Нейропсихологическая Психокоррекция. Результаты

           Нейропсихологический центр Адаптации и Саморегуляции. Москва.

Антон Т. 12 лет.
Родители в разводе. Живет с мамой.

Причина обращения: плохое поведение в школе: срывает уроки, «строит рожи», нападает на детей. Дома быстро заводится, редко бывает спокойным. Несобранный, кричит. Навязчивые движения – дергает плечом, туловищем, тики на лице, периодами усиливаются.

В анамнезе: гипертонус до года, подбородок трясся мелкой дрожью. СПНРВ, ВСД, невротические реакции, невроз навязчивых состояний. Хронические моторные и генерализованные и вокальные тики. Гиперкинезы (принимал сонапакс, пантогам, фенибут.) Ночной энурез до 5 лет. Энкопрез до 4,5 лет. ЭЭГ – общие изменения ЭЭГ с признаками повышенной возбудимости подкорковых и стволовых образований мозга. Смещение срединных структур не выявлены. Редкая эпиактивность в задних отделах.
   
 Нейропсихологическая диагностика – функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга, функциональная  несформированность правого полушария, функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела).

Тест «Гомункулус»  - до коррекции: агрессивный рисунок с  черными ногтями, черными огромными зубами и рогом на голове. Преобладает черный, красный и коричневый цвета. Немного синего и оранжевого. Описание рисунка – «это гермафродит Бабаян, ему 3 года, если он где-то и живет, то в воде. Семьи у него нет. У них дети рождаются и уходят сразу, живут сами по себе. Желаний у него нет, он недоразвитый, «тупой».  Ест маленьких рыбок, ненавидит траву, растительность не выносит. Может укусить, злой. Но может ласкаться, если к нему относится аккуратно, чесать его. Для обороны будет царапаться. Любит поесть и поспать. Вообще я сам тоже ни на кого не похож, я похож на себя. Я не люблю ни под кого «косить». Мне нормально.» После коррекции повторный рисунок – нет ни когтей, ни рогов, изображен взрослый мужчина, одетый в синий свитер и  зеленые брюки, в очках с бородой и усами.

После коррекции: стал спокойным и рассудительным. Произошло качественное психологическое взросление. Перестал «защищаться» и нападать. Общение со сверстниками и взрослыми перешло на другой уровень – появилась заинтересованность в обсуждениях, беседе, потребность высказываться и выслушивать.   Ушла чрезмерная возбудимость и активность. Прекратились тики.  Научился получать удовольствие от физических движений, от  отслеживания телесных ощущений – (растяжки, релаксации с отслеживанием ощущений). Научился использовать их для снятия напряжения и отдыха. Начал проявлять свою истинную внутреннюю суть -  доброго, ласкового и заботливого, особенно по отношению к маме мальчика. В тестах «Мандалы» изменилась полностью цветовая гамма, использует весь арсенал цветов.
 В тесте «Мой портрет» написал: «Я общительный и веселый.   Из прошлого мне больше всего запомнились события, связанные с  друзьями и родственниками. Когда я думаю о них, я испытываю ностальгию. Я помню, как  катался на санках в лесу, свой детский сад, как я пошел в 1-ый класс, моих первых друзей и мою первую любовь, и мои первые карманные деньги. В будущем я вижу себя таким же, как и сейчас. Не хочу брать в будущее  мои гнусные черты характера, а хочу – все самое лучшее. Я не хочу  скорее стать старше, потому что я в любом случае стану старше. И младше тоже не хочу, потому что я достиг многого, и было много трудностей, я не хочу встречаться с ними еще раз. Я люблю общительных людей, с ними проще общаться. Не люблю неприступных и надменных. Вообще, я люблю общение и ненавижу зануд. У меня очень вольный характер. Я хочу позволять себе не все, но многое. Учусь я средне. Люблю все увлекательное.  Я хотел бы, чтобы мой папа жил в семье. Мой папа редко со мной видится. Если все против меня, то это очень плохо. В школе мои учителя не имеют педагогического образования и злые как волки. Они ведут себя очень грубо. Мои одноклассники бывают такие ненормальные, а иногда приветливые и дружелюбные.  Моя слабость заключается в том, что я не знаю, что сказать и боюсь опозориться.  Чувствую себя виноватым, если нахамлю ни за что, откажу, оскорблю.  Хочу иметь черты характера: гордость, жизнерадостность, трудолюбие, самостоятельность, честность, доброту, сдержанность,  чуткость.  Я хотел бы в жизни счастья. Моя семья, мне кажется счастлива. Я еще много знаю о себе, но все тут написать не могу. ».




                Левон Т. 11 лет 2 мес. Левша.         
Переехали жить в Москву из Армении 2 года назад. Двуязычная семья.

Причина обращение: Низкая концентрация внимания, утомляемость, повышенная тревожность, снижение памяти, истощаемость. Трудности общения с одноклассниками – робкий, стесняется в незнакомой ситуации. Тики (дергает носом). В школе смешанные оценки. Уроки делает медленно, без интереса. Зависим от мнения школьников. Очень переживает, что мал ростом, физически не очень силен.


 В анамнезе: неврозоподобные реакции, нейрогенный мочевой пузырь. Очаговой неврологической симптоматики нет. Синдром гипервозбудимости на резидуально-органическом фоне. Тики (дергает носом). Повышенное внутричерепное давление. На первом году был в гипсе, в связи с косолапостью. В 10 лет несильное сотрясение мозга. Кормление грудью всего 19 дней.

Нейропсихологическая диагностика: функциональная  несформированность правого полушария, функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела).
 
Тест «Гомункулус».  До коррекции: отчетливо выделен показатель головной боли – темно-коричневым карандашом  с сильным нажимом нарисованы волосы на лбу в виде зубцов нависающих на глаза. Все тело закрашено розовым карандашом, лицо прорисовано. Описание: «это мальчик. Он сидит. Смотрит. Не делает ничего. Хочет поесть мороженного и  много денег. Боится темноты. Защищать себя будет тем, что убежит.»  После коррекции: фигура одетого человека, область волос на лбу слегка обозначена простым карандашом.   

После коррекции: память и внимание улучшились. Тики прекратились. Понравилось узнавать что-то новое, заниматься  в школе, стал без напоминаний приниматься за выполнение домашнего задания и делать его самостоятельно. Появился интерес к гуманитарным предметам. Стал много рисовать, особенно понравилось раскрашивать мандалы, рисовать двумя руками одновременно ( такие давались когнитивные упражнения). Пытается распределять свое время. Начал общаться с активными мальчиками из класса, перезваниваться с ними и ходить вместе гулять. Поднялась самооценка, стал без излишней робости общаться с незнакомыми людьми. Научился получать психологическую поддержку от доброжелательно настроенных на него людей.

В тесте «Мой портрет» написал: «  Я худой, не высокий, атлетический. Когда я был маленьким, я был полненьким, а сейчас худой. В будущем представляю себя сильным, храбрым, смелым, независимым, ответственным, интеллигентным. В будущее не хочу брать слабость и нескромность. А хочу взять – все хорошее. Хочу стать скорее старше, потому что я буду выше и умнее более взрослых. Но хочу и быть маленьким, потому что у меня еще будет много событий и меня устраивает оставаться младше. Я бываю не сдержанным. Но я не злой, общительный, понимающий человек. Я учусь не хорошо. Не обижаю девочек. Не скромный. Балованный. Хочу быть похожим на красивого человека, потому что так реальней. Если все против меня, то надо исправиться и подумать, что во мне не так. Знаю, что глупо, но боюсь быть очень очень добрым. Лучше быть просто добрым. Лучше всего мне бывает с семьей и животными. В школе учителя считают, что я глупый и не культурный. Моей большой ошибкой было, когда мы с пацаном подрались и я не дал сдачи. Чувствую себя виноватым, если иногда чего-то стесняюсь сказать. Наступит день, когда у меня будут свадьба и работа.»       


Дарья Ш   10 лет 1 мес.
Поздний ребенок. Дистантная, строгая мама.

Причина обращение: Много и часто плачет.  Тихая, стеснительная. Быстро устает от всего – «слабенькая». Обижается и замыкается по любому поводу. Пропускает буквы при письме, долго делает уроки, проблемы с математикой.

 В анамнезе: Внутриутробная гипоксия, ПЭП, диагноз невропатолога на 1-м году жизни – «ослаблена». 

Нейропсихологическая диагностика: функциональная  несформированность правого полушария, функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела). Ярко выраженная истощаемость, сверхконтроль, тревожность, фасад левшества.
 
Тест «Гомункулус».  До коррекции: Голова, ладони и правая стопа закрашены розовым карандашом, лицо практически не прорисовано. Сиреневые шорты. Область груди, живота, рук от кистей, левая нога со стопой и правая нога до стопы никак не выделены.   Описание: «это ребенок. Он лежит на спине.  Боится темноты. Хочет есть. Защищать себя будет – не знаю как.»  После коррекции: мальчик,  в полосатой рубашке с воротником, с пуговицами и шортах. Зеленые глаза, красные губы, желтые волосы. Руки и стопы одного цвета со всем телом.   

После коррекции: в школе более собранная, пропуски букв по русскому сошли на «нет» (со слов мамы). Стала более спокойна, стала много улыбаться и смеяться. Повысилась работоспособность. Начала проявлять лидерские и организаторские качества. Стала остро реагировать на юмор и шутить сама.  Появилось желание проявлять активность в любом задании. Психологически повзрослела. Научилась расслабляться.

В тесте «Мой портрет» написала: « Меня зовут Даша. Я похожа на обезьянку, потому что я темная и люблю лазать. И еще на Шакиру. Она красивая. Я иногда застенчивая. Добрая, не жадная, хотя иногда мне чего-то жалко. Еще я успешная, радостная, неусидчивая. В будущее не хочу брать мою привычку – стеснение двигать губами, неприятности и болезни. Возьму – веселость, ловкость, умение ладить с людьми. Старше стать и хочу и не хочу. Потому что появляются обязанности и надо отвечать за свои поступки. Младше быть хочу, потому что не надо ходить в школу. Я всегда хотела живую лошадь. Хочу забыть, как меня отругали в школе. Отношения между моими родителями хорошие, но не всегда. Моя мама очень добрая и она многое умеет. Хочу, чтобы мой папа чаще проводил время со мной. Хочу, чтобы у меня появился котенок. Хочу перестать бояться учителей и уроков. Мой папа должен сесть на диету. Моя семья счастливая. Мою историю жизни я расскажу так – я родилась, пошла в садик. Пошла в школу. Перешла в другую школу. Умерла бабушка. Единственная. Сегодняшний день – получу пятерку по английскому. Полюблю. Женюсь. Будет ребенок. Пойдет в школу. Умрут папа с мамой. Будут внуки. Состарюсь. Конец»


Виктор З. 12 лет
Родители математики. Мама "с красным дипломом".
               
Причина обращение: скучает на уроках. Учится плохо. С трудом держит внимание. Не слышит, что ему говорят, не успевает записывать домашние задания, забывчивый, не сосредоточенный. Конфликт с учителями и родителями. Ровно общается только с бабушкой. Не хочет ходить в школу, прогуливает, убегает из дома  без предупреждений к бабушке.

 В анамнезе: внутриутробная пневмония, асфиксия в родах, гипертонус, практически не ползал. Криптогенная парциальная  (височная) эпилепсия.

Нейропсихологическая диагностика: функциональная  несформированность правого полушария, функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела). Упрощение программы. Истощаемость, фрагментарность, сбои дыхания, оречевление.
 
Тест «Гомункулус».  До коррекции: разноцветная фигура. На лице нарисованы только глаза в очках. Нет рта, носа, ушей, волос. После коррекции – мужчина с бородкой и усами, красными губами, черные глаза, ресницы, брови. Желтые волосы. Уши с серьгой.    

После коррекции: начал вести диалоги с родителями. Появилось большое желание  высказывать свои чувства, разговаривать. Стал с удовольствием делать задания, которые у него получаются. Относится к ним творчески, никак не хочет заканчивать работу с ними. Появился интерес к теме будущей профессии и к будущему вообще. Научился коррелировать дыхание с движением. Почувствовал свое тело.

В тесте «Мой портрет» написал: «  Я люблю мастерить руками. Когда я был маленький, я делал кораблики и пускал по реке. Я всегда хотел, чтобы у меня было много друзей.  У меня есть друг, который понимает меня, он похож на меня.  В школе мои учителя ненавидят меня. Большинство девочек и мальчиков относятся ко мне с презрением. Если все против меня, я - против всех. Я дружу с ребятами, которые надежные. Я чувствую себя виноватым, если обидел друга. Худшее, что я  сделал в жизни – это обидел человека. Я хотел бы в жизни быть ответственным. Наступит день, когда меня станут уважать. Я надеюсь на хорошее будущее.»

Глеб К. 9 лет.

Повод обращения. Со слов мамы у мальчика импульсивное поведение, он долго не может усидеть на одном месте, постоянно отвлекается и откликается на посторонние шумы, внимание неустойчивое, память то хорошая, то плохая. В школе учителя часто ругают Глеба за поведение и плохую успеваемость. Со сверстниками трудно находит контакт, хотя доброжелателен и открыт. Быстро устает. После визита к врачу поставлен диагноз СДВГ.

Анамнез. В течение первой половины беременности у матери отмечался токсикоз. Роды преждевременные с помощью кесарева сечения. Была внутриутробная гипоксия. Оценка по шкале Апгар 5/6 баллов. ПЭП, СПНРВ,гипертонус. На ЭЭГ негрубые функциональные изменения ЭА нижнестволового генеза и функциональные изменения ЭА лимбического происхождения. Левшество.

Динамика. Со слов мамы у Глеба улучшилось поведение и учеба. Он стал более спокойным и целеустремленным. Научился структурировать свою деятельность, выполнять задания в школе и дома почти без помощи взрослого. В школе учителя стали хвалить. У Глеба появился авторитет среди сверстников, он начал раскрываться, поражая своей начитанностью и стремлением всегда прийти на помощь. Улучшилось зрение, исчезла близорукость.

Паша М. 7 лет.

Повод обращения. Со слов мамы и папы у мальчика низкая мотивация к труду, необходимо все время требовать выполнения поручений и школьных заданий. Агрессивно ведет себя с младшей сестрой. Тревожен. Боится выразить свое мнение. Отсутствуют лидерские качества. Отмечается зависимость от окружающих.

Анамнез. Роды срочные, затяжные. Была гипоксия. ПЭП.Гипертонус. Энурез ночной.
Динамика. Со слов родителей Паша стал выполнять школьные домашние задания самостоятельно без контроля взрослых. Отношения с младшей сестрой наладились, появилось взаимопонимание. Паша перестал бояться высказывать свое мнение, исчез страх ошибиться. Повысилась самооценка и уверенность в себе. Мальчик стал гордиться своими успехами.

Рома Т. 8 лет.

Повод обращения. После визита к врачу поставлен диагноз гиперактивность. Бывают невротические тики. Рома с трудом входит в учебную деятельность, быстро истощается, бывают головные боли. Характер у Ромы тревожный. Боится отвечать у доски в классе, нерешителен. Есть проблемы общения со сверстниками

Анамнез.  Была внутриутробная гипоксия, гипертонус, гипертензионный синдром. СПНРВ, ПЭП, ММД. Гиперкинетический  синдром на первом году жизни. Дисфункция структур лимбико-ретикулярного комплекса. В 7 лет сотрясение головного мозга.

Динамика.Со слов мамы Рома стал более спокойным и уравновешенным. Повысилась школьная успеваемость по русскому и китайскому языкам. Частые утомления и истощение почти исчезли, что дало возможность мальчику, кроме школы и бассейна  посещать различные кружки, появилась потребность в творчестве. Улучшились взаимоотношения со сверстниками. Появилось удовлетворение жизнью и радость.

Гриша П. 10 лет.

Повод обращения. Со слов родителей Гриша зависит от чужого мнения и оценок окружающих.Ведет себя неадекватно: кривляется, грызет карандаши и ручки дома и во время урока в классе. Поведение соответствует возрасту пятилетнего ребенка. Часто не спит по ночам. Импульсивен, нетерпелив, не выдержан. Очень тревожен, не уверен в себе, боится ошибиться. Бывают нервные тики («курлыкание»).

Анамнез. Рожден дома в воду. Отягощенный акушерский анамнез. ПЭП.Синдром мышечной дистонии, дислалия,дислексия.гипертонус левой стороны тела.

Динамика. Исчезли невротические тики, восстановился  ночной сон. Гриша стал более уверен в себе, не боясь отвечать на уроках и высказывать собственное мнение. Повысилась самооценка. Поведение стало менее импульсивным. Друзья стали ему помогать и поддерживать.

Илья С. 8 лет.

Повод обращения. Илья плохо учиться в школе. Не может сконцентрироваться на уроках и при выполнении домашних заданий. Легко отвлекается и откликается на внешний стимул. Неусидчив. Школьные задания выполняет неохотно, работает только под контролем  взрослых. Нет друзей. Капризен, агрессивен. Бывают депрессии и угнетенные состояния сознания. Не умеет работать в коллективе, активно отталкивает товарищей и грубит учителю по математике.

Анамнез. Родился в срок. После родов поставлены диагнозы СПНРВ, ПЭП, гипертонус. В последствии – ММД, невротические реакции, гиперактивность. Были термальные судороги в 1 год. По результатам ЭЭГ -  большая арахноидальная левой височной доли, синдром ВСД, выраженные признаки в/ч венозной дисфункции всех отделов головы. Повышенная истощаемость и утомляемость.

Динамика. Илья стал выполнять домашние задания с частичным контролем взрослых. Успеваемость в школе улучшилась, особенно по математике и физкультуре. Память и внимание стали лучше. Исчезли такие черты характера, как упрямство и негативизм. Появились друзья. Илья стал стараться контролировать свои импульсивные эмоции и раздражение, самостоятельно выполняя упражнения по саморегуляции.С радостью стал выполнять домашние обязанности, меньше уставать и болеть.

Никита К. 12 лет.

Повод обращения. Плохо учиться в школе (на «3»). Не может быстро сосредоточиться, часто устает. Без контроля взрослых не делает нужные задания и школьные уроки. В классе во время учебы  крутиться и говорит, когда его не просят. Родителям хочется видеть Никиту самостоятельным, а не инфантильным. Контакта со сверстниками не находит, часто не понимая насмешек в свой адрес с их стороны.

Анамнез. Во время беременности было тугое обвитие пуповиной. После рождения поставлены диагнозы ПЭП, ММД, синдром мышечной дистонии. В младенчестве совсем не ползал. Были проблемы с речевым развитием: ЗРР, дизартрия, заикание в 5 лет. Год назад поставлен диагноз  астено-невротический синдром. Гиперактивность.

Динамика. Со слов мамы учителя и близкие увидели значительные изменения. Никита как-то резко повзрослел, стал самостоятельным, активным и обязательным. Улучшилось поведение в школе и повысилась успеваемость по русскому языку, истории, английскому языку и физкультуре. Стал меньше уставать и капризничать. Появилась уверенность в собственных возможностях. Начал отстаивать собственное мнение среди сверстников, адекватно оценивать поведение окружающих и внешние обстоятельства.

Никита Х. 8 лет.
Повод обращения. Без помощи взрослого не может самостоятельно осуществлять деятельность. Со слов мамы Никита как-будто не слышит и не видит, игнорируя просьбы взрослого, что отражается на школьной успеваемости и поведении. Часто бывают смены настроения: то плачет, то находится в возбужденном состоянии. Быстро устает. После рождения сестры появился диатез.

Анамнез. Роды запоздалые. Было двойное обвитие пуповиной во внутриутробном развитии и асфиксия в родах. После рождения поставлены диагнозы ММД, дисметаболическая нефропатия в стадии ремиссии, невротические реакции. В последствии дислалия, синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Левшество.

Динамика. Никита стал меньше уставать и больше успевать, даже появилось свободное время. Плаксивость и раздражительность исчезли. Без контроля мамы стал садиться за уроки. Появился интерес к учебе, выросли амбиции, начал гордиться своими успехами. Взял шефство над младшей сестрой. Уменьшились конфликты со сверстниками.

Дима К. 10 лет.

Повод обращения. Часто конфликтует с мамой и бабушкой. Неоднократно бывали вспышки гнева дома. В школе со сверстниками ведет себя агрессивно. Учеба в школе перестала интересовать и успеваемость ухудшилась. Родители наблюдают невнимательность при выполнении предложенных заданий. Часто бывают головные боли и утомляемость. Характер тревожный.

Анамнез. Родился с помощью кесарева сечения. После родов поставлены диагнозы ПЭП, гипертензионно-гидроцефальный синдром, гипертонус. В младенчестве был тремор рук. В последствии - синдром гипервозбудимости ЦНС, затруднения венозного оттока.

Динамика. Отношения с мамой перестали быть конфликтными. Дима научился управлять своими эмоциями, Стал более терпеливым и самостоятельным. Подолгу может заниматься, не уставая. Улучшились взаимоотношения со сверстниками. Неожиданно появились лидерские качества. В школе Диму выбрали капитаном футбольной команды.

Дима В. 14 лет.

Повод обращения. Нет друзей. Не умеет ладить с детьми, сложно найти с ними общий язык, сверстники его отвергают. Со слов мамы Дима замкнут, необщителен, но очень хочет иметь друзей, просто не получается. Тревожен. Заниженная самооценка. Добродушен. Часто «витает в неприятностях». В школе учится на «3».

Анамнез. Роды срочные. После рождения поставлены диагнозы ПЭП, СПНРВ. синдром мышечной дистонии, анемия до 1 года. В последствии задержка речевого развития.

Динамика. Дима научился выражать собственные чувства. не стесняясь. Исчез страх ответа у доски во время урока в классе. Появилась уверенность в себе. Мальчик легче стал знакомиться со сверстниками, перестал при этом краснеть и несвязно говорить. После школы Дима начал посещать тренажерный зал и занятия по йоге, где и познакомился с девочкой. с которой продолжает дружить. Появилась мотивация к учебе и планы на будущее.

Паша В. 8 лет.

Повод обращения. Со слов мамы Паша рассеянный, невнимательный, дома после школы забывает сделать домашнее задание. К учебе относиться безответственно. Неаккуратен. Портфель собирает в школу только с помощью взрослого. Зависим от чужого мнения. Но школьную программу усваивает хорошо, благодаря контролю со стороны взрослых.

Анамнез. Родился с помощью кесарева сечения. Во время беременности было тугое двойное обвитие пуповиной. После родов поставлен диагноз ПЭП. В последствии повышенное внутричерепное давление, легкие диффузные изменения с признаками негрубой нейрофизиологической незрелости и дисфункции срединных структур головного мозга. Фасад левшества. Инфантилизм. Тревожность.

Динамика. Паша закончил год без троек. Стал делать домашние задания самостоятельно без указаний со стороны взрослых. Улучшилась память и повысилась скорость выполнения всевозможных заданий. Появился интерес к учебе, спорту и творчеству. Исчез страх темноты.

Андрей П. 5 лет.

Повод обращения. Непослушен, неуправляем. Поведение импульсивное. Врачи поставили диагноз гиперактивность. Нет концентрации внимания. Тревожность, страхи.

Анамнез. Весь срок беременности была угроза выкидыша, внутриутробная гипотрофия. Роды преждевременные. Анемия. В последствии ММД. задержка речевого развития. Дизартрия, гипердинамический синдром на фоне минимальной церебральной дисфункции. Было нарушение сна. В настоящее время ребенок ходит в детский сад компенсирующего вида. Есть вероятность, что Андрей не сможет учиться в обычной общеобразовательной школе. а только в коррекционной.

Динамика. Налицо были изменения в поведении Андрея. Он стал подолгу играть, проявляя интерес и не отвлекаясь на внешние стимулы. Появился интерес к моделированию самолетиков и к чтению. Мальчик начал с удовольствием запоминать стихи и декламировать их. Андрей стал  спокойнее, исчезли страхи(спит теперь без мамы).Улучшились детско-родительские отношения. Близкие и воспитатели в детском саду были удивлены изменениям. В настоящее время Андрей учится в обычной общеобразовательной школе и довольно успешно.

Дима Ф. 10 лет.

Повод обращения. Со слов мамы и школьного завуча характер у мальчика конфликтный. В школе Дима груб и агрессивен со сверстниками. Учится плохо, преимущественно на двойки. На уроках все время отвлекается. Неопрятен. Дома грубо и неуважительно относится к матери, колотит младшую сестру, не может найти общего языка с братом. Дима в течение последних 5 лет жил у тети, в этом году мама забрала его жить к себе.

Анамнез. Роды в срок. После родов поставлены диагнозы гипертензионный синдром, СПРНВ. ММД. порез правой руки. В последствии нарушение сна. проблемы с речевым развитием - задержка речевого развития. Два года назад врачи обнаружили неврозоподобный синдром и СДВГ.

Динамика. Значительно улучшились взаимоотношения с матерью. Дима перестал ей грубить, появилось уважение. начал даже помогать по дому. Почувствовал ответственность за младших сестру и брата, даже начал их защищать на улице во дворе. Закончил в школе учебный год без двоек. Учителя отмечают и изменения в поведении. Дима на уроках стал спокойнее. Старается выполнять предложенные задания. Всей семьей летом ездили отдыхать на море, где провели время в обстановке взаимопонимания и дружбы.


Рецензии