Пастухи-кочевники и степные стада

Хотя степи Центральной Азии действительно богаты и могут даже показаться веселыми для того, кто посещает его весной, и хотя он содержит много плодородной земли, тем не менее, только его наиболее благоприятные участки допускают оседлую жизнь, постоянное проживание в каком-либо определенном месте.Постоянные скитания, приход и уход, появление и исчезновение,
это удел всех детей степи, как людей, так и животных.
Определенные участки подчиняются труду земледельца; в других местах
могут быть основаны города и деревни, но степь в целом должна
навсегда остаться во владении кочевого пастуха, который знает, как
приспосабливаться ко всем условиям жизни.

Среди этих кочевых скотоводов киргизы занимают первое место благодаря
как численности, так и цивилизованности. Их владения простираются от Дона
и Волги до гор Тяньшань и от среднего Прииртышья
к югу от озера Балхаш, фактически, почти до Хивы и Бухары;
они разделены на племена и орды, на степные и горные
пастухи, но они едины по происхождению, по языку и религии, по
манерам и обычаям, какими бы разными ни казались племена друг другу.
отличаются. Самая маленькая или младшая орда кочует по степи
Оренбурга; ее ветвь, называющая себя племенем бука,
пересекает степь между реками Волгой и Уралом, особенно в
правительства Тургая и Урала; средняя или старшая орда населяет
степи и горы Иртышского и Балхашского регионов; и
наконец, простираясь от берегов реки Или к Хиве и Бухаре,
можно найти постоянно меняющиеся места обитания в горах
Киргизы, которые называют себя великой, или старейшей ордой. НЕТ
ветвь этих людей применяет к себе название киргиз,
поскольку это позорный термин, эквивалентный “флибустьерам”. Правильное
обозначение нашего народа - кайсак, касак, или, как мы должны это читать,
Казак, хотя даже русские применяют название казак к народу,
совершенно отличающемуся от жителей степи.

Киргизы, как я буду называть их, тем не менее, являются турецким народом,
по поводу расовой принадлежности которых придерживаются разных мнений. Многие, если не
большинство путешественников считают их настоящими монголами, в то время как другие
рассматривать их, вероятно, более правильно, как смешанную расу, напоминающую
монголов в некоторых деталях, но, в целом, демонстрирующую
характеристики индогерманцев, и особенно напоминающую
Туркмены. Все киргизская я видел, принадлежал к средней Орды, и
были хорошо сложенный человек, малого или среднего роста, с лицами, не
красивый, но не карикатурной монгольский тип,
аккуратные руки и ноги, прозрачные светло-коричневого или желтоватого цвета
цвет кожи, карие глаза и черные волосы. Скулы редко бывают
настолько выступающими, или подбородок настолько заостренным, чтобы придать угловатый или
внешность с кошачьей мордочкой; глаз среднего размера, обычно наиболее изогнутый
в центре и вытянут горизонтально под внешним углом; таким образом,
миндалевидный, но не косо посаженный; нос обычно прямой,
реже крючковатый; рот среднего размера и резко очерченный,
борода тонкая, но не совсем редкая. Истинно монгольские черты лица
несомненно, также можно встретить, особенно среди женщин и
детей из бедного класса; но, хотя я видел очень немногих, на самом деле
красивых киргизских женщин я встречал не меньше, чем гротескных
лица настолько распространены среди других несомненных монголов. Характеристики
безошибочно более наводит на мысль о смешанной расы, чем какой-то одной резко
определенный запас. Я видел людей, которых я бы без колебаний признал
принадлежащими к более благородным индогерманцам, если бы я ничего не знал
об их родстве, и я познакомился с другими об
Монгольский покрой лиц, в которых не могло быть никаких сомнений. В
члены более старых семей обычно обладают всеми существенными признаками
индогерманцев, в то время как мужчины более низкого происхождения и среднего происхождения
часто напоминают монголов во многих деталях, и иногда могут
полностью походить на них. Сила ислама, которая предоставляет рабам
, ставшим новообращенными, все права племени, возможно, со временем
из многих монголов-язычников сделали киргизов, и, таким образом, не
только повлияли, но фактически уничтожили расовые характеристики
киргизов.

Хотя главные особенности Киргизской платье турецкий, это, как
в целом, не подходит для отображения их фигуру.
Зимой меховая шапка, шуба и сапоги на толстых ножках скрывают все
детали фигуры, и даже летом они не бросаются в глаза
. Бедные киргизы, в дополнение к его шубе и
неизбежным меховую шапку, надевает рубаху, кафтан и шаровары; на
более богатый класс человек, с другой стороны, носит огромное множество статей
платье один над другим, например, восточных; но он вправляет все
те, которые обволакивают нижнюю часть его тела, за исключением
его шубе, в его широких штанах, так что он не может быть затруднена
езда. Следовательно, чем богаче он одет, тем более гротескен
он смотрит. Они предпочитают темные цвета на светлые или яркие, хотя
они не презирают их, и они любят украшения гей
вышивки или плетения. Почти каждый киргиз носит на поясе
изящный маленький кармашек, богато украшенный железными или серебряными вставками,
и нож с таким же орнаментом; помимо этого, незаменимый
перстень-печатка, он не носит никаких украшений, если только император не наградил его таковыми
в виде памятной медали.

Об одежде женщин я мало что могу сказать, во-первых, из-за скромности
запретил мне спрашивать о большем, чем я мог видеть, и, во-вторых, потому, что
Я вообще не видел женщин высшего сословия и никогда не видел
других в их парадных нарядах. В дополнение к шубе, сапогам и
туфлям, которые точно такие же, как у мужчин, женщины носят брюки
, которые отличаются очень незначительно, сорочку, а поверх нее верхнюю одежду, похожую на халат
одежда, спускающаяся ниже колен и застегнутая посередине; на голове
они носят либо ткань, намотанную на манер тюрбана, либо капюшон, как у монахинь
который закрывает голову, шею, плечи и грудь.

Одежда обоих полов грубая, за исключением сапог для верховой езды и
обувь, которая всегда хорошо сшита. Очень характерно, и, очевидно,
адаптирован к климатическим условиям, являются чрезвычайно долго
рукава, который мужчины и женщины носят на верхней одежде; эти
падать далеко за руки, и накрыть их практически полностью.

[Иллюстрация: рис. 66. - Дом богатого киргиза.]

Кочевая жизнь, к которой киргизов вынуждает необходимость
найти достаточное количество пастбищ для своих многочисленных стад, предполагает
стиль жилища, который легко строится, может быть разобран по
одном месте и снова возводится в другом без особых трудностей, и
который, тем не менее, должен обеспечивать достаточную защиту от суровости
и неблагоприятного климата. Эти требования выполняются более
тщательно _yurt_, чем любое другое переносное жилище, и оно
не слишком много, чтобы сказать, что это самый совершенный из всех палаток.
Тысячи лет опыта сделал _yurt_ какая она есть -
дом для кочевого скотовода, или любой другой странник,--которая, в свою
лад, не может быть превзойден. Легкий и легко перемещаемый, легко закрывается
от штормов или распахивается, чтобы пропускать воздух и солнечный свет, удобный
просторный, простой, но допускающий богатое убранство снаружи
и внутри, он объединяет в себе так много превосходных качеств, что
с течением времени его ценят все выше и находят
чем дольше человек в нем живет, тем больше он становится пригодным для жилья. Он состоит из
подвижной решетки, которая может выдвигаться или сжиматься и которая
образует нижние вертикальные круглые стенки каркаса, соединительного кольца
, которое образует арку вверху, лонжеронов, вставленных в обе эти части,
и дверь в виде решетки; легкие циновки из тши-травы и большие
обрезанные по форме и наиболее оригинально уложенные листы войлока
составляют внешнее покрытие всего каркаса, а пол устилают толстые ковры
из войлока. За исключением дверных рам, которые
скреплены между собой пазами, и лонжеронов, верхние концы которых
вставлены в отверстия в соединительном кольце, вся конструкция удерживается
соединяется просто с помощью шнуров и лент; и, таким образом, легко разбирается
на части, в то время как его форма - круглая в поперечном сечении и
куполообразная в продольном направлении - делает его способным к большой устойчивости к
сильные штормы и непогода всех видов. Работа по его установке
едва ли требует больше получаса, даже на то, чтобы его снять.
меньше; сила одного верблюда переносит его с места на место,
но его строительство и отделка отнимают много времени и все остальное
изобретательность домохозяйки, на долю которой выпадает основная работа по
создание его и весь труд по его установке.

Юрта является важной частью движимого имущества киргиза
. У богатого человека есть шесть или восемь, но он тратит деньги скорее на
украшение нескольких, чем на строительство многих, ибо он
облагался налогом не в соответствии с размером его стад, а по
количеству его юрт. Киргиз высокого класса, безусловно, демонстрирует свое богатство
через свою юрту, обставляя ее как можно богаче, делая ее снаружи
из самого ценного войлока и украшая снаружи и внутри
цветные куски ткани; но он дорожит скорее обладанием
дорогими коврами и красиво сшитыми и вышитыми шелковыми покрывалами,
которыми он украшает интерьер гостиной по праздничным случаям
. Такие коврики передаются от отца к сыну, и
владение ими едва ли уступает владению серебром без чеканки.

Однако истинное богатство скотовода-кочевника нельзя оценить
по таким второстепенным вещам; оно должно быть рассчитано по его стадам. Даже у самого
бедного владельца юрты должно быть множество животных, чтобы он мог
жить или выживать в борьбе за существование; для стад, за которыми он
ухаживает, необходимо одноусловия жизни; только они стоят
между ним и гибелью. Стада богатого человека могут исчисляться тысячами
тысячами, стада бедняка - по меньшей мере сотнями; но самый богатый может
обеднеть, если среди его стад разразится болезнь, и бедняк
может умереть с голоду, если смерть посетит его зверей. Широко распространенный мракобес приводит
целые племена к разорению, приводит к тому, что тысячи людей в буквальном смысле слова
умирают от голода. Поэтому неудивительно, что каждая мысль и
устремление киргизов связаны с их стадами, что их манеры
и обычаи соответствуют этой тесной связи между человеком и
зверь, что человек, короче говоря, зависит от животного.

Не самое полезное, но благороднейшее и наиболее высоко ценимое из всех
домашнее животное киргизов - лошадь, которая в глазах
портрет его владельца представляет собой сумму и сущность одомашнивания, а также
кульминацию всей красоты; это стандарт, с которым нужно считаться, согласно
которому определяется богатство или бедность. Он не называет это лошадью, а
просто домашним животным; вместо слов “слева и справа” он
использует выражения “сторона, с которой садятся на лошадь” и “сторона
сторона, на которой человек несет кнут”. Лошадь - гордость юноши
и девушки, мужчины и женщины, молодой или старой; хвалить лошадь или находить в ней недостатки
хвалить или порицать ее всадника, удар, нанесенный лошади.
лошадь, на которой никто не ездит, нацелена не на лошадь, а на ее владельца.

В большом количестве киргизских песен упоминается лошадь; она используется как
эталон сравнения, чтобы дать оценку достоинствам мужчин и
женщин или описать человеческую красоту.

 “Маленькая невеста, маленькая невеста,
 Уважаемые жеребенок темно-племенная кобыла!”

певец называет невесте, которая ведется на жениха
юрты;

 “Скажи, где игра белых локонов
 И где игра жеребят,
 Для такого рода, как новый отец,
 Для меня он не старый отец”

невеста отвечает юношам, которые поют “Джарджар”, песню
утешения уходящей невесте, относящуюся словами “Игра в жеребенка”
ко времени ее первой любви.

Богатство человека выражается в количестве лошадей, которыми он владеет;
выкуп за невесту в стоимость так много лошадей, Дева
кто предложил в качестве приза победителю в гонке проводится как
стоит сто кобыл; лошади дают взаимное представлена; с
лошади искупаются за убийство, перелом конечностей в
борьбе, выбитый глаз или за любое преступление или мелкий проступок; одна
сотня лошадей освобождает от запрета и объявляет убийцу вне закона
о мужчине - пятьдесят, о женщине - тридцать, о ребенке. Штраф, налагаемый
племенем за причинение вреда чьей-либо личности или имуществу, выплачивается лошадьми;
ради лошади даже уважаемый человек становится вором.
Конь несет влюбленного к его любимой, жениха к невесте,
героя на битву, седло и одежду убитого от одного
от одного места стоянки к другому; лошадь переносит мужчину и женщину от юрты к юрте
пожилой мужчина и ребенок крепко привязаны к седлу,
или юный всадник, который впервые садится свободно. Богатый человек
оценивает свои стада как эквивалент такого-то количества лошадей; без лошади а
Киргиз - это то же самое, что человек без дома среди нас; без лошади он
считает себя самым бедным под солнцем.

Киргиз досконально изучил лошадь, он знает все ее повадки,
ее достоинства и недостатки, ее добродетели и пороки, знает, что приносит пользу и
что вредит ей; иногда, действительно, он ожидает невероятного
от него, но он так и не взыскивает ее, если только необходимость заставляет его. Он делает
не относиться к нему с ласковой заботой арабского, но и не
он никогда не показывают, что внимание многих других народов. Один
не вижу ничего такого внимательного и умного разведения
лошадей, которые занимаются арабы и персы, англичане и немцы,
но он постоянно стремиться к обеспечению улучшения его
любимые породы, помещая лучших жеребцов с кобылами, и
кастрация остальные. К сожалению, его выбор племенных лошадей таков
определяется исключительно формой и вообще не принимает во внимание окрас
, следствием чего является то, что многие из его лошадей чрезвычайно
уродливы, потому что их окрас такой неправильный и неравномерный. Тренировка
лошади оставляет желать лучшего; наш бродячий пастух намного лучше.
слишком богат лошадьми, чтобы это могло быть иначе.

Мы нашли киргизскую лошадь приятным и добродушным созданием,
хотя она ни в коем случае не соответствовала нашему идеалу красоты во всех отношениях.
Она среднего размера и стройного телосложения, хотя и с не уродливой головой
довольно крупный, явно с овальным носом и заметно утолщенный за счет
выступающих костей нижней челюсти, умеренно длинной и мощной шеи, длинного
тела, тонких конечностей и мягкой шерсти. Глаза большие и горящие, уши
несколько большие, но правильной формы. Грива и хвост покрыты тонкой, длинной шерстью,
всегда в изобилии, шерсть на хвосте растет так пышно, что она
подметает землю; ноги хорошей формы, но довольно тонкие, копыта
стоят прямо, но часто слишком высоко. Преобладают светлые тона и очень темные.
уродливые пегие волосы часто бросаются в глаза. Самые распространенные цвета - коричневый.,
светло-коричневый, лисий, серовато-коричневый и гнедой, реже темно-коричневый и
черный, и лишь изредка встречается серый. Грива и хвост значительно
увеличить красоту всех светлых лошадей, потому что они
либо черное, либо значительно светлее волос.

Характер животного достоин всяческих похвал. Киргизская лошадь
вспыльчива, но при этом чрезвычайно добродушна, отважна перед лицом
всех известных опасностей, и только нервная, пугливая и робкая, когда она
сбитый на мгновение с толку чем-то необычным; он энергичен и нетерпелив
в своей работе послушный, покладистый, волевой, энергичный и очень выносливый,
но он в основном ценен для верховой езды и требует длительной обкатки, чтобы
используйте его как тягловое животное, в этом качестве оно гораздо менее ценно
, чем в качестве верховой лошади.

[Иллюстрация: Рис. 67. -Жизнь среди киргизов -Возвращение с
охоты.]

У него есть особенно неприятная привычка, в которой киргизы, безусловно, виноваты больше, чем животные, постоянно есть или, по крайней мере, грызть по дороге; он даже пытается удовлетворить свой аппетит с помощью еды.
безусловно, больше, чем животное, постоянно ест.
по крайней мере, грызет по дороге.
самые сложные ситуации, как при переходе вброд через скалистую гору
стремительные потоки или карабканье по крутым обрывам. Он такой же ненасытный, как и все остальные.
домашние животные привыкли свободно бродить по степи, но
в общении с другими представителями своего вида, за исключением разведения
в любое время года она столь же миролюбива, сколь и послушна своему хозяину
.

У более бедных киргизов лошадей ровно столько, чтобы обеспечить ездовым животным
каждого члена семьи и обеспечить продолжение их поголовья
. С другой стороны, у более богатых обитателей степи есть
четыре или пять, более того, меня часто уверяли, что их целых десять или
двенадцать тысяч голов, которые питаются в отдельных стадах, так и в разных
местах, и поэтому, естественно, прекрасно себя чувствуют лучше, чем те,
своих бедных собратьев. Каждое стадо состоит по меньшей мере из пятнадцати,
или максимум из пятидесяти особей; в последнем случае это один
взрослый жеребец, девять племенных кобыл и столько же молодых жеребят,
восемь двухлетних, шесть или восемь трехлетних и пять или шесть четырехлетних животных
, не считая нескольких животных постарше или меринов. Жеребец
абсолютный господин, проводник, вожак и защитник стада,
и он никогда не позволит волку отнять у себя ни одного жеребенка, но
смело и успешно нападает на этого трусливого грабителя, сбивая его с ног копытами.
если тот проявляет сопротивление. Но он не потерпит
соперника и изгоняет из табуна всех других жеребцов, как только
они достигают зрелости; когда он вступает в должность лидера, он прогоняет
свою собственную мать, а позже и собственных дочерей. Это гордое своеволие
требует величайшей бдительности со стороны пастуха
во время спаривания, чтобы он не потерял выгнанных кобыл, которые
поиск нового султана, или жеребцы, которые стремятся к их
собственная независимость. Молодая кобыла достигает зрелости на пятый год жизни,
и следующей весной, обычно в марте, она приносит своего первого
жеребенка. Ее не сразу отделяют от остального стада, а в
Пусть ее и ее жеребенка приведут по соседству с юртой,
и в течение четырех месяцев ее регулярно доят, чтобы получить знаменитый
кумыс или молочное вино. Осенью матери и детенышам разрешается вернуться в стадо
. Обоих принимают без колебаний, и они наслаждаются своей
вновь обретенной свободой в полной мере.

Только лошадь, самая полезная, и поэтому наиболее
главное домашнее животное нашей кочевой пастух, - это овцы. Это
животное очень крупное и хорошо сложенное, но сильно изуродованное
выпуклостями жира на крупе. Массивное тело опирается на длинные
, но мощные ноги; голова маленькая, нос узкий и тупой,
уши висячие или стоячие, рога слабые, кожа жесткая, но толстая,
очень развитое вымя, жирный зад часто настолько огромен, что
животное больше не может нести его, но, согнув колени, позволяет ему
волочится по земле, если только пастух не придет ему на помощь, закрепив под хвостом
маленькую двухколесную тележку и поместив на нее обременительный
придаток. При скрещивании киргизских баранов с овцами без
этого выступа их потомки приобретают единственный придаток
через два-три поколения, в то время как при спаривании гладкохвостых баранов
у овец с жирной крупой постоянно происходит обратное.

Хотя характер киргизских овец напоминает характер наших овец
во всех важных отношениях, нельзя оспаривать, что свободная жизнь
в степях, длительных путешествиях, которые приходится совершать, и
трудностях, которые приходится преодолевать в ходе них,
его физические и умственные способности развились несравненно выше
степень, выше, чем достигается нашими домашними овцами. Тем не менее, даже в
степи умный козел действует как лидер и поводырь для относительно
глупых овец, и поэтому будет правильно, если я опишу
козла следующим.

Киргизский козел среднего размера, массивный и хорошо сложенный, тело
мощное, шея короткая, голова маленькая, конечности пропорциональные,
большие глаза и яркие, на первый взгляд, полные экспрессии, эрегированный
уха заостренная, рога сравнительно слабый, и как режиссер
кзади и кнаружи или вполоборота на своих осях, волосы обильным,
особенно на бороду и хвост, что на лбу, длинный и
курчавый; преобладающая окраска красивые чисто белые с черным
маркировка.

Киргизы всегда одинаково обращаются с овцами и козами, и они пасутся
вместе стадами. Бедные киргизы из одного аула составляют стадо среди них
у богача, чей скот исчисляется многими тысячами, есть
часто несколько. Пастух, обычно крупный мальчик, едет верхом на быке
рядом со своим стадом, но он так хорошо понимает, как управлять своим конем
и заставить его бежать рысью, что может обогнать самую резвую козу. Раз, как мы
возвращались с охоты, мы встретили пастуха, который, по
способ развлечений, ехал по довольно четверть часа рядом с Наш
живо-лошадей рысистых пород, но его единственное конь не проявлял никаких признаков
усталость. Только пастухи, принадлежащие татарским овцевладельцам, ездят верхом
на лошадях. На опасных участках своего путешествия, таких как пересечение
при быстром течении или при подъеме в горы козы берут на себя инициативу,
и здесь, как и везде, овцы слепо следуют за ними.

Поскольку сено можно собирать и складывать только в наиболее удобных местах,
предотвращается рождение ягнят и козлят осенью; следовательно, это
всегда происходит весной, и у молодняка, таким образом, есть все
шанс хорошо преуспеть и быстро расти. Новорожденные ягнята и дети
принятые в юрту и сразу, и вскоре они стали так же привычны
чтобы они только бросить удобной палатке с жалкое блеяние
когда обстоятельства делают это необходимым. Позже их помещают в
укрытие рядом с зимовьем. В открытой степи это укрытие представляет собой
простое углубление в земле, над которым почти не дует холодный ветер
не ощущается; наконец, они привязаны к веревке, называемой _k;g;n_, которая
натянутый между прочными жердями перед каждой юртой. Как только они
начинают пастись, их отарой выгоняют одних в открытую
степь и возвращают в юрту ближе к вечеру. Так они привыкают
с самой ранней юности к вольной степной жизни,
к ветру и буре, шторму и дождю.

По сравнению с лошадьми, овцами и козами крупный рогатый скот играет очень
подчиненную роль. Их стада, несомненно, можно увидеть в
окрестностях каждого аула, но они совершенно несоизмеримы с
количеством овец и коз. Бык больше и лучше построен, чем
у русских и сибирских крестьян, но это далеко позади
Китайский бык, и не на минуту не сравнить ни с одним примечательным
породы Западной Европы. Он среднего размера и мясистый, его шерсть
короткая и гладкошерстная, рога длинные и изогнутые, преобладающий
цвет красивый, теплый красно-коричневый. Скот отправляются пастись в
а большие стада, без надзора каких-то дойных коров
организаторами обратно к юрте исключительно Тельцам, которые связаны
и, как правило, есть, в то время как быки бродят, как им вздумается, и часто
оставаться в стороне от аула течение нескольких дней за один раз.

Хотя верблюды есть во всех крупных аулах, далеко не у каждого киргиза
один, и даже у самых богатых из них редко бывает больше
пятидесяти голов. Ибо верблюд по праву считается самым скоропортящимся из всех
весь скот принадлежит кочевым пастухам этой степи; его настоящий
дом находится дальше на юге и востоке. В той части степи,
через которую мы проезжали, разводят только двугорбых верблюдов, но
к югу от озера Балхаш и в Центральной Азии предпочтение отдается
дромадерам. Два вида скрещиваются здесь и дают странные гибриды
у которых два горба почти сливаются в один.

Верблюд центральной степи принадлежит к одной из более легких пород,
и поэтому он далеко не такой массивный и неуклюжий, как те, которые
встречается в большинстве зоологических садов, но он такой же густой
покрыт шерстью. Тем не менее, он переносит холод не так хорошо
как другие домашние животные киргизов, и ему требуется войлочная циновка
чтобы встать на колени или отдохнуть, и даже тогда он часто простужается и умирает.
Во время линьки ее волос он должен быть окутан войлочное покрытие, и
летом его нужно оберегать от комаров и оводов еще
устоят; короче говоря, он является объектом постоянной тревоге, и
поэтому не подойдет к бедному человеку, который чувствует себя все потери в три раза
сила. Он напоминает дромадера в том, что легко удовлетворяется в
вопросе еды, и в проявлении слепой ярости, характерной для
периода спаривания, когда он угрожает даже своему обычно любимому хозяину, но,
в остальное время года он отличается от верблюда, к большому своему преимуществу
, послушанием и кротостью. Привыкнув
к дромадерам в течение многих лет, я был особенно поражен этими
превосходными качествами степного верблюда; я с трудом узнал эту расу.
Верблюд позволяет поймать себя, не сопротивляясь, и опускается на колени
быть нагруженным, если не совсем без ворчания, то по крайней мере без
ужасного, раздирающего нервы рева верблюда. Даже на рыси
он безропотно переносит легкую ношу, преодолевая двадцать миль и более
в течение дня; если его ноша соскальзывает, он останавливается сам по себе.
С наездником он может преодолевать около тридцати миль в день; с весом в
восемь килограммов. на спине, вынуждая его идти медленным, но уверенным шагом,
он должен преодолеть по крайней мере половину этого расстояния. Он почти всегда пасется
поблизости от юрты, в компании со всеми своими собратьями из
аул, и в глазах киргизов это в определенной степени священное животное
.

[Иллюстрация: рис. 68. - Киргизы с верблюдами.]

Собака, наименее ценное животное, принадлежащее киргизам,
всегда крупная, но не всегда красивая, хотя разница между
ней и отвратительными псами, которых можно встретить в других местах Сибири и
Туркестан очень заметен и в значительной степени в его пользу. Голова длинная
но довольно тяжелая, конечности больше похожи на конечности борзой, чем на конечности овчарки
шерсть длинная и пушистая, окрас очень разнообразный.

Бдительный и отважный в высшей степени, он является достойным противником
о волке, умелом и заботливом защитнике более слабых стад,
подозрительный страж по отношению к незнакомцам, верный раб своего хозяина
нелюдимый отшельник, с точки зрения взрослых людей,
но добровольный товарищ детей по играм. Он обладает многими достоинствами
свойственными его расе, и поэтому его можно найти в каждой юрте или, по крайней мере, в
каждом ауле.

Вся жизнь киргизов-центры по его стада,--использование
них и их товаров, и с этой целью тщательно ухаживая за ними.
Первое является основным занятием женщин, второе - наиболее
важная работа для мужчин. За исключением костей, которые
выбрасываются без внимания, используется каждая часть тела каждого из
их животных, точно так же, как каждую самку из живого стада
доят как можно дольше. Количество растительной пищи, употребляемой киргизом
, чрезвычайно мало; молоко и мясо составляют его основной рацион при любых обстоятельствах
, а растительные продукты являются лишь вспомогательными. Хлеб,
в прямом смысле этого слова, он почти не употребляет, и даже те
маленькие комочки теста, которые можно считать таковыми, размокли в
жирный, не запеченный. Мука и рис - последнее частое блюдо только среди
богатых людей - также служат для внесения разнообразия в вечное однообразие
молочных и мясных блюд. Неудивительно поэтому, что киргизам угрожает голодная смерть
и даже слишком часто настигает их, когда генерал
мюррейн прорывается среди своих зверей посреди степи.

Более состоятельные люди хранят овечье и козье молоко отдельно от
коровьего, кобыльего и верблюжьего; бедняки смешивают все молоко с
один сосуд, и таким образом получают только эффект овечьего молока, в то время как
богатые обеспечивают некоторую дифференциацию вкусового удовольствия. Из молока
овец и коз, которое неизменно доится в один и тот же сосуд и
собирается в одну и ту же кожаную бутыль, готовят не только различные
блюда, которые едят сразу с мукой или без нее, а также с маслом.
мелкие, кислые или горькие, зернистые сыры, наиболее неприятные для европейца.
вкус и желтый творог, очень приятный даже на наш вкус, который,
как и сыр, хранится для употребления зимой, когда его растворяют
в воде, чтобы приготовить что-то вроде супа. Коровье молоко, с другой стороны, они
используется в основном в виде кислого молока и лишь изредка превращается в творог, сыр или
масло, в то время как кумыс из кобыл и верблюдов используется для приготовления кумыса
так часто описываемого. Это молочно-винный напиток, который получают, позволяя молоку
бродить в течение четырех дней и постоянно встряхивая и взбивая его. Это вино
очень ценится и действительно справедливо ценится среди киргизов, и
зажиточные среди них часто пьют его до опьянения по праздничным
случаям.

Летом даже более состоятельные киргизы питаются почти исключительно молоком
в различных формах, поскольку они убивают члена своего стада только для
фестиваль или на некоторые особо важные события. Когда зима вступает в свои права,
однако, овцы и козы, лошади и крупный рогатый скот, верблюдов и даже гибнут.
Мясо лошади, особенно кобылы, считается самым вкусным.
мясо крупного рогатого скота - худшей пищей. Мясо
овцы стоит рядом с мясом лошади; мясо верблюда полезно для души
здоровья; козлятина является признаком бедности или ставится перед гостем в знак
выражения презрения. От забитой лошади больше всего ценятся поясница
и грудка овцы. Лакомство первого сорта.
это брюшной жир молодой лошади; поэтому его солят, из него делают
копченые колбаски и подают почетному гостю с такой же
церемонией, как и сам кумыс.

Киргиз извлекает выгоду не только из съедобных частей, но и из каждой
полезной части животных, которых он выращивает. Из овечьей шерсти он
готовит незаменимый войлок; он ткет и прядет шерсть
верблюда, и мать укладывает своего новорожденного младенца в мягкую, похожую на пух
подстилку из шерсти. Из длинной шерсти козы делают бахрому для ковров
и тканей, либо кисточки или шнуры; короткую пушистую шерсть прядут
и вплетается в ленты для юрты, а волосы из гривы лошади
и хвоста вплетаются в высоко ценимые поводья или веревки для юрты
. Из овечьей шкуры делают обычную зимнюю шубу; из шкурок
ягнят и козлят делают ценную меховую отделку; шкуры шерстяных отар натирают
из них получается хорошая вата для подкладки другой одежды, а также шкуры всех животных.
животные производят кожу разных видов. Киргиз обменивает
лишний или мало ценимый жир своих животных и часть своих
овец, крупного рогатого скота и лошадей на различные другие товары общего потребления.
рынок; на выручку от продажи своих стад он платит налоги
и дань, покупает нечеканенное серебро, из которого он любит делать
покажите железо, с которым он работает, ковры, одежду и шелковые ткани
которыми он украшает себя и свою юрту. Стада и должны
остаются единственной опорой и источником богатства кочевой скотовод;
небольшая земля, которую он время от времени вспахивает, засевает, поливает и собирает урожай
вряд ли стоит принимать во внимание.

Это не их собственный юмор, а необходимость удовлетворения
потребностей их поголовья, которое регулирует передвижение и
sojournings Киргизской, что заставляет их блуждать таким образом в день
и чтобы завтра, чтобы отдохнуть немного в одном месте, и вскоре
после этого оставить его на другой. Путешествия этих людей - это
следовательно, ни в коем случае не бесцельные скитания по бескрайней степи, а
тщательно продуманная смена места жительства, определяемая сезоном и
видом животных, которым требуются свежие пастбища. Степь не допускает никаких
бесплановых кочевок ни летом, ни зимой, ни осенью, ни весной; бесцельных.
кочевки зимой подвергли бы стада самым страшным штормам,
летом - к опасности засухи; весной, вероятно, возникнет
досадный избыток корма, а к осени его запасы
неприятно сократятся. Итак, киргиз начинает свое путешествие с
низменных равнин, медленно поднимается на возвышенности и даже в
горы, затем медленно возвращается обратно в низменности. Но у
разных стад разные потребности: овцы и козы любят твердые, ароматные
растения, которые можно найти в солончаковых степях; лошади предпочитают
горные растения, особенно те, которые растут среди скальных массивов, в то время как
излюбленным местом выпаса крупного рогатого скота являются мягкие луга, а верблюды,
помимо того, что питаются твердыми солоноватыми степными растениями, по-видимому, рассматривают колючки
и чертополох как неотъемлемую часть своей пищи. Ну-к делу,
кто сможет группы различных животных в отдельных стадах, пусть в каждом стаде
бродить и кормить себя, и только бедные люди переезжают из одного
места в другое со всеми их акции вместе. Наконец, движения
одной стороны зависят от движений другой. Действительно, здесь нет
ни ориентиров, ни пограничных камней, но даже в открытой степи
права владения и определенные границы признаны древним
соглашением; каждая орда, каждая ветвь орды, каждая община,
члены каждого аула заявляют права на землю, по которой проходит их
предки и не позволяют чужому стаду или пастуху посягать на него,
но берутся за оружие и ведут кровавую войну с каждым незваным гостем, даже
с другими членами того же племени. Это объясняет тот факт, что
пастух-кочевник не только путешествует по определенным маршрутам, но и ограничивает
себя строго ограниченным ареалом. Его путь может иногда пересекаться
это права другого пастуха, но они никогда не бывают одинаковыми, поскольку каждый уважает
права другого, и остальная часть его племени не позволяет ему
посягать на них.

[Иллюстрация: рис. 69. - Киргизы и их стада на марше в горах
.]

“Оседлым”, в нашем смысле этого слова, киргиз никогда не бывает, разве что в могиле.
но он не без дома. В широком смысле, его дом
- это район, по которому он путешествует, в большинстве случаев бассейн и
долина небольшого ручья или речушки, или, в более ограниченном смысле, его
место зимнего лагеря, с которого он отправляется в свои путешествия, и к
который он всегда возвращает. По соседству с этим лагерем
покоятся почти все, если не все его мертвецы; здесь у него, возможно, даже есть постоянное жилище
сюда правительство посылает своих гонцов, чтобы забрать его
взимает налоги или оценивает свое имущество и пересчитывает членов своей семьи
и свои стада; здесь он проводит если не самое счастливое, то, по крайней мере,
большую часть своей жизни; здесь, веселый и беспечный, каким он обычно бывает,
он проходит через свои самые суровые испытания. Точное
населенный пункт зимовье могут отличаться, но кемпинг-место
нет. Непременные условия, что он будет как можно больше
защищает от холода, смертельной, Северный и Восточный ветры, что юрты
может быть установлен на солнечном месте, который фиксируется дома могут быть построены без
много трудностей, что необходимый запас воды быть уверены,
и что достаточно пастьба быть доступны в пределах легкой досягаемости.
Этим условиям лучше всего соответствует долина реки, чьи
притоки глубоко врезались в окружающую местность, где
трава летом не высыхает, так что сено можно скошивать в надлежащее время.
сезон, и при этом для стад должно быть оставлено достаточно корма на зиму, и где,
в дополнение к навозу, используемому для разжигания костров, можно раздобыть топливо
из ивовых кустов и черных тополей на берегу реки. Другие
населенные пункты выбираются только тогда, когда речь идет об использовании преимуществ
какого-либо места, такого как соляная степь, которого следует избегать
летом из-за нехватки воды, которая подается в достаточном количестве.
изобилие для людей и животных, как только выпадет снег. Хотя
зимнее жилище может быть стационарным, оно всегда по-настоящему убогое,
затхлый, сырой, темной хижине, что так легко отделался причине, что заключенные зависят от
снег для утолщения стен и крыши, и защищая их от
бури. Эти стены иногда делаются из нагроможденных стволов деревьев,
чаще всего из необработанных камней, но чаще всего из плетеных ив или
связок тростника. Крыша и кровля всегда камыша. Рядом
жилище-дом же построен стабильной молодой
животных, и на некотором расстоянии есть приют для остальных
стада.

В начале зимы киргизы переезжают в такую зиму
жилище, если, как это возможно, как правило, он предпочитает много
более комфортабельные юрты. Топливо для ни была давно подготовлена,
в предыдущей весной он, вернее его жена, на кого падает
все тяжелее и более неугодной работе, смешанный навоз стада
животных с соломой, и решили его на квадратные пирожные, которые затем были
свалили в кучи и сушат на солнце. Вся трава в непосредственной близости
была тщательно подстрижена, чтобы стада могли пастись как можно ближе к дому.
здесь также было скошено сено.
на некотором расстоянии был собран материал. Если зима будет хорошей, то есть
то есть, если выпадет мало снега, стада найдут достаточно пищи, но если она будет
суровой, это часто делает все меры предосторожности бесполезными и взимает пошлину с
его стада тяжелеют, что уравновешивается весенним приростом. Таким образом,
в хорошую зиму жизнерадостность царит даже в темной хижине
бродячего пастуха, но в суровую, которая сводит его животных к
ходячие скелеты, черная забота и печаль посещают даже самую приятную юрту.
Как в хижине, так и в юрте царят либо уют и изобилие, либо горькая нужда
в это страшное время года.

Только ближе к концу апреля, а во многие годы и не раньше
конца мая пастух покидает свой зимний лагерь и отправляется в
путешествие. Лошади, за которыми ухаживают специальные пастухи, уходят вперед,
чтобы не беспокоить мелких животных. Не резвые жеребята,
родившиеся, как и малыши, за несколько недель до этого, вызывают столько беспокойства.;
это молодые жеребцы и кобылы, которые только достигают зрелости.
Жеребята скачут вокруг всего стада в беспричинной игривости, но они
не отходят далеко от кобыл-матерей, которые спокойно пасутся, и
только время от времени поднимай на них глаза. Молодые жеребцы и кобылы, на
с другой стороны, причиной постоянного беспокойства, и назвать наибольшее
настороженность со стороны скотоводов, чье число удвоилось
на время. Теперь молодые самцы дерутся со старым, достойным и
властным вожаком стада; теперь молодые самки толпятся вокруг
отца, пока он не будет вынужден отогнать их укусами; теперь один или
другой из них пытается убежать и бросается в степь, подставив голову против ветра
с расширенными ноздрями. Пастух немедленно
подгоняет лошадь, на которой скачет, и преследует беглеца в безумной спешке
вверх по холму и вниз по долине; в правой руке он держит длинный
пастуший посох с петлей, прикрепленной к одному концу; все ближе и ближе
он давит на молодую кобылу. Брошено страшное лассо, которое
вот-вот опустится ей на голову, когда она внезапно отклоняется в сторону,
и подбрасывает задние лапы в воздух, как будто дразня или насмехаясь над ней
преследователь, она снова убегает с удвоенной скоростью, и начинается дикая погоня
и продолжается до тех пор, пока, наконец, пастуху не удается поймать
он медленно повел ее обратно к стаду. Каким бы занимательным ни было это
зрелище для равнодушного зрителя, возможно, даже для самого
пастуха, такая безумная охота нарушила бы спокойный и регулярный
прогресс мелких животных, и поэтому владелец не позволяет
разным стадам путешествовать вместе, если этого можно избежать. Также не смогли бы
овцы и козы преодолевать такие расстояния, как лошади, потому что не только
они сильно ослабли от зимних невзгод, но и ягнята и козлята
еще недостаточно окрепли. Следовательно, разделение стад является вдвойне
необходимым.

Киргизы, идущие с его мелкими животными, сначала только
проходит короткое расстояние, так называемый “путешествие овцы” каждый день, и
он останавливается там, где есть хорошее пастбище, покуда его пасут стада
с жадностью. В пути стадо овец со своим пастухом
впереди на быке. Овцы движутся с терпимой скоростью.
быстрым шагом, то теснясь друг к другу, то широко рассеиваясь, то тут
то там останавливаясь, чтобы в полной мере насладиться каким-нибудь особенно
изысканным растением, но постоянно поедая или, по крайней мере, откусывая кусочки, и
конь пастуха тоже пасется непрерывно. Стадо овец и коз
следует за стадом ягнят и козлят, но на таком расстоянии
, что они ничего не видят и не слышат друг о друге. Стая мокрецов, если
таковая еще существует или только что сформировалась, выбирает другой маршрут.
После того, как все стада отправятся в путь, женщины разбирают
юрту, навьючивают ею верблюдов или быков и немногочисленные предметы домашнего обихода,
садятся на собственных лошадей вместе со своими детьми и другими членами семьи.
семья, и медленно едут вслед за молочными стадами. К середине дня они
догоняют их, доят и, неся молоко в кожаных бутылях,
продолжают свой путь до захода солнца, когда снова устанавливают юрту.
Один день проходит как другой. Когда весна приносит свежую зелень,
они остаются на несколько дней, позже на несколько недель, на том же месте, пока
пастбища вокруг не истощаются; тогда они снова уходят. Когда
наступающая весна призывает к полной жизни дремлющих личинок насекомых, когда
бесчисленные стаи мошек, мух, слепней и других вредителей заполняют
воздуха, они направляют свои шаги, если это вообще возможно, к
горы, и постепенно поднимайтесь к самым высоким плато чуть ниже
линии снега. Для пастуха, который не получает помощи от собак, это
достаточно сложная задача - вести стада по равнинам; но в горах
трудность выполнения его ежедневного “путешествия овец”
он огромен, и для него невозможно преодолеть некоторые препятствия
без помощи других гонщиков. Пока идет проторенной дорожкой в
путешествие пройдет гладко о том, есть ли путь проходит по цветущим равнинам
или за склонами и обрывами. Опрос ведущих козлы такие места
некоторое время, как бы раздумывая, затем выбирая свой путь, они идут дальше
своей дорогой, и овцы доверчиво следуют за ними. Но это совсем другое дело
когда вместо журчащего ручья путь преграждает стремительный поток
, и его нужно пересечь. При виде явно враждебной стихии
даже смелые козы колеблются, хотя и готовы приспособиться
ко всем обстоятельствам; но овцы в ужасе отшатываются от нее, и даже
взбирайтесь на ближайшие скалы, как будто для того, чтобы спастись самим. Напрасно пастух
скачет сквозь стремительный поток; напрасно он возвращается и собирает свои
стадо на берегу. Овцы выражают свое беспокойство громким блеянием,
даже козы нерешительно блеют, пока терпение пастуха не иссякнет
. На мгновение роковая перевязь повисла над головой одной из овец
; в следующее мгновение она чувствует, как ее хватают за шею, подтягивают
к седлу и швыряют в бурлящие воды. Теперь он должен
измениться сам. Судорожно плывя, или, скорее, совершая серию
прыжков, он с трудом перебирается с одной каменной массы на другую, но прежде чем
он может встать на ноги, его подгоняет поток и толкает ногами,
барахтается, прыгает и снова плывет, время от времени уносится течением
но в конце концов достигает противоположного берега, измученный больше
ужасом, чем напряжением. Дрожа каждой конечностью, он удовлетворяется
тем, что действительно снова на суше, встряхивает мокрой шерстью,
еще раз робко оглядывается, а затем начинает жадно кормиться, чтобы заработать
за тот дискомфорт, который он испытал. Тем временем остальная часть стаи
пересекли поток один за другим, либо по собственной воле
, либо по принуждению, и когда все были собраны снова, марш начался.
возобновлено. Таким образом, кочевой пастух постепенно достигает
гор. Когда начинает холодать, когда, возможно, выпадет небольшой снег
приближение зимы указывает на то, что пастух и стадо снова поворачивают вниз
на этот раз через самые тенистые ущелья, к низменной равнине
достигнут, и круг завершается на зимней площадке для кемпинга.
Это обычный ежегодный распорядок.

Все киргизские домашние животные очень быстро привыкают к
различным районам, в которых они пасутся, где бы это место ни находилось.
Побывав раз или два на пастбище, все знают дорогу туда
опять же, они неизменно находят это без пастуха и возвращаются
по собственному желанию в юрту, чтобы их подоили. Есть конечно сильные
стимулом для них, чтобы сделать так, начиная с мая молодняка всех
молоко-урожайность животных от их матери, и еще разрешили
пасутся в окрестностях аула, так что жаждущие молодые
сохраняется живым в материнское сердце. Таким образом, дойку можно проводить всегда
в одно и то же время, и хозяйка юрты может регулировать свою работу
и распределять свой день.

[Иллюстрация: рис. 70. - Киргизский аул, или Группа палаток.]

За исключением кобыл, которых всегда доят мужчины, и которые
часто требуют внимания по крайней мере двух, а нередко и трех человек
в процессе дойки все дойки выполняются женщинами. Рано утром
телятам, ягнятам и козлятам дают немного пососать грудь
под строгим присмотром, а затем их отделяют от матерей, старых
и молодых отгоняют на их соответствующие пастбища. В полдень
матерей без детенышей приводят в юрту для дойки, и
вечером снова матерей приводят раньше детенышей для доения.
с той же целью. С помощью собак, которые не оказывают никакой другой
услуги, все стадо собирается в ограниченном пространстве, и
начинается работа. Хозяйка и слуги юрте, или тех, кто живет
вместе как соседи в аул, появляются свои сосуды для молока,
и ловко схватив одну овцу за другой, перетащите его к веревке
натянутая между столбами, пройти слинг образуется сама веревка
на шее каждого, и, таким образом, силу животных, чтобы стоять в рядах
с головы повернуты внутрь, вымя наружу. Таким образом
тридцать или сорок голов овец и коз соединяются вместе за несколько минут
и получается так называемый “кегон”. Наученные опытом,
животные замирают совершенно неподвижно, как только нащупывают веревку,
и пассивно подчиняются всему, что за этим следует. Женщины, сидящие напротив
друг друга, начните с одного конца, или, если овец много, с обоих
концы двойного ряда, захватите короткие соски указательным пальцем и
большим пальцем выжмите молоко быстрыми глотками. Если она не течет свободно
они встряхивают вымя ударом левой руки точно так же, как
сосущие детеныши так и делают, и только тогда, когда даже этим способом ничего больше получить не удается
, они переходят к следующей овце. Мужчины
в юрте или в ауле, которые, возможно, помогли поймать и закрепить
разведение овец и коз, сидят во всевозможных позициях, невозможно и
почти непостижимы для нас, и позволяют своим “красным языком” в полном объеме
свобода. Некоторые маленькие мальчики впервые отваживаются покататься верхом на
овцах, если только они не предпочитают для этой цели плечи своих матерей
. Последних эти занятия их ничуть не отвлекают.
потомство, как и в результате любых других мелких инцидентов. Сидят ли они на сухой
земле или на свежем овечьем навозе, попадает ли что-нибудь из этого в их
сосуды из тополиного дерева, мало влияет на них, поскольку сосуд находится в любом
дело грязное, как рука, которая доит; и хотя овечий помет может быть
нечист в наших глазах, это не так в глазах киргизов, которые верят
в Коран. В длину дойка подходит к концу и животные, которые
были привязаны все это время и размышлял за неимением
лучше трудоустройства, могут быть освобождены; быстро потяните за один конец
шнур, все стропы развязаны, и овцы и козы свободны.

В общем, одновременного блеяния-это первое выражение их
наслаждение в своей вновь обретенной свободы; скоро, быстро,-повторил
тряска сбрасывает с себя последние воспоминания своих несолидно
в подневольном состоянии; и потом сбежать как можно быстрее, на равнинах
как далеко от юрты, как пастух в горном
районы в сторону холмов, как если бы только они могли там дышать
воздух свободы. На самом деле они жаждут встретить своих детенышей такими, какие они есть.
как можно скорее. Весь день они были вдали от них, но теперь,
согласно всему их опыту, малыши должны появиться.
Овцы бегают вокруг, непрерывно блея, и даже умные козы
с тоской смотрят все вокруг, как если бы они пожелали, чтобы выяснить, действительно ли
ожидается, что стая уже в пути, или, по крайней мере, будет ли это видно
на дальнем расстоянии. Блеяние становится все громче и громче, потому что каждый
вновь выпущенный ряд волнует всех овец, собравшихся по соседству
в ауле; и нетерпение матерей, которое растет
каждую минуту это находит выход в жалобном, почти стонущем блеянии. Чем
дольше длится неизвестность, тем беспокойнее становятся матери.
Они бесцельно бродят туда-сюда, обнюхивают каждую травинку
по пути, но почти ничего не срезают, выжидательно поднимают головы и
с радостью позвольте им снова опуститься в разочарованной грусти, блеять и еще раз блеять.
снова блеять. Беспокойство возрастает почти до безумия, блеяние
переходит в настоящее мычание.

Издалека доносятся слабые, пронзительные, блеющие звуки. Они не
ускользают от внимательных ушей матерей. Громкий и одновременный звонок
от каждого глотка ответ; все матери тоска, увеличена до
максимум на долгое ожидание, конденсируется в один крик. И от
расстояние, вниз с холмов в сторону юрт, всегда идут ягнята и
дети мечутся в поисках своих мам; самый большой и сильный в
передний, самый младший и самый слабый, но все спешит, бежит и
заливисто, почти окутало облако пыли, и, протянув в
более процессии чем ближе они приближаются к своей цели. Возникает очевидная
неразбериха, старые и молодые, объединившись наконец, бегут
ходят туда-сюда, слегка касаясь друг друга на ходу, чтобы выяснить
как на ощупь, так и по запаху, нашли ли они свою
собственные или нет; оба бегут дальше, если это не так, ягнята и детеныши,
однако, в большинстве случаев только после того, как они осознают свою
ошибку в результате толчка или топота животного-матери. Постепенно плотная толпа
рассасывается, ибо постепенно, за гораздо более короткое время, чем можно было бы себе представить
каждая мать нашла своего ребенка, каждый ребенок - свою мать, и
детеныш теперь опускается на колени под своим родителем, жадно вытягивая из
сколько молока остается в вымени. И если блеяние все еще продолжается, то
звуки теперь свидетельствуют только о живейшем удовлетворении.

Но это состояние взаимного восторга длится недолго. Вымя,
уже подоенное, быстро истощается, и, несмотря на все толчки
сосущего ребенка, фонтан больше не течет. Но мать и дети
по-прежнему наслаждаются пребыванием вместе. Смешанная стая разбредается
во все стороны, покладистая мать следует за бойким птенцом
пока он взбирается на ближайшую высоту по обычаю своего вида,
или удовлетворенно наблюдать, как маленький ребенок пробует свои силы в
игровой схватке с другим ребенком своего возраста. Все пространство вокруг
юрта живописно украшена оживленными стадами, это самое очаровательное зрелище
перед глазами предстает картина мирной и комфортной пастушеской жизни
у тех, у кого есть чувство и понимание, чтобы наслаждаться ею.

Теперь женщины позволяют себе короткий отдых, берут своих детей на руки
и выполняют свои материнские обязанности или желания. Но их ждет еще больше
работы. Мычание также возвещает о приближении коров
всегда идут на их долю материнской радости, и трудолюбивые женщины поднимаются
наспех, принесут Тельцам, которые были связаны заранее коров,
пускай сосет немного, гаечный ключ снова их от вымени, и только
после доения позволяют Тельцов полная свобода. Между тем пастухи
и собаки снова собрал овец и коз, а теперь старый и
молодые, мужчины и женщины, мальчики и девочки, объединяйтесь в работе ловли
ягнят и скрепления их в ряды, с копьями в руках, которые фирма без
будучи слишком туго, чтобы шнур перед юртой, так что матерям
не может сосать грудь. Как можно предположить, это не завершается без большого количества
блеяния и шума, к которому примешиваются крики и причитания
детей, тоскующих по своим матерям, мычание коров и
лай собак. Только ягнята и только что привязанные козлята спокойно подчиняются неизбежному. Несколько детей все еще пробуют свои прорастающие рожки в игривых поединках, но вскоре они устают и мирно ложатся напротив
своих бывших соперников. Перед тем, как закрепить длинный ряд, большинство молодых людей поджали ноги и предались отдыху. Одна мать-разведение овец и коз за другой фыркает на самых маленьких, пока она нашла свой собственный, но возвращается в стаю, когда она устраивает, сказала себе, что это невозможно, чтобы лечь рядом с ней потомство.
Солнце уже давно скрылось за горизонтом, и наступили сумерки
уступив место темноте. В юрте становится все тише и спокойнее.
Люди и животные искали и нашли покой; только собаки начинают свой
обход под руководством бдительного пастуха; но даже они только
лают, когда для этого есть реальная причина, когда необходимо напугать
прочь какого-нибудь крадущегося волка или другого вора. Прохладная, но ароматная, росистая летняя ночь опускается на степь, и освежающий сон
это самое богатое и красивое время года стирает трудности
зима стирается из памяти как людей, так и животных.


Рецензии
Умеренный климат.

Алла Булаева   01.04.2024 19:22     Заявить о нарушении