2. О ментализме и Ментализме
На Прозе.ру в публикации можно использовать только одну картинку и притом низкого качества. В моём блоге можно увидеть туже публикацию с картинками в полном объеме и лучшем качестве:
https://karma-savitrin.blogspot.com/p/5-6.html
или по ссылке:
========================
5. О ментализме и Ментализме
Необходимо провести разграничительную линию между Ментализмом и ментализмом. И для этого можно воспользоваться теософскими представлениями о структуре Человека:
(см. табл.)
Из таблицы и схемы можно увидеть, что Манас (Высший Манас) и ментальное тело (ментал, низший манас) представляют собой единый мыслительный принцип - Манас. Высший Манас представляет собой Человеческое Эго, перевоплощающийся принцип, собственно Человека. Низший манас представляет собой одну из оболочек личности (ментальную оболочку). Человеческое Эго облекается в личность, как в одеяние на одно воплощение. Иначе эту личность можно представить как одеяние Актёра на одно театральное действо.
При этом важно понять, что Принцип Ментализма действует и применительно к духовной сущности (Индивидуальности), и к личности. Различие лишь в степенях и планах проявления Принципа. В плане Индивидуальности можно говорить о Ментализме, а в плане личности о ментализме. Ментализм с большой буквы есть следование Пути восхождения по Беспредельной Спиральной Лестнице Эволюции Жизни. Иначе говоря, это жизнь на всех планах в гармонии с Законом, который есть Всё. Индивидуальность не может избежать Закона, но неизбежно следует Ему:
"Материя для нас, находящихся в материальном плане, есть не более и не менее чем материей, хотя мы знаем её как просто скопление электронов или частиц, очень быстро колеблющихся и вращающихся, образуя молекулу, а последние в свою очередь образуют большие массы материи. Материя ни коим образом не становится менее материальной, когда мы устремляем наши исследования глубже и когда познаем из Герметических Учений, что Сила, не более как частичками которой являются электроны, – просто проявление Разума Всего, и, как все остальное во Вселенной, ментальна по своей природе. Пребывая на плане Материи, мы должны познавать её явления, мы можем управлять Материей, как это делают все Мастера более или менее высокого уровня. Но мы поступаем подобным образом, применяя высшие Силы.
Мы совершим глупость, если попытаемся пренебречь существованием Материи в Относительном аспекте. Мы можем пренебречь её властью над нами – можем, но нам не следует пытаться игнорировать её в её Относительном аспекте, по крайней мере потому, что мы находимся (обитаем) в её плане. Законы Природы не становятся менее постоянными или эффективными, когда мы познаем их аналогию, будучи мысленным творением. Мы преодолеваем низшие законы, используя высшие – и только так. Но мы не можем избежать Закона или подняться внутри выше его. Ничто, кроме Всего, не избежит Закона, и это потому, что Всё является Законом само по себе, Законом, из которого происходят все Законы.
Наиболее продвинутые Мастера могут владеть Силами, которые люди обычно приписывали Богам; и в огромной иерархии Жизни существуют бесчисленные уровни, степени Бытия, превосходят даже присущие самых Высоких Мастеров в степени, непостижимой для ума смертных. Но даже самый высокий Мастер, самое высокое Существо должны склонить голову перед Законом, оставаясь ничем по сравнению со Всем. Так что даже если эти высочайшие Существа или Силы связаны Законом и подчинены ему, представьте самонадеянность смертного человека нашей расы и нашего уровня, когда он пытается мыслить о законах Природы, как «нереальных», визионерских и иллюзорных, потому что ему удалось постичь Истину, что Законы Ментальны по своей Природе и являются Духовными Творениями Всего. Чтобы управлять Законами нельзя их отрицать или отбрасывать. Столько же, сколько будет существовать Вселенная, будут действовать и они, ибо Вселенная существует благодаря этим Законам, формирующим её основу и определяющим её всю."
"Мы живём не в мире мечтаний, а во Вселенной, которая, будучи относительной, всё же реальна в той степени, в которой она касается наших жизней и наших действий. Наше дело во Вселенной – не отрицать её существования, а жить, используя её для поднятия низшего к Высшему – жить, делая всё, что в наших силах при обстоятельствах, возникающих в повседневности, и жить настолько, насколько это возможно во имя наших идей и идеалов.
Истинное значение Жизни на этом плане людям не известно – разве что некоторые высочайшие источники и наша собственная интуиция говорят нам, что мы не совершим ошибки, живя во имя лучшего, что есть в нас, настолько, насколько это возможно, и осознавая Всеобщую тенденцию к тому же самому, вопреки кажущемуся устремлению к противоположному. Мы все на пути и дорога ведёт ввысь, представляя нам остановки для отдыха."
В конечном итоге все и всё следуют Закону. Но если духовно развитая Индивидуальность делает это сознательно, добровольно становясь проводником и исполнителем Воли-Любви-Мудрости Закона, то личность может в большей или меньшей степени уклоняться от внешних проявлений Закона. Это кажущееся нарушение действия Закона на самом дете объясняется в буддизме благими заслугами, или благими накоплениями, которые удерживают меч правосудия от немедленного воздаяния. В цепи воплощений у каждого Человека много положительных и отрицательных, созидательных и разрушительных накоплений, причин, которые привлекают соответствующие следствия. Но следствия далеко не всегда могут проявиться сразу за причиной. Быстрые воздаяния как правило касаются самых поверхностных причин и следствий. Но более глубоким посевам в почву сознания требуется гораздо больше времени, чтобы прорасти, укорениться, пробиться на поверхность, вырасти, расцвести и принести плоды соответственно посевам. Учение о карме говорит: то, о чем человек думает в этой жизни, тем он становится в следующей. И именно мысль согласно философии Востока является самой мощной силой, формирующей карму.
Конечно следует добавить, что мысль ментальная, то есть опирающаяся на предубеждения, стереотипы мышления земного ума (низшего манаса, который есть "убийца Реального", подверженный всем видам заблуждений), на пристрастия и страсти связанного с ним астрала (нуждам которого он часто служит, обосновывая логически его желания) в значительной степени формирует бытие личности, делая её счастливой или несчастной, удовлетворенной или недовольной жизнью.
Мысли сверхличные возносят разум человека к более высоким Планам, поднимают над Планами и уровнями действия низших вибраций к высшим. Там, где человек, живущий земным умом и земными чувствами будет интенсивно переживать страдание, человек, сосредоточенный на плане сверхличных мыслей и переживаний, будет ощущать все воздействия на личность притупленно, словно все они происходят не с ним, а с неким посторонним человеком.
"Герметические Мастера давно открыли, что не смотря на то, что Принцип Ритма является неизменным и всегда присутствует в ментальных явлениях, всё же существуют два плана его проявления, весьма далёких от ментальных явлений. Они обнаружили, что существуют два общих плана Сознания – Низший и Высший, и понимание этого факта дало им возможность избежать движения Ритмического Маятника, проявляющегося на низшем плане. Другими словами, качание маятника имеет место на Бессознательном Плане, не затрагивая сознания. Герметисты нахвали это Законом Нейтрализации. Его действие заключается в подъёме или восхождении над вибрациями Бессознательного Плана психической деятельности таким образом, чтобы отрицательные движения маятника не отразились на сознании, и таким образом они находятся вне его воздействия. Это имеет сходство с подъёмом над вещами и пропусканием их под собой. Герметический Мастер или продвинутый Ученик поляризует себя на желаемом полюсе и при помощи процесса, сходного с отказом участвовать в обратном движении или, если хотите, с отвержением его влияния на них, он остаётся прочно в своём поляризованном положении, позволяя ментальному маятнику двигаться обратно в Бессознательном Плане. Все индивиды, достигшие в некоторой степени самообладания, совершают это более или менее бессознательно; отказываясь от подчинения своим настроениям и отрицательным душевным состояниям, они применяют Закон Нейтрализации. Мастер, однако, совершает это значительно профессиональнее и, пользуясь собственной волей, достигает степени Равновесия и Душевной Стойкости, почти невероятной для тех, кто позволяет себе раскачиваться взад и вперёд, следуя психическому маятнику настроений и чувств.
Важность этого оценит любой мыслящий человек, сознающей, до какой степени большинство людей являются жертвами настроений, чувств и эмоций и как мало самообладания они проявляют. Если вы остановитесь на минутку и поразмыслите, вы поймёте, как часто эти движения Ритма воздействовали на вас в вашей жизни – как период энтузиазма сменялся неизменно противоположным чувством и настроением подавленности. Или как ваше состояние мужества переходило в состояние страха. И так было всегда с большинством людей. Приливы и отливы чувств всегда поднимают и опускают их, но они никогда не подозревали ни о поводе, ни о причине психических явлений. Понимание действия этого Принципа даёт ключ к власти над этими ритмическими движениями чувств и возможность познать себя лучше и уйти от воздействия этих приливов и отливов. Воля выше проявления этого Принципа в сознании, хотя сам Принцип ненарушим. Мы можем избегать его воздействия, но, несмотря на это, Принцип действует. И маятник всегда качается, хотя мы можем спастись от того, чтобы он увлёк нас за собой" (Кибалион).
Земной человек может применять принцип ментализма, поляризуясь на Плане низшем ментальном и оставаясь в значительной степени подверженным ментальным влияниям более сильным извне.
Духовно развитый человек, поляризуясь на плане Высшего Манаса или принципа Буддхи "пользуясь собственной волей, достигает степени Равновесия и Душевной Стойкости, почти невероятной для тех, кто позволяет себе раскачиваться взад и вперёд, следуя психическому маятнику настроений и чувств".
«Полумудрецы, осознавая сравнительную нереальность Вселенной, воображают, что могут игнорировать её Законы. Это самонадеянные и тщеславные глупцы, и они разбиваются о скалы и разрываются на части по причине их глупости.
Истинно мудрые, сознавая природу Вселенной, используют Закон против закона, Высшее – против Низшего и посредством искусства Алхимии преобразуют нежелательное в ценное и, таким образом, Мастерство заключается не в сверхъестественных мечтах, видениях и фантастическом воображении или действиях, но в использовании Высших сил против Низших и в уходе от более низких планов вибраций к высшим. Трансмутация, а не самонадеянное пренебрежение – это оружие Мастера» (КИБАЛИОН).
Таковы некоторые отличия Ментализма от ментализма или, говоря точнее, Ментализма духовного от ментализма личного.
Дополнение к комментарию о ментализме и Ментализме
Можно сделать общий вывод о том, что есть два вида ментализма - личный или просто ментализм и духовный или Ментализм.
Личность может использовать свои ментальные способности и силы по своему усмотрению как во благо, так и во зло себе и другим. Она может изучать психологию влияния, управления, манипулирования, интеллектуально изучать элементы психологии магического искусства или даже доступные фрагменты оккультной психологии. Она будет использовать всё это для получения некоторых преимуществ для себя лично или для некоторого большего или меньшего круга "своих" (родных, друзей, коллег, клиентов, единомышленников, единоверцев и т.д.). Однако в силу неведения о законах Эволюции, о пути истинного духовного развития, личность неизбежно будет использовать полученное знание, руководствуясь в большей или меньшей степени корыстными, эгоистическими мотивами. И потому, как это Е.П.Блаватская описала в "Оккультизме против оккультных искусств" и ряде других статей, личность приведет в действие Колесо Закона и обрушит на себя всю мощь Закона, который просто приведет следствия в соответствие с причинами. И использовавший силу влияния станет жертвой чужих влияний, манипулятор станет жертвой манипуляций, корыстолюбец станет жертвой чужого корыстолюбия, использующий незаконно оккультные силы станет жертвой пробужденных им сил (желающий владеть или властвовать при помощи их станет их рабом, например, медиумом) и т.д..
Именно многие использующие силу ментализма просто не ведают о Законе или понимают его слишком поверхностно. Символы и толкования Закона можно найти во всех мировых религиях и философиях. Достаточно просто он выражен в кратком по описанию, но огромном по вмещению всех возможных проявлений изречении апостола Павла:
"Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает (Бога обмануть нельзя). Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем" (Гал.6:7-9).
Люди часто просто хотят получить некоторые преимущества для себя или "своих", не ведая, что за всё, за каждое такое преимущество нужно будет заплатить соответствующую цену. Ведь каждое такое желание по сути есть желание личного в ущерб Общему Благу. Даже благо единоверцев или нации в ущерб Общему Благу будет проявлением эгоизма.
"Делите всё на четыре части: первая – Высшему, вторая – Общему Благу, третья – ближним и четвёртая – себе. Но придёт час, когда останутся только три части, ибо четвёртая будет поглощена второй. Такие деления называются огненными. Никто, кроме сердца, не укажет границу этих частей. Но пусть огненно будет начертана (в сердце) эта последовательность" (Мир Огненный-2, 457)
Такова правильная расстановка приоритетов, которая обеспечивает использование любых сил наиболее безопасно. Следующий ей человек может быть уверен в том, что он следует Закону и обретает защиту в Нём. При использовании оккультных сил такая расстановка приоритетов уже является не некоей абстрактной формулой или благим пожеланием, но абсолютным требованием. Как писала об этом Е.П.Блаватская:
"Медитация, воздержание во всем, исполнение моральных предписаний, благие мысли, добрые дела и сердечные слова, равно как и доброжелательное отношение ко всем и ПОЛНОЕ ЗАБВЕНИЕ СЕБЯ САМОГО — вот самый короткий путь к обретению знания и подготовки себя к восприятию высшей мудрости."
"Сиддхи (или способности Архата) необходимы только тому, кто способен быть «водителем жизни», что требует величайшего и буквально полного самопожертвования. Пусть он узнает и запомнит навсегда, что истинный Оккультизм или Теософия — это «Великое Забвение Себя», безусловное и абсолютное и в мыслях, и в поступках. Это - АЛЬТРУИЗМ, и тот, кто отваживается исповедовать его практически, полностью выводит себя из круга всех прочих людей, живущих обычной полуживотной жизнью. «Не для себя, но для мира живет он» - когда он решается посвятить себя этому делу. Первые годы считаются испытательными и многое прощается решившемуся. Но пока все личностное не будет им изжито, он не будет «принят». Когда же последнее свершается, он должен стать лишь благотворной силой в Природе.
После этого для него - только два полюса, только два пути, и ни одной тихой гавани между ними. Он должен либо подняться на самый верх, одолевая ступеньку за ступенькой, по этой золотой лестнице, позволяющей достичь уровня Махатмы (состояния Архата или Бодхисаттвы), зачастую на протяжении многих инкарнаций (без отдыха в Дэвачане в промежутках между ними), или же, при первом ложном шаге, рухнуть и катиться вниз, до самого конца, где ему уготована роль дугпа..."
Описанный в этих строках путь подъема на самый верх и есть путь освобождения от ментализма и овладения Ментализмом. Пользуясь образами "Голоса Безмолвия" можно сказать, что низший ментализм опирается на ум, который "есть убийца Реального". А высший Ментализм вырастает из бескорыстной любви к Истине, к Прекрасному, Возвышенному, Гармонии, любви к Закону. Вырастает по мере преодоления человеком в своём микрокосме влияний личности и утверждения Воли-Любви-Мудрости духовной Индивидуальности.
Да, человек следующий этому пути получает определенные Преимущества. Но это вовсе не личные преимущества, которых домогаются многие. Это Преимущества большей способности служить Высшему, Общему Благу и ближним, большей способности быть чистым проводником и исполнителем Воли-Любви-Мудрости Закона, который пронизывая всё сущее, наполняет сердце и разум человека Собой. И, следуя этому пути, человек уже не творит карму, но осуществляет истинную Дхарму, свое предназначение в общем плане Эволюции Жизни. И даже Преимущества эти он получает не для себя. Ведь "не для себя, но для мира живёт он". Всё, что он получает, он приносит в бескорыстном самопожертвовании на Алтарь Высшего или Единой Жизни, или Бога, сущего во всём.
Если менталист (личность) может использовать свои силы и способности в состоянии неведения (о Космических Законах, Законах Природы или просто о Законе), может осуществлять деятельность на трех планах (Огненном, Тонком и Плотном) эволюции Человека, направляя свою личную волю (или волю других людей) против естественного течения Эволюции Жизни. То Менталист (духовная Индивидуальность) стремится как можно более глубоко, широко, возвышенно воспринять, осознать и сознательно использовать в своей деятельности Космические Законы. Использовать сознательно, целесообразно (в соответствии с высшими Целями и Идеалами). Даже совершая на каких-то участках пути, в каких-то видах работ ошибки, он продолжает неуклонно следовать Гласу Закона, говорящему в его Сердце (духовное сердце, или Духовная Душа, принцип Буддхи) и Разуме (Высший Манас, одухотворенный Влияниями Мировой Души, которой соответствует принцип Буддхи).
Чтобы подчеркнуть значимость выбора между ментализмом и Ментализмом в настоящую Эпоху Перемен, хочется вновь обратиться к главе "Современное состояние мира" книги А.И.Клизовского "Основы миропонимания Новой Эпохи":
"... все сущее во Вселенной подчинено одним и тем же вечным, неизменным законам эволюции, то есть замены отживших форм жизни новыми. Жизнь растения, животного и человека так же, как жизнь государства, народа и всего человечества, имеет период своего развития, расцвета, увядания и смерти.
Все, что имеет начало, должно иметь конец. Начало конца наступает тогда, когда данный для развития жизни импульс организмом изжит и дальнейшее существование такого отжившего организма уже не только не ведет к прогрессу, к благу и добру, но грозит стать тормозом для эволюции, ибо вместо положительных качеств начинает развивать отрицательные, тогда жизни такой формы ставится предел и вместо нее создается новая форма.
Поэтому на замену отжившей цивилизации новой – должно смотреть как на нормальное явление, вытекающее из основных законов эволюции. Если такой замены не было, то и жизнь была бы не-возможна, ибо нельзя себе представить, чтобы могли существовать вечно одни и те же первоначальные, однажды зародившиеся формы жизни. В результате же замены – жизнь только выигрывает. В самом деле, если вместо изнеженного и развращенного деспота, каким была Римская империя, появилось несколько новых, молодых, хотя полудиких, но способных к эволюции государств, то для жизни это был только выигрыш.
Конечно, такие замены не протекают безболезненно и сопровождаются для человечества страданием, но главной причиной страдания является не сама перемена, которая неизбежна, но незнание законов эволюции и вытекающего отсюда неумения правильно оценивать создающееся положение, чего можно избегнуть.
При сменах отживающего мира новым самое главное заключается не в политических или социальных переменах, которые при этом происходят, но в необходимости изменения мировоззрения и всех устаревших взглядов и воззрений на новые, в необходимости изменения своих верований и вообще всего уклада жизни на новые, ибо то, действительно новое, что идет на смену старому миру, бывает новым во всех отношениях и никогда не походит на старое.
Новая жизнь всегда предъявляет новые требования, и принятие этих новых требований составляет главную трудность и главное препятствие для большинства людей, считающих все старое лучшим, более для себя близким и дорогим.
Трудность усугубляется еще тем, что перемену политическую или социальную человек вынужден принять самим ходом событий, часто после совершившегося уже факта, тогда как принятие или неприятие нового мировоззрения, или нового верования и нового уклада жизни как будто зависит от каждого лично.
Но между тем эта кажущаяся свобода выбора не более как иллюзия, порождающая двойственность, разлад и много душевных драм и трагедий. В действительности же, человек имеет только два пути: или мудро идти по течению эволюции, или ждать, пока развивающаяся жизнь не выбросит его за борт, как ненужный балласт.
... много лишнего и ненужного страдания, которого, как уже сказано, можно было избегнуть, зная космические законы, или законы эволюции, которые при этом действуют.
Эти законы можно иметь своими друзьями, своими помощниками и даже своими слугами, если их знать и уметь ими управлять, или же своими непримиримыми врагами, которые уничтожают всякого, кто думает им сопротивляться.
Они отбирают все ценное и пригодное для эволюции и отметают в сторону, как мусор, все непригодное, все отсталое. Они не знают ни пощады, ни сострадания и производят оценку каждого лишь по степени пригодности или непригодности его для дальнейшего развития.
Когда Высшим Разумом и Высшими Силами дается толчок и импульс для новой фазы жизни, для новой ступени эволюции, то никакие человеческие силы остановить это движение не могут. Борьба против течения новой жизни – явная бессмыслица, ничего кроме бесславной гибели не сулящая, ибо когда вступает в силу и начинает действовать закон замены изжитых энергий новыми, тогда все непрогрессирующее подлежит уничтожению."
Свидетельство о публикации №224040101435