Три богатыря земли русской

  Былинные богатыри земли русской
   
Почему мы обращаемся к старинному народному творчеству?
 -Чтобы познакомиться с исконно русским словом, насладиться образным языком, новгородским, псковским, костромским, услышать песню живой русской речи, словно реченька журчит. «Язык – есть исповедь народа,/его душа и быт родной», - писал П.А.Вяземский. 
На каком инструменте играл древнерусский гусляр Боян? - на самодельных гуслях (гусла - с древнерусского струна). Песни гусляров распевали бродячие артисты - скоморохи, они играли на домрах, свирелях, балалайках. В народных преданиях гусли упоминаются в руках богатырей. Игра на гуслях сродни соколиной охоте. Пальцы – соколы налетают на лебедей – на струны. Форма гуслей – птичий клин. Откуда взялись лебеди? Это русалки – дочери царя Морского, превращаются в лебедей, - соколы на них и охотятся.
О чём поёт вещий Боян? О былинных богатырях и народных героях. Во имя чего герои совершают подвиги? Верные воинскому долгу доблестные воины   сражаются с чужеземным завоевателем и побеждают. Подвиги совершают они не для личной славы, а во благо Руси. Славит сказитель Боян Рюрика и Олега Вещего, Владимира Красное солнышко–крестителя Руси и Ярослава Мудрого-просветителя.
Былинные события разворачиваются в крупных русских городах. Съезжаются воины со всей Руси в Киев – град, едут былинные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович на широкий двор князя Владимира Святого, собирают они войско, чтобы оборониться от грозных орд печенегов, половцев, монголо-татар, - нападают степные кочевники на земли русские, города и сёла сжигают, грабят, уводят жён в полон и знатных мастеров, силы народные истощают.
 Объединил героев сказитель Боян, а с ним и художник Виктор Васнецов. На самом деле три богатыря никогда не встречались – их разделяют века. Добрыня Никитич – сын рязанского князя, жил в X веке, - кудри русые, глаза зоркие, соколиные, в ножнах стальной меч –снаряжение богатое. Илья Муромец – крестьянский сын – жил в XII веке, всего-то вооружён копьём и булавой, но кольчуга крепкая. Алёша – поповский сын, - пришёл на бой с луком и стрелами, жил он в XIII веке в ярославских краях, служил в войске ростовского князя, поехал он к великому киевскому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве с татарскими ордами при реке Калке в 1223 году. Упоминается он в разных летописях, как удалой, сметливый, хитроумный, при этом, хвастливый и лукавый, владеет магическими превращениями, обманул даже Добрыню, посягая на его супружеские права. Татарский хан Тугарин–Змеевич подкарауливает Алёшу по дороге в Киев-град, грозит Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Вступил воин в поединок и победил, тело его рассёк и по полю разметал, дорогу от неприятеля очистил. Вот какой он – богатырь удалой!
Упоминаются и другие русские города - Чернигов, Ростов, Муром, Галич. Едет Илья Муромец по бездорожью через леса густые, непроходимые, неведом ему страх перед Соловьем-разбойником: 

Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Откуда взялся Соловей-разбойник? – Это лихие разбойники подстерегали путников, грабили, убивали, - неспокойной было на Руси. Сделал Илья дорогу широкую с Русских равнин прямо в Киев – град, за что славили его купцы и воины.
Конь богатырский - обязательный герой былинного творчества. Едет Илья на вороном коне, «конь под ним, словно лютый зверь, /Он сам на коне как ясен сокол». Конь – под седлом, а лошадь под плугом. Ухоженная кобылка – не хуже ретивого коня. Верный конь спасает раненого хозяина - ржет «во всю голову», бьет копытами, возвращает богатыря из глубокого сна, из мёртвого. 

К древнерусскому искусству обратились А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.В.Кольцов, В.И.Даль. Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.М.Горький; А.Н.Островский создаёт свою «Снегурочку». Появляются оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин», Н.А.Римского-Корсакова «Садко», Александра Гречанинова «Добрыня Никитич». Художники Виктор Васнецов, Илья Репин, Богданов-Бельский, Иван Билибин вдохновились старинными сюжетами. Произведения устного и письменного народного творчества имеют огромную художественную и историческую ценность, они раскрывают секрет непобедимости русского народа: - «Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом упал», «В ком добра нет, в том правды мало. В ком правды нет, в том добра мало», - поёт Боян. Уинстон Черчилль вряд ли разумел русские былины, но дух русский угадал правильно: «Русские могут казаться недалёкими, нахальными, даже глупыми людьми, но остаётся только молиться тем, кто встанет у них на пути». На Руси принято прославлять тех, кто силу и знания применяет для всеобщего блага. Не тот богатырь, кто гири поднимает, а тот, кто врага одолевает.
В детстве мы читали былины и русские народные сказки, представляли себя Василисами Прекрасными да Иванами царевичами, сражались деревянным мечом с Чудо-Юдом трёхголовым, драконом огнедышащим, с Кощеем Бессмертным.
Время идёт, мы взрослеем, детские книжки пылятся на книжной полке, если ещё есть чему пылиться. Теперь время вернуться к ним, чтобы понять их истинный смысл, жизненный уклад наших предков, мудрость веков.
Вспомнили мы старинные былины и народные сказы, из поколения к поколению пересказанные, словно с предками нашими - родичами перекликнулись, будто в старинном русском Киев-граде побывали; позвал нас Великий князь на знатный пир победителей, а там Боян Вещий мудрые песни «рокочет», богатыри в рукопашном бою состязаются, удаль свою молодецкую показывают, артисты-скоморохи приплясывают.
Гости дорогие - бояре, дружинники, купцы богатые за широкими столами умещаются, калачами, пирогами с белугой, с фазанами и с икрой белой, красной, чёрной объедаются, ухой со стерлядью, похлёбкой из зайца насыщаются, лебедями, гусями, павлинами жареными закусывают, свёклой, огурцами осаливаются, заливными студнями охлаждаются, сахарными конфетами услаждаются.
Только Илье Муромцу места не хватило, за стол не позвали, - рода он не знатного - крестьянского. Не было и тогда справедливости, до сих пор о ней русский народ печётся. И мы на том пиру были, мёд, квас, пиво пили, по усам текло, а в рот не попало.


Рецензии