Остяки

Борьба за существование, которую человек вынужден вести в Сибири,
легка и не требует усилий сейчас и, вероятно, останется такой на столетия вперед легка и не требует усилий, особенно среди щедро одаренных земель
на юге страны, и даже не слишком тяжело или трудоемко
в тех регионах, которые мы привыкли представлять как ледяную пустошь,
негостеприимная пустыня, которую мы все еще рассматриваем в этом свете, если только путешествуйте по ним поспешно и неохотно. На крайнем севере Западной
В Сибири климат суровый и суровой; земли, которые, мало
ниже поверхности, замерзает и застыл навсегда, отказывается принести
плоды, солнце не созреет хлеб-урожайность зерна; но даже
здесь природа щедро покачает рога изобилия, за то, что
земля отрицает, дает воду. Люди, которые жили на
веками в этих широтах, которые мы так старательно избегают, может появиться
бедные и несчастные в наших глазах; в действительности они не являются. Они
возможность закупать все, что им нужно; они могут даже обеспечить комфортными условиями, для их страна дает им гораздо больше, чем это достаточно просто
поддержания жизни. Они, конечно, борются, более или менее сознательно,
за “существование, достойное человека”, но без какой-либо неприязни, открытой
или подавленной, против тех, чья судьба счастливее. Действительно, они
счастливее, чем мы думаем, потому что они скромнее, их легче удовлетворить
чем нас; они совершенно не осведомлены о том, что мы называем страстью в
более строгом смысле этого слова; они принимают доступные им удовольствия с невозмутимым детской радости, и горести, которые посещают их, при этом глубоко чувствовал но быстро забывается горе, которое характерно для детства.
Черная забота может стоять у их постели; но они прогоняют ее всякий раз, когда они видят луч радости, и они забывают о несчастье всякий раз, когда
солнце удачи снова сияет над ними. Они радуются богатству
и жалуются на бедность, но они видят, что их богатство пропадет без
уступая место отчаянию, и их бедность свою очередь, к богатству, не теряя
своей невозмутимостью. Даже в зрелом возрасте они остаются детьми в раздумьях,чувства и поведение; они счастливее нас.

Остяки, с которыми мы чаще всего контактировали на нижнем
Оби, чье общество мы, и кем мы научились лучше знать,
в финской семье, и исповедует ту же религию, как другой
филиал той же семьи, Samoyedes, пока их нравы, обычаи,
и образ жизни в целом, примерно те же, что и все
финны в узком смысле, а, следовательно, и лопари. Они
бродячие пастухи и рыбаки, охотники и птицеловы, как
Самоеды и любят лопарей. Помимо своей религии и, возможно,
также своего языка, они больше похожи на лопарей, чем на самоедов,
поскольку среди них есть как обитатели стационарных домов, так и кочевники
пастухи, в то время как самоеды, даже занимаясь рыбной ловлей, очень
редко меняют свою передвижную хижину на стационарный бревенчатый дом, по крайней мере в тех частях Сибири, через которые мы проезжали.

Возможно, когда-то племя остиаков было более многочисленным, чем сейчас
но, вероятно, оно никогда не было народом в нашем смысле этого слова. В
некоторые части территории, населенные или, по крайней мере, пройденные ими,
говорят, что население постоянно уменьшается, в то время как в других
оно немного увеличивается; но степень увеличения или уменьшения
кажется незначительным. Рассчитывать на целый ряд из этих людей
пятьдесят тысяч людей, вероятно, является высокой оценкой. В целом по
большому Обдорскому району, который простирается от 65 градусов северной широты до северной оконечности полуострова Самоед и от
Урал до верховьев реки Часс, там живут в настоящее время, по данным
официальной статистики, не более чем за пять тысяч триста
восемьдесят две мужские остяки, из которых не более одной тысячи три
сто семьдесят шесть являются трудоспособными или подлежит оценке мужчин. Если мы возьмем само собой разумеющееся, что есть так много женщин и девушек, весь номер не доходит до одиннадцати тысяч, и выше оценки, а также
максимум, чем слишком низким, несмотря на то урочище, где жили наши люди
распространяется вверх по Оби в районе Сургута, и до Иртыша до
окрестности Тобольска.

Все остяки верхнего Иртыша и средней Оби живут в фиксированных
бревенчатые дома, очень простые, но напоминающие русские, и только
кое-где среди этих постоянных жилищ, которые указывают на более высокий
уровень цивилизации, мы встречаем берестяные шалаши или чумы.
С другой стороны, на нижней Оби, и особенно между Обдорском и
устьем ручья, видны только березовые шалаши, и они,
естественно, это единственные жилища кочевого оленевода. Почти,
если и не совсем соответствует этой разнице в жилище, то это
разница в религии для остяков, населяющих оседлые деревни
принадлежу к Православной греко-католическая церковь, и войти в число
ее члены, как они были крещены, в то время как обитающие в
tshum по-прежнему верны своей древней веры, который, хотя и рассматривается
от русских священников и их последователей, как слепого язычества, на
отнюдь не лишенный поэтического величия, еще меньше моральной ценности.
Обитатели палаток, безусловно, исповедуют свою религию с большим рвением и
убежденностью, чем оседлые жители деревни, исповедующие так называемое христианство, которое, насколько можно заметить, кажется непредвзятому наблюдателю скорее суеверное идолопоклонство, чем более благородная замена религии которая выросла из детского настроения и находит выражение в детских формах. С принятием бревенчатых домов и христианства остяки
центральной части Оби и нижнего Прииртышья в определенной степени
отказались от своей одежды в пользу одежды соседних русских
рыбаки и в общении с ними переняли многое из
их манер и обычаев. Частично они также утратили свою расовую чистоту
и сохранили только неотъемлемые характеристики,
язык и все особенности, сохраненные им, возможно, также
умение, ловкость и безобидное добродушие, общие для всех остяков.
Но никто не осмелится утверждать, что их нравственность улучшилась
с их цивилизацией или что чистота их жизни возросла
с христианством; и в любом случае более удовлетворительно получить
узнать остяков-язычников и вступить в тесный контакт с
все еще примитивным народом, чем интересоваться той частью
племени, которая дает нам лишь смутное представление о том, что они когда-то
были, или другие все еще есть. Поэтому я ограничу свои замечания рассмотрением тех остиаков, которые поклоняются божеству Орт, которые живут
в многоженстве, когда позволяют их средства, которые хоронят своих мертвых точно так же, как это делали
их отцы. Мой набросок ничего не потеряет и приобретет единство,
если он учтет только это и не учтет остальные.Остяки.

Трудно говорить об общем типе среди остяков, и еще
труднее описать его. Я неоднократно пытался это сделать.
это, но всегда были вынуждены признать невозможность
адекватно описать лицо словами или удовлетворительно очертить
пером те племенные особенности, которые достаточно очевидны
глазу. По форме лица, цвету кожи, волос и глаз они
сильно различаются; их расовая близость, то есть их монгольское происхождение, далеко не всегда очевидна, на самом деле, это часто бывает трудно чтобы обнаружить, и когда, наконец, человек воображает, что сформулировал определенные определенные средние характеристики, он учится у других членов группы. тот же запас, что их предназначение-единственный родственник и ни в коем случае безусловная. В дальнейшем я попытаюсь дать исчерпывающий представление о том, что я увидел среди остяки, которых мы наблюдали.Остяки среднего роста, в целом довольно стройного телосложения,
их кисти, ступни и конечности в целом хорошо сложены, кисти
возможно, довольно крупные, икры ног почти всегда тонкие; их
черты лица кажутся промежуточными между чертами других монголов и
у североамериканских индейцев: их карие глаза маленькие
и всегда посажены косо, хотя это ни в коем случае не бросается в глаза;
скулы не очень выступающие, но нижняя часть
лица настолько сжата к узкому заостренному подбородку, что вся
действительно, имеет угловатый вид, поскольку губы также резко очерчены.
часто он действительно похож на кошачий, особенно у женщин и детей.
хотя нос в целом немного, а во многих случаях и не на
все расплющено. Густые, гладкие, но не жесткие волосы, как правило, темно-русые каштановые или черные, реже светло-каштановые и еще реже светлые;
борода скудная, но это главным образом из-за привычки молодых
денди выщипывать волосы; брови густые, часто кустистые. Цвет кожи не намного меньше белых, чем Европейская кто сколько на открытом воздухе и подвергается воздействию ветра и непогоды,и желтоватый вид, который обычно бывает целиком
awanting.Несмотря на вышеуказанное благо большинство остяки, я не имею в виду
что можно есть сомнения о расовой близости, если один
осматривает их внимательно. В течение нескольких лиц монгольские черты
очевидно, на самый поверхностный взгляд; эти типы маленького роста,
оживленные карие глаза вытянуты и косо поставленные, на скулах
очень видных, жесткие волосы глубокого черного цвета, и все выставляется
части тела имеют решили медь-красный или кожа-коричневого цвета.

Я не могу высказать никакого мнения относительно языка остяков; я могу только
сказать, что он включает в себя два диалекта, которые легко различимы
даже незнакомцами. Что на середине Оби-это благозвучные, если
несколько растягивая слова, и петь песню, А что преобладающим на нижних
Оби, вероятно, из-за общей привычки отдавать предпочтение более мягким звукам.Язык самоедов гораздо более быстрый и плавный, хотя в нем все еще присутствует отчетливое произношение слогов.
Христианские остяки, как уже упоминалось, подражают одежде
русских, и одежда их женщин отличается от одежды только
русских рыбачек тем, что во многих местах украшена
стеклянные бусины, а в дополнение к ним специальные ленты, похожие на пояс, как у палантин католического священника, расшитый повсюду такими бусами.
Язычники-остиаки, с другой стороны, не используют ничего, кроме кожи
из оленьих шкур изготавливают одежду и используют только меха других животных
иногда для украшения оленьих шкур, или, как их называют русские, оленьих шкур. Их одежда состоит из облегающей кожи. пальто длиной до колена; у мужчин оно с разрезом на груди, у женщин оно открыто спереди, но скреплено с
кожаные ремешки; капюшон из того же материала обычно прикрепляется к платью или является его частью; также пришиты варежки; кожаные бриджи
доходят ниже колена; и кожаные чулки, которые застегиваются поверх
колено, завершающее наряд. Шубы носили женщины является
краями по бокам проема с тщательно образует границу
разные цветные квадратики из короткошерстного меха, и всегда
широкая полоса из собачьих шкур круглые ноги; что носили мужчины в большинстве бордюр из собачьих шкур, и всегда капюшоном; кожаные чулки,
если они оформлены на всех, состоят из множества красиво-смешанная,
разнопланово-цветные полоски из кожи с ног оленя, с
стаут обуви частично пришиты, частично зашнурованных на ноге. Широкий кожаный
пояс, обычно шипованные, с металлическими кнопками, ограничивает мужской одежды на пояс и держит свой нож; пестро-цветной головной обруч, с длинными
бахрома, которая заменяет капюшон летом, падает в течение женский
платье. Рубашки неизвестны; но, с другой стороны, женщина носит
пояс, неизвестного у нас вида. В качестве украшения женщина надевает
на пальцы столько медных или, если позволяют обстоятельства, серебряных
колец, сколько может носить нижний сустав, чтобы эта часть руки была
буквально отправлено по почте; вывешена более или менее красивая нитка стеклянных бус вокруг шеи и очень тяжелые, похожие на кисточки, серьги из стеклянных бусин, витая проволока и металлические пуговицы подвешены скорее поверх, чем в ухе; наконец, волосы заплетаются в две веревкообразные косички, доходящие до середины икры, и переплетаются шерстяными нитями. Остяк
Денди причесывается точно так же - доказательство того, что дураки одинаковы
во всем мире - в то время как обычный человек обычно носит длинные волосы,
но распущенные.“Языческие” остяки, олени и тшумы.]
Всё ещё проще, чем платье, но столь же хорошо приспособлено к его
цели,--для их костюм, хоть и не красавица, одета одинаково
летом и зимой использую, - это dwelling Остяка, конусообразной формы,
передвижная хижина, покрытая берестой, тшум рыбаков и странствующих пастухов. Каркас состоит из двадцати или тридцати тонких,
гладких жердей длиной от четырех до шести ярдов, заостренных с обоих концов
. Они фиксируются в круг, который хоть и очень точный результат
только глаз, двое из них склонились друг к другу крепятся рядом
их топы с коротким шнуром, так и служить опорой для всех остальных.
Внешняя обшивка состоит из пяти-восьми листов, вырезанных по
выпуклой форме конуса и составленных из маленьких кусочков бересты
предварительно прокипяченный и таким образом ставший податливым. На наименее открытой стороне
есть отверстие, которое служит дверью и которое можно закрыть по желанию
другим листом коры; заостренный верх палатки всегда
оставляют непокрытым, чтобы обеспечить свободное прохождение дыма. От двери
прямо на противоположной стороне избы бежит проход, в середине
из которых огонь причине; за это два горизонтальных палок, скрепленных
к опорам хижины, подавать в качестве сушилки-подставки, из которой и
приготовление пищи-чайник висит. Справа и слева от прохода установлены доски,
или, по крайней мере, циновки, сложили, и служить в качестве напольного покрытия, а также
отметьте спальных места, головной конец которого к стене.
Циновки, сделанные из пучков осоки, длинношерстных мягких оленьих шкур, и
подушки, набитые оленьей шерстью или сухим мхом, образуют постель, а
ее покрывало сделано из меха. Палатка от комаров, под которой летом прячется вся семья, более эффективно защищает спящих от
крылатых мучителей, чем дымный костер из гнилых ивовых дров, который
постоянно горел у входа в цум. Сосуды для приготовления пищи,
чайники и поилки, миски, кожаные мешочки для муки и
черствого хлеба, маленькие сундучки с замками для хранения самых ценных вещей
ценные вещи, особенно чайный сервиз, топор, буравчик, кожаные
скребки, рабочая шкатулка, похожая на чашу, лук, арбалет или ружье, снегоступы и различные охотничьи принадлежности составляют домашнее убранство. А бытовая Бог заменяет распятие, которое редко отсутствует
хижины христианской остяки.Тшум защищен от зимнего холода и штормов благодаря
кожаному покрытию из сшитых вместе изношенных шкур, или, что более эффективно,разложив второй слой листов бересты поверх первого.
Если владелец tshum быть рыбаком, то можно увидеть перед своей
жилой сушки-стенды для навешивания на сетки и другие, для сушки
рыба, все очень аккуратно сделано; также чрезвычайно легкий, изысканно-ковки
рыбалка-корзинки, несколько прекрасных маленьких лодках, и других рыболовных
аппаратуры; если он также егерь кроме того, все виды
реализует погони, таких как банты и весна-арбалеты; если он
быть оленей пастуха есть несколько хорошо сделанных санях со своими
соответствующая упряжь и лодка, которая также незаменима.Каждый остяк имеет опыт рыбной ловли, почти все охотятся или расставляют силки,
но не все являются пастухами. Владеть северными оленями, среди них, означает быть зажиточным, владеть многими - значит быть богатым; жить только рыбной ловлей - это бедность. В некоторых их поселениях можно увидеть лошадей и коров, хотя и в очень небольшом количестве, и только в районе примерно в середине бассейна реки ; можно держать овец, а иногда даже кошку;
но настоящие домашние животные - это северный олень и собака. Без них,
особенно без северных оленей, зажиточный человек вряд ли считал бы свою жизнь возможной и действительно, именно им он обязан всем, что составляет то, что
он считает радостью существования. Как бедуин, странствующий
пастух Центральной Африки, считает себя выше тех из своей расы,
кто возделывает поля; как киргиз смотрит почти презрительно на
те, кто стремится вырвать пропитание из земли, поэтому владелец,
или даже пастух северного оленя, использует только сеть и крючок для снабжения его собственные потребности, в то время как рыбак забрасывает свои сети и расставляет свои корзины не только для себя, но и для служения другим. Богатство человека определяется количеством его оленей; с ними в равной степени связаны его процветание и счастье. И когда смертоносный
мэррейн уничтожает его стада, он теряет не богатство и счастье
в одиночку, но гораздо больше: уважение и ранг, самоуважение и уверенность,
даже, может быть, о его религии, манерах и морали, короче говоря, о нем самом.“Пока чума не опустошала наши стада”, - сказал губернатор округа
Мамру, самый умный остиак из всех, кого мы встречали, - “мы жили
мы были счастливы и богаты, но с тех пор, как мы начали терять их, мы
постепенно становимся бедными рыбаками; без оленей мы не можем
продержаться, мы не можем жить”. Бедные остяки! в этих словах провозглашается твоя гибель. Даже сейчас количество оленей, которых когда-то насчитывали
сотни тысяч, сократилось до пятидесяти тысяч, и по-прежнему Ангел-Разрушитель почти ежегодно проходит через рогатые стада. Что будет в конце? Русские священники более более христиане, российские рыбаки все больше и больше наемников, но остяки будут остяками только по названию, и то в недалеком будущем.
[Иллюстрация: рис. 63. - Остяки с северными оленями и санями.]
Северный олень Северной Азии существенно отличается от оленя Лапландии
, поскольку он не только крупнее и величественнее, но и
является домашним животным в лучшем смысле этого слова. Мы все воображали, что
мы знаем северных оленей, потому что в Лапландии мы исследовали их точно
и тщательно, взглядом натуралиста; но в Сибири мы были
вынужден признать, что до тех пор мы имели весьма несовершенное представление о это самое замечательное из домашних животных. В Лапландии мы знали
олени неустанно сопротивляется, представления с видимым нежеланием
ига человечки, и всегда, видимо, вознамерилась вновь
свободы; здесь, в Сибири мы нашли послушный, готов животных, добавленные в
человек, и, уповая на него. Конечно, остяк хорошо знает, как с этим бороться
. Хотя он и не относится к ней с той нежностью, которую проявляет к своей собаке,
в целом он не злой по отношению к ней, и он очень
редко бывает грубым или брутальным. В отличие от лапландца, он воздерживается от дойки
это, но он запрягает это чаще; зимой и летом это
должно привлекать его и его семью, тшум с его принадлежностями и
все другие необходимые для постоянных миграций предметы. Лопарь, на
с другой стороны, только запрягает оленей в сани зимой.
Как и лопатка, остяк использует каждую часть туши
забитого животного, за единственным исключением желудка и
кишечника. Мясо служит ему пищей, из костей и рогов делают всевозможные орудия труда.
из сухожилий делают бечевку для пошива одежды.,
это, как и все остальное, что ему требуется в виде кожи, обеспечивается
кожей; используются даже копыта. На легких санях, запряженных
северными оленями, остяк путешествует летом и зимой с места на место
на свадьбы, фестивали, охоту и похороны
о своих друзьях; с его помощью он доставляет своих умерших к месту их последнего упокоения;
он убивает оленей и ест с его возможностями, или в честь
его умерший, которого он оборачивает в свою кожу, как и он сам. Действительно,
без оленя, он не может терпеть, не может жить.

едва ли меньшее значение, чем его рогатые стада, имеет для остяка
второе домашнее животное - собака. Он обладал и уход не
только бродит пастух, но каждый Ostiak--Фишер, а также
егерь, поселенцев, а также кочевников. Остякская собака представлена
двумя разными породами, главное различие которых, однако, заключается только в размере.
Не могу сказать, нашли бы ее красивой наши собаководы. Что касается меня
, я должен назвать его красивым, потому что, за единственным исключением
окраса, он обладает всеми характеристиками дикой собаки. IT
больше всего напоминает померанского шпица, но обычно крупнее; действительно, он
часто бывает настолько крупным, что приближается по размеру к волку; и его стройное
телосложение также отличает его от померанского шпица. Голова удлиненная,
морда умеренно длинная, шея короткая, туловище длинное, конечности
стройные, хвост умеренно длинный, медные глаза косо посажены,
короткие заостренные уши стоят торчком, шерсть необычайно длинная и
густая, состоящая из смеси явно пушистых и щетинистых волосков.
Цвет варьируется, но преимущественно чисто белый или белый с глубоким
черные, обычно правильные отметины по обе стороны головы, включая
уши, на спине и по бокам тела; или это может быть волк
или мышино-серого, или серовато-коричневого цвета, политого водой и взъерошенного, но никогда не полосатого.
Слегка пушистый хвост всегда держится свисающим или вытянутым, но
никогда не загибается, и благодаря этому сходство с дикой собакой значительно
увеличивается.

Постоянное и тесное общение с человеком превратило остякскую собаку
в чрезвычайно добродушное животное. Он бдителен, но не склонен кусаться
храбрый, но не драчливый, верный и нетерпеливый, но не
враждебен к незнакомцам и не склонен к насилию. Хотя он спешит подозрительно,
если не совсем недружелюбно, к незнакомцу, он становится
доверчивым, как только слышит, как тот разговаривает со своим хозяином, или видит его
войдите в цум. Его ни в коей мере не балуют, потому что, хотя он и любит
делить жилище со своим хозяином или любовницей, он подвергает себя воздействию ветра и непогоды.
без видимого дискомфорта набрасывается на
без колебаний бросается в холодную воду реки и плывет прямо.
пересекает широкий рукав или, когда отправляется в путешествие, безропотно бежит дальше
под санями, к которым он прикован, независимо от того, ведет ли дорога через болото
или трясину, среди кустов карликовой березы или через воду. Умный и
хитрый, изобретательный, сообразительный и активный, он знает, как
сделать свою жизнь комфортной и адаптироваться к любым ситуациям. В
тшуме он самоотверженно лежит рядом с вожделенной едой; за пределами
хижины своего хозяина он смелый и жадный вор; среди карликовых берез
в тундре он безразлично трусит под санями, но на гладкой
или другой легкой почве он ставит себя всеми четырьмя ногами вместе на
полозья саней и позволяет нести себя. Во время охоты
он является верным и полезным помощником для своего хозяина, но он не отломится
игра, которую он учуял, и незнакомец выстрелил, и пожирает ее
такой безобидного удовольствия, что нельзя гневаться
его. Пасли стада он показывает себя знакомство со всеми
особенности и хитрости оленя, и он достаточно послушный ;
но он не столь надежным, как наша овчарка, ибо он позволяет
самому свое собственное мнение, а только дает им услуг без
сопротивляется, когда это кажется ему абсолютно необходимым.

Остиакская собака - это одновременно товарищ по играм, страж цума, охранник
стада и тягловое животное, и ее используют даже после смерти.
Он используется только в сани зимой, но провода так
неудобно, что если он должен приложить сам он будет через несколько лет
слабость в чреслах или хип-выстрел. После смерти своего великолепного пальто гораздо
ценится; действительно, многие остяки, очевидно, содержать непомерно
большое количество собак исключительно для того, чтобы иметь в своем распоряжении все скины
зима.

Вероятно, по той же или какой-то похожей причине различные
млекопитающие и птицы, такие как лисы, медведи, совы, вороны, журавли, лебеди,
и т.д., которых можно увидеть прикованными в палатке рыбака или перед ней
или пастуха, забирают из гнезда и выращивают. Пока они
молоды они, как правило, внимательно и ласково; когда они
взрослый и в хорошем меха или перьев, их убивают, съедобной части
употребляются в пищу, а шкуру или перья использовали или продан бывший
особенно часто извлечения удивительно высокой цене.

Здесь, как и везде, собака подчиняется воле человека, но человек должен
приспособиться к требованиям северного оленя. Эти требования,
а не воля или юмор пастуха, определяют странствия
кочевника остиака, поскольку появление и уход рыб влияет
поступки его родственников в постоянных местах жительства, по крайней мере, в значительной степени
. Миграции оленеводов и их стад происходят
почти по тем же причинам и в том же направлении, что и миграции киргизов
, и отличаются от них главным образом тем, что
что зимой они не прекращаются, а наоборот, становятся более постоянными и
разнообразными. Когда снег начинает таять, на Ostiak пастух путешествий
медленно в сторону гор; когда комар чума начинается он
поднимается их стороны, или, по крайней мере betakes себе на плечи
диапазоны; когда он снова прекращает-и даже открыть высоты не
полностью свободным от него ... он постепенно опускается до низких тундры, чтобы сдать
зимой, если есть возможность на родном берегу реки. Таков курс
его жизни год за годом, если только его не посетит самое
ужасное из бедствий - оленья чума.

Перед короткое лето приходит на неприветливой земле, раньше даже
первое дыхание весны помешивая, когда толстый слой льда
до сих пор лежит непрерывная в течение могучей реки, ее притоков, и
бесчисленное количество озер тундры, оленей принесет их телят;
поэтому более чем когда-либо необходимо искать место, которое
предлагает достаточное пастбище как для матерей, так и для детенышей. Наш пастух
следовательно, мигрирует не в самые глубокие долины, а на высоты,
с вершин которых бушующие зимние бури унесли большую часть
снег, и здесь, в лучшем доступном месте, он возводит свой тшум.
В течение нескольких дней, даже недель он остается там до тех пор, пока весь открытый участок оленя
мох не будет съеден, а широкое копыто самого северного оленя,
которое использовалось для расчистки снега, практически перестанет работать. Затем
пастух сворачивает свой лагерь и направляется в какое-нибудь недалекое место.
отдаленное место, которое предлагает те же достопримечательности, что и первое. Здесь
он также остается до тех пор, пока пастбища не станут слишком скудными, поскольку это все еще остается
то, что он считает хорошим сезоном. Стада пасутся плотными группами;
среди оленей, у которых только начали прорастать рога, царит глубочайший покой.
обеспокоенные родители никогда не теряют телят из виду.
стадо не разбредается и не уходит, не услышав криков
громкий зов, который созывает их в цум на закате. Ночью, действительно,
жадный волк, которого зима согнала с гор,
рыщет вокруг них, но храбрые собаки зорко следят и сопротивляются
трусливый разбойник; и поэтому наш пастух так же мало беспокоится о
волках, как и о зиме, которую он, как и все народы
крайний север считается лучшим временем года. Дни - все еще
очень короткие - постепенно удлиняются, ночи становятся короче,
и опасности, угрожающие его беззащитным стадам, постепенно
уменьшаются. Река сбрасывает свой зимний покров; и с наступлением
половодья, прогревающего южные степи, по
земле дуют мягкие ветры; одна вершина холма за другой обнажаются от снега, и здесь, как
также как и в долинах, где пышно распускаются почки,
закаленные непогодой животные находят пищу в изобилии. В низменной тундре есть
станьте раем в глазах нашего пастуха. Но эта комфортная
жизнь длится недолго. Быстро восходящего солнца, который светит
уже и с каждым днем становится все жарче, скоро растает снег в более
долин уровня и льда в широких озер, тает даже поверхность
из мерзлой земли, и звонки в жизни, наряду с другими безвредны
дети весна, миллиарды мучить комары, и гонишь
Слепнев, чьи larv; были фыркнул из оленей’ ноздри только
за несколько недель до.[83] Теперь странствия начинаются всерьез; пастух
перемещается короткими ежедневными маршами, но все же поспешно, в сторону
гор.

Как только высохнет роса на мху, лишайниках, травах и молодых побегах.
сорвав листья с карликовых кустарников, женщины разбирают тшум, который они
соорудили только накануне, и загружают сани, которые только тогда были
порожними. Тем временем сам пастух на своих легких санях
, запряженных четырьмя сильными оленями, отправляется на поиски разбросанного по округе стада
чтобы найти пастбище или удовлетворенно отдохнуть группами, собирает их и
ведет их к кемпингу, где находятся остальные члены семьи.
готовы их принять. Держа в руках тонкую веревку, через
которую олени редко отваживаются перепрыгивать, они образуют круг вокруг
стада; пастух с лассо в правой руке идет среди
северный олень почти безошибочно набрасывает свою петлю на шею или
рога выбранных оленей, закрепляет и запрягает их, приказывает, чтобы
всех остальных отпускает, снова садится на сани и уезжает прочь
в направлении следующего лагеря. Все остальные сани,
движимый разных членов семьи, следить за ним в длинный шлейф,
все свободное стадо следует за ними, мыча или хрюкая, их копыта
хрустят при каждом шаге. Собаки бегают вокруг всей процессии,
непрерывно лают и собирают животных, которые склонны к
блужданию. Однако они не могут помешать нескольким из них отделиться от
краев стада и остаться позади. Стадо растекается все дальше и дальше
больше, живописно украшая все возвышенности; время от времени они останавливаются
группами над каким-нибудь любимым лакомством; донимаемая телятами мать
олени выполняют свои материнские обязанности, а затем, чтобы угодить своим довольным
потомство, лечь рядом с ними, пока орлиный глаз пастуха
шпионы их, и, взяв широкий контур вокруг отстающих, он водит
их по команде, или с помощью собак, присоединиться к их
парни рысью бодро вперед. На фоне общих хрюканье, и
громкий лай от собаки, собрал стадо скачков года; очень
лес рогов нажимает вперед, и что-то похожее на спортсмена
радость наполняет сердце зрителя, незнакомого с этим зрелищем.

Солнце клонится к закату; тягловые животные тяжело стонут, их языки
они далеко высовываются изо ртов; пора дать им отдохнуть. На
небольшом расстоянии, рядом с одним из бесчисленных озер, возвышается
низкий плоский холм. К ней пастух направляет свой путь, и на ее вершине
он останавливает свою рогатую упряжку. Подъезжают одни сани за другими
; вскоре подъезжает и стадо и сразу же направляется к
лучшему пастбищу, за ним быстро следуют распряженные упряжные животные
.

Женщины выбирают подходящее место для возведения тшума, устанавливают
шесты вертикально по кругу и покрывают их листами коры;
пастух тем временем берет уже приготовленную петлю и
опытным взглядом выбирает из стада молодого, жирного оленя. Он быстро
набрасывает лассо на его рога и шею. Тщетно животное борется
за свою свободу; охотник подходит все ближе и ближе, и северный олень
следует за ним, не сопротивляясь, к тшуму, который теперь возведен.
Удар топором по затылку валит жертву на землю,
и нож вонзается ему в сердце. Через пару минут с
животного снимают шкуру и ловко разделывают. Минуту спустя все
поспешно собравшиеся члены семьи макают полоски
разрезанной печени в кровь, собранную в грудной полости, и
начинается “кровавая трапеза". Крадущийся в круг над еще теплым олень,
каждый отрезает себе ребро или кусок спины или бедра; губы становятся
красный, как если бы они были плохо покрашены, капли крови стекают по
подбородок и грудь; руки тоже по локоть, и, истекая кровью,
они мажут нос и щеки; а окровавленное лицо отвечать
взору изумленного незнакомца. Ребенок покидает материнскую грудь, чтобы
доля в обед, и после того как он проглотил кусок печени, и
покрасневшее лицо, руки и все остальное, что он может достичь, ему ворон с
радость, как и его заботливая мама ломает мозга костей и не дает ему
сосать. Собаки сидят по кругу за спинами пирующих компании, готовые
привязать кости, которые бросают на них. Один за другим встают
довольные едой, вытирают окровавленные руки о мох,
таким же образом чистят нож и удаляются в цум отдохнуть.
Но домохозяйка наполняет чайник водой, кладет в него как
большую часть мяса недоеденного животного как следует подержите и разожгите
на костре для приготовления вечернего ужина.

[Иллюстрация: рис. 64. - Интерьер жилища остяков (Цум).]

Тем временем пастух сбросил с себя верхнюю одежду и осмотрел
поспешно, но не безрезультатно, и придвинулся поближе
к огню, чтобы пламя могло в полной мере играть на обнаженном теле
верхняя часть его тела. Он чувствует себя комфортно и начинает думать
о другом удовольствии. Замечательный человек, который путешествует в направлении
горы в его компании, немец, возможно, даже член бременской
исследовательская экспедиция в Западную Сибирь не только подарила ему
табак - ужасная штука, это правда, но, во всяком случае, крепкая, - но у него есть
а еще дал ему большой лист бумаги, целую "Кельнскую газету".
От нее он аккуратно отрывает маленький квадратный кусочек, скручивает его в форму
заостренного корнета, набивает его табаком, сгибает посередине,
и трубка готова. Мгновение спустя она горит, и от нее исходит такой
приятный запах, что жена раздувает ноздри и просит разделить с ней это
наслаждение. Ее желание немедленно исполняется, и маленькая трубка начинает блуждать
по кругу, чтобы каждый член семьи мог отведать его по очереди.

Но вот содержимое кастрюли начинает пузыриться, ужин готов,
и все “поднимают руки к изысканно приготовленному блюду”. Затем
пастух стоит за дверью и издает далеко звучащий зов из
протяжных нот, чтобы еще раз собрать беспокойное стадо. Сделав это, он
возвращает содержимое в цум. Здесь его жена расстелила москитную сетку
и все еще занята тем, что засовывает ее нижний край под покрывала.
Ожидая окончания этой работы, мужчина на своем диване развлекается
сам, схватив одну из собак и выхаживая ее, как младенца,
собака терпеливо переносит это, сознавая, что это высокая
честь. Затем мужчина полуголый забирается под москитную сетку, его
пятнадцатилетний сын следует его примеру, маленькая тринадцатилетняя девочка
жена последнего делает то же самое, встревоженная мать следит за безопасностью
о малыше в колыбели, уже упомянутом няньке, подкладывает
еще гнилых дров в дымный костер у входа в цум, закрывает
дверь и ложится, как все остальные. Через несколько минут раздался громкий храп
объявляет, что все спят сном праведника.

На следующее утро тот же ежедневный раунд начинается снова, и так продолжается
до горных высот разрешение на длительное пребывание в одном месте.
Снег, который выпадает очень рано, предупреждает их о возвращении даже в августе, и
снова, на этот раз более медленно и неторопливо, пастухи и табуны отправляются в путь
обратно в низины.

С исчезновением льда деятельность рыбаков на
начинается река. Многие Ostiak работы рыбаков на содержании, или на
крайней мере, в партнерстве с россиянами, другие только на продажу их
лишняя часть их улова, и они ловят рыбу за свой счет.
Сразу после таяния льда представители первого класса разбивают свои хижины
рядом с хижинами русских рыбаков, а остальные селятся
на берегах реки в своих летних жилищах - бревенчатых хижинах самого простого типа.
строительство. Там, где приток впадает в реку, они возводят поперек
него или поперек устья рукава ручья баррикаду, которая
оставляет только одно русло, а в глубокой воде они ставят корзины и
установите нижние границы; кроме того, они используют только волокуши и неводы.

Шумный активность обо всех рыболовных участках при проведении
улов хороший. На шаткой подставке над отверстием в баррикаде
молодые люди, скорее мальчики, чем мужчины, присели на корточки, пристально вглядываясь в
темный поток под ними, чтобы увидеть, не заходит ли рыба в воду.
вытягивающая сеть, которую они держат, чтобы закрыть канал. Время от времени
они поднимают свою нагруженную сеть и вываливают ее содержимое в свою
маленькую лодку. Мужчины вместе ловят рыбу на песчаной отмели неводом или
на более мелководных участках реки неводом. Днем или
ближе к вечеру рыбаки возвращаются домой, и рыба распределяется
по разным домам. На следующее утро начинается женская работа.
Поодиночке или группами они сидят возле большой кучи рыбы, каждая снабжена
доской и острым ножом, снимают чешую, потрошат, разделывают и обжимают рыбу.
ловят рыбу, затем нанизывают ее на длинные тонкие палочки, которые подвешивают для просушки
на подставках для сушки. Ловкими и уверенными движениями
вскрывается брюшная полость и боковые мышцы отделяются от позвоночника
еще несколько касаний отделяют печень и другие внутренние органы от
голова, ребрышки и более ценные боковые части тела. Печень
Печень за печенью проскальзывает между причмокивающими губами; потому что женщины еще не закончили свой пост.
они берут лакомые кусочки в качестве предварительной закуски. Если
они все еще не удовлетворены, рыбу очищают от чешуи, потрошат и нарезают длинными
полосками, конец одной из которых обмакивают в сочащуюся кровь и,
выдержанный таким образом, кладется в рот, разделенный на подходящие куски
быстрыми движениями ножа, которые, кажется, проходят в опасной близости от кончика
носа едока. Дети, играющие вокруг своих занятых матерей
приготовьте кусочки печени или полоски мышц в зависимости от их размера;
четырех-летних используйте нож, чтобы вырезать куски почти так же ловко, как
их старейшин, который неизбежно разделит их рыбой или полоски оленей
плоть в этом образе. Вскоре лица матерей и детей сияют
от рыбьей крови и печеночного жира, а руки блестят от налипшей
рыбьей чешуи. Когда вся рыба очищена от чешуи, разделана и развешана сушиться,
собаки, которые алчно, но не назойливо сидели рядом с
женщинами, также получают свою порцию - чешую и отбросы, которые
брошены в кучу, среди которой жадно роются черные морды.

Утренняя работа окончена, и был заслужен короткий период отдыха.
Матери берут своих детей на колени, кормят грудью,
а затем приступают к работе, которая абсолютно необходима не только для
комфорта малышей, но и для их собственного - охоте на паразитов. Один
ребенок после другой кладет голову на колени своей матери, и, наконец,
она кладет ее себе в том, что ее старшая дочь или друга, который
надежды на подобную услугу, и охота плодотворной. Что тот
обеспеченный попа помещается между губами, и если не ел, на
бы загрызли до смерти, ничего нового естествоиспытатель, у кого наблюдаются
обезьян, и это подтверждают те, кто видит больше, чем просто гипотеза в
Дарвин и его учение, или убеждение, что мужчины могут проявляться атавизмы, или
реверсии привычек далекого предка.

Солнце садится, мужчины, юноши и отроки возвращаются с новым
богатым урожаем. Они ели сырую рыбу, как им требовалось, но теперь
их души жаждут теплой пищи. Отличный дымящийся котелок с приготовленной рыбой,
перед ними подают восхитительных лососевых рыб (род Coregonus), ближайших родственников
лосося; в качестве гарнира подают хлеб, обмакнутый в рыбий жир и
тщательно пропитанный им. Кирпич-чай,[84] поставить на огонь с
холодной воды и кипятят в течение долгого времени, приносит еду до конца.
“Но когда желание есть и пить утолено”, дух также
жаждет удовлетворения, и музыкант с арфой или цитрой собственного изготовления
охотно приветствуется, независимо от того, играет ли он на одной из их странных,
старые, неописуемые мелодии или аккомпанемент к причудливому танцу
женщины, в которых они поднимаются и снова опускаются, закидывают одну руку
вокруг другой, вытягивают обе и опускают их по бокам. Эти
развлечения продлятся до комаров занавес готовится, то тут тоже
старые и молодые скрываются под его складками.

Лето прошло, и зима следует за короткой осени. Новое занятие
вступает в игру с миграцией птиц; новая, действительно новая
полноценная, настоящая жизнь остяков начинается с зимы. Для улетающих
летних гостей раскидывается коварная сеть. Промежутки вырезаются в плотной
ива растет по берегам прямо между двумя большими слоями воды.
в каждом пространстве нанесен тонкий, легко перемещаемый слой извести.
сеть, в которую залетают не только утки, но и гуси, лебеди и журавли. Это
желанная добыча, как из-за мяса, так и из-за перьев, поскольку птицы
всех видов составляют значительную часть пищи не только остяков
, но и всех обитателей речного бассейна. В то время, когда
птицелов начинает свою работу, пастух-кочевник отправляется в
погоню и расставляет в тундре свои осенние ловушки на красных и арктических птиц.
лисицы или в лесу, в компании своих более оседлых сородичей,
он расставляет силки, пружинные луки и самодействующие арбалеты для волков.
а еще лисы, соболи и горностаи, обжоры и белки. Если выпал снег
, опытный охотник застегивает свои снегоступы, надевает свои
очки от снега и отправляется со своей охотничьей собакой в тундру
или в лес, чтобы найти медведя в его берлоге, пойти по следу
рыси, преследовать лося и дикого северного оленя, которым теперь мешают
снег, который не выдержит их веса, хотя и выдержит вес охотника.
Он никогда не лгал, никогда не клялся ложно зубом медведя, никогда не делал
ничего плохого, и поэтому медведь бессилен против него, лось и
северный олень недостаточно проворны, чтобы убежать от него! Когда медведь убит
он с триумфом возвращается в деревню, соседи и друзья
собираются вокруг него в цуме, ликуя, и как всеобщее ликование
заражает его, он тихо ускользает, переодевается, надевает
маску и начинает танец медведя, исполняя замечательные движения, которые
призваны имитировать и иллюстрировать движения медведя во всех разнообразных
обстоятельства его жизни.

В хижинах рыбаков вскоре появляются богатые запасы шкур,
чум пастуха становится еще богаче, потому что он запасает
шкуры всех оленей, забитых в течение года. Теперь пришло время
избавиться от них. Все, далеко и близко, готовит для ярмарки
который проводится ежегодно во второй половине января, в Обдорск,
последняя русская деревня, и важнейшим торговым центром на
Нижней Оби. Ярмарку посещают местные жители и иностранцы, и
во время ее проведения российские правительственные чиновники собирают налоги
от остяков и самоедов, разрешать споры и вершить правосудие
в целом; русские торговцы ориентируются на покупателей и
продавцы, нечестные среди них, и мошенники-сирийцы, для
бездумных пьяниц, а духовенство - для обращения язычников.
Среди остяков и самоедов заключаются всевозможные соглашения,
устраиваются свадьбы, враги примиряются, обретаются друзья, заключаются договоры с
русскими, выплачиваются долги и заключаются новые. Со всех сторон
появляются длинные вереницы саней, запряженных северными оленями, и один цум
после того, как рядом с рыночной площадью вырастает еще один тшум, каждый из них окружен
тяжело нагруженными санями с годными для продажи приобретениями этого года
. Каждое утро владелец вместе со своей любимой женой в праздничном наряде
направляется к киоскам, чтобы продать свои шкуры и купить другие товары.
Они торгуются и пытаются обмануть, и Меркурий, такой же могущественный,
как и в былые времена, демонстрирует свою мощь не только как бог торговцев, но и
воров. Алкоголь, хотя его розничная продажа запрещена правительством
, можно приобрести не только у каждого торговца, но и в
почти в каждом доме в Обдорск, и это притупляет чувства и отупляет
в случае Ostiak и samoyede до, и обедняет их даже
более столь ужасной чумы оленеводов. Бренди разжигает все
страсти в обычно спокойном, добродушном, безобидном Остьяке,
и превращает мирных, дружелюбных, честных парней в разъяренных,
бессмысленных животных. Муж и жена одинаково жаждут бренди; отец
вливает его в горло своему сыну, мать навязывает его своей дочери,
должны ли они начать с восстания против разрушительного яда. Для
коньяк Ostiak разбазаривает его с трудом обрел сокровища, его
все имущество; для него он связывает себя рабом, или, по крайней мере
как слуга; ибо он продаст свою душу, и лишает веры
отцы. Бренди является незаменимым сопровождающим при заключении сделки
любого дела, даже обращения в православную церковь. С
помощью бренди нечестный торговец может завладеть всеми
Шкуры Остяка, и без них, с пустым кошельком и растерянной головой,
человек, прибывший в Обдорск, полный надежды и гордости, возвращается в свою
тшум жульничал, если не сказать грабил. Он раскаивается в своей глупости и слабости,
принимает лучшее из решений, успокаивается при этом и вскоре
не помнит ничего, кроме того, что ему было превосходно весело со своими
соплеменниками. Сначала они выпили вместе; затем мужчины и женщины
поцеловали друг друга, затем мужчины избили своих жен, испробовали друг на друге свою
силу, даже обнажили свои острые ножи и, с
сверкая глазами, угрожали друг другу смертью; но кровь не пролилась
; произошло примирение; женщины, которые упали на
землю, ошеломленный ударами и коньяка, были вознесены нежно,
и были, как правило, за счет других женщин, чтобы отпраздновать примирение стало
важно компактная было сделано, а жених искал
дочь, немного невесту для сына; даже вдова, была замужем,
и они снова выпили по случаю; в общем, они провели великолепный
время. То, что правительственные чиновники заставили замолчать всех, кто был мертв
пьян, что все, все их деньги пропали, как вещи скоропортящиеся,
конечно, было неприятно, очень неприятно. Однако тюрьма
они снова открылись; через некоторое время потеря денег была устранена
и осталось только золотое воспоминание, над которым они могли злорадствовать
целый год, и обручение, столь удовлетворявшее все стороны,
оставалось постоянным приобретением от восхитительного праздника.

Жених и невеста тоже были на ярмарке, выпили вместе с остальными
и таким образом познакомились друг с другом, и жених
договорился со своими родителями выбрать девушку себе в жены, вернее
согласился принять ее. Потому что это решение родителей, а не
согласие самой пары, которая заключает брак у остяков
. Возможно, они с некоторым уважением относятся к желаниям жениха
, могут позволить ему обратить свое внимание на ту или иную из
дочерей его народа, но они посылают только агента для переговоров с
отец девочки, если их собственные обстоятельства совпадают с его собственными. В
сама Дева не советовался, возможно, потому что на момент ее
обручения она слишком молода, чтобы иметь возможность решать по своему собственному
будущее с осторожностью. Даже будущий муж еще не достиг своего
пятнадцатый год, когда агент начинает ухаживать за двенадцатилетней девочкой
невеста. В этом случае всеобщее оживление ярмарки
значительно ускорило ход разбирательства. Супружеский
агент получил немедленное согласие; переговоры, часто очень
затяжные, были немедленно начаты, и благодаря бренди, которое
обычно оказывается злым демоном, но в данном случае ускорило дело, они
были доведены до скорейшего завершения. Было решено, что Сандор,
молодой жених, заплатит за свою шестидесятилетнюю Маллу, маленькую невесту
северного оленя, двадцать шкурок белой и десять шкурок рыжей лисицы, кусок
цветной ткани и разные мелочи, такие как кольца, пуговицы, стеклянные
бусы, головные уборы и тому подобное. Это было немного, гораздо меньше, чем
губернатор район, Mamru, который был едва ли лучше, пришлось отдавать на
его жена; для его оплаты состоял из ста пятидесяти оленей,
шестьдесят скины Арктики и двадцать из рыжей лисы, большой кусок
материал для одежды, несколько головных уборов, а обычные мелочи. Но
тогда времена были лучше, и Мамру вполне мог заплатить столько, сколько было эквивалентно
на более чем тысячу серебряных рублей для его жены, которая была статной,
богатой и из хорошей семьи.

Оговоренная сумма выплачена; свадьба молодой пары состоялась
празднуется. Родственники семьи невесты приходят в шатер ее отца
чтобы принести подарки и получить другие из шатра жениха
подарок, который выставляется на всеобщее обозрение. Невеста облачается в
праздничные одежды, и она и ее друзья готовятся к поездке в
цум жениха или его отца. Предварительно они поели
в изобилии мяса северного оленя, только что убитого, согласно
обычай. Сегодня было приготовлено всего несколько рыб, выловленных из-подо льда;
мясо северного оленя ели сырым, а когда один начал подрастать,
остывал второй. Невеста плачет, как и подобает отъезжающим
невестам, и отказывается покидать цум, в котором она воспитывалась, но
все ее утешают и уговаривают, и, наконец, она готова. Молитва
перед домашним идолом испрашивает благословения небесного Орита,
чей знак, божественный огонь Сорнидуд - в наших глазах всего лишь пылающий
северное сияние - накануне вечером небо было кроваво-красным. В
дочь сопровождает ее мать, которая держится рядом с ней и
даже остается рядом с ней ночью. Мать и дочь садятся на одни сани
остальные приглашенные родственники садятся на свои, и в праздничной
помпезности, под звон колокольчиков, которые все северные олени носят на своих
запрягайте, свадебная процессия трогается в путь.

В шатре своего отца жених ожидает невесту, которая скромно
закрывает лицо головным убором в присутствии своего будущего отца
и свояков. Это она продолжает делать и после заключения брака.
оконченным. Новый банкетный начинается, и гостей, которые были соединены
родственники жениха, не расходиться до позднего вечера. Но
на следующий день мать приводит молодую жену обратно в шатер ее отца
. Через день появляются все родственники жениха, чтобы потребовать
вернуть ее ему. Еще раз низкий хижина наполнена праздничной
звуки; затем невеста уходит навсегда, и снова ведется с
помпой на tshum которой она является с того времени, чтобы поделиться с мужем,
или с ним и своего отца, братьев и сестер, или позже с
другую жену.

Сыновья бедняков платят за своих невест самое большее десять оленей;
у рыбаков это только самое необходимое в тшуме
и даже это часто разделяется между несколькими семьями; но
их свадьбы также превращаются в радостный праздник, и
банкетов будет столько, сколько позволят обстоятельства.

Более бедные остяки женятся только на одной жене, но богатые рассматривают это как
одно из прав их положения - иметь двух или более. Но первая
жена всегда сохраняет свои привилегии, а остальные, похоже, довольно
ее слуги лучше, чем равные ей. Однако дело обстоит иначе, если она должна
детей нет; для бездетность-это позор для мужчины, и
бездетная жена в tshum, как и везде, значительно, чтобы его жалели.

Родители гордятся своими детьми, и относиться к ним с большим
нежность. С неподдельным счастьем во взгляде и жестах
молодая мать кладет своего первенца на грудь или на мягкий мох
в аккуратную колыбель из бересты с подкладкой из гнилой ивы
и стружками; аккуратно прикручивает крышку к обеим сторонам
колыбель и закрывает изголовье маленькой кровати занавеской от комаров
; но ее идеал чистоты оставляет желать лучшего. Как
пока ребенок маленький и беспомощный, она омывает и очищает его
когда она думает, что это абсолютно необходимо. Но когда он подрастает, она
моет ему лицо и руки только один раз в день, используя горсть тонких волокон ивы
в качестве губки и горсть сухих волокон в качестве полотенца, а затем
выглядит довольно благодушно, когда маленькое существо, кто находит множество
возможности для удобрять себя, идет о в грязь, чтобы нам
почти непостижимо. Такому положению вещей постепенно приходит конец
когда молодой Остяк становится в состоянии сам о себе позаботиться; но даже тогда
вряд ли кто-то считает необходимым мыться после каждого приема пищи, даже
должны ли были остаться пятна крови? Дети так же сильно привязаны к своим родителям,
и так же верны им, как они им, и их
послушание и покорность достойны упоминания. Почитать родителей - это
первая и главная заповедь среди остяков, почитать своего
бога - только вторая. Когда мы посоветовали Мамру, губернатору округа
как уже упоминалось, чтобы его детей учили русскому языку
и письму, он ответил, что видит преимущество таких знаний,
но опасается, что его дети могут забыть уважение, связанное с их
отец и мать, и таким образом нарушают самую важную заповедь
своей религии. Возможно, именно по этой причине ни один остяк, который цепляется за
веру своих отцов, не учится делать больше, чем просто оставлять свой след, своего рода
о переплете с каракулями на нем и других, нарисованных на бумаге или вырезанных из дерева
или оленьей кожи. И все же остяк способен и ловок, способен
усваивает все, чему его учат, так быстро и легко, что в раннем
возрасте, в котором он женится, он понимает все, что связано с
устройством и содержанием своего домашнего хозяйства. Только в религиозных вопросах
кажется, что он не желает доверять своему собственному суждению, и
по этой причине он, в большинстве случаев, проявляет незаслуженное уважение к
шаманы, [85] которые утверждают, что знают о религии больше, чем он.

Со своей стороны, мы относимся к шаману, претендующему на статус жреца
среди остяков, как и среди других монгольских народов Сибири,
как никто иной, как самозванец. Единственный член драгоценного
братства, с которым мы вступили в контакт, крещеный самоед, носил на груди знак христианства
; согласно сообщениям, у него даже
был дьяконом в православной церкви, и все же он исполнял обязанности шамана
среди язычников-остяков. Позже я узнал из достоверных источников, что он
не был исключением из общего правила; ибо все шаманы, с которыми встречался
мой информатор, герр фон Миддендорф, во время многолетних путешествий по Сибири,
были христианами. Я уже упоминал об этом в отчете о своих путешествиях
что шаман, которого мы встретили, тоже принял нас за верующих; но я
приберег свой рассказ о его деяниях и пророчествах для сегодняшнего дня, поскольку
это описание кажется мне подходящим обрамлением для такой картины.

Для начала он потребовал бренди в качестве платы, но удовлетворился
обещанием подарка и удалился в палатку, сказав, что даст
нам знать, когда закончит приготовления. Среди этих приготовлений,
очевидно, был приглушенный бой барабана, который мы услышали спустя
значительное время; из других приготовлений мы ничего не обнаружили. По
данному сигналу мы вошли в цум.

Все пространство внутри берестяной хижины было заполнено людьми, которые
сидели кружком, тесно прижимаясь к стенам. Среди
Остяков и самоедов, которые были там с женами и детьми, были
также русские со своими семьями. На возвышении слева
от входа сидел шаман Видли; справа от него, скорчившись на полу
, был Остиак, ученик мастера в то время. Видли был одет в
коричневую верхнюю одежду, а поверх нее что-то вроде мантии, изначально белой, но
запачканной и небрежно отделанной золотой тесьмой; в левой руке он держал
маленький, похожий на тамбурин барабан, расположенный таким образом, что он затенял его лицо;
в правой руке он держал барабанную палочку; голова его была непокрыта, тонзура пострижена.
волосы только что смазаны маслом. Посреди цума горел костер, и
время от времени он вспыхивал и бросал яркий свет на пеструю толпу,
посреди которой мы сели на отведенные для нас места.
Трижды повторенный протяжный крик, похожий на многоголосую песню, предваренный
ударом в барабан, приветствовал наше появление и ознаменовал начало
церемонии.

“Чтобы ты увидел, что я человек истины”, - сказал голос учителя,
“Теперь я заклинаю посланника небесной воли, который прибыл по моему
приказанию, появиться среди нас и сообщить мне, что боги определили
относительно вашего будущего. Позже вы сами сможете
определить, сказал я вам правду или нет”.

После этого вступления, которое было переведено с нами двумя
переводчики, любимец богов поразил телячьей кожи, или
вместо оленей-кожу ему по барабану, с быстрыми ударами, которые следуют
друга на равные интервалы, но были бесконечно сгруппированы, и
сопровождал его игра на барабанах песню, которая, в обычном samoyede до
"мода" была наполовину произнесена, или, скорее, пробормотана и наполовину пропета, и была
добросовестно повторена молодым человеком, которого мы можем назвать клерком.
мастер держал барабан так, чтобы его лицо оставалось в тени, и он также закрыл
глаза, чтобы ничто не могло отвлечь его внутреннее зрение; клерк, на
другая рука курила, даже когда он пел, и время от времени сплевывала,
точно так же, как он делал это раньше. Три медленных, решительных удара положили конец
барабанному бою и песне.

“Теперь я, ” с достоинством сказал учитель, “ призвал Ямаула, небесного посланника
, появиться среди нас, но я не могу сказать, через сколько времени
должно пройти, прежде чем он прибывает, он может быть далеко”.

И снова он бил ему по барабану и пел свои заклинания, заключая обоих
песня и аккомпанемент, как раньше.

“Я вижу перед собой двух императоров; они пришлют тебе письмо”, - сказал
посланник богов его устами.

Итак, Ямаул был достаточно любезен, чтобы появиться в цуме, чтобы угодить своему любимцу
. Затем были произнесены отдельные предложения небесного послания с
неизменной прелюдией в виде барабанного боя и песни следующего содержания:--

“Еще раз, следующим летом, вы пройдете тем же маршрутом, что и в этом
году”.

“Затем вы посетите вершину Урала, где берут начало реки Уса,
Бодарата и Щутшья”.

“В этом путешествии с тобой что-то случится, хорошее или злое, я
не могу сказать”.

“В Бодарате ничего нельзя добиться, потому что не хватает леса и пастбищ
; здесь кое-чего можно добиться”.

“Вам придется отчитаться начальству, они будут
вы изучите и будете довольны”.

“Тебе также придется отчитаться перед тремя старейшинами твоего племени; они
также изучат твои записи, а затем примут решение о
новом путешествии”.

“В ходе ваше путешествие будет отныне быть счастливой и без
аварии; и вы найдете своих близких дома в самом лучшем
здоровье”.

“Если заявления русских, которые все еще находятся в Бодарате
, подтвердят ваши, два императора вознаградят вас”.

“Я не вижу другого лица”.

Представление подошло к концу. На Уральских горах лежали последние отблески
полуночи. Все вышли из палатки, лица русских
выражали ту же доверчивость, что и у остяков и самоедов. Но
мы пригласили шамана проводить нас до нашей лодки, развязали ему язык
и что его ученик с коньяком, и напичкал его всевозможные
кросс-вопросы, некоторые из них тончайшего рода. Он ответил:
их всех, без исключения, не вдаваясь в сложности,
без колебаний, без размышлений; он ответил на них полно
убеждение и убедительно, ясно, точно, лаконично, и в
в этом, так что мы поняли более ясно, чем до крайности
лукавство тот человек, с которым мы имели дело.

Он рассказал нам, как еще в детстве на него сошел дух
и мучил его, пока он не стал учеником шамана; как
он становился все более и более близким с Ямаулом, посланником богов
, который предстает перед ним дружелюбным человеком, скачущим на быстром коне,
и с посохом в руке; как Ямаул поспешил к нему на помощь и
даже, если было нужно, призвал помощь с небес, когда он, шаман,
часто боролся со злыми духами по нескольку дней кряду; как
посланник богов всегда должен передавать ему послание
так же, как он его получил, иначе он ощущал каждый удар барабана как
болезненный удар; как Ямаул, даже сегодня, хотя и виден только ему,
села позади него в тшуме и прошептала эти слова ему на ухо. Он
также сообщил нам, что благодаря своему искусству или дарованной ему
благодати, которую не могло ослабить даже его обращение в христианство, он
мог открывать то, что было скрыто, находить украденное, распознавать болезни,
пророчествовать о смерти или выздоровлении больных, видеть и изгонять призраков
мертвых, творить много зла и предотвращать много зла, но это он сделал
ничего, кроме добра, потому что он боялся богов; он дал нам ясную и
подробную, хотя и не совсем правильную картину религии остяков
и самоеды; он заверил нас, что все его соплеменники, а также
остяки, приходили к нему в своих бедах, чтобы спросить совета или получить
будущее раскрыто, и в этом они не сомневались, но верили в него и
поверили ему.

Последнее утверждение неверно. Большая масса людей может
рассматривать шамана как мудреца, возможно, даже как посредника
между людьми и богами, и, возможно, как обладателя таинственных
власть; но многие верят его словам и делам так же мало, как другие расы
верят словам и делам своих священников. Настоящая вера людей проще и
более по-детски, чем одобряет шаман. Это здесь, как и везде;
священник или тот, кто действует как таковой, населяет небеса богами и
советники и слуги богов, но люди ничего не знают об
этом небесном суде.

По убеждению людей там царствует на небесах
Ohrt, название которого означает “конец света”. Он -
всемогущий дух, который правит всем, кроме Смерти, и он
благожелательно настроен по отношению к людям. Он - податель всего доброго,
дарующий северных оленей, рыбу и пушных зверей, предотвращающий зло,
и мститель лжи, сильной только тогда, когда обещания, данные ему
не выполнил. В его честь устраиваются праздники, ему приносятся жертвы и молитвы
; проситель, падающий ниц перед
священным символом, думает о нем. Символ, называемый _лонг_, может быть изготовлен из
вырезанного дерева, свертка ткани, камня, кожи или чего угодно еще: он
не обладает никакими способностями, не дает никакой защиты, это ни в коем случае не фетиш!
Люди собираются перед трапезой, ставят ее перед тшумом, расставляют
блюда с рыбой, мясом северного оленя или другими приношениями, ставят
кладут перед ним ценные вещи или даже кладут их внутрь; но они всегда смотрят
на небеса, и как их подношения, так и их молитвы предназначены
их богу. Злые духи обитают на небесах, как и на земле; но Орт
могущественнее их всех; только Смерть могущественнее его. Нет
ни вечной жизни после смерти, ни воскресения; но мертвые
все еще бродят как призраки по лицу земли и все еще обладают властью
творить добро или зло.
Когда остяк умирает, его духовная жизнь начинается сразу; поэтому его друзья
немедленно приступайте к организации его похорон. Они все собрались
перед его смертью, и как только жизнь угасла, они разжигают огонь в
тшуме, в котором лежит тело, и поддерживают его горящим, пока не отправятся
к месту захоронения. Шамана вызывают, чтобы спросить умершего, где он
желает лечь. Для этого нужно назвать место и попытаться приподнять
голову трупа. Если покойный соглашается, он позволяет поднять свою голову
; если нет, трое мужчин не могут сдвинуть ее с места. Затем вопрос
должен повторяться до тех пор, пока мужчина не даст своего согласия. Опытные люди
отправил к выбранной точке, чтобы подготовить могилу, за эту работу часто
требуется несколько дней.

Места захоронений всегда находятся в тундре, на возвышенностях, обычно
на длинном гребне; гробы более или менее художественной работы
сундуки, которые устанавливаются над землей. Не твердые доски для
построить гроб, лодка и труп лежит в том, что;
только очень бедные люди копаются в земле неглубокую ямку, в которой
чтобы похоронить своих мертвых.

Труп не омывают, но облачают в праздничные одежды,
волосы умащают, а лицо закрывают тканью. Все остальное тело
одежда умершего раздается бедным. Остяки никогда не прикасаются руками к
мертвому телу незнакомца, но они не стесняются
прикоснуться к любимому родственнику и даже поцеловать его холодное лицо со слезами на глазах
. Труп доставляется к месту захоронения на санях,
или в лодке, и его сопровождают все родственники и друзья. A
оленью шкуру, на которой покоится умерший, кладут в сундук или
гроб. В изголовье и по бокам помещены табак, трубки и всевозможные приспособления.
Которыми покойный имел обыкновение пользоваться при жизни. Затем
тело подтягивается веревками к груди, и уложили на
таким образом, кровати; лицо транслируется в последний раз, кусок
кора занимает открытую верхнюю часть груди, что, если
семья была богатой, - возможно первая покрыты дорогостоящим скины и
тряпочки, крышку сундука ставится на лист коры, или в
наименее тяжелые ветки укладывают близко друг к другу на нее. Вокруг и под сундуком
разложены такие инструменты, которые не могли быть помещены в него,
но сначала они разбиваются и, таким образом, становятся бесполезными для живых,или, согласно представлениям Остяка, сделали призраков такими, какими они были. Тем временем рядом с могилой был разведен костер,
и один или несколько оленей были зарезаны, и теперь мясо поедается в сыром виде или приготовлено похоронной компанией. После трапезы черепа
забитых северных оленей насаживают на шест, на них вешают сбрую
на шест или на дерево надевают колокольчики, как и на все остальные
в торжественных случаях сани вешают на крышку самого гроба.
их разбивают на куски и бросают рядом с могилой в качестве последнего украшения.Затем компания отправляется по домам. Траур теперь утих, и
снова начинается повседневный круговорот жизни.

Но в тени ночи призрак умершего, вооруженный своими призрачными инструментами, начинает свою таинственную духовную жизнь. То, что он делал, пока он ходил среди живых, он продолжает делать. Невидимый для всех, он ведет
своих оленей на пастбище, направляет лодку по волнам, застегивает
снегоступы, натягивает лук, раскидывает сеть, стреляет в призраков
бывшей дичи, ловит призраков бывших рыб. Ночью он
посещает цум своей жены и детей, доставляя им радость или печаль.
Его награда, чтобы иметь возможность показать благотворность для своей плоти и крови; его наказание, чтобы быть постоянно обязаны делать им вред.
Такой в общих чертах-это религия остяки, которых греческий
Католики презирают как язычников. Но справедливая оценка этих честных людей
с их детской натурой склоняет нас скорее пожелать, чтобы
они всегда оставались язычниками или, по крайней мере, никогда не были другими, чем они есть.


Рецензии
Северо-восток Евразии уйдёт от Москвы к Питеру.

Алла Булаева   01.04.2024 19:23     Заявить о нарушении