Жизнь как произведение

Философия воплощения жизни человеческого духа и разума

Научно-фантастический литературный клуб Fantastic Sci


Заметка
"Жизнь как произведение"

Жизнь - явление многоликое, многообразное. Её бесконечность в том и заключается - во множестве жизней и их продолжении. Но бывает так, что в одной жизни воплощается её многообразное явление, и если есть искусство жить, то и жизнь может быть произведением.

Пусть на первый взгляд вам покажутся странными совпадения, и совпадения ли они вообще, но это моя жизнь, в которой вмещаются сюжеты многих произведений. Я давно стала замечать ту красоту соединения жизни с художественной литературой. С рождения моя жизнь вбирала литературные произведения. И началось всё с рождения - как герой Чарльза Диккенса, Дэвид Копперфилд, родилась я в пятницу со всеми вытекающими из этого факта последствиями: книги стали мне преданными друзьями, и чаще те людей, чей интеллект так привлёк благодаря чтению, уже не существовали, а вместо предсказания связи с духами в моей жизни явилось чувсто энергетики места и людей.

С тех пор литературные произведния стали жить в моей жизни, а сама жизнь стала собранием литературных историй. С детскими сказками во мне развилось желание воплощения в их историях и героях. Я была и сусликом из "Приключений Хомы и Суслика", Дюймовочкой, становилась поездом, а в "Бременских музыкантах" несмотря на любовь к котам непременно была ни Котом, ни Принцессой, а почему-то ослом - все эти метаморфозы проходили с рождения до пяти лет. Я стала сочинять сказки сама и рассказывать их перед сном. И вот наступила следующая трансформация - интересы  жизни, занятия и выбор призвания также связаны жизнью и произведениями.

На сцену вышел детектив, и еще в пять лет любовь к криминалитике захватила ребёнка. Я составляла протоколы, делал сравнительные исследования, искала "улики" - и всё потому, что видела в этом поиск итины, правды, фактов. Но этот же путь есть и в других профессиях. Тогда вновь на примере литературных произведений и кинематографа появился образ учёного. Книги, написанные сэром Артуром Конан Дойлем и Жюлем Верном, открыли дух приключения, исследовательскую натуру, а энциклопедии подкрепили знаниями. Любовь к доисторическому прошлому отразилась на увлечении исследования динозавров, которых я стала рисовать, и в десять лет уже написала первую научно-исследовательскую работу, получив диплом.

Коснулось это соединение жизни и литературы и частностей, тех деталей, что составляют жизнь. "Вишнёвый сад" стал знаковым для миросозерцания произведением, и его воплощения находили выражение в других произведениях и создаваемых историях. "Бесприданница", место жизни драматурга, древняя Кострома, основанная Юрием Долгоруким, связаны с поколениями предков, и Кострома Островского является любимым старинным городом для посещения, окружённым природой. И роман "Мастер и Маргарита" с самого первого прочтения был "разобран по мыслям" - цитатам, приходящимся к жизненным ситуациям и постоянно повторяемым в семье. "Призрак оперы" - ещё одно произведение, история которого стала частью жизни, с любовью к музыке и частыми воплощениями в творчестве. А история доктора Живаго и стихотворения главного героя прочно связаны с занятием литературоведением. И через все произведения проходит сквозное действие - жизнь.

Поэзия стала частью жизни, её душой, взглядом на мир глазами художника и формой выражения. Александр Сергеевич, лицей… Грело душу, что я и сама лицеист физико-математического лицея, готовящего олимпиадников высокого уровня, победителей всероссийских и мировых олимпиад, и занималась всесторонним развитием, естественными и гуманитарными науками, и художественная школа и занятия литературоведением, ораторским мастерством и чтениями стихотворений соседствовали с олимпиадами по химии и физике и успешном освоении биологии, участием в спортивных мероприятиях и кроссах за честь школы. А "у Лукоморья дуб зелёный" - Древо Жизни, ставшее символом моих исследований и проектов - его история заинтересовала меня в детстве, о перволюдях и о том, с чего всё началось. И в новом жизненном этапе вновь побеждает литературное произведение, и мои детские чувства к криминалистике всколыхнул Холмс, и я оставила приготовления к медицинскому и занялась теорией государства и права. И другой литературный герой, будто живший во мне все годы, пробудился и сыграл свою роль в моей жизни, отразившуюся на всей судьбе и отношениях с людьми и к человеческой жизни - это Чацкий. В детские школьные годы я сразу почувствовала родство с этим героем и то, что действительно "горе от ума" в обществе. Рано я поняла жизненный уклад, увидела и сослуживцев, никогда не гонялась за званиями и не оглядывалась на других, соревнуясь только с собой, рано оставила службу, поняв настоящий смысл и цель жизни, и это хорошо иллюстрируют цитаты и слова самого Чацкого о себе:
"Теперь пускай из нас один
Из молодых людей найдётся, враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний,
Или в душе его сам Бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным, -
Они тотчас: разбой, пожар!
И прослывёт у них мечтателем, опасным!.."
И из практики я перешла в теорию, став педагогом, преподавателем и исследователем.

Каким бы ни был выбор профессии, это не одно и то же с призванием или целью жизни. Я не желала расстаться с любимым с детства духом творчества и историей искусств, равно как и разум науки всегда со мной. И всесторонность и желание охватить всё, что нравится и любимо душой и умом, осталось навсегда со мной. И так появились научно-популярные и творческие проекты объединённой сферы Науки и Искусства и исследования их интеграции.

Всё, что я наблюдаю, я всему учусь. Это коснулось многих направлений в моей жизнедеятельности. Электроника - наблюдения за работой деда. Мультипликации и созданию мультфильмов я научилась благодаря их просмотру. А вот и теория воплощения… "Вы артистка?", "А вы актриса?", "Вы в сериалах не снимаетесь?" - часто задаваемые мне вопросы. Совпадению с устремлениями К.С.Станиславского меня поразили: тот же поиск, стремление понять суть творческого процесса, попытка создания обьединения, не только искусств, но наук и искусств, открытие журнала, желание продолжать развитие теории, углубление в неё и создание нового направления нейрографики мышления и понятия информационно-творческой сферы, и, конечно же, само воплощение, понимание своих способностей и их реализации, и наконец, исследование жизни и написание философии воплощения жизни человеческого духа и разума.

И далее, что интереснее, это соединение в себе личностей и характеров множества настоящих людей и литературных героев, и воплощение своих произведений в жизни, а не наоборот, когда жизнь, заключается в произведения. И вновь этот удивительный и вдохновляющий феномен касается как деталей, так и всей жизни. Например, произведения Брэма Стокера: то летучая мышь поселится на балконе, и я занимаюсь её выкармливанием, то по прочтении рассказа приснится сон, из которого я создаю уже в жизни свой рассказ, а его сюжет воплощается в настоящем, как случай с прочтением на новогодних каникулах в аспирантуре рассказа "Дом судьи", и сон, из которого рождён рассказ "Дверь в никуда", в котором по сюжету зеркало разбивалось телефоном, и найденная наутро разбитой накладка телефона, как в созданном рассказе. И многие задумки становятся реальностью, и ещё есть те, что будут воплощаться, пусть на первый взгляд и самые фантастические, но становящиеся реальными благодаря технологиям, и одно из таких произведений о проекторе мысли и об истории первых людей и их потомках, о сохранении и продлении жизни, и принятом решении воплотить задуманное. Так жизнь становится произведением, и искусство жизни делает это возможным...

2024, Ксения Мира, философия воплощения жизни человеческого духа и разума


Рецензии