Философская беседка. 7. Мрачный Артур Шопенгауэр

Всем любителям рассуждений – здравствовать! Настало время поговорить об Артуре Шопенгауэре. Мне надоела классическая философия, классическая рациональность, о которой я говорил до этого. Наконец я затрагиваю иррациональное, мистическое. Артур Шопенгауэр родился в 1788-м году в Речи Посполитой, поэтому в каком-то смысле его можно назвать польским философом (по крайней мере, по месту рождения). Совсем скоро он переехал в Пруссию и окончил свою жизнь в возрасте 72-х лет (это было в 1860-м году) во Франкфурте-на-Майне. Шопенгауэр считается именно немецким, а не польским философом, потому что большую часть своей жизни он провел на территории современной Германии.

Артур был сыном торговца. В детстве будущий философ получил хорошее купеческое образование, знал, поэтому, хорошо финансовую систему того времени. По этой самой причине, после смерти отца (1805-й год) Шопенгауэр удачно вложил доставшиеся ему в наследство средства и жил на получаемые от этого вклада проценты безбедно. После получения экономического образования Шопенгауэр изучал философию в Геттингенском (1809-й – 1811-й годы) и Берлинском (1811-й – 1813-й годы) университетах. В 1813-м году Артур написал свой первый философский труд «О четверояком корне закона достаточного основания». Это была докторская диссертация, которую он защищал в Йенском университете. В 1814-м году мыслитель начал работать над своим главным философским произведением «Мир как воля и представление». Первый том этого труда вышел в 1818-м году. Далее философ постоянно корректировал и дополнял эту работу. Второе издание было выпущено в 1844-м году (исправленный 1-й том и новый 2-й том). В 1859-м году вышло расширенное издание этого сочинения. Также любитель рассуждений написал труд под названием «Парерга и паралипомена» (в переводе с греческого это означает «Замечания и дополнения»). Это сборник афоризмов. Кстати, эта работа хорошо прославила мудреца. В годы юности и зрелости Шопенгауэр не был знаменит. Его книги не покупали.

Давайте я вам расскажу про особенности личности Артура Шопенгауэра. Характер у него был скверным. Он ненавидел людей, у него с ними были вечные конфликты. Шопенгауэр вообще имел много причуд. Он сильно боялся заболеть, сбегал из тех мест, где вспыхивала холера или иное заболевание. Философ знал несколько языков: немецкий, французский, английский, латынь, древнегреческий… Был интересный случай в его жизни. Однажды Артур поругался со своей соседкой, толкнул ее в порыве гнева. Она упала с лестницы, сильно переломалась. Женщина была уже стара (да и Шопенгауэр был не первой свежести). Старушка зарабатывала на жизнь шитьем. Подала в суд на своего обидчика и выиграла процесс. По решению суда мыслитель вынужден был до конца дней швеи обеспечивать ее, потому что шить она уже более не могла (из-за окончательно поврежденной руки). Когда женщина умерла, Шопенгауэр в своем дневнике сделал мизантропическую запись: «Бабка сдохла – гора с плеч!»

Артур Шопенгауэр очень любил собак. В его доме висели 16 гравюр с их изображениями. У него был пудель с нехарактерным для европейской культуры именем Атман (в переводе с санскрита означает «самость»). Философ увлекался буддизмом и индуизмом. В его учении можно выявить последствия такого индийского увлечения. Шопенгауэр любил сборник индуистских текстов «Упанишады». Правда, минус этого обстоятельства был в том, что мудрец читал этот сборник не на языке оригинала (санскрит), а латинский перевод с фарси. В этом переводе были суфийские вкропления переводчика (излишний мистицизм). Шопенгауэр настолько почитал Будду и Канта (последнего, думается, в большей степени), что у него в кабинете стояли статуэтки этих великих учителей. Также у него на стенах висели портреты других деятелей культуры.

Сегодня я хочу прочесть вам книгу, которая находится в моем владении. Я купил ее примерно в 2016-м году (точно не помню), когда еще учился в университете. Была у меня в то время такая особенность: я почему-то с великой страстью покупал философские книги. Видимо, я думал, что они мне в будущем пригодятся. В принципе, так и получилось. :) Хотя если бы у меня этой книги не было, то ничего страшного не произошло бы, потому что до этого мне спокойно удавалось находить в интернете необходимую литературу и распечатывать важные для меня листы. Это издание мне не очень нравится. Плюс этой книги состоит в том, что на ее обложке есть портрет мыслителя. Здесь указаны имя, фамилия автора. К сожалению, в описании книги не указана фамилия переводчика (это большой минус!). Написано просто «перевод с немецкого». Я думаю, что это большое упущение и оскорбление человеку, который занимался переводом текста. В этом мне видится нарушение авторских прав. Сомневаюсь, что права на этот перевод принадлежат московскому издательству «Эксмо». Ну да ладно. Мы имеем то, что имеем. Книга называется «Афоризмы житейской мудрости». Она была выпущена в 2015-м году. Эта работа включает в себя не только «Афоризмы…», но еще и «Мир как воля и представление». Издатели иногда идут на хитрости, чтобы их книги лучше продавались. Я думаю, так делать нехорошо.

В этот раз я выбрал 4 цитаты для прочтения. Мне они кажутся интересными. Первая цитата находится на странице 102 этого издания. Это отрывок из «Афоризмов житейской мудрости», который размещен в 5-й главе (подразделение «A. Всеобщее»). «Все мы… вступаем в жизнь, исполненные притязаний на счастье и наслаждение, и питаем пустую надежду осуществить их на деле. Обыкновенно в скором времени является судьба, грубо налагает на нас свою руку и доказывает нам, что здесь нет ничего нашего, а все принадлежит ей, так как она имеет неоспоримое право не только на все наши владения и доходы, на нашу жену и детей, но даже на наши руки и ноги, глаза и уши, не исключая также и носа посреди нашей физиономии».

Кстати, совсем забыл вам сказать. В противовес учению Ляйбница о том, что наша вселенная является самой лучшей, Шопенгауэр считал, что мы живем в самом худшем из миров. Здесь мы вновь видим пессимистический посыл философа. Это очень часто можно увидеть в его творчестве. Например, в приведенной выше цитате мыслитель говорит, что, когда человек вступает в жизнь, у него начинает проявляться воля. Он постоянно стремится к счастью, удовольствиям, наслаждениям. Но, как пишет Артур, это «пустая надежда». Я думаю, что можно считать синонимичными в этом контексте слова «судьба» и «воля». Человек зависим от судьбы, ему ничего не принадлежит. Всем обладает судьба. Она дает людям что-то во владение, а потом забирает.

Теперь давайте ознакомимся со вторым отрывком. Он тоже находится в работе «Афоризмы житейской мудрости» (подразделение «D. О нашем поведении относительно миропорядка и судьбы», с. 160). «Какую бы форму ни принимала человеческая жизнь, в ней всегда будут одни и те же элементы, и потому в своих существенных чертах она всюду одинакова, проходит ли она в хижине или при дворе, в монастыре или в армии. Как бы ни были разнообразны ее происшествия, приключения, счастливые и несчастные события, о ней все-таки можно сказать то же, что о кондитерском печенье. Здесь много всякого рода… причудливых и пестрых фигур, но все это приготовлено из одного теста; и то, что случается с одним, гораздо более похоже на то, что постигло другого… Содержание нашей жизни подобно также рисункам в калейдоскопе, где мы при каждом повороте видим что-нибудь другое, хотя… все время имеем перед глазами одно и то же».

Здесь мы видим, что Артур Шопенгауэр имеет в виду единообразие бытия. Есть такое индуистское направление адвайта-веданта. С точки зрения этого учения, мир в своем основании един. А майя (с санскрита «видимость»), эта завеса, которая натянута на мир, создает у нас впечатление, будто бы вселенная имеет многообразие. Философ как раз о том и пишет, что имеется в мире много разных форм, но элементы все те же, и жизнь всегда одинакова. Неважно, где человек живет; место страданиям и радостям в его жизни всегда найдется. Но пессимистический мыслитель считал, что горестей гораздо больше, чем счастливых моментов. Мне очень понравилось, как Артур сравнивает основу бытия с тестом. Печеньки бывают разными, но тесто едино. В этом аспекте я не могу полностью согласиться, потому что составы кондитерских изделий различаются. Но идея удивительна! Я бы скорее сказал, что слово «тесто» едино даже для разных составов. Хотя люди и могут находить нечто отличное в своих биографиях, но у многих и многих миллиардов людей были любовь, свадьба, дружба, предательство, воровство, убийство, горечь утраты близкого, болезнь, голод, смерть…

Переходим к третьей цитате. Она находится в труде «Мир как воля и представление» (книга 4, параграф 57, с. 540). «Безмерная радость и очень сильное страдание всегда встречаются в одном и том же лице, так как они взаимно обуславливают друг друга… Такая радость и такое страдание вызываются не одними лишь впечатлениями настоящего, а предвосхищением будущего. Но так как страдание свойственно жизни и степень его определена природой субъекта…, то в основе чрезмерного ликования или страдания всегда лежит заблуждение и призрачное мечтание, и, следовательно, силой мысли можно избегнуть этих… напряжений духа». На мой взгляд, это очень интересная мысль. Мудрец говорит о том, что страдание не может существовать без счастья, а счастье без страдания. Если мы глубоко вдумаемся в эту идею, то, думаю, с легкостью и живостью согласимся с ней. Если бы человек был перманентно счастлив, он бы даже не знал этого, потому что у него не было бы опыта страдания. Ему не с чем было бы сравнить свое состояние. Счастье было бы обыденностью для него. Но если сначала человек мучается, а потом радуется, то он может вздохнуть с облегчением (хотя бы на короткий промежуток, перед следующим злоключением).

Последний отрывок, который я вам прочитаю сегодня, находится в этом же труде «Мир как воля и представление», в этой же книге 4 «О мире как воле», только в параграфе 71 (с. 636). «…Если мы от нашей личной нужды и зависимости обратим свой взор на тех, кто преодолел мир, в ком воля, достигнув полного самопознания, вновь нашла себя во всем и затем свободно сама себя отринула, и кто только ожидает момента, когда исчезнет ее последняя искра и с нею тело, которое она животворит, – то вместо непрестанного стремления, вместо постоянного перехода от желания к страху и от радости к страданию, вместо никогда не удовлетворяемой и никогда не замирающей надежды, в чем и проходит сон жизни волящего человека, – вместо всего этого нам предстанет глубокий покой и мир, который выше всякого разума, …полная умиротворенность души, …несокрушимое упование и …ясность…».

Кажется, будто здесь Шопенгауэр пишет о нирване (с санскрита «угасание»). Он говорит, что человек живет, занимается своими делами, у него происходят всякие события. Но если он будет иметь перед собой примеры великих отшельников (которые преодолели мир), если он познает свою истинную сущность (атман в индуизме или совокупность пяти скандх в буддизме), то с помощью определенных действий (зачастую сложных) искатель счастья сможет достигнуть умиротворения, у него исчезнут страхи, страдания. Человеческое сознание, таким образом, успокоится, у него не будет метания мыслей, бесконечного внутреннего диалога. Практик обретет состояние нирваны, и оно будет выше всякого разума (получается, что это состояние трансцендентно). Дорогие мои читатели! Я всех вас призываю к гармонии. Для нас с вами очень важно не терять мир и покой. Желаю всем всего доброго. Благодарю за прочтения!

Дата записи аудио: 25.03.2024.
Дата оформления текста: 01.04.2024.


Рецензии