Радость моя

  Это было написано в 2020-м году.

  Недавно закончился Седьмой Всероссийский конкурс мастеров народных промыслов "Урал Мастеровой" в Челябинске. Для меня он закончился неудачно. Раньше я вообще не стал бы писать о неудачном событии, как не писал о некоторых других. А тут - просто дал себе слово, что напишу, независимо от того, удачным ли будет для меня конкурс. Конкурс - событие интересное, и кто ж кроме меня о нём напишет. Официальные ресурсы напишут конечно. Но это будет всего несколько слов типа: "Память о своих корнях и верность традициям - это есть культурный код нашего народа...". А сами участники конкурса напишут и того меньше - выставят фотку в Инстаграме с коротенькой подписью.

   Пригласил меня на этот конкурс Центр традиционной культуры Среднего Урала. Участники съехались в Челябинск со всех областей Урала и некоторых прилегающих территорий. Программа была рассчитана на два дня. В первый день - личные соревнования, во второй командные. Свердловскую область представляли мастера чуть ли не всех народных промыслов, какие у нас на Урале существуют. Это и ручная вышивка, и ткачество, и лоскутное шитьё, и роспись по металлу и дереву. А ещё текстильная кукла, кружевоплетение, гончарное дело. А ещё - плетение из лозы, резьба по дереву и обработка бересты. Мне кажется, что более представительная команда была лишь у "хозяев", у Челябинской области.

   Кстати. От города Новоуральска было двое участников - я и Анатолий Фурса, гончар и преподаватель Детской художественной школы. Естественно, по случаю коронавируса все были в масочках. Совершенно нелепое сочетание - народные костюмы и уродливые масочки из синтетической марли. Но что уж поделаешь, жизнь такая. Спасибо, что конкурс вообще провели, не отменили из-за второй волны.

   До того, как конкурсу начаться, нам сказали тему. Тему нам сказали за ужином. Скажу пару слов о том, где мы жили и чем питались. Жили мы в гостинице "Малахит", расположенной в самом центре Челябинска. Гостиница эта - ещё советской постройки, но в наше время её основательно перестроили внутри в стиле "дорого-богато". Поэтому ужинали мы в в Золотом зале, завтракали в ресторане "Гжель", обедали в зале Изумрудном, а обслуживали нас официанты в синеньких фартуках с надписью "Ресторан "Портофино". В сам ресторан "Портофино" нас правда не водили, он был занят под чьи-то свадьбы и дни рождения. Питались мы чем-то вкусным, но иногда не совсем понятным с труднопроизносимыми итальянскими названиями.
-А вот это что такое? Похоже на огромную макаронину, а внутри рыба, сыр и, кажется, грибы?
-Это лазанья?
-Нет - отвечал нам официант - не лазанья. Это....(название блюда мы сразу же забыли, но было очень вкусно).
-А вот к чаю у нас какие-то кусочки, похожие на пемзу. Мы будем пить чай с пемзой?
-Это тростниковый сахар, очень полезный.

  Рассаживаемся за "золотыми" столами, сейчас нам объявят тему.Этот пункт с объявлением темы смущал меня ещё дома. Какая будет тема? А вдруг она будет такой, что средствами, которые были у меня под рукой, я не смогу её отразить? Ведь береста, она и есть береста. Далеко не на каждую тему можно что-сделать из бересты. Дадут что-то отвлечённое типа "прогресс". Что я смогу сделать на тему прогресса? Дома мы советовались с Алей и решили, что буду делать туесок с резьбой, а рисунок для резьбы можно нарисовать чуть ли не на любую тему. Как запасной вариант у нас была большая птица счастья или даже тарелочка. Я притащил с собой солидный запас бересты и инструментов, поэтому мог сделать все эти изделия.

   Итак. Тема на которую мы завтра будем творить - "Моя радость".
-Вечером вы подумайте, сделайте эскизы, а завтра утром приступите. Времени на работу вам даётся шесть часов вместе с обедом. Под конец нам опять напомнили о соблюдении масочного режима и прочих противовирусных мероприятий. Типа, если кто заболеет, то того мы немедленно изолируем и поместим в палату интенсивной терапии. Я, пока ехал сюда, похоже простыл. И немного покашливал. А при нашей сегодняшней всеобщей коронаистеричности человек даже с небольшим кашлем - это "предатель, шпион и разносчик чумы". Большинство людей на меня-разносчика никакого внимания не обращали, только одна женщина "из начальства" посмотрела на меня эдак пристально и сказала.
-А кто простыл, тот пусть уходит кашлять в другое место. Вот и вы, молодой человек...
Я сидел от неё в пяти метрах, на мне была маска. И кашлял-то я негромко. Но ведь услышала.
 
   А потом мы с Анатолием пошли искать магазин, где я мог бы купить чаю. Я решил, что буду постоянно пить горячий чай, чтоб не кашлять. Только вот найти обыкновенный продуктовый магазин в центре города Челябинска, среди множества пафосных заведений было невозможно. Мы ходили от одного ресторана или клуба к другому ресторану или клубу.
-И "Соблазн" тут есть с красными фонарями, но нам бы чаю...
Но фигушки! Какой уж тут чай?
Вот он, "Соблазн", на другой день я его сфотографировал. А ночью он весь ещё и светился красным. Всё это раздражало жутко.
-Приехали б казаки с шашками, разогнали б нафиг это гнездо порока!
После долгих поисков был найден небольшой ларёк. А в нём, о радость, был чай. Наконец-то! Живём!
И пошли мы в свой номер, чтоб думать и делать эскизы. И чего ж такое можно изобразить на тему радости?

   А за окном город Челябинск жил своей ночной жизнью. Звенели трамваи, смеялись на крыльце гостиницы какие-то именинники и их гости. А высоко в небе время от времени раздавалось гуденье мощных турбин. Прямо над центром города шли на посадку серебристые истребители. Военный аэродром где-то "вон за теми домами". Он не затихает ни днём, ни ночью. Лётчики, заходя на посадку, видят эту всю красоту, эти огни, отражающиеся в спокойной воде реки Миасс. И может быть, думают о сирийских пустынях.

  Наступил следующий день. Все эскизы уже нарисованы, все подробности продуманы. Нужно распаковать и разложить на столах инструменты, чтобы всё было удобно и под рукой. Раскладывают свою лозу мастера-плетельщики. Их сегодня всего трое. На переднем плане - Ольга Симакова из села Чусовское. Каждому участнику даётся четверть стола для работы и ещё четверть стола для "выставки-ярмарки". На "выставку-ярмарку" положено было привозить только по три работы каждого мастера. Многим это кажется возмутительно мало, и у большинства мастеров работ побольше. Мы тоже пошли на хитрость - назвали несколько туесков набором. У нас жеж набор, три штуки как одно изделие. Хотя мастерам по бересте и дереву места дали побольше - полстола для работы и полстола для выставки. Мне хватит. Выставка у меня всё равно небольшая. Большую на своём горбу не унесёшь.

  Конкурс скоро начнётся. Анна Николаева из Златоуста прорабатывает последние детали своего эскиза. А у меня всё готово, я свой эскиз нарисовал ещё вчера. И теперь просто жду. Анатолий стоит у стола со своими работами. У него они все миниатюрные. Всем, кто указывал это в заявке, дали необходимое оборудование. Гончарные круги, швейные машинки, ткацкие станки, лампы для подсветки. Гончарам дали по три килограмма хорошей глины. Толя решил попробовать новую глину. Хорошо ли она поддаётся обработке? Включил двигатель круга и погрузил в глину пальцы. Всегда интересно смотреть, как под руками мастера из бесформенного комка глины рождается изящный горшочек. Зарождение осмысленной формы из хаоса.

  Сейчас нужно было б обстоятельно рассказать о каждом мастере и его изделиях. Но это выше моих сил. Мастеров на конкурс приехало шестьдесят три человека, о каждом не расскажешь. Все они расселись по довольно большому залу. А я бегал от стола к столу. Там сфотографирую, здесь... А время поджимает. С минуты на минуту объявят начало конкурса, и нужно будет идти к своему столу и начинать работу. Немного расскажу о тех, кого знаю лично или о тех, на кого обратил внимание. Это прежде всего мои коллеги-берестянщики и резчики по дереву. Сергей Фёдоров, челябинский резчик по дереву и участник многих подобных конкурсов. Он режет пряничные доски. Его сегодняшняя конкурсная работа - тоже пряничная доска. Иван Верзаков, руководитель берестяной мастерской из Златоуста и его сестра Анна Николаева. Сегодня они соперники. Иван будет плести из бересты большой шаркунок, своеобразную погремушку, а Анна делать набирушку - традиционную берестяную ёмкость, а которую собирали ягоды. Резчик по дереву Андрей Лиходед из Екатеринбурга. Резчик Флуз Нигматьянов из Верхнего Уфалея. Он одет гораздо более красочно, чем мы все. У нас - обычно простые русские рубахи, скупая вышивка, у кого-то штаны и сапоги. А тут - расшитая золотом рубаха, жилетка, тюбетейка. И супруги-соперники Алексей и Наталья Варовы из Ивделя. Они тоже будут соревноваться друг с другом. Вот написал я о них и вспомнил, что фотографий их за работой у меня и нет, за что прошу прощения. Я даже подумал, а вот бы и Алю привезти сюда, чтоб и мы с ней тоже соперничали бы и соревновались. Но вдруг понял, что мы устроены немного не так. У нас разделение труда. Какую-то часть берестяного изделия делаю я, какую-то - Аля. У нас не бывает так, чтоб каждый делал всю работу до конца. Например, резьбу делаю только я, а тиснение и окрашивание - только Аля. Нет, не быть нам соперниками, слишком мы несамостоятельны для этого - привыкли всё делать вместе.

  Наконец конкурс начался. На сцену выходят студентки института культуры в русских народных костюмах и начинают петь. Поют что-то древнее, протяжное и малопонятное, но очень красивое. А я сажусь резать бересту. Вечером я набросал эскизик. Если тема "радость", то вырежу человечка радостного. Лежит он под деревом на фоне родной природы. Вокруг лес, небо, птички, кошка. Что ещё нужно для радости? Единение с родной природой, отсутствие проблем. Переношу свой эскизик на бересту. Беру нож и начинаю резать деревья, небо, листочки. Начинаю радостно, но скоро вся радость проходит. Береста толстая, резать трудно. К тому же я замахнулся на слишком большой размер. Режу и режу, а конца не видно. А ведь мне ещё делать тиснение, подклеивать тёмный фон, плести, вставлять дно и крышку. А они ещё могут не подойти. Конечно я ещё дома сделал несколько донышек и крышек, немного отличающихся по размеру. Но вдруг придётся подгонять, резать неподдающееся дерево. Сколько ж времени я на этом потеряю? Иногда я думаю, а ведь вряд ли кто-то на подобных конкурсах делал туески. Это ж морока с распариванием, с донышками, с крышками. Может быть, я вообще "первооткрыватель".
Радость проходит и наступает ожесточение.

   Я режу и режу бересту, буквально ни на кого и ни на что не обращая внимание. Болезненное, простуженное состояние даёт себя знать. Всё раздражает и кажется, что стоит кашлянуть чуть громче - и на меня все будут коситься. За моей спиной Иван Верзаков держит огромный ком берестяных лент, схваченных множеством желтых и голубых зажимов. Он плетёт свой шаркунок. Я вздрагиваю от ударов молотка. Это Анна колотит по штампам, делает тиснение на своей набирушке. Здоровенный резиновый молоток с ручкой, обмотанной берестой. Вот этим молотком она и стучала.

   Хорошо, что взял с собой горсть чайных пакетиков и стакан из номера. Дойти до ближайшей розетки, включить чайник, заварить. Чайник - тоже необходимое оборудование, я в нём распариваю бересту. Пусть он послужит не только по прямому назначению, но и для укреплению моего здоровья. Попьёшь чаю - меньше кашляешь. Прошу у Бога не победы или удачи, прошу лишь, чтоб позволил сделать свою работу как можно лучше.

   Иногда мне нравится то, что я делаю, чаще нет. А иногда накатывает странное отвращение и к себе, и к своей ещё не сделанной работе. Она уже на этой стадии кажется уродливой и провальной. Хочется бросить всё и уйти, уехать обратно. А в голове всё перекатывается - успею-не успею. Под красивые русские песни, что пели девушки-студентки работалось хорошо. Но не могут же они петь шесть часов подряд. Поэтому включают магнитофон. А он поёт, хоть вроде и русское, и народное, но с эстрадным уклоном. С посвистом с этим, с пошлым.

Что ж ты, роза, вянешь без мороза,
Горькая осинушка, да на ветру шумишь,
Что ж ты, Маша, моя дорогаша,
Мимо ходишь и ни слова мне не говоришь?

Причём, всего этого цикла песен хватает примерно минут на двадцать, а потом песни идут сначала. И услышав раз в пятый про ту же Машу-дорогашу, начинаешь ненавидеть псевдонародную эстраду всей душой.

   А руки двигаются, двигаются. Вот уже всё вырезано. Вот уже подклеен тёмный фон, сделаны пояски. Долго сижу и плету. Протаскиваю берестяную полоску сквозь отверстия. Иногда полоска рвётся. Отрезаю новую, смазываю кремом для рук, тяну опять. Примериваю готовые донышки. Первое не подходит, слишком мало. Второе и третье тоже. Подошло лишь последнее - четвёртое. С силой вдавливаю его в распаренный корпус туеска. Теперь нужно сделать крышку и ручку. И наконец - всё. Я закончил. Успел. Оказалось, что времени остаётся еще около часа. Можно послоняться по залу, пофотографировать там и тут.

   Нужно ж ещё написать обоснование. Или описание. Пару слов о теме изделия и о самом изделии. Это обязательное условие. За это, как сказали, тоже могут балл повысить. Пишу что-то типа: "Чем дольше живёшь, тем больше понимаешь, что все суетные радости, за которыми гоняются люди не имеют особой цены. И тем ценнее становятся радости простые и вечные..." В общем, ни с чем не сравнимое удовольствие - просто полежать на траве и поглядеть в небо. Это ли не радость? Причём радость, малодоступная в наше суетливое время.

   Хожу, фотографирую. Нравится мне всё. Вот такую штуку можно сделать на ткацком станке за те же шесть часов. Работа Марии Суконник из Сургута. Очень красиво и декоративно. И деревянные элементы, символизирующие ткацкие челноки. Со времени прошлого, тюменского, конкурса неравнодушен к челнокам.

  Глиняные волчки Инны Шевченко, тоже из Сургута. Или всё же это лисички такие бесхвостые? Рядом круглая баклажка - солнце. Очень довольные морды, прямо символ радости. Солнцу радуются. Табличка рядом: "Моя радость, вес 3 килограмма". И дата. Увесистая такая радость получилась. Все конкурсные работы организаторы забирают себе. Гончарам сказали, что их работы распишут глазурью и обожгут в печи. И у кого-нибудь на шкафу будут стоять эти весёлые лисички, напоминая о конкурсе. Теперь-то я знаю, что это именно лисички, а не волчки. Ведь символ Сургута - лиса. Ещё лисички, уже расписанные и обожжённые. Подобная лисичка есть и у меня дома. Правда, я уже не помню, как она мне досталась. Работа Анатолия Фурсы. Человек-кувшин, осёл-кувшин, а вокруг кувшинчики-вороны. Тоже очень позитивные и радостные. Улыбка до ушей.

   Мы складываем свои конкурсные работы на столы, рядом кладём описания. Это стол резчиков и берестянщиков. Тут и пряничная доска Сергея Фёдорова, и тарелка с драконом Панарина, и шкатулка Нигматьянова. И резной валёк Андрея Лиходеда. Здесь же плетёные птичка, лошадка и кубик Натальи Варовой и традиционная северная тарелочка Алексея с Солнцем и Вороной - мансийскими символами весны. Она оплетена еловым корнем, что даёт больший декоративный эффект, чем оплётка берестой. Здесь же шаркунок Ивана Верзакова и набирушка Анны Николаевой. Всё. Трудовой день мастеров на сегодня закончен. Теперь будет работать жюри.

  После конкурса мы с Толиком ходили в парк искать жёлуди. Потом он хочет прорастить эти жёлуди в горшках и высадить у нас. Будут в родном Новоуральске челябинские дубы. Мы долго пинали облетевшие дубовые листья ногами, пытаясь нащупать жёлуди на земле. К нам подошёл один местный житель:
-Да не ищите уж вы эти жёлуди. Тут вчера женщины искали - все унесли.
-Нам бы вот у себя посадить...
-А вы откуда?
-Из Екатеринбурга.
Потом местный житель сказал нам, что Екатеринбург - город прОклятый, ибо там царя убили и оттуда же родом "злодей и алкаш" Ельцин. Эх, надо было нам сказать, что мы из Новоуральска, вдруг да Новоуральск - город не столь проклятый, как Екатеринбург. Зато желудей мы нашли почти целый килограмм. Если все они прорастут, то такие у нас тут дубравы зашумят...

  На следующий день, когда проводился конкурс команд, мы были зрителями. Командный конкурс более сложен. Несколько мастеров разных направлений должны создать композицию на заданную тему. Правда тема известна заранее. И можно ещё дома поработать, сделать заготовки, а уже тут, на конкурсе, объединить готовые наработки и свои усилия. Команд было пять по числу областей. Свердловская, Челябинская, Курганская и ХМАО. Тема - "Лад". Очень хорошая тема, открывающая простор для фантазии.

  Заготовка свердловской команды. При слове "лад" обычный человек представляет себе семью, детей, гармонию в семейных отношениях. На этом были построены композиции всех без исключения команд, и нашей тоже. Была сделана вот такая колыбелька. Делал её Андрей Лиходед ещё в Екатеринбурге. Колыбелька - основа композиции. Сама композиция включает в себя роспись этой колыбельки, красивое лоскутное одеяльце и погремушку внутри. В общем - всё, что нужно для ребёнка, чтоб он вырос в ладу с миром и с самим собой. Трое участников разделили между собой работу. Екатерина Шкель делает роспись, Наталья Варова- погремушку и игрушки из бересты и Ольга Трушкова - лоскутное одеяльце. Сделать композицию нужно за три часа. Мне конечно надо было бы походить и посмотреть, как работают команды других регионов, но сил после вчерашней работы у меня осталось немного. Разве что вот. Горшок, основа челябинской композиции. Делает его Анна Третьякова. А ещё оба дня проходили мастер-классы. По росписи и по печатанию на ткани с помощью трафаретов. За те столы, где проходили мастер-классы, я уж и совсем почти не совался. Слишком уж велик был масштаб этого мероприятия, всё охватить невозможно.

   У тех участников, кто не был задействован в командном первенстве, второй день был торговым. Люди достали из загашников свои ярмарочные запасы, и заставили изделиями те столы, где они вчера ещё работали. У меня запасов не имелось, у Анатолия тоже. В положении о конкурсе ярмарка вообще не была заявлена. Мы послушались, а могли бы торговать. Поэтому мы сидим за моим столом. Я перевариваю впечатления, а Анатолий режет из дубовой ветки клык, основу будущей композиции. Ветку мы обломали в том же парке, где искали жёлуди. У Толи кстати всегда руки заняты делом. В любую свободную минуту он или лепит что-нибудь миниатюрное или вырезает. Даже в электричке он умудряется горшочек слепить.
А это екатеринбургский мастер по росписи Галина Торкотюк. Ещё до кризиса, когда были ярмарки, мы постоянно торговали рядом с ней и её мужем Сергеем Ивановым. Он тоже занимается берестой. Яркие уральские рябинки и котейка на фанерном домике - роспись Галины Торкотюк.

   После того, как прошли три часа, каждой команде нужно было презентовать свою работу. Тут более повезло тем, у кого кроме таланта к декоративно-прикладному творчеству был ещё и голос. Или кто догадался включить в свою команду человека, умеющего петь. Может быть, это допускалось правилами.Первыми вышли на презентацию курганцы. И сразу запели колыбельную песню.

Колыбаю-колыбаю,
Отец пошёл за рыбою,
Мать пошла коров доить,
А дедушка - дрова рубить.

Если уж тема "лад", то слова всех команд были о семье, о любви, о роли женщины. Но только у курганцев это было в песне. А мы стоим и внимательно слушаем. Представление свердловской команды. Алексей и Наталья Варовы выносят расписную колыбельку. Тут можно видеть и роспись и одеяльце, и игрушку-погремушку.

   Ну вот и подошли к концу все конкурсные мероприятия. Теперь впереди только подведение итогов, кому какое место дали. Из наших берестянщиков первое место - Анна Николаева из Златоуста, второе место - Наталия Варова, и третье место - Алексей Варов. Конечно, услышав, что меня в списке нет, я подумал, что таки я был прав, когда считал свою работу уродливой и провальной. Потом немного опомнился и подумал. Что даже если бы я в этот раз превзошёл самого себя по качеству, то всё равно мне ничего бы не светило. Почему? А потому что больше ценились традиционные изделия. А наши изделия традиционными считать нельзя.
Алексей мне кстати сказал, что представляет собой классический традиционный уральский туесок.
-Это такой как в Ныробе, в музее.
Я сейчас нашёл фотку того туеска из ныробского музея. Это сколотень, подвёрнутый верхний край и очень широкий поясок снизу. Плюс тиснение с помощью деревянных штампов.

  Переходить на сколотни - это жутко трудно. Надо пилить деревья, чего мы не делаем и не делали никогда. Мы только сдираем с деревьев бересту. Переход на совершенно другую технологию - конечно можно попытаться, но стоит ли? К тому же, у нас сложился за годы работы собственный стиль. И что же, отказаться от собственного стиля ради участия в конкурсах? Хотя, можно сильно не беспокоиться по этому поводу. На следующий конкурс меня вряд ли пригласят. Кому нужны неудачники?

   В том, как оценивали изделия других мастеров, прослеживалась та же тенденция. Традиционным изделиям давали баллов побольше, а тем, в которых мастера от традиций отступали - увы. Анатолию с Человеком кувшином и Инне Шевченко с её забавными лисичками тоже ничего не дали. Первое место среди гончаров дали тому, кто выкрутил на круге довольно простой и традиционный горшок. И в связи со всем, с этим у меня есть вопрос. А стоило ли задавать тему, эту вот самую "Мою радость", если изделия нужны канонические и традиционные? Можно было бы и вовсе обойтись без темы.

  Зато в целом наши свердловские мастера выступили хорошо. О результатах берестянщиков я уже писал. А самым значимым результатом стало первое место кружевницы Юлии Суфиевой. Андрей Лиходед занял второе место среди резчиков. Галина Торкотюк - третье место по росписи дерева и металла. Ещё одно третье место - мастеру плетения из лозы Ольге Симаковой. Правда почему-то мастерам-плетельщикам решили не присуждать ни первого места, ни второго - дали всем третье. И первое место в командном зачёте, которое свердловская команда разделила с челябинской. Хочется поздравить наших земляков с успехом на конкурсе. И поблагодарить организаторов конкурса за тёплый приём.



 
















 


   




   


Рецензии