О маме...
Детство мамы прошло не на сибирской земле. А там, где зима мягче
, лето длиннее, весна блистает яркими красками, а осень радует богатым урожаем. Родина мамы - республика Марий Эл, деревня Новая Моркинского района. Это европейская часть России. Село это, а я была там много раз, славится необыкновенными людьми.
Марийцы – народ самобытный. У них вместе с православием, существует язычество. Есть православные храмы и языческие капища.
Об одном капище расскажу. Не далеко от деревни существует место, где язычники просят богов об исполнении желаний. Это называется священное место. Растет на этом месте дерево, к нему привязывается ленточка, кусок ткани. После этой процедуры, говорят, желание, просьба исполняются.
Но , большинство жителей православные, ходят в храмы. Об этом хочу рассказать подробнее.
Моя бабушка, со стороны мамы, Марина во время Великой Отечественной войны и после, всё время молилась о своём муже и детях. Вера помогла выжить и детей поднять. А где молиться приходилось ей? Храм в селе разрушили. Остались одни камни. Так она приходила, зажигала свечу и на коленях молилась на этих камнях. Сильна в вере православной была моя бабушка Марина.
Деревня Новая расположена в живописном месте. Вокруг неё дубовые рощи, поля, холмы. Правда, рек ,озер нет. Есть только искусственный пруд. После дождя, а это меня тогда всегда удивляло, на дороге нет грязи. А у нас в Калмаке совсем по-другому – грязи по колено.
Меня в деревне у мамы всё удивляло. Дома высокие, на каменных фундаментах, крыльцо – как лестница, ведущая в терем. В доме нет комнат, а делится дом на « залу» и кухню большой занавеской. В каждом доме большая печь, но не такая как в сибирской деревне. Сбоку у печки « вмонтирован» казан, такой большой, что в него могла поместиться я – маленькая девочка.
В детстве, когда я вместе с мамой приезжала к бабушке, меня окружали люди, говорящие на незнакомом языке. Мне всегда казалось, что язык их – это мелодия незнакомой песни. Конечно, сейчас, в наше время, всё у них по-другому . Ушла та необыкновенная прелесть самобытности. Теперь всё, как у всех. Ничего не удивляет.
Бабушка Марина – женщина со сложной и интересной судьбой. Рано осталась без родителей, но жила счастливо ,и не в чем не нуждаясь, у заботливых бабушки и дедушки. Выросла такой красавицей, что все мужчины на неё заглядывались. Высокая, статная, с голубыми глазами и русой косой.
В тот год ей исполнилось 15 лет. Однажды зимой , её отпустили в соседнее село к крестной. Кстати сказать, села в тех местах расположены близко – в двух или трёх километрах друг от друга.
Так вот, события стали быстро развиваться, когда она возвращалась вечером домой из гостей. Шла она, шла себе домой и не думала, что скоро её жизнь изменится. А произошло вот что. Молодой мужчина из села, где жила крестная, догнал её на лошади и уговорил стать его женой. Получив её согласие, завернул бережно в тулуп и увёз её в свой дом. Только на следующий день они сказали об этом родственникам невесты.
После она рассказывала, что она ему давно нравилась, но он ждал, когда она подрастет. Он заботился о ней, берег её, нужды она не знала. Но детей у неё с ним не было.
Ходили в ту пору нищие по селам – просили милостыню. Вот у одной такой нищенки, она выпросила со слезами и мольбой девочку, чтобы та её оставила у неё. Так в их семье появилась Полина.
Муж в девочке и жене души не чаял. Жили сытно, богато. Держали большое хозяйство, от него имели доход. Конечно, работали, не покладая рук.
Однажды завистливый сосед сказал, что-то неприличное о причине отсутствия у них собственных детей. Виноват, дескать, муж в этом. Мужчина от отчаяния и обидных слов повесился.
Бабушка осталась одна с Полиной. Женщина 38 лет смогла управляться с хозяйством самостоятельно, разводила даже пчел. В колхозе работала, дом содержала в чистоте и порядке, да и доченька имела всегда догляд с её стороны. Всё у них было хорошо.
А у председателя колхоза случилась беда – умерла жена, и осталось двое детей. Вот и стали жители говорить ему : « У Марины своих детей нет, и не будет, ты возьми её в жены. Она детей твоих вырастит. Женщина она красивая, добрая, трудолюбивая».
Заслал Василий сватов в её дом. Согласилась бабушка Марина. А её свекровь и свекор Полину к себе взяли на воспитание. Они Полину потом и замуж выдали.
Бабушка Марина была доброй женщиной. Дети Василия - Иван да Александра - её любили и уважали. Она стала для них матерью.
Дед Василий работал председателем колхоза - редко бывал дома. Бабушка заботилась и о доме , и о детях, и о хозяйстве.
Прошел год, и она, которая не могла иметь детей, взяла да и родила девочку – мою маму, а еще через год - мальчика Витю.. Счастью её не было предела .Наконец –то, и она узнала счастье материнства!
Жили дружно, скромно и были все счастливы. Но наступил роковой 1941 год… У председателя колхоза была, конечно, «бронь», так называемая отсрочка от войны. Но тучи надвинулись не с той стороны, с которой он ждал.
Стали вездесущие органы подозревать, а может кто- то кляузничал на него, что кормит своих детей председатель колхоза не черным хлебом, как все, а – белым, что жирует его семья. По ночам стал приезжать « черный воронок» в их дом. Начальники шумели, пугали детей малых – искали достаток в доме и белый хлеб. Ничего не найдя - матерились и грозились, что найдут и накажут.
Терпел дед Василий эти издевательства властей до 1942 года. Взял, да и ушел добровольцем на фронт. Уходя, дал бабушке наказ : « Выучи всех детей, дай им достойное образование, Марина!»
До конца своих дней бабушка казнила себя, что не смогла она выполнить наказ Василия. Не по силам ей было одной поднимать и растить детей.
Похоронка пришла к ним в дом в конце августа 1944 года. В ней сообщалось, что муж её Василий пропал без вести. Дяде Вите тогда было 3 года, маме моей 4 года, дяде Ивану 9 лет, Александре 11 лет. Бабушка смогла их всех прокормить. В то время было очень голодно. Так она изворачивалась, как могла, но спасла от голодной смерти всех.
Прошла война, вот уже победный май 1945 года. А в деревне – всё те же голод и нищета, да труд тяжелый. Бабушка от зари до зари работает в колхозе. Мужики, которые пришли с фронта, помогают своим женам, ласкают своих детей. А бабушка, пряча от детей горькие слезы, работает в колхозе, ей даже детей своих обнять некогда.
А в 50 –м году – беда. Ванюшка – несмышленыш , взял да и спел частушку про Сталина. Им в школе давали вместо хлеба жмых от подсолнечника. Вот он и придумал , что это не жмых, а к.к.шки Сталина. Записал на бумажке и бросил в мусорное ведро.
Ребята посмеялись над частушкой и забыли. Так нет! Женщина, что мыла полы в школе, нашла записку и отнесла куда надо.
Забрали и посадили Ивана в тюрьму, а потом в « лагеря». После смерти Сталина его выпустили. Поехала бабушка за ним. Вышел он на свободу, а идти не может- исхудал совсем. Бабушка его на руках несла – она потом говорила, что он легкий был как перышко. А ему 18-й шел.
На попутных машинах добирались до дома. Ивана посадит в кабину, а сама в кузове. Вот и застудила себе легкие, от этой болезни её и не станет.
А из дяди Вани получился известный певец Мари-Эл. У него были даже пластинки с его песнями на марийском языке.
Тетя Шура выйдет рано замуж, и будет всю жизнь не счастлива в браке. Муж будет бить её и обижать.
Но они будут всегда благодарны моей бабушке Марине, до конца жизни.
Мама моя росла в голодное военное и послевоенное время. Она часто вспоминает, что очень хотелось не конфет, а почему-то хлеба. До сих пор она помнит тот момент, когда в доме испекли настоящий хлеб. Всё время до этого пекли хлеб с примесью трав, картошки и еще чего-то, от чего этот хлеб был липким и не вкусным. Настоящий хлеб они, молча, смакую каждую крошечку, ели только в 55 году. И пусть скажут, что это не правда.
Мама рассказывает, что солдаты, кто вернулся с войны, устраивались на хлебную должность. А вдовы, брались за любую работу, чтобы прокормить своих детей. Так вот, дети тех солдат – победителей ели хлеб, а дети вдов смотрели и глотали слезы обид. И как смогли их матери на это смотреть, как смогли они объяснить им такую жестокую несправедливость?
С хлебом связано, и чудесное появление брата Гены в 1948 году. В тот год с продуктами было в доме очень туго. Бабушке Марине уже исполнилось 50 лет. Но она красива по- прежнему.
Засмотрелся на неё районный уполномоченный и предложил ей, довезти его до райцентра на лошади. История умалчивает, что произошло, но только бабушка, приехав под утро, привезла мешок муки и мешок картошки. Так и выжили они в ту зиму, благодаря этим продуктам.
А потом появился братик Гена – худой младенец. До трех лет он не мог ходить . Носили его в детский сад. И там врач решил, что его нужно дополнительно подкармливать. Выдавали там же рыбий жир и манную кашу. Получать продукты отправляли маму. Мама вспоминает, что рыбий жир был противный, а вот каша вкусно пахла. Она, эту кашу, пока несла братику, слизывала с краю тарелки.
И потом, когда кормили мальчика, жадно сглатывала слюну. Мечтала, что всегда бы питалась лишь одной манной кашей. Она нам рассказывала, а у самой слезы на глазах. Трудно это вспоминать.
Будучи несмышленой девчонкой, каждый день ждала отца. Думала- вот вернется он , обнимет их всех и будет у них в доме достаток и много хлеба. Вот счастье!
Рассказывала, как соседская девочка Соня – подружка её, хвасталась, что папка её привез с войны перину мягкую, да всем по обновке. Слушала мама, да завидовала.
Хвастливая Соня каждый день выходила вечером на улицу с большим куском белого хлеба, посыпанного сахаром, как бы говоря, – смотрите, как хорошо мы живем. А про жизнь мамы говорила с издевательством : « Вы бедные! У вас даже тараканы не живут!».
Глупая моя мама, приносила от них таракана, выпускала его у себя дома, думала, что вмиг разбогатеют. Не понимала она, что нечистоплотная была хозяйка их соседка, от грязи завелись у них тараканы, а не от богатства. А их мать – чистюля, не раз говорила: « Римма, чистота – это второе богатство. Дом и душа у человека должны быть кристально чистыми!»
Её слова мама и нам передала. Многое, что говорила бабушка Марина, мама нам передала.
В доме был заведен порядок – пока бабушка Марина на работе, за домом и ребятами приглядывает мама . А она рада- ей всегда хотелось командовать. С Геной было проще – он не мог ходить, - поэтому, дав ему игрушки, убегала из дома на полянку перед домом к девчонкам. А за Витькой – проказником – глаз, да глаз нужен.
Однажды, чуть не покалечила его. Случилось происшествие летом. Бабушка Марина всегда держала пчел, чтобы был мед для ребят, а излишки продавала на рынке. Уходя на работу, как всегда давала Римме советы, как и чего, делать по хозяйству. Мама слушала её в пол уха: « Ну, чего учит! Я и сама умею всё без подсказок!»
В то утро, было ей сказано, чтоб привязала теленка за огородом. Ну, мама же умная – чего теленку жариться на солнце – привяжу его в тенёчке в саду, под яблонькой. Не подумала она про то, что недалеко стоит улей с пчелками. Привязала, да скорёхонько убежала играть с девчонками.
Витек в саду играл с машинкой, Гена - дома спал. Теленок, отбиваясь от мух, так размахался хвостом, что задел улей. Разъяренные пчелы накинулись тучей на теленка, искусали его и Витка так, что живого места не осталось.
Соседка, увидев, что рой не на шутку штурмует их, побежала за бабушкой Мариной. Соседи помогли кое-как утихомирить рой, увели теленка и унесли Витю в дом.
Витя очень пострадал – он опух, от страха и боли лишь только стонал. Вызвали врача – Витю спасли. Теленка тоже. А маме сильно попало от бабушки.
Если о маме сказать, что она была проказницей – это значит, - ничего не сказать.
Жили они очень бедно – лишней тряпочки в доме не было. А маме, так хотелось куклам наряды поменять. Дождавшись, когда мать её вечером сядет у печки прясть, она тайно заглянула в сундук, достала красивый, яркий платок и залезла на печь. Да призадумалась, как это бесшумно разорвать платок, чтоб мать не услышала – в доме ведь тихо. Решила петь громко песни. Поёт, да рвет платок. А матери невдомек, чего дочь распелась. Весело ей - и матери весело! Нашила куклам платья. За эти обновы потом наказала её мать- ремнем. Платок –то был подарен мужем - память единственная о нем.
В нашей семье, благодаря маме и бабушке, мы хоть деда Василия не видели, но знаем о нем много. Дед Василий был грамотным человеком. Молодым, во время становления Советской власти, бывал даже на севере России, чтобы обучать грамоте чукчей, ненцев. Очень любил комнатные растения. В доме их было великое множество – привозил отростки отовсюду. Бабушка Марина ворчала на него, что он со своими растениями все подоконники сгноил. Любил музыку, книги. После него осталось много книг. Идейный - был коммунистом. Во время Великой Отечественной воины 41-45 годов служил в конной артиллерии ефрейтором. Погиб в 1944 году 2 августа в польской деревне Залиска .
Это тогда их семью обманули, сообщив, что пропал без вести. Причина была веская – не хотели власти платить семье погибшего на фронте 25 рублей пенсии. Экономили так.
Мама потом, в 1996 году, делала запрос в Министерство и ей прислали копию извещения о смерти – похоронку.
В нашей памяти они живы: и бабушка Марина и дед Василий.
Про школьные годы мама рассказывает с удовольствием и с юмором. Училась она очень хорошо. Способная – вся в отца. Случались в школе казусы. На урок физкультуры Иван Федорович – физрук, велел приходить в штанах. А у мамы в 4 классе только длинная юбка. Она придумала – закрепила юбку между ног большой булавкой - и вперед. Хоть кувыркайся, хоть на лыжах можно . Способная к получению знаний , а не смогла окончить десятилетку. За обучение нужно было платить деньги, а лишних в семье не было.
Окончила семилетку и пошла работать в колхоз дояркой. Работа тяжелая, а ей 16 лет всего. На вечерки бегать очень хочется, а вставать рано надо. Коров доили 3 раза в день. Но в молодости возможно всё!
Встретился ей красивый парень, дружили долго, 3 года. Ухаживал красиво – цветы полевые дарил, подарки простенькие делал. Всё шло к свадьбе. Да забрали нашего жениха в армию. Мама обещала его ждать. И ждала, тосковала без него. Прошел год – другой.
Стали в деревне девчонки поговаривать : « Вербуют молодежь, работать в Тюменскую область. Отпустят их из колхоза и паспорт выдадут. Можно хоть куда потом уехать»
Маме так тоскливо без жениха, что решила ехать в незнакомую сторонушку. Пока временно, на год всего. А там вернется и свадьбу сыграют. Заработает денег, - купит обнов на свадьбу. В колхозе денег не давали, всё больше зерном.
Собралось их много. Со всех колхозов. Поехали. Мама вспоминает, как приехали они на поезде на станцию Омутинское. Ночь. Зима. Они в национальных платьях – другого не было, легких пальтишках. А здесь мороз к 20 градусам. Заволновались – как им быть?
А за ними трактор приехал с прицепом на полозьях – как большие сани. Укутали их в тулупы – повезли. Едут они, озираются кругом. Место незнакомое, интересное. Смотрят – вдоль дорог рожь стоит неубранная. « Богатые, наверное, зерном, раз не сжали её» - думали они.
Это они потом узнали, что рос вдоль дороги камыш, его полно в болотистых Армизонских местах. Смеется теперь мама.
Привезли их и поселили у одинокой старушки Агани. Первые дни отдыхали, знакомились с жителями. Всё необычно в этом селе. Мама рассказывает : « Лежим как-то утром на полатях.
А бабушка Аганя завтрак готовит : нарезала мелко картошки, луку, редьки, яиц и холодца. И залила всё квасом. Я любопытная- всё наблюдаю за ней. Шепчу Тане:
– Тань, смотри чего делается, намешала какую-то ерунду – отравить нас хочет. А та мне в ответ:
– Ладно маленько попробуем, не отравимся. И, правда, попробовали – вкуснотище! Это сейчас окрошку готовим часто. А тогда – пища была не знакомая. Не делали дома окрошки с квасом. Делали только с простоквашей»
Ребята приходили – парни молодые – знакомились с девчатами. А они красивые были – в платьях с вышивкой, маленького росточка, с косами. Особенно, косы были богатые у Зины.
Мама моя хорошо учила в школе русский язык, она была у девчонок переводчиком. Весело было !
Пригляделись маленько к быту деревенских жителей, сделали выводы – в таких платьях никто не ходит. Что делать? После первой получки купили материалу- ситца, сатина, шерсти, да, и нашили юбок, блузок, платьев.
Не все девушки прижились в селе. Многие уехали. Остались подруги на век - Римма, Зина, Таня, Юля.
Юльки потом не станет. Приходят они сейчас к ней на могилку. Помнят подругу.
Позднее приедет красавица Нина. Все они потом выйдут замуж, нарожают детей. У всех будут свои заботы, своя судьба, но останется общее – Родина- Мари Эл, национальность.
Соберутся у нас дома, разговорятся на марийском языке, словно птицы щебечут. Я маленькая гордилась – надо же иностранцы в доме! И еще, так хотелось от любопытства узнать, о чём они говорят. А им удобно было рассказывать свои тайны, на своём языке – никто не узнает, не поймёт.
Свидетельство о публикации №224033100357