Волк и стая собак

Одним из героев русских сказок является волк.  Этот неподражаемо красивый, гордый и сильный зверь так или иначе сопровождает меня с детства. Сначала – шутливо-колыбельный материнский напев: «Придёт серенький волчок схватит Ваню за бочок».  Позже сказка, с книжной картинкой: добрый, умный волк выносит на себе из беды Ивана-Царевича с Царевной невестой. Однажды зимним вечером, накинув на плечи старую овчинную шубёнку, я вышел на двор. Лишь ступил со скрипнувшей настом ступени крыльца, и в лунном свете почти вплотную столкнулся с красивейшей собачьей мордой. Только глаза у этой собаки горели каким-то сказочным фосфоресцирующим светом. «Мам!- крикнул я, - чья-то собака!...». Стукнула дверь. Горящие глаза  мигом  метнулись в сторону.  Красивая, со сверкающей от инея шерстью «собака» рванул в сторону заснеженного огорода. А за нею – ещё с пяток таких.

«Ой, Божежь ты мий!» – хватая меня на руки, воскликнула на своём кубанском наречии мать и уже отцу: «Вася, вовкы в огороде». Батя выскочил с ружьём, но волков уже и след простыл. Лишь борозда их следов через весь огород.

Меня тогда очень уж хвалили за то, что я спас корову Майку с телком. А вот нашего кобеля, глухо спавшего в выемке стога, мать крепко оттаскала за уши.
- Мам, а волки-то и хорошие есть? – спрашивал я, показывая картинку со сказочным волком.
- Та они, как и люди, - сквозь смех слышу в ответ. – Ему ж, волчуше, тоже надо еду-жратву добывать.

Сам уже из книжек узнаю: в сказке «Иван-царевич и серый волк» два главных героя. Первый - Царевич, как образ молодого,  светлого, но не опытного ещё в руководстве  Державой монарха. Второй – опытный, умный  волк-добытчик. Это особый зверь. Он, как и люди, охотится соборно. Или коллективно, по-школьному говоря. Между тем, по нашему хутору  прибавлялись новые волчьи истории. Натура зверя в устных сказаниях разрисовывалась всё ярче и разнообразнее.

- Ото иду я днямы, кумэ, на скотофирму, - прикуривая у нашего соседа Федора Костюхина, начал однажды Яким Пивнюк.- Иду. А ище рано. Пидходю к отой овчарни, шо за мостом. А там же ш знаишь, яка злюща, приблудна шайка собакив. Людоеды! – взмахивает Яким скрученной из газетного обрывка, роняющей искры цигаркой. – А ище рано и кругом нэ одной людыны. Ныкого, а оны уже полы моей шубы тырзучуть. А их атаманша стара, не раз стреляна сука Найда, такой ржаво-рыжей масти, уже со спины за воротнык мэнэ таскает. И шо ж думаишь? Тут из кущив, шо по бэрэгу Ужумкы, тихо, без гавка выходыть вовк. И до нас. Ти собакы як залящать, як взвыють и назад. Той мий защитнык гнав ту шайку аж до зымлянкы у овчарни. Сука впэрыди всех бегла. А вовк, должно бырюк, вернулся,  глянув на мэнэ ище больше пэрэпуганного, и похыляв, молча, опять в свои кущи.

На меня та собачья стая тоже не раз нападала. Но я, наученный жизнью, знал: ни в коем случае нельзя убегать. Стоял и ждал, сжимая камень-голыш в руке: хвачу им по злобно-оскаленной пасти ту, которая первой коснётся меня. Обычно полаяв, побесясь с пеной на челюстях с полчаса, стая расходилась.

Уже взрослым я видел у охотников одомашненных волков. «Вернее, смелее и надёжнее друга нет!»- поглаживая одного такого красавца-зверя говорил мне  давний друг сослуживец. И уж как тут не вспомнить замечательное стихотворения русского писателя, поэта, патриота Владимира Солоухина:

Мы — волки,
И нас
По сравненью с собаками
Мало.
Под грохот двустволки
Год от году нас
Убывало.
Мы, как на расстреле,
На землю ложились без стона.
Но мы уцелели,
Хотя и живем вне закона.
Мы — волки, нас мало,
Нас можно сказать — единицы.
Мы те же собаки,
Но мы не хотели смириться.
Вам блюдо похлебки,
Нам проголодь в поле морозном,
Звериные тропки,
Сугробы в молчании звездном.
Вас в избы пускают
В январские лютые стужи,
А нас окружают
Флажки роковые все туже.
Вы смотрите в щелки,
Мы рыщем в лесу на свободе.
Вы, в сущности,— волки,
Но вы изменили породе.
Вы серыми были,
Вы смелыми были вначале.
Но вас прикормили,
И вы в сторожей измельчали.
И льстить и служить
Вы за хлебную корочку рады,
Но цепь и ошейник
Достойная ваша награда.
Дрожите в подклети,
Когда на охоту мы выйдем.
Всех больше на свете
Мы, волки, собак ненавидим.

1964 г.

Спрашиваю: человек человеку волк? Нет. Бывает - хуже волка. Особенно, когда одержимые не людскими страстями люди, сбиваются в безумные стаи.


Рецензии
Здравствуйте, Иван Васильевич! Впервые заглянул на Вашу страницу... Думал, публицист сплошной, и рад что ошибся - почитав этот рассказ, понял, Вы еще и хороший художник-прозаик. Я вырос в таежной глуши, но ни разу в жизни с волками не встречался, и даже в деревне моей в ту пору не слышал про охоту на волков, видимо, до моего рождения их отогнали, доведя до минимума... А про то, что человек может сделать его верным другом, узнал лет десять назад всего лишь - по телеку рассказали об охотнике с Пермского края, кто скрестил волка с собакой, и теперь разводит породу волкопес. Неделей ранее просмотрел сериал про одомашненного волка, который победой своей на ринге спас российский завод от английского прихватизатора. Значит, волка можно сделать другом человеку?.. Мильон читателей Вам! С уважением,

Габдель Махмут   07.04.2024 08:21     Заявить о нарушении
Очень признателен Вам, Габдель, за прочтение и оценку рассказа. И за Ваше интересное дополнение к моей публикации. С уважением И.В.

Иван Варфоломеев   07.04.2024 08:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.