Теософия и тайна веры Джон Гарригес

Одним из самых сакральных слов в английском языке является слово «вера» – крылатый вестник одной души к другой душе. Вера – это врожденное качество, а не пустая абстракция. Она спонтанна, иначе это не вера.

Наивысшее проявление веры – это доверие между истинным Учителем и ревностным учеником; далее следует доверие между учениками того же самого истинного Учителя. Затем следует поистине возвышенное чувство веры, которым воплощённое Эго наделяет мать. Если ему позволено распространиться, такая вера охватывает всю семью и с течением времени распространится на соседей, общину, государство и нацию и, таким образом, на весь мир. При размышлении становится очевидным, что существа не предпринимали бы никаких действий, если бы не лежащая в их основе спонтанная вера в то, что «жизнь поддерживает все формы, требующие жизни».

Может ли выжить нация, у которой нет этого базового качества в качестве основы? Ответ должен быть отрицательным, хорошо засвидетельствованным и подтвержденным историей. Те же печальные результаты можно наблюдать там, где нет спонтанного и устойчивого доверия между нациями или между отдельными людьми, где разрыв дружественных отношений и сепаратистская основа становятся правилом. История прошлого предоставляет достаточно ценный критерий этому, но у изучающего теософию есть недавняя богатая история, преподающая уроки величайшей важности относительно принципа доверия и его применения.

Учитель Е.П. Блаватская пришла в недоверчивый мир, неся послание доверия от тех, кому она доверяла, и кто доверял ей. Ее жизнь и деятельность свидетельствуют о том, что Е.П.Б. также верила в человечество, в свою собственную способность учить и в способность человечества учиться, следовательно, в свою великую жертву. Человечество в массе своей не доверяло ей, как хорошо знают немногочисленные исследователи философии, принесённой ею.

Если вера – врожденное чувство, то почему оно не находит выражения? Это нетрудно разгадать, поскольку человек обладает осознанной способностью выбора, той способностью, которая использовалась на протяжении бесчисленных столетий для того, чтобы верить чему и кому угодно вне самого человека. Человечество в его младенчестве и периодически после этого обучалось «правильному поведению» теми Старшими братьями человечества, которые сами достигли высокого положения благодаря наблюдению и опыту, и которым, в свою очередь, помогали в их продвижении другие Старшие братья генеалогии, уходящей все дальше в ночь времени.

Так, самостоятельно разрабатываемый и создаваемый путь был четко обозначен, и человечеству самому пришлось прилагать усилия, иначе ни один урок не был бы по-настоящему усвоен. Поэтому именно во время таких усилий случались неудачи, и с неудачами постепенно терялось чувство личной ответственности. Одновременно с такой потерей некоторые начинали претендовать на роль учителей и наставников. Подобная вера стала неуместной, возникли представления о личностных богах, формальных религиях, заместительном искуплении и со временем воцарилась доктрина безответственности. Но даже эти бедствия, преследующие человека и вызванные им самим, подходят к концу своего цикла.

Именно в конце такого цикла Е.П.Б. взяла новую ключевую ноту для лучшей и светлой эры. Она считала это время переходным периодом в истории человечества, когда менялись все системы мышления, науки, религии, правительства и общества. Она знала, что такой период благоприятствует распространению истинных идей, но также открывает двери для злоупотреблений любого рода, особенно для тех, кто добровольно направляет вновь формирующийся поток мыслей в созидательное русло. Недоверие и сомнения становятся столь же мощными силами, как и доверие. Но, точно так же, как в случае с теми несколькими храбрыми душами, которые рисковали всем, чтобы основать эту Республику [Соединенные Штаты Америки], Е.П.Б. нашла несколько добровольцев, чтобы помочь вновь основать и распространить теософское движение в мире людей. Она нашла лишь немногих, кто доверял ей и поддерживал основанное ею Движение. Сейчас их больше, чем в ее время, но пока не слишком много! Очевидно, что спонтанная вера все еще не находит должного выражения спустя почти пятьдесят лет. [1]

Уильям К. Джадж, который верил в Е.П.Б. и в которого верила она, однажды привёл несколько фраз, чтобы пробудить веру, врожденную в сердце каждого, кто их читает:

«Поэтому мы обращаемся ко всем, кто хочет подняться сам и поднять своих собратьев (людей и животных) над бездумной гонкой эгоистичной повседневной жизни. Нельзя думать, что утопию можно создать за один день; благодаря распространению идеи Всеобщего братства можно обнаружить истину во всем. Всё что требуется – так это истинное знание о духовном состояния человека, его цели и предназначении. Такое изучение приводит нас к принятию слов Праджапати, обращенных к его сыновьям: «Будьте сдержанны, будьте свободны, будьте милосердны; это есть смерть эгоизма».

А Роберт Кросби, основавший Объединенную ложу теософов по вере в Учителей, говорил: «...Мне кажется, что «вера» – это та связь, которая соединяет и составляет силу Движения, так как она исходит из сердца».

Примечание:

[1] Теософское движение было основано в 1875 году. Настоящая статья была впервые опубликована в 1934 году. (ККA)


Рецензии