Кто она, Баба Яга?

Кто она, Баба Яга?

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;               Александр Сергеевич Пушкин

    В сказке ложь, а в ней намёк, добрым молодцам урок, - говорится в народе.  «Золотой век» русской литературы возродил сказочное творчество, появилось много переработанных под современное восприятие мира детских сказок. Русские писатели исключили из старинного народного творчества жестокость, насилие, грубость, сказки стали весёлые, познавательные, лёгкие для детского восприятия, и всегда заканчивались победой добра над злом. Не обошёл сказку и Пушкин, - всё его творчество пронизано народным духом. Друг Александра Сергеевича - Владимир Даль - свою литературную деятельность начал с издания «Русских сказок». Но книга вызвала неудовольствие властей, писателя арестовали, а книги уничтожили. Благодаря заступничеству Василия Андреевича Жуковского, всё окончилось благополучно, его выпустили, но писать сказки запретили. Владимир Иванович стал врачом, но сказочником быть не перестал, автор «Словаря живого русского языка» издавал свои книги под псевдонимом Казак Луганский. К счастью, уцелели припрятанные пять экземпляров, один из них недавно продали на аукционе.
  Даль лично вручил Пушкину экземпляров «Русских сказок». Книга настолько вдохновила Александра Сергеевича, что он откликнулся «Сказкой о рыбаке и рыбке». Зачинщику сказочного творчества Владимиру Ивановичу он вручил рукописный вариант «Сказки о попе и работнике его Балде» с автографом «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому, сказочник Александр Пушкин». Поэт написал пять стихотворных сказочных произведений.
    Дружба «сказочников» продолжалась до конца жизни. Владимир Иванович сопровождал Александра Сергеевича по местам пугачевского бунта Оренбургской губернии, когда Пушкин собирал материал для «Капитанской дочки», в это время Владимир Иванович служил там чиновником особых поручений. Даль пытался спасти Пушкина от смертельной раны, полученной в роковой дуэли. Он до последней минуты был возле умирающего Пушкина.  Александр Сергеевич подарил ему золотой перстень - талисман с изумрудом со словами: - «Бери, друг, мне уж больше не писать». После кончины Пушкина супруга его Наталья Николаевна передала Далю на память о друге пробитый пулей сюртук…

Кто она - Баба Яга - костяная нога? 
               
   Ну, какая сказка без Бабы Яги? Коварная старуха заманивает к себе добрых молодцев и непослушных детей, чтобы их съесть, зазывает заплутавших путников в глухом лесу, те и теряются на топких болотах. А коль зайдёшь в избушку на курьих ножках, так и век не выберешься, - беги, пока цел. Но всё заканчивает хорошо, все целы, живы, невредимы.
   Какую роль играет в сказке вредная и коварная бабушка? Для чего наши далёкие предки придумали страшилку про старушку с костяной ногой? Какие качества формирует у ребёнка русская народная сказка?
   В советских фильмах Баба Яга в исполнении замечательного Георгия Милляра была любимицей детворы и взрослых, - хитроумная старушка старалась всем навредить, а получалось - всех рассмешить, - добрый молодец всё равно её перехитрит. На самом деле, её образ имеет глубокие и не такие уж благостные корни. В народном фольклоре древняя старуха представлялась как зло, как страшная сущность, - одной ногой - окостеневшей - стоит она в мире мёртвых, а другой ногой - в мире живых. Распущенные седые волосы указывают на связь с загробным миром. Жуткая Бабка хоть обликом и человек, а суть её – потусторонняя. Персонаж древнеславянской мифологии изначально выглядел как уродливая старуха со змеиным хвостом, наделённая магической силой, она и ведьма, и колдунья, стережёт вход в подземный мир, провожает души почивших в царство мертвых. А избушка на курьих ножках без окон и дверей - это сторожевая застава между миром живых и мёртвых, и стоит она на костях и черепах человеческих. Жуть!
  Непонимание окружающего мира, неумение объяснить явления природы, страх перед смертью рождали мифы о сверхъестественном. Многие народы ставили каменных Баб, как символ праматери, - им поклонялись. В древне-русском народном творчестве - Баба - глава рода – главная матерь; Яга – это огнь – огонь – концентрация энергии. Она – изначальная божественность, повелевающая Временем, Огнём, Воздухом, Лесом, Дикими зверями и птицами, Жизнью и Смертью, Судьбами людей, она Хранительница границ царства смерти! 
   В очень старой сказке «Иван-царевич и Марья Моревна» Яга Ягишна живёт за тридевять земель, в тридесятом царстве, возле моря с огненной водой, владеет табуном славных кобылиц. Она мать трёх царственных дочерей и Змея Горыныча, которого убивает герой сказки.

    Благодаря русским писателям – современникам Александра Сергеевича Пушкина и их последователям, злобные старухи из сказок исчезают и появляются Бабки Ёжки – добрые помогайки - дарительницы, воительницы, не такие уж чуждые миру живых. К такой бабусе – дарительнице - целительнице герой сказки сам идёт за помощью, и подарит она ему добрый совет: - «ступай по тропинке, и дойдёшь до пруда, спрячься за деревом и жди» («Василиса Премудрая»). Или подарит волшебный предмет, чтобы воину превозмочь трудности и одолеть неприятеля: то меч-колденец, то кота – скорохода, то санки - самозванки, то клубок ниток – самокруток. А если дарить нечего, то обратится она за помощью к силам природным– к ветру, к ночи, к зверям лесным, к братьям своим - лешему и к лиху одноглазому, и к кикиморам хитрым. А уж если и те не помогут, тогда к сестрице своей старшей - костяной, премудрой. А вот к солнцу никогда не обратится, - яркого света она боится.

       
Баба Яга. Иллюстрация И.Я. Билибина

    Идёт дорогой дальней отважный молодец - из плена девицу – красавицу вызволять, людей заколдованных расколдовать, злодея лихого побеждать, а навстречу ему – Баба Яга в ступе летит, помелом рулит, знает, что простой человеческой силушкой с лиходеем молодцу не справиться. Зазывает она касатика к себе в избушку на курьих ножках, в заколдованный мир чудес. Но наш герой – смекалистый, - себе на уме, - прежде пусть хозяюшка его накормит, напоит, в баньке помоет, спать уложит, а потом уж и расспрашивает. Старушке нравится смелый юноша, - она и накормит его, и напоит, и в баньке помоет, а потом уж и расспросит.   
Входит Иванушка в избушку, а Баба Яга ему и говорит: - «Фу, фу, фу! Русским духом пахнет!» А то скажет: - «Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится» («Иван Быкович»).

    Чем же пахнет добрый молодец, каков он – русский дух? Баба Яга видит плохо, слышит и того хуже, а только нутром своим запах чует. Чем настораживает её этот запах? А тем, что живёт она на краю царства мёртвых, а пахнет он - живым человеком. И тут начинается колдовство - идёт молодец в баньку, да не в простую - в заколдованную, - чтобы смыть с себя дух живой, чтобы чары потусторонние на него подействовали, наделили силушкой богатырской. В стародавние времена был обряд такой – омовение юноши, - материнский запах смывается, он от матери отрывается, мужчиной становится. А потом гость желанный за стол садится, бабушкину стряпню вкушает, нахваливает, - и опять колдовство - от всего земного он очищается, волшебными дарами насыщается, они-то и помогут добру молодцу нечистую силу победить.
   И Баба Яга теперь не кажется такой уж злой и коварной. И живёт она вроде по-людски, домашний очаг поддерживает – дровами печь топится, в чугунке белые грибы варятся, в сковородке – мухоморы и поганки с лягушками жарятся, на столе деревянные миски с ложками, возле печки - ухват, кочерга, пестик, помело, тесто в бочке посреди избы поднимается, на крючке овчинный тулуп пылится, берёзовым веником домик чистится, на насесте петух с курами куролесит, кот мурлычет, мудрая сова ухает, в углу ступа с клюкой дожидаются, на старушке платье с фартучком да с кармашками, на голове платочек беленький повязан. Как не умилиться старушкой? И становится демоница щедрой дарительницей, - готовит она бесстрашного героя к непомерным для человека испытаниям. Идёт доблестный воин, наделённый небывалой богатырской силушкой, на войну с нечистой силой, на большое дело, на подвиг ради жизни на земле, - Дракона -  Кощея бессмертного побеждает, от всякого зла - от беды людей вызволять. Вот как в русской сказке бывает! 
   Игнорировать старинное былинно – сказочное творчество не стоит – из поколения в поколение несёт оно потомкам секреты жизни наших далёких предков, - сколько на земле бед было, сколько народов в грозных баталиях исчезло с лица земли? – не счесть. А наш народ всё вынес, выстоял и будет стоять в веках, и в сказках, и наяву. Чем глубже история народа, тем шире народная память - тем дольше длится Век.
   Русская сказка формирует у ребёнка представление о добре и зле, справедливости, сострадании, милосердии, укрепляет волю, наделяет уверенностью в свою страну, учит дорожить родовыми корнями. В русских сказках нет надуманного геройства ради личной выгоды -  славы, а есть любовь, терпение, взаимовыручка, жертвенность на общее благо. Воспитанный на народном творчестве ребёнок ощущает себя наследником большой истории своего народа и становится бесстрашным защитником его, способным противостоять всем напастям на земле; он понимает себя героем, смело открывающим двери не только сказочную избушку на курьих ножках, но и в будущее.


Рецензии