Возвращение. Часть 4
Эпизод второй : папин отец был кожевником и возил по зимнику продавать свои изделия из Вятской губернии в Москву и в Питер.
Добавлю ,что они оба -дедушка и бабушка- были грамотными. Дедушка знал наизусть» Евгения Онегина « и при случае читал его из него отрывки.
Все дяди и тёти -братья и сёстры дедушки и бабушки - были грамотными и, говоря современным языком, занимались частным бизнесом, который шёл вполне успешно.
Да, они жили в селе, на это не было убогое селение. Двухэтажные, часто кирпичные дома с хорошими подворьями были полны добра.
Раскулачивание коснулось всех.
Удача улыбнулась тем из них, кого друзья предупредили заранее ,и они успели скрыться .
Папа потом рассказывал о его дяде, который ночью собрал семью и вывез в лес , а после тайно переправил всех в Мурманск, где они сменили фамилию , вырыли землянку, в которой и жили несколько лет он сам, его жена и шестеро детей.
Дядя работал носильщиком на вокзале, а потом выучился и стал инженером.
Всех детей сохранил всем дал образование.
Он был примером для моего отца, он часто вспоминал его и открыто гордился тем, что похож характером на него.
Отец моего папы – мой дед Владимир Иванович - не сумел избежать раскулачивания, его признали средняком и отняли только в лошадей и сельскохозяйственные инвентарь.
Папа вспоминал их лошадь Серко, которая не хотела идти в колхозную конюшню, и всегда направлялась с пастбища к дому.
Однажды папа видел , как она положила голову на подоконник открытого окна и заплакала.
Папа был тогда подростком, по много раз вспоминал эту плачущую лошадь.
Для меня она стала одним из символов произвола и людского горя, которое с людьми разделяют и живые существа.
Мне пришлось побывать в тех местах, где родился папа, где жила его большая семья и люди ,которые могли быть нашими родственниками.
Мы ездили с папой.
Нас встретило пепелище и развалины каменных домов, заросшие лебедой и крапивой.
В то время, а шли 70- ые годы 20 века, только ветер пытался что-то сказать, да потревоженные птицы долго кружились над нашими головами.
Мы проезжали несколько деревень, где ещё жили люди. Дорога всегда проходила по деревенской улице . В одной из деревень, название которой я не помню, за нашей машиной погналась босоногая женщина. Она кричала и размахивала руками. Мы остановились, она бросилась папе со словами :» Иван, Иван, ты вернулся..» Иван – старший брат моего отца не вернулся с фронтов Великой отечественной войны, но папа был очень похож на своего брата. Вот женщина и обозналась, увидев отца в машине медленно проезжавшей по дороге возле её дома. Она долго плакала и не могла ничего сказать, а папа всё понял и утешал её, и мы плакали все вместе. Проклятая война .
Со дня Победы прошло уже больше двадцати лет. Из моего сегодня, когда мне уже 73 года, эти двадцать лет не кажутся большим сроком, а тогда – девочке – подростку – они казались неизмеримо огромной величиной, а папа и эта незнакомая женщина – почти старыми людьми, но ведь им было только под сорок лет, они были такими как сегодня – мой сын .
. Думаю что исторический фон начала папиной жизни я описала, если кого то интересуют детали, то их можно легко найти по указанным мною датам и месту.
Сейчас я постараюсь описать внешность папы
. Если бы вы видели его в любом возрасте на черно белой фотографии, то первое впечатление было бы практически однозначным – так говорили, все, кто видел эти фото, поэтому я могу написать это с большой долей уверенности о том, что вы бы увидели, что на вас смотрит красивый мальчик, юноша, молодой человек , мужчина , отец и позже – дед.
. То же впечатление он наставлял и при личной встрече— красивый человек но…
Вот это «но» мне нелегко описать—папа родился инвалидом , и к вырожденной инвалидности добавились последствия детского полиомиелита .Его голова была непропорционально туловищу, одна нога короче другой, а пальцы рук скрючены и застыли практически неподвижно в форме полу сжатого кулака.
Крупные черты лица придавали ему большую выразительность, яркие голубые глаза и взгляд необыкновенной силы , особенно в гневе или ярости, чёрные синеватым отливом волосы, которые часто сравнивали с крылом ворона, белоснежная улыбка , замечу, что он лечил зубы только два раза в жизни, делали его заметным в любой толпе, а о большом носе он без иронии говорил , что он - кавказского происхождения.
Со слов папы я знаю, что он был похож на свою мать, которая слыла первой красавицей среди сверстниц далеко за пределами их села
. Папа обладал вспыльчивым, но отходчивым характером, любил пошутить, пусть и не всегда это удачно у него получалось.
Он любил сельскохозяйственный труд, хотя он давался ему с большим трудом. Он самозабвенно увлекался тем ,что ему было интересно, нам не отличался терпением при необходимости выполнять что-то требующее длительных усилий.
Подростком он мечтал учиться на инженера как его старший брат, но ему не удалось пройти по конкурсу на дневное обучение .
По советую учителя истории, знавшего интерес папы к этому предмету, он подал документы на заочное отделение педагогического института по специальности история и закончила его досрочно за три года.
Одновременно он работал писарем в конторе местного сельского совета.
Несмотря на искалеченное болезнь пальцы, он научился писать и писал каллиграфическим почерком практически до последних дней своей жизни
В то же время он начал вести личный дневник, который заполнял несколькими строчками по сути дела каждый день в течение более 60 лет, к сожалению, дневник был украден вместе с другими вещами из их квартиры.
Я думаю, что это было его единственное хобби, так старательно он выводил строчки о самых будничные делах, за которыми из моего сегодня , я могла бы прочитать не только историю моей семьи но и моей Родины
. Привычка выписывать и читать газеты у него появилась рано— в его семье, как я уже писала, все были грамотными, книги и газеты были частью быта.
С раннего детства я помню папу читающего газету и обсуждающего с мамой то, что он прочитал.
Он никогда не оставлял без комментариев то, о чём читал. Комментировал громко, часто с шутками и прибаутками, далеко не лицеприятными для содержания прочитанного.
Папа всю его сознательную жизнь был корреспондентом в местной газете— он никогда не оставался равнодушным к тому, что происходило вокруг него.
Его много раз избирали депутатом в местные советы всех посёлков, где нам приходилось жить.
Прежде чем написать о вынужденных переездах нашей семьи, скажу несколько слов об отношении папы к религии.
Он вырос безбожником.
Последними каплями, как я понимаю сегодня в этой его убеждённости, была гибель старших братьев на войне.
Папа видел, как исступлённо молилась за братьев, ушедших на Великую Отечественную войну, его мать, как молился отец, но братья не вернулись.
В дом пришло две похоронки.
Не вернулись с войны и два маминых брата, за которых тоже молились в маминой семье.
Не могу сказать, что папа был убеждённым материалистом и атеистом, скорее всего, у него не было достаточно обоснованной для него самого картины происхождения мира и человека.
Библия и церковные книги , которые сохранялись в его семье , после раскулачивания были спрятаны, и уже никогда не появлялись в руках домочадцев.
. Да и семья после раскулачивания быстро распалась: старшие сестры отца правдами и неправдами - через вербовку на работу - уехали из деревни , и след их затерялся на много лет. Братья, как я уже написала, погибли в Великую Отечественную войну
Родители папы ненадолго пережили гибель сыновей. Мне говорили , что мой дед Владимир Иванович умер с горя— после второй похоронки он не хотел ни есть . ни пить. лежал большую часть времени на печке , там и тихо , не жалуясь, умер.
Вскоре умерла и мать моего отца - бабушка Феоктиста Григорьевна ,которую как и деда, я не знала лично.
Из всей большой семьи остался папа - инвалид детства и его младшая сестра, у которой было такое плохое зрение, что ей как инвалиду трудно было найти какую- то работу.
Папа помогал ей всю жизнь деньгами и всем, чем мог.
Я хочу сказать, что в папином теле инвалида жила неуёмная энергия, та жажда жизни, которая дает возможность человеку чувствовать себя творцом ,близким по возможностям к самому Господу.
Думаю , что это бессознательно присутствовало у папы, когда она резко говорил о молящихся на иконы маме и бабушке. Он даже пытался вынести из дома бабушкины иконы, но получил от неё достойный отпор и успокоился.
Надо сказать, что бабушка -мамина мама -спасла и сохраняла долгие годы иконы из сельской церкви, которую разорили и разрушили при советской власти.
Я хочунаписатьо ней подробнее, я хорошо помню её и успела записать её воспоминания. Бабушка прожила почти сто лет. Царство ей небесное.
Её звали Фотинья Спиридоновна.
Сегодня, наверно, нет женщин с таким именем.
Она пришла женой в дом моего дедушки.
Это было очень важно в то время – кто к кому приходил в дом. Если мужчина к женщине, то он назывался до конца жизни приёмком, а если женщина к мужчине, то она становилась хозяйкой.
Так было в той местности, где жили дедушка и бабушка.
Деревня называется Кекур , там и сейчас живут люди .
Бабушка рассказывала, что они начинали жить в доме , где топилось по – чёрному и вместо стёкол на окнах были бычьи пузыри, но быстро пришла мода на окна из стекла.
Дедушка построил новый дом и там уже были десять окон со стёклами.
Там, где жили дедушка и бабушка, не было никогда крепостного права , и люди были вольные.
Они жили своим трудом и своим умом.
Бар у них никогда не было.
Я помню бабушку уже очень старенькой, но на всю жизнь сохранила её слова о той жизни, которая была до Советской власти.
Про колхозную жизнь мне уже не надо было рассказывать – я всё видела своими глазами , понимала как могла и чувствовала сердцем . Что я запомнила как её слова ? Вот эти :
- Вот мы блины-то ели, так у нас масло-то с блинов капало, а у вас и в магазине его нет. ( Это были годы , когда кукурузу сеяли все, кому было приказано )
- В церковь –то люди идут нарядные, женщины-то в расшитых полушубках, весёлый народ.. Пьяница-то только один был...
- Деревня-то на ночь закрывалась , чтобы лихие люди сон не потревожили, да и сторож с колотушкой ходил, по очереди строжили.
- Босиком ходили, стёкла-то никто на дорогу не валил.
- Лес все вместе огаивали ( убирали), каждому работа находилась.
- Возле дома-то перед каждой баней мели, кто чище, да бассяя ( лучше ) сделает .
- Детей много в деревне было, все вместе играли, хороводы водили на праздники, песни пели...
Если сегодня кто-то говорит о нищете и необразованности русских людей в царское время, то я невольно вспоминаю бабушку . Она показывала нам кокошник – подарок дедушки, привёзённый им с ярмарки. Этот кокошник шит золотом. Настоящим. Дедушка мог купить такой подарок, потому что он не был бедным. Он был обыкновенным мастеровым крестьянином, с золотыми руками и умной головой. Бабушка как и дедушка были грамотными людьми. Умели писать и читать, выписывали книги .
Обнищание началось при Советской власти.
О ней бабушка говорила только одно : « Мужики –то было восстали, да их быстро угомонили – конница с ружьями прискакала, кого убили, кого в Сибирь...»
Иногда, если речь заходила об односельчанах, она вспоминала тех, кого раскулачивали :
" Кулачить -то ходили с наганами, все ревели, бабы-то в голос."
На мои детские вопросы о красавице церкви, которая и в руинах была притягательна необыкновенной стройностью и лёгкостью линий , она не хотела и отвечать, только раз горько уронила : " Колокола-то сбивать пьяницу нанимали, народ-то собрался, не дают, так всех лошадью разгоняли".
Я знаю, что иконы из этой церкви люди разобрали по домам, заранее узнав о том, что церковь будут раззорять.
В доме бабушки сохранилась икона из той церкви.
Её сыновей убили на Великой Отечественной войне, голод того времени она вспоминала до конца жизни .
Бабушка любила жизнь и свой дом, до последних дней она заботилась о нём как о живом человеке.
Всё рано или поздно заканчивается. Заканчивается жизнь. Остаётся история.
Мы с сестрами, как и папа, росли в селе, где от церквей оставались только остовы. Даже колокола были отправлены на переплавку.
Папа не занимался атеистической пропагандой и не поминал имя Господа всуе, он не возражал, если мама отмечала в нашей семье Рождество и Пасху с тем минимально видимыми религиозными символами, которые не бросились бы в плаза соседям.
Мама втайне крестила всех нас— троих сестер.
Мы не носили крестики, но знали, что они у нас есть, и знали о том, какими словами надо обращаться к Богу.
Молитвы с нами не учили, мы их придумывали сами.
Я думаю, имею полное право сказать, что в жизни моего отца приоритетом было внимание к тому миру , который начинался с за дверями нашего дома.
Вполне возможно, что я заблуждаюсь и оцениваю со своей сегодняшней позиции, смещая фокус.
Однако, в наших школьных дневниках всегда расписывалась мама, она же интересовалась нашими занятиями в школе и дома, она же читала нам книги , учила играть в шахматы, учила плавать.
Я не помню, чтобы что-то подобное делал папа, помню его за газетой, за посильной для него работой по дому, помню его в школе, где он был директором и учителем.
Эта - не критика в его адрес и не сожаление о прошлом. Я хочу сказать, что круг его интересов был практически необозрим для моего детского ума—он знал все страны мира, имена руководителей этих стран и лидеров компартии, если такие парки были в странах, знал всех членов Политбюро КПСС , их деловые и личностные качество.
Много предвидел в кадровых передвижения во всех высших структурах власти, не говоря уже о местных.
М не думается, что он презирал многих из них и искренне уважал других.
Я помню, как он горевал о гибели Петра Мироновича Машерова , погибшего в автомобильной катастрофе в 1980 году . Он считал его самым талантливым руководителем и думал , что он будет первым лицом в компартии СССР— ее генеральным секретарем.
О н с уважением , я бы сказала с восхищением, отзывался о представителе России в ООН Виталии Ивановиче Чуркине ,у него было свое мнение о М.С. Горбачёве и Б.Н. Ельцине и В.В. Путине , я не буду приводить здесь его мнения , оно было далеко нелицеприятным, если речь шла о М.С.Горбачеве и Б.Н. Ельцине, я помню его слова надежды при появлении на политической арене России В.В.Путине.
Я помню их очень хорошо - они были сказаны по телефону ,когда мы уже находились далеко друг от друга .
Это были слова уже очень старого и больного человека, с не угасающим интересом к событиям жизни далеко за пределами квартиры , в которой к тому времени отец проводил уже большую часть своей угасающей жизни.
В школьном библиотеку выписывалось очень много журналов, где можно было прочитать о международной жизни и о жизни коммунистов в СССР.
Я перечислю только некоторые:
«Коммунист»,
«Новый мир»,
«Кругозор»,
«Международная жизнь»,
«Молодой коммунист»,
«Наука и религия»,
« Наука и жизнь» ,
«Партийная жизнь»,
«Огонек»,
«Семья и школа»,
«Техника молодежи».
Папа читал или просматривал многие из них , он обладал феноменальной памятью и никогда не делал никаких заметок.
Он помнил то , что считал интересным или важным , и при необходимости он легко мог процитировать почти дословно источник информации.
Отца часто раздражала советская и партийная власть той ложью, о которой он говорил так: « Три пишем, два – в уме». «Три» - это посредственная, но положительная оценка, тогда так тогда как на самом деле надо ставить отрицательную оценку – «два». Он часто сокрушался, что среди учащихся много детей, которым трудно осваивать школьную программу, он организовывал для них дополнительные занятия, во всех школах, где папа работал, он организовывал и взаимопомощь учащихся. .
Свидетельство о публикации №224040101430