Вот так сюрприз!

    
     Статья мне встретилась случайно. Удивила. Напечатана в приличном международном научном журнале года два назад. Моя фамилия и инициалы, мой сборник. И название статьи такое научно-тяжеловесное:ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ И ЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ В ВЕК ТЕХНОЛОГИЙ МАССОВОГО ПРОИЗВОДСТВА (О КНИГЕ СТИХОВ З. Н. «ПРИКОСНОВЕНИЯ»).
    
     Интересно! Лестно!
     В принципе, понравилось, конечно. Неожиданный для меня взгляд на пишущих, писательство и литературу. Думаю, интересно будет и кое-кому из моих соратников по ПРОЗЕ.РУ.

    "[...] Компьютерный дизайн, верстка и цифровая печать перевели то, что можно назвать «самиздатом» на новый уровень, а скорее даже просто стерли границу между самиздатом и официальной издательской деятельностью.
    Любой автор может издать книгу и распространить ее не только в электронном, но и в печатном виде, не затрачивая на это слишком существенных усилий и чрезмерных средств. Найдет ли он своего читателя – может быть делом не «общественного» интереса, а локальной целевой аудитории.
    Но главное - в этом контексте и сам характер изданий может существенно измениться, нарушить границы принятых жанров.

    Замечательный пример такого расширения границ дает книга, о которой речь в этом небольшом очерке.
    Эту книгу невозможно строго определить по жанру. Конечно, в первую очередь, это сборник стихов. Однако в нем стихи перемежаются автобиографическими вставками, рассказами, иллюстрациями, фотографиями. Это дневник, временами переходящий в стихи и повествующий о тех событиях, которые заставили автора, как говорит она сама, «петь» («петь» как в переносном, поэтическом, так и в прямом смысле: петь - как птице), которые сделали эти стихи возможными, которые остались в них как память.
    Стихи собраны автором по годам и событиям – это жизнь в стихах или жизнь, как птичья песня. Книга представляет собой, таким образом, опыт соприкосновения с чем-то предельно близким, с чем-то предельно личным, что может быть дорого самому автору и тем, кто его знает.
    Но в то же время это изящное произведение искусства, можно сказать постмодернистского, или ,скорее, уже после-постмодернистского искусства, которое далеко выходит за границы того, что можно назвать искусством.
    И это произведение может стать маленькой ячейкой или, скорее, маленькой шкатулкой для хранения исторической и личной памяти.
    Это исторический документ - то, что составители биографий собирают по крупицам в архивах,то, что теперь стало доступным любому, кто хочет оформить свою жизнь как историческое творение.

    В конце книги автор говорит: «Стихов оказалось так много – в рукописи, на разрозненных листочках, на неотправленных открытках и в письмах, в контакте, фейсбуке, – что все невозможно включить в этот сборник. Для меня эти упражнения в стихотворении – память о родных, друзьях, коллегах, об ушедших и здравствующих. Я писала детям, внукам – с любовью и шутливо, о себе самой – самокритично и с юмором… Писала в ответ кому-то или как призыв к диалогу с кем-то. Писала о поэтах и поэтам, о книгах и картинах, о событиях в личной жизни и в стране – много всего. Эти стихи и заметки, щепочки, как писала где-то Дина Рубина, не вошли ни во что напечатанное, но их нельзя выбросить, в них живы горестные заметы сердца и черты эпохи» [1, 192].

     В том-то и дело, что в наш технологичный век все то, что в разных сетях и каналах, в разных изданиях и на клочках бумаги распадается как случайное, пролетевшее мимо, можно объединить и оформить в единое изящное целое, которое вдруг заиграет новым цветом, принесет кому-то память, а кому-то просто радость эстетического опыта.
    Недаром автор говорит о «стихоТВОРЕНИИ». Это действительно творение мира из хаоса случайных переживаний, в буквальном смысле: творение небольшого и может быть не общезначимого, но именно этим и предельно ценного. Так, в заключительном стихотворении говорится о том, что это за творение: «Мне ж доступно лишь стихами / Оттиск слабый разнотравья / Сотворить – и в раму вправить» [1, 193]".
 
    [...]Глубина и уникальность внутреннего мира, собственной самости человека случайна и хрупка, она есть здесь и теперь – и больше не повторится.
     Именно сознание ценности этого «слепого отпечатка», который не сообщается и умирает вместе с человеком, наполняет жизнь столь щемящим чувством, которое избегает равнодушия и может быть, по Р. Рорти, основой случайных множественных связей между людьми, проникнутыми ощущением хрупкости и неповторимости своего собственного и чужого существования.

    Как нам представляется, современный мир с его массовыми технологиями, создает условия для развития такого отношения к случайному личному опыту, для оформления его, внимания к нему и для любования им независимо от «обобщающих» инстанций.
   
    Создает условия и дает шанс – но воспользуемся ли мы им – зависит только от нас.
    Радует, что такие творческие люди, как поэтесса и педагог З. Н.., своим опытом дают пример того, что такое действие может быть прекрасным и небесполезным".
СВЕТЛАНА НИКОНОВА, д-р философских наук.


Рецензии