Парадоксы Онегина

Фильм «Онегин» я смотрела в хорошей компании, приподнятом настроении и безо всякого предубеждения. Режиссер и сценарист никаких волчьих ям для меня в этом просмотре не приготовили, всё, что они сотворили при экранизации, было оправдано: все недостающие диалоги в стихотворном романе для героев были дописаны или бережно переведены на язык прозы. А коли уж пошла такая невольная отсебятина, добавились декорации, подросли вскользь названные второстепенные герои, сцены, реквизит, к сну Татьяны добавился сон Евгения.
Так лишь однажды упомянутый слуга-француз Гильо в киношном варианте вырос до камердинера и почти поверенного в личных делах. Как он с Евгением пикируется, меняясь языками, прелесть. Ларина мать-старушка в исполнении Хмельницкой - вполне себе вальяжная дама. Крестьянки, поющие песенку, собирают не ягоды, а яблоки в здоровенные корзинки. Онегин в Одессе на морской террасе вкусно поглощает устрицы с лимоном и шампанским. Глаз от экрана не оторвать! Вообще камера работает мастерски.

Этот перевод на язык прозы и кино рождает необыкновенный эффект: вот они, жизненные реалии, из которых рождается, вырастает поэзия – со своим отбором элементов, героев и эмоций! Естественно, возникает и Сочинитель, который озвучивает стихотворный вариант, где-то дополнением, где-то лирическим отступлением, где-то мостиком к следующему действию. Кстати, читает очень бережно, не акцентируя по-актерски поучений или восторгов, появляясь и исчезая своевременно и не назойливо. И у зрителя (у меня, во всяком случае!) нет никакого протеста, никаких сложностей в сосуществовании этих параллельных, но  и постоянно пересекающихся реальностей.

Пушкин знал, что ему отобрать и заключить в свои строфы, но ведь и режиссер имеет какие-то права при создании киношного варианта, это другой жанр, у него свои законы зрелищности, извлечения смыслов и возбуждения эмоций! В частности, особый поэтический строй изображаемого достигается зыбкостью, легким и постоянным движением атмосферы – то снег валит на гроб несчастного Ленского, то дождь льет, то туман поля застилает, то с легким шорохом летит осенняя листва… 
Поэзию экранизируют!
Ну да, Ольга и Татьяна могли быть тоньше, изящнее, элегантнее, а их мама – постарше. Вот сейчас еще будем на весах прикидывать, все ли деревенские красавицы вписываются в параметры 90х60х90, и как могла их мать в свои сорок сохранить такую привлекательность. Онегин не выглядит молодым повесой, но ведь его характер и не предполагает юношеской игривости. И давайте уже от внешних деталей перейдем к собственно содержанию романа, не к сюжету, а внутреннему его движителю.

Мало кто из нынешних читателей при школярском поверхностном знакомстве с романом обращает внимание на эпиграф на французском (сразу даю перевод).
«Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, – следствие чувства превосходства, быть может мнимого»

Особо подчеркну ссылку Пушкина на то, что замечание извлечено из частного письма, то есть не исключено, что эта очень важная ремарка – авторский ключ к пониманию характера героя.
Разве не этим превосходством объясняется отношение Онегина не только к столичной тусовке, деревенским простоватым жителям, но и к приятелям, дамам. Бог мой, перечитайте роман после просмотра фильма и найдете там поразительное свидетельство этого самомнения нашего героя, возникающего даже после общения …с книгами!

«И снова, преданный безделью,
Томясь душевной пустотой,
Уселся он — с похвальной целью
Себе присвоить ум чужой;
Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а всё без толку:
Там скука, там обман иль бред;
В том совести, в том смысла нет;
На всех различные вериги;
И устарела старина,
И старым бредит новизна.
Как женщин, он оставил книги,
И полку, с пыльной их семьей,
Задернул траурной тафтой».

Стоит ли удивляться, что с высоты своего превосходства Евгений мог вышучивать восторженность Ленского, моментально распознать пустоту и никчемность Ольги, так же походя прочесть наставление Татьяне. Не вглядываясь, даже не пытаясь вообразить, как способен вырасти талант юного поэта или обернуться Танина влюбленность в высокое чувство. Он заведомо всех умнее и проницательнее. И Пушкин именно в этом предвидел  трагичность судьбы своего героя, который походя разрушал всё, что могло стать его счастьем.

Онегин это поймет слишком поздно, когда все утраты, все ошибки – непоправимы. Помните?
«Она ушла. Стоит Онегин
Как будто громом поражен.
В какую бурю ощущений
Теперь он сердцем погружен!»

Но еще большую трагедию переживает Татьяна, и в последних кадрах фильма это прочитывается на ее лице. И дело здесь вовсе не в том, хранить ли верность супругу или отдаться роковой страсти, как на все лады перетолковывают читатели. Дело в том, что уже хорошо понимая, кого ей назначила в избранники судьба, жестко, нелицеприятно высказав ему всё о его суетных намерениях, обозначив свой идеал чистой жизни, без светской мишуры и богатства, Татьяна всё же любит его! Безнадежно и окончательно.
Такова иррациональная природа человека, биологическая его ипостась: полюбить нечаянно, моментально, вопреки разуму, постепенно понять, насколько твой объект ничтожен, и не мочь побороть эту страсть. Но и не поддаться ей.

Воистину, весь роман соткан из парадоксов: не любить того, с кем живешь, кто тебя понял и оценил по достоинству, и страдать, помнить ежечасно того, кто тобою пренебрег.
Два непоправимо несчастных человека, и привел к этому финалу тот, кто старше, опытнее, умнее, на чьей стороне были все обстоятельства, и не было никаких причин к тому, чтобы разрушить свою жизнь и жизнь самых близких людей.

Подумайте, какой смысл рассуждать, моложе или старше должен был быть актер в этой роли или актриса, сыгравшая Татьяну? Если вы решили перечесть Пушкина и в очередной раз восхититься его талантом, фильм сработал. Даже не взирая на то, что огромная глыба философских рассуждений Александра Сергеевича не перенесена на экран, да и не могла быть перенесена по определению.
У наших зрителей в большой чести экранизации …советских мультиков, весело, прикольно, не о чем задумываться и горевать. Мультяшки-неваляшки! Где уж «Онегину» с ними тягаться.


Рецензии