Сикстинская капелла
«И всё, что приключается нам, бывает за злые дела наши
и за великие грехи наши». (2Езд.8,83)
Всякий раз, когда речь заходит о Сикстинской капелле, я вспоминаю свое первое посещение. Сопровождавшая нас римская подруга Лаура стремительно, чуть ли не бегом устремилась по указателям прямиком к капелле. Мы поспешно следовали за ней, минуя бесконечные залы, где мелькали знакомые по альбомам и репродукциям работы Джотто, Рафаэля, Леонардо, Караваджо, анфилады и галереи со скульптурами, фресками, гобеленами и прочими сокровищами. Но вот, наконец, заветные двери, какие-то легкие перегородки, и мы замерли в невольном оцепенении в почти пустом зале. Причём, первое ощущение возникло не столько на зрительном, сколько на звуковом уровне. Чувство это было просто оглушающим. Словно не только в капелле, но во всем музее, на всей земле вдруг выключили звук. В этой оглушающей безгласности почтительного безмолвия могучим органом зазвучали краски и образы. Возникло непередаваемое ощущение оторванности от земной жизни. Будто ты и не на земле вовсе. Словно Тебя «призвали всеблагие как собеседника на пир». В первую минуту взор невольно обратился к «Страшному суду» Микеланджело. Оттуда в смятении души безотчетно устремился вверх, к потолку.
Встревоженную сумятицу чувств от первого свидания с Сикстинской капеллой утихомирил спокойный голос Лауры. Отведя нас в угол, она тихим шёпотом начала рассказ о бурных и неумолимых событиях, оставивших неизгладимый след в истории человечества.
- Начну с того, почему это помещение зовется капеллой. С давних пор в Риме при папском дворе существовала певческая школа - капелла. Особого расцвета она достигла в VI веке при Папе Григории I Великом. С той поры в литургиях зазвучало знаменитое григорианское пение, а специальный ватиканский хор - папская капелла с той поры неизменно сопровождает все службы в этой домовой церкви римских понтификов. К слову сказать, постоянный хор Сикстинской капеллы, куда входят три десятка человек, существует и поныне.
Однако обратимся к XV веку, когда Италия переживала нелегкие времена. После взятия Константинополя в мае 1453 года, султан Мехмед II покорил Балканы, завоевал генуэзские владения в Крыму, напал на Албанию, а в мае 1475 года Османский флот стал совершать грабительские рейды на юго-восточные города Италии -Лечче, Таранто, Бриндизи. Волны панических атак достигли Рима. Папа Сикст IV, занимавший ватиканский престол с 1471 года, призывал европейских монархов объединиться в борьбе против турок, и одновременно продумывал планы обороны Вечного города. Понтифик решил, прежде всего, подготовить надежный бастион в самом Ватикане. В ту пору здесь ещё не было величественного собора Святого Петра с куполом Микеланджело. Старая постройка более напоминала нынешний собор Святого Павла. Справа от собора располагалась так называемая Великая капелла, где обычно проходили торжественные литургии и церемонии, обсуждались насущные проблемы и принимались знаменательные решения папского двора. Однако из-за постепенного оседания почвы стены старой капеллы покосились и растрескались. Помещение её все более разрушалось и приходило в негодность.
Тогда-то Папа Сикст IV и замыслил не только перестроить все здание капеллы, сделав его надежным убежищем, где можно было укрыться от угроз и нападений, но и украсить капеллу в духе нового времени.
- Это уже была эпоха Возрождения?
- Это было время Высокого Возрождения, время не только великих художников Леонардо, Микеланджело, Рафаэля, но и время возрождения интереса к древней истории, к античности. Кстати, в основу планировки сооружения была заложена своеобразная библейская символика. Здание повторяло размеры Храма Соломона, как они указаны в Ветхом Завете, то-есть размеры его составляют 40,9 метров в длину и 13,4 метра в ширину. На строительство капеллы, получившей по имени Папы название Сикстинской, ушло 6 лет.
- А роспись капеллы начинали со стен?
- Да, но нижнюю часть, на уровне человеческого роста, просто зарисовали драпировками, а сами фрески размещались выше. Интересно, что оформление капеллы стало знаком примирения между Папой и Лоренцо Медичи Великолепным, между Римом и Флоренцией. Отношения между ними прежде были напряженными, а порой даже переходили в открытые столкновения. Теперь же расписывать стены капеллы Папа пригласил лучших художников именно из Флоренции - Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Лука Синьорелли, Доменико Гирландайо. На исполнение заказа художникам отпускался срок в пять месяцев, в противном случае они должны были заплатить серьезный штраф. Однако работы продлились почти на два года. При этом сам Лоренцо Великолепный частично оплачивал работы мастеров и задолженности по ним. На двух противоположных стенах было создано 16 фресок, но до наших дней дошли только 12.
- А куда пропали остальные?
- Их пришлось убрать, чтобы позднее высвободить место для «Страшного суда» Микеланджело. Говорят, что сюжеты картин выбирал сам понтифик, который хотел, словно на скрижалях, запечатлеть на стенах капеллы историю, представленную в Ветхом и Новом Заветах. На одной стороне капеллы воспроизводятся события Ветхого Завета с эпизодами из жизни библейского пророка Моисея. Тут и призвание Моисея (Боттичелли), и обрезание сына Моисея (Перуджино), и переход через Красное море (Козимо Росселли). Здесь Моисей дарует народу заповеди Господни, но стоит ему отвернуться, как толпа обращается к золотому тельцу (Козимо Росселли), за что Господь карает отступников (Боттичелли). А вот и окончание жизни Моисея (Лука Синьорелли).
На противоположной стене идёт серия картин из Нового Завета с историей жизни Христа. Начинается она с Крещения Иисуса (Перуджино). Далее идут неизбежные в земной жизни искушения Христа и первые сотворенные Им чудеса - очищение прокажённого (Боттичелли). А вот призвание первых апостолов (Гирландайо), и знаменитая Нагорная проповедь (Козимо Росселли). В преддверии приближающегося конца Господь вручает апостолу Петру ключи от Царствия Небесного (Перуджино), и прощается с апостолами на Тайной вечере (Козимо Росселли).
Первую мессу в отреставрированной Сикстинской капелле отслужили 9 августа 1483 года, в день Успения Пресвятой Богородицы. Во время мессы капеллу освятили и посвятили Деве Марии. Со временем в капелле стали проводить также конклавы. Первый конклав прошел здесь в 1492 году, когда на папский престол вступил печально известный Александр VI из испанского рода Борджа.
- А до этого где они проводились?
- В доминиканском монастыре Санта Мария сопра Минерва на одноименной площади со знаменитым слоником. (См. «Цыплёнок Минервы»).
- А потолок уже расписывал Микеланджело?
- Предание гласит, что этим заказом завистники и недоброжелатели хотели отвлечь Микеланджело от исполнения монументальной гробницы для папы Юлия II, и вместо любимой скульптуры вынудили мастера заняться живописью, к которой тот проявлял меньше склонности. Микеланджело пытался отказаться, но, в конце концов, вынужден был уступить своевольному понтифику. Впрочем, добившись возможности работать по своему усмотрению, гениальный и трудолюбивый мастер очень скоро увлекся проектом. Прежде всего, он сам сделал деревянную платформу, закрепленную на кронштейнах в стене так, чтобы “летящие леса” под потолком не мешали проведению в капелле регулярных богослужений.
- Говорят, что он работал один, лежа на этих лесах?
- Помощников Микеланджело использовал только для приготовления красок и подготовки слоя штукатурки под фрески. Но основные работы он выполнял один. И работал он, не лежа, в стоя, но подняв голову к потолку. Поэтому за 4 года (1508-1512) неимоверных трудов Микеланджело нажил сколиоз и испортил зрение. С той поры он мог читать, только подняв текст над головой. Зато теперь, над нами словно взмывает вверх, распахнувшийся на 460 м 2 свод с незабываемыми картинами Сотворения мира. Три эпизода иллюстрируют первую главу библейского Бытия. В первый день Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы, во второй день отделяет сушу от вод, в третий день Бог создает Землю и растительность, а в четвёртый сотворяет светила - Солнце и Луну. В центре плафона Микеланджело поместил историю Адама и Евы, и создал одно из самых знаменитых изображений в истории мировой живописи - Сотворение Адама. Здесь всё сводится к исходной точке. Протягивая руку к пробуждающемуся Адаму, Бог дарует ему жизнь. Вслед за этим Бог создает Еву из ребра спящего Адама. Далее идет сцена жертвоприношения Ноя после благополучного спасения от Великого Потопа, погубившего всё человечество, и сцена опьянения Ноя. На парусах сводов с обеих сторон и в торцах капеллы Микеланджело поместил большие фигуры семи пророков Израиля и пяти сивилл древнего мира, которые эхом разносят по залу свои предсказания и предостережения.
Вновь к работе над капеллой Микеланджело вернулся спустя более 20 лет, после дикого разграбления Рима в 1527 году ландскнехтами императора Священной Римской империи Карла V. (См. «Разграбления Рима»). Выполняя заказ Папы Павла III и сменившего его Юлия III, 67-летний Микеланджело приступил к росписи алтарной стены капеллы. Всю поверхность стены, от пола до потолка, он заполнил сценой «Страшного суда», картиной мира в день, «когда пробьет последний час природы». За миг до того, как «всё сущее опять покроют воды, и Божий лик отобразится в них». Пока же там, в вышине Господь возникает как грозный, разгневанный судия, призывающий человечество к ответу за совершенные грехи и злодеяния. Единственную, последнюю надежду человек возлагает на стоящую рядом с Господом Богоматерь, которая всегда остается милостивой, сочувствующей и помогающей всем.
- В России Богородица занимает особое место. Она почитается заступницей Земли Русской. Божью Матерь называют особыми хвалебными именами - Пресвятая, Пречистая, Преблагая, Заступница, Ходатайница, Утешительница, Честнейшая Херувим и даже Всепетая, что чрезвычайно подходит к этой капелле. А сколько у нас праздников, посвященных Богоматери, сколько чтимых и чудотворных икон с удивительными названиями – «Всех скорбящих радость», «Утоли мои печали», «Нечаянная радость».
- В Италии тоже настоящий культ Мадонны, и мы тоже обращаемся к Ней за помощью и заступничеством. Взгляните на картину Страшного суда. Божья Матерь молит Сына о снисхождении ко всем, даже к тем, кому уготована дорога в ад. Ад, помещенный в самом низу картины, там, где стоим мы.
Интересно, что почти все изображенные на фреске фигуры, а их более 300, Микеланджело представил нагими, ибо сказано: «Нагими мы пришли в этот мир, нагими и уйдем из него» (Иов 1:21). Уже во время предварительного просмотра фрески нашлись лицемерные ханжи, которые обвинили художника в безнравственности, заявляя, что подобным росписям место в общественных банях и кабаках. В отместку на осуждение и глумление Микеланджело представил одного из своих недоброжелателей, церемониймейстера Бьяджо да Чезена, в аду, в облике судьи подземного мира Миноса с ослиными ушами и гадкой, темнозеленой змеёй, обвивающей его тело и впивающейся в причинное место. Взбешенный церемониймейстер обратился с мольбой к понтифику, чтобы тот приказал Микеланджело убрать позорное изображение. Но Папа сказал, что его власть ограничена земным царством и на ад не распространяется.
Говорят, что в обликах апостолов, окружающих Христа, угадывается портретное сходство с понтификами Павлом III и Климентом VII, а в лике Богоматери современники улавливали черты друга и музы мастера – Виттории Колонна. Самого себя измученный работой мастер изобразил в виде искаженной личины на содранной коже святого Варфоломея.
Когда на очередном церковном соборе осудили наготу в религиозном искусстве, папа Павел IV изъявил желание как-то прикрыть обнаженные фигуры на картине Страшного суда. Однако 70-летний Микеланджело отказался исправлять свою работу, заметив: "Наготу прикрыть нетрудно. Пусть Папа мир приведёт в пристойный вид".
И все-таки 24 года спустя, была организована так называемая «Кампания фигового листа», когда художнику Даниэле да Вольтерра пришлось разными ухищрениями прикрывать наготу персонажей «Страшного суда». Большой поклонник Микеланджело и его ученик, Даниэле да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что, не нарушая фрески, по-сухому темперой легкими, поверхностными мазками, прикрыл «срамные места». За это римляне наградили вполне, впрочем, достойного художника уничижительным прозвищем «Il Braghettone - "штанописец", "исподнишник".
Много столетий минуло с той поры, но и доныне каждый день, за исключением выходных и праздников, Сикстинскую капеллу заполняют бесчисленные посетители. Особенно много их набирается в последнее воскресенье каждого месяца, когда Ватиканские музеи работают до 14.00, а вход для всех посетителей бесплатный. В этот день с раннего утра от самого собора Святого Петра вдоль подножья высоких Ватиканских стен медленно скользит ко входу в музей бесконечная очередь.
Свидетельство о публикации №224033101161