Выставка

Сегодня я хочу рассказать вам о посещении очередной выставки, под названием «Не верь глазам своим».

Но для начала я познакомлю вас с лекцией - ИЛЛЮЗИЯ РЕАЛЬНОСТИ. ИМИТАЦИЯ ТРЁХМЕРНОСТИ ПРЕДМЕТОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ И ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ, ставшей предварительным знанием к этой выставке.

По словам лектора, иллюзия реальности уже была известна в древности. Вот только изображений, выполненных древними художниками, не осталось. Однако литература древности, в лице Плиния, оставила нам свидетельства творчества этих художников.
Именно из его рассказов мы доподлинно знаем о иллюзиях, создававшихся художниками. Между ними проходили соревнования, цель которых была выявить того, кто более реалистично что-то изобразит.

Один художник так искусно нарисовал ветвь винограда, что ввёл в заблуждение птиц, которые стали слетаться, чтобы полакомиться спелыми ягодами. Иллюзия было превосходная.

Все хвалили художника. Тогда художник, нарисовавший виноград попросил своего соперника показать ему и всем присутствующим, картину, которую он скрывает за огромной шторой. И какого же было удивление всех присутствующих, когда его оппонент сказал, что штора нарисована, и сама является иллюзией. Видя такое мастерство, все безоговорочно признали победу за художником, нарисовавшим штору.

Так начинается иллюзия реальности. А что же было дальше? А дальше, история, рассказанная лектором, ввела меня в некоторое недоумение. Хотя рассказ касался художников, прекрасно изображавших иллюзии, однако я увидела в рассказе не только мастерство художников, но и некоторые нравы древних. И надо сказать, что они мне они показались дикими и чуть ли не варварскими. А причина моего недовольства состояла в крайнем неприятии факта поведения во время застолий хозяев и их гостей, ведущих себя словно дикари, бросающие на пол, прямо себе под ноги то, что они не доели или просто объедки. Я бы могла пропустить данный факт мимо своего сознания, если бы не художники, которые практиковались в создании иллюзий реальности. Они возвели сей не приятный факт на вершину своего творчества! Художники рисовали на полах эти самые объедки столь реалистично, что это всем нравилось. И в домах зажиточных граждан такие полы устраивались на потеху гостям.

Если уж художники хотели показать своё мастерство, то лучше бы обращали свой взгляд к более интересным вариантам, чем увековечивать недостатки воспитания.

Но жизнь не стояла на месте. Всё двигалось и всё развивалось. И иллюзия реальности тоже. Были забыты полы с объедками, были найдены лучшие образы для иллюзий. И мы, вместе с лектором, прибыли в 17 век. Меня поразила информация о том, что жизнь людей этого периода была очень символична. Особенно на картинах. Символизм был знаком всем, от мала до велика.

Каждая картина 17 века, для нас, жителей современного мира всего лишь художественное изображение той эпохи. А вот для жителей того периода, картины были своеобразными книгами, рассказывающими невероятные истории, скрытые в символической форме в нарисованных предметах.

Художников было много, рисовали они в большом количестве и любой сюжет, наполненный всем понятным символизмом выполнял и роль рассказа, и роль современной рекламы.

Я совершенно по-другому посмотрела на художников прошлого. И уж коли мы с вами находимся в 17 веке, то по большей части наша остановка будет в Голландии. Голландские художники превосходно использовали в своих картинах иллюзии реальности. Картин в домах голландцев было много. Ими дорожили, их берегли. Берегли так хорошо, что закрывали шторами от пыли. Ими гордились, ими хвастались, когда в дом приходили гости. Картины несли в себе не только эстетическую, но и смысловую нагрузку, о которой мы можем только догадываться. И как же это печально. Какой огромный пласт информации мы не знаем.

Прослушав лекцию, я сделала для себя интересный вывод, голландцы были очень весёлыми людьми, несмотря на всю мрачность эпохи. А ведь когда –то рассматривая картины голландских художников в Эрмитаже я поражалась тёмными красками, обилием черного цвета, суровостью лиц изображенных людей. Я словно чувствовала всю мрачность эпохи. И как всё изменилось по прошествии времени. После посещения Эрмитажа, на протяжении уже многих лет, я открываю голландских художников всё с новых и новых сторон. Это просто удивительно и невероятно интересно.

Но вернёмся к прослушанной лекции, и я расскажу почему сделала такой интересный вывод. Веселость голландцев ярко проявилась в искусстве, прежде всего в картинах обманках. Картины развлекали, приносили минуты веселья.

Меня всегда удивляла и поражала голландская живопись. И лекция познакомила меня с новой гранью великолепного алмаза под названием – голландская живопись. Эта грань – картины обманки. Картины выполнялись столь реалистично, что мух, которые первыми стали появляться в качестве обманки, хотелось прогнать с какого- либо предмета, к шкурке убитого зайца хотелось прикоснуться, настолько мех был шелковистый, штору хотелось либо закрыть, либо наоборот открыть и узнать, а что там за ней прячется, а уголок отклеившегося листка хотелось заново приклеить. Невероятно!

Единственный вид картин – обманок – люди в полный рост, остались для меня тайной. И хотя лектор объясняла предназначение данных картин и говорила, что их ставили либо в укромных уголках дома, либо в коридорах, либо ими декорировали камины в летнее время, но увидев их на выставке, не испытала от них никакого восторга. Они так и остались для меня тёмной лошадкой. Но эти картины скорее всего ставили чтобы пошутить.

Ну, например, гость, войдя в гостиную к хозяйке и приняв её предложение сесть в кресло, подходит к оному и пытается прогнать болонку, сидящую на тот момент в кресле. Но не может этого сделать ввиду того, что в кресле нет болонки, а это искусно выполненная картина – обманка, установленная в кресле. Его общение с несуществующей собакой вызывает веселье.

И конечно, при свете дня такие шутки, наверное, приносили веселье, но встретить довольно реалистичную фигуру человека, созданную посредством картины – обманки в вечерних сумерках или в темноте ночи в темном длинном коридоре не очень удачная шутка. Хотя, может нервы людей 17 века были покрепче, чем у нынешних. Иначе как можно было выдержать многочисленные страшилки от церкви о гиене огненной и мучениях грешников.

Мне всегда было интересно смотреть картины голландских художников именно потому что они невероятно информативны. Но раньше я об этом догадывалась лишь интуитивно и вот лекция убедила меня в этом однозначно. Эти картины, как огромная энциклопедия знаний той эпохи, но не все буквы в этой энциклопедии нам знакомы. Но даже если, как нам кажется мы знаем эти буквы, мы не всегда можем прочитать составленные из этих букв слова. Но они так притягательны, как иероглифы в пирамидах.

На лекции нас познакомили не только с иллюзиями реальности, но и раскрыли тайны Эрмитажа. Нам было поведано, как формируются выставки. И как печально было слышать, что при создании выставок все просят показать шедевры, что-то выдающее и многие экспонаты, менее именитые, но не менее интересные не фамилией, а мастерством исполнения лежат в запасниках и ждут своего звёздного часа. И когда этот звёздный час наступает, у экспонатов появляется возможность быть отреставрированными и предстать во всей своей красе! И при таких реставрациях получаются неожиданные открытия. Например, все считали, что картина принадлежала кисти русского художника, но реставрация открыла нам голландского!

Я очень рада, что на нашей выставке есть такие работы, которые выполнены не столь именитыми художниками, но не менее, а для меня может даже более, интересны.


Рецензии