Песнь Бояна о полку Игореве

Песнь Бояна о полку Игоревом

О чём «рокочут» гусли певца Бояна? Автор «Слова о полку Игореве» неизвестен, но ссылается он на сказителя Бояна, называет его «старинным соловьём», то есть певцом из прошлого, от времён Ярослава Мудрого. Боян был любимцем Святослава Ярославича и его сына Олега. Гусли Бояна «рокотали» славу князьям предположительно с 1030 до 1083 года - на протяжении полувека.

Начнем же, братия, повесть сию
От старого Владимира до нынешнего Игоря.
Натянул он ум свой крепостию,
Изострил он мужеством сердце,
Ратным духом исполнился,
И навел храбрые полки свои
На землю Половецкую за землю Русскую.
Тогда Игорь воззрел на светлое солнце,
Увидел он воинов своих, тьмой от него прикрытых,
И рек Игорь дружине своей:
«Братия и дружина!
Лучше нам быть порубленным, чем даться в полон.
Сядем же, други, на борзых коней
Да посмотрим синего Дона!   
                Слово о полку Игореве

Поэма – плач повествует о неудачном походе русских князей во главе с  Игорем Святославичем Новгород-Северским на половцев в 1185 году, о бегстве их из половецкого плена и гибели всей дружины: - «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, сизым орлом под облакы. Помняшеть бо речь първых времен усобице; тогда пущашеть ; соколовь на стадо лебедей, который дотечаше, та преди песь пояше, старому Ярослову, храброму Мстиславу, иже зареза Редедю пред пълкы Касожьскыми, красному Романови Святъславличю. Боян же, братие, не ; соколовь на стадо лебедей пущаше, а своя вещиа пръсты на живая струны въскладаше; они же сами Князем славу рокотаху».

На каком инструменте играл Боян? - на самодельных гуслях (гусла - с древнерусского струна). Песни гусляров распевали бродячие артисты - скоморохи, они играли на домрах, свирелях, балалайках. В народных преданиях гусли упоминаются в руках богатырей. Ставр Годинович, Дюк Степанович, Алеша Попович, Садко - все они - умелые гусляры. Игра на гуслях сродни соколиной охоте. Пальцы – соколы налетают на лебедей – на струны. Форма гуслей – птичий клин. Откуда взялись лебеди? Это русалки – дочери царя Морского, превращаются в лебедей, - соколы на них и охотятся.
Как Боян, живший в ХI веке, мог описать поход Игоря из ХII века? Он называет имена князей, восхищается отвагой Игоря и, вместе с тем, осуждает его за неподготовленный поход. Боян видит себя свидетелем битвы - то белкой на дереве, то серым волком, то орлом парящим, он может смотреть на события прошлого, настоящего и знать будущее, за что и прозвали его – Вещий. А кто сочинял песни в другие времена? Авторы неизвестны. Скорее всего, в разных землях были свои Бояны – сочинители – свидетели важных событий.
Как дошёл до наших дней памятник древнерусской литературы? В XVI веке поэму об Игоре переписали от руки, а потом потеряли. В конце XVIII века Алексей Иванович Мусин-Пушкин – президент Академии художеств, собиратель древностей, случайно обнаружил в церкви монастыря под Ярославлем сборник рукописных сочинений. Произведение это имеет высокий художественный уровень, сравнимый с древнегреческой «Одиссеей». Первая публикация состоялась в 1800 году. Во время французского нашествия 1812 года, когда полыхала вся Москва, рукопись погибла.
Вот так реальные исторические события сплетаются с фантазиями талантливых сочинителей. «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Поди – расшифруй намёки. А ведь расшифровали больше тридцати былин! ХIХ век обогатил русскую культуру памятниками народного творчества. Русские писатели привели в порядок былины, сказания, сказки, придали им современный язык, сохранив певучий стих: 

Так все травушки-муравы уплеталися
Да й лазоревы цветочки осыпалися...

К древнерусскому искусству обратились А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.В.Кольцов, В.И.Даль. Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.М.Горький; А.Н.Островский создаёт свою «Снегурочку». Появляются оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин», Н.А.Римского-Корсакова «Садко», Александра Гречанинова «Добрыня Никитич». Художники Виктор Васнецов, Илья Репин, Богданов-Бельский, Иван Билибин вдохновились старинными сюжетами. Произведения устного и письменного народного творчества имеют огромную художественную и историческую ценность, они раскрывают секрет непобедимости русского народа: - «Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом упал», «В ком добра нет, в том правды мало. В ком правды нет, в том добра мало», - поёт Боян. На Руси принято прославлять тех, кто силу и знания применяет для всеобщего блага. Не тот богатырь, кто гири поднимает, а тот, кто врага одолевает.


Рецензии