подхода тошнит меньше, чем от публичных рассуждений о личностях и событиях нашей истории представителей более почтенных, чем личностный, подходов к истории.               


Рецензии