Лучший сезон Автомобилиста

В КХЛ начались самые интересные поединки, которых с особым желанием жду болельщики. Хоккеисты играют самоотверженно, бьются за шайбу, ведь проигрыш эпизода может привести к году в свои ворота, пропущенные гол к проигрышу матча, а проигрыш матча – к проигрышу серии.

В этом сезоне розыгрыш Кубка Гагарина поменял формат. На стадии четверть-финала команды Запада стали играть с командами Востока. Пока Восток впереди, но, как говорится, еще не вечер.

Одной из команд Востока является «Автомобилист» из Екатеринбурга, команда до этого считавшаяся середняком. Но этот изменит  мнение о команде явно.  В первом раунде выбили «Ак Барс», который в прошлом сезоне играл в финале Кубка Гагарина.  А в игре с командой Запада грянула сенсация.

«Автомобилист» обыграл СКА (5:4) в пятом матче 1/4 финала Кубка Гагарина и выиграл серию со счётом 4–1. Вслед за «Ак Барсом» екатеринбургская команда выбила из плей-офф еще одного фаворита. На «Автомобилист» в этой серии практически никто не ставил, но команда Николая Заварухина по праву вышла в следующий раунд – она во многих ключевых компонентах оказалась сильнее более статусного соперника.

А главных причинах победы «Автомобилиста» над СКА – в материале «БИЗНЕС Online».
Если сравнивать составы обеих команд, то огромный разницы между ними не будет. Да, перед серией именно СКА считали безоговорочным фаворитом, но у «Автомобилиста» уже не первый год один из лучших по именам составов во всей КХЛ. Ник Эберт – один из сильнейших иностранных защитников лиги, Кёртис Волк и Брукс Мэйсек – лидеры-легионеры всей КХЛ. А есть ведь ещё Анатолий Голышев – многолетний лидер «Автомобилиста» и Никита Трямкин с опытом игры в НХЛ.

Просто все мы привыкли, что над «Автомобилистом» уже давно повисло клише некубковой команды. Каждый сезон там собирали отличный состав, и каждый раз команда не могла пройти дальше первого раунда. В этот раз всё кардинально поменялось: команда, заняв в регулярном чемпионате скромное пятое место, сначала в пяти матчах вынесла «Ак Барс», а теперь и СКА.

Одна из главных причин победы «Автомобилиста» над командой Романа Ротенберга как раз в сбалансированном составе. Глубина состава у екатеринбургской команды такая, что не знаешь, от кого ждать основную опасность возле чужих ворот. В первом матче серии, например, две из трех шайб забросили Семён Кизимов и Денис Баранцев. А уже во второй игре своё слово сказали лидеры команды: отличились Алексей Бывальцев и Стефан да Коста. Феноменальную серию провел Алексей Макеев, забросивший четыре шайбы в пяти играх. Ожидал ли кто-то такой игры от 32-летнего хоккеиста? Вряд ли. В пятой игре серии, когда «Авто» уступал с разницей в две шайбы, спасать команду поехали Андрей Обидин и Эберт. У обоих до этого не было ни одного гола в этой серии.

СКА такой глубины состава не хватило. Феноменально провели серию Марат Хайруллин и Василий Глотов, периодически был заметен Арсений Грицюк. Но где были все остальные? Провалили серию Сергей Толчинский и Александр Гальченюк, который в какой-то момент вообще оказался в запасе. С трибуны смотрел за серией и Брендан Лайпсик. Выделить у команды Ротенберга можно лишь трех-четырех игроков – остальные отбывали номер на льду.

 «Автомобилист» тактически оказался намного гибче
Можно с уверенностью сказать, что в тренерской дуэли Заварухина и Ротенберга выиграл наставник «Автомобилиста». При всей мощи атаки питерцев её потенциал не был реализован даже наполовину. Да, временами они переигрывали соперника, не просто так три из четырёх побед «Автомобилист» добыл с минимальным перевесом. Но в решающий момент уральцы были сильнее. СКА в концовках не отпускали скованность и паника, напомнившие о слабом старте сезона.

Заварухин очень здорово научил команду выжидать момент. Порой казалось, что СКА сейчас полностью задавит соперника, когда команда Ротенберга испытывала соперника градом бросков или рисовала бесконечные диагонали в большинстве. Но уральцы смиренно терпели и нередко находили ошибку соперника. Чаще всего голы приходили после неудачных действий СКА в своей зоне, либо на стремительных контратаках.

«У «Автомобилиста» организованная команда, каждый знает, что нужно делать. Преодолеть такую оборону очень сложно. Игроки хорошо убегают в контратаки. Странно, почему они в регулярке так не играли», – признался в разговоре с нашим изданием хоккейный эксперт и комментатор Леонид Вайсфельд.

Интересно, что в серии со СКА «Автомобилист» большую часть игр проводил на своей половине. Иная ситуация была в серии с «Ак Барсом», когда уральцы в основном действовали с позиции силы. Заварухин построил очень гибкую команду, готовую к любым ситуациям. Это было видно и в заключительной для «Автомобилиста» игре четвертьфинала. Получив две шайбы за шесть секунд в середине игры команда не развалилась и вскоре начала камбэк. Такой несгибаемости от екатеринбуржцев с их репутацией «мягкотелых» никто не ждал.

У СКА же, напротив, этой самой гибкости в игре не было. У Ротенберга был только один план – бежать в атаку, задавить соперника и перебросать его. А когда он не сработал, оказалось, что запасного плана нет.

Аликин выиграл дуэль у Серебрякова
В прошлом сезоне СКА в плей-офф не хватило сильного вратаря. В этом проблему решили просто, забрав из «Адмирала» лучшего российского вратаря КХЛ Никиту Серебрякова. Он должен был оказаться последним пазлом в чемпионской команде Ротенберга. Серебряков здорово провел регулярный чемпионат, отлично сыграл в серии с «Торпедо», но неважно действовал против «Автомобилиста».

За пять матчей Серебряков пропустил 15 шайб, получается, в среднем по три гола за игру. Это плохой показатель, учитывая, что в регулярном чемпионате вратарь СКА в среднем пропускал ровно две шайбы за матч. Все знают потенциал лучшего вратаря прошлого сезона и понимают, что Серебряков банально сыграл не на своём уровне. Самое главное, что в его действиях не было уверенности. Скорее всего, всё это передавалось и полевым игрокам.
На его фоне намного увереннее смотрелся Евгений Аликин. Особенно, если говорить о стартовых играх серии, в которых вратарь «Автомобилиста» был ключевым фактором в успехах команды. Аликин не только совершал феноменальные спасения, но, что самое главное, не пропускал свои шайбы.

Одним из ключевых матчей оказался третий, в котором «Автомобилист» выиграл в овертайме (2:1 ОТ) и повел в серии: 3–0. В этой игре Аликин отразил 42 из 43 трех бросков. В следующих двух матчах основной вратарь «Автомобилиста» был заменён, но вряд ли стоит серьезно обращать на это внимание. Ключевой момент здесь в другом: Аликин выиграл дуэль у Серебрякова и теперь будет претендовать на звание лучшего вратаря КХЛ по итогам сезона.

Блокированные броски «Автомобилиста» – незаметный, но очень важный фактор.
Одним из главных достижений «Автомобилиста» в серии стали заблокированные броски. И если в первой игре уральцы шли впереди с минимальным отрывом (12–11), то дальше перевес был более существенным. Особенно в этом плане запомнились третий и четвертый матчи серии, в которых «Автомобилист» поймал на себя практически всё. В третьей игре счет по блокам: С 39–16, в пятой: – 33–8. Екатеринбург приложил для победы значительно больше сил и полностью превзошёл соперника.

Но не весь вклад блокировщиков в успех можно вложить в «сухую» статистику. В концовке игры, когда СКА уже снял вратаря и окопался в чужой зоне, шайбу на себя героически поймал Кирилл Воробьёв. Он не просто помог снизить опасность на свои ворота, но и прижал её корпусом так, чтобы соперник не имел возможности к ней подобраться. В результате время не остановилось и драгоценные последние секунды уплывали вместе с шансами СКА на овертайм.

Кирилл Воробьев
Питерцы отчаянно пытались выбить шайбу из под защитника, но пользы от этого не было никакой. «Блок Воробьёва? Человек и так всё время ложится под шайбу. В последнем моменте сделал свою работу. Здорово, что это остановило игру, шайба лежала под ним. Он сыграл на команду, это настоящий мужской поступок», – сказал Заварухин на итоговой пресс-конференции.

Воробьёв был признанным мастером блокировок ещё со времён «Нефтехимика». В прошлом сезоне он заблокировал 192 броска, выступая за татарстанскую команду. До такой цифры за один регулярный чемпионат в КХЛ не доходил ни один его предшественник. Уже трижды в этом плей-офф он доходил до гроссмейстерского показателя – семь блокировок за матч. А всего на его счету 45 заблокированных бросков и первое место по этому показателю в Кубке Гагарина. Шансов подобраться к Кириллу у конкурентов немного, по крайней мере, в ближайшее время. Весь топ-5 Воробьёв занял вместе с хоккеистами «Трактора», которые уже обеспечили себе место в полуфинале.

В этом плане стиль тренера «Автомобилиста» близок подходу его двоюродного брата Алексея Заварухина. Только у наставника «Трактора» нет выраженных специалистов-блокировщиков, эта функция распределилась на защитников всей команды. Хотя и у «Автомобилиста» есть свои делегаты в топ-10 кроме Воробьёва. Это Никита Трямкин (32) и Максим Осипов (30).


Рецензии