Письма Учителю. Ваша Мадонна

    "Жил да был, жил да был один мандарин, перезрелый господин"
       Ван Ли-чжун, поэт при дворе Фу Си.


 "               Хоть и не Ваш, граф, эпиграф, но косвенно относится к 1857 году.

 Трудно покидать каждый отрезок "вашего" времени. Это как недоизученная потомками Троя. Вербальная, не менее интересная, чем сокровища инков или скифов.

 Посему и возвращаюсь мысленно в Дрезден упомянутого года. Вы опять не в духе, заняли у Тургенева и тут же проиграли. Но на следующий день ОНА Вас успокоила:

 "...остался холоден ко всему, исключая мадонны"

 Находясь в Дрездене, несколько раз посещали галерею с этим образом. Чем можно объяснить изначальное отношение к одному из главных бриллиантов в сокровищнице мировой культуры?

 Возможно, детская рефлексия материнской недолюбленности. И не по причине атрофии главного женского чувства у Марии Николаевны. Поверьте, она любила Вас. Предчувствуя свой трагический уход, предала это чувство бездетной Ергольской.

 Вы же, уже мужчина, находясь около полотна, духовно компенсируете сыновьи ощущения.

 Плюс хайп со стороны творческой элиты девятнадцатого века. Многие Ваши коллеги по перу, побывав в Германии,  в первую очередь устремлялись к НЕЙ.

 Она могла сгореть в пламени Второй мировой. Да, да, Лев Николаевич, была и вторая.

 Но бог хранил образ своей Мамы, написанный итальянским мастером. Хватит ли ему сил уберечь её, если начнется третья?

 Несомненно, это один из главных символов мира. Надеюсь, и ТАМ Вы любуетесь не только голубкой Пикассо, но и Марией, держащей на руках Спасителя.

 В конце своего земного пути Вы меняете свое отношение к Мадонне. Точнее, к полотну Рафаэля. В весьма объемной статье "Что такое искусство" пишете:

 "... не вызывает никакого чувства, а только мучительное беспокойство о том, то ли я испытываю чувство, которое требуется"

 Возможно, граф, это рефлексия на действия Вашей супруги, повесившей репродукцию полотна над Вашим рабочим столом.

 Как бы совмещение несовместимого, нежелание желаемого другим.

 Или же восприятие ранее почитаемого за культовый объект. Да, Лев Николаевич, время меняет не только оттенки и остроту самого восприятия. Плюс Ваше углубляющееся с годами расхождение с официальным христианством.

 Но есть и другое объяснение, связанное с некой аберрацией общего зрения. Становясь все более русским, Вы признали Мадонну иностранным агентом, вызывающим у Вас мучительное беспокойство.

                Ваш ученик ЕС.

 A propos!

 Так или иначе, но истиной были и останутся слова Гроссмана о НЕЙ:

 "Глядя вслед Сикстинской Мадонне, мы сохраняем веру, что жизнь и свобода едины, что нет ничего выше человеческого в человеке"

 Василий Семенович, как и Вы пройдя войну, ценил жизнь и свободу, данные каждому из нас изначально"

 

 

 

 


Рецензии
Помню где-то в середине 70-х годов прошлого века, в славном городе Ленинграде, существовала некая группировка так называемых неформалов.
Которая боролась с произведениями искусств, и памятниками старины.
Они брызгали кислотой на картины в музеях, и круши кувалдами статуи в парках и скверах.
Культурной столицы...

Олег Бубнофф   30.03.2024 11:01     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.