Беркут

БЕРКУТ

Мой дед по отцу был кадровым военным. И хобби у него тоже было мужское - он был заядлым охотником. Промышлял в основном птицу . Имел и гончую собаку, но на зайцев охотиться не любил. Причина была следующая. Однажды дед подстрелил косого, которого Спевай выгнал на него. Подойдя к добыче, чтобы положить её в ягдташ, охотник увидел, что заяц ещё жив - лежит на спине, подняв лапы, а из глаз его катятся крупные слезы. «Как у человека» - рассказывал дед моей бабушке.
Поэтому основной охотничьей добычей дедушки Николая были утки. А однажды он принес домой живого беркута. По-видимому, беркут был легко ранен, потому что начал бодро гулять по избе с подрезанными ему крыльями. Летать он таким образом не мог, но грозно стучал когтями по полу. Пришедшая вечером с работы бабушка, увидев живого беркута с огромным, крепким, крючковатым клювом , всплеснула руками: «Коля! У нас же дети на полу играют, да он же им глаза выклюет!» - моему папе было тогда 2 годика, а его сестре - моей тете, не было и года. Дед тогда как раз вернулся с Финской войны. Поняв все, дедушка взял беркута и во дворе отрубил ему голову топориком. Крылья этой хищной птицы я запомнил с детства - они долгое время красовались на стене в комнате, как память об ушедшем на Великую Отечественную войну и не вернувшемся с нее дедушке. С фронта он успел прислать несколько писем, в одном из которых обещал привезти сыну хорошее ружье - мечтал, чтобы и он стал охотником. Хотя обещание деду выполнить не удалось , но его мечта сбылась - мой папа тоже стал заядлым охотником, промышляя боровую дичь. Мы с братом в детстве частенько играли охотничьими трофеями отца - крыльями и когтистыми лапами подстреленных глухарей, тетеревов и куропаток. Но, конечно, эта «дикая курятина» не шла ни в какое сравнение с хищным и опасным даже в плененном состоянии беркутом. А раненный хищник опасен вдвойне. Эти охотничьи истории я услышал от моей бабушки.  И неизвестно, что оказалось решающим фактором в том, что охотником не стал я - крепость ли хищных когтей беркута или слезы на глазах у раненого зайца.

НИКОЛАЙ ЕРЁМИН

30.03.2024


Рецензии