Миротворческая парадигма русской мысли

МИХАИЛ АБЛАЕВ. «МИРОТВОРЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА РУССКОЙ МЫСЛИ».

Миротворчество в России: Церковь, политики, мыслители. От раннего средневековья до рубежа 19-20 столетий. – Москва: Наука, 2015.

Предваряет этот сборник статья Е. Л. Рудницкой и Н. И. Лисового «Миротворческая парадигма русской мысли», в первую очередь рисующая как «наиболее сложную и многоплановую» (стр. 5) проблему отношения к миру и войне в христианском учении. Я позволю себе процитировать текст, представляя  на обозрение читателя новозаветные высказывания Иисуса и апостолов.

« Все помнят слова Спасителя: «блаженны миротворцы (Мф. 5,9), но редко вспоминают другое изречение Св. Писания: «когда будут говорить «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба (1 Фес 5. 3)… Между тем в общем понимании вопроса то и другое направление возможного на него ответа представляется одинаково весомым и одинаково достойным внимания исследователя.
Если начинать анализ христианского отношения к проблеме с текстов Нового Завета, необходимо подчеркнуть, что Сам Спаситель ни разу, ни в одном случае не оставил безусловного и прямого запрещения христианину носить и употреблять меч. Достаточно напомнить слова, сказанные Христом на суде Понтия   Пилата: «если бы от мира сего было царство Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня» (Ин. 17. 26). Речь, явно, идёт о том, что противление  силой, военное выступление «служителей» за своего «царя» -  явление абсолютно нормальное для «царства мира сего», то есть всех царств  на земле. Наиболее часто цитируются другие два изречения Спасителя, непосредственно  относящиеся к религиозному смыслу меча. Первое: «не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч (Мф. 10. 14). Сколько бы усилий не предпринимали позднейшие экзегеты для «духовного», «аллегорического» толкования этого  места, смысл его прозрачен и не подлежит перетолкованию. Какой-то  «меч» Спаситель, безусловно, принёс на землю.
Другая цитата – из беседы с  учениками  после Тайной Вечери: «Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а  у кого нет – продай одежду  свою и купи себе меч. Они сказали: Господи, вот здесь два меча. Он  сказал им: довольно» (Лк.22. 36-38)…
Не будем говорить подробнее о многочисленных образах, связанных с обоюдоострым мечом в Апокалипсисе Иоанна. Более характерно другое. Даже в контекстах, никак непосредственно не связанных с воинской службой, апостолы часто и охотно используют метафоры, взятые из римской военной жизни…»(стр. 5-6).

Все эти атрибуты воинствующей церкви однозначно сводятся к неуказанной цитате из Павла о том, что война христианина -  не против крови и плоти, но против духов невидимых.
Но проблема всё же остаётся проблемой. И ответ, как ни странно, прост и обычен: Бог благословляет справедливые, оборонительные войны, что все русские люди уясняют со школьной скамьи. Ввиду этого стоит сказать, что усилия раскрыть  тему книги -  чисто информативные, и не стоило бы, наверное, устраивать такую «бурю в стакане воды». Но русские мыслители  не дают «расслабиться» и требуют признания и рассуждения накануне и во время потрясений революций, внутренних бурлений в обществе,  которые также можно назвать «войной».

Дядюшка Римус. 31 марта 2024 года.


Рецензии