Воспоминания прожитых лет

 Великая Отечественная война окончилась уже как пять лет. Соня решается достать вещи, сохранившиеся со времён блокады Ленинграда. Они всё это время лежали в коробочке на шкафу.   Когда город освободили она собрала некоторые вещи, нашедшие на улице. В коробке находились четыре письма, небольшие украшения и какие-то то ли тетради, то ли блокноты. Взяв одну из тетрадей в руки, ребёнок непроизвольно стал читать записи, написанные какой-то девушкой. Жаль, что большая часть страниц не сохранилась, также, как и имя обладательницы записей.

Дневник

14.10.1941

Страх. Только это читается на лицах людей, проходящих мимо. Каждый вечер перед тем как уснуть я думаю, сколько дней осталось до окончания блокады, и вообще доживу ли я до момента победы. А пока, я пишу о том, что происходит вокруг, быть может после войны записи сохранятся и попадут кому-то в руки.
Только что по городу включили быстрый звук метронома. С минуты на минуту начнется бомбардировка города. Рядом с моим домом было бомбоубежище. Эхом по всему городу раздался очень громкий звук - это означало только одно - блокада продолжается, людей безжалостно убивают. Рядом со мной маленькая четырёхлетняя девочка Соня, прижавшись к моему телу, она звала маму. Её семью я знаю хорошо. Перед тем как оставить ребёнка со мной тётя Лиза, мама этой девочки побежала за сыном. Ещё одна ночь прошла. На утро идя за хлебом, я опять стала наблюдать угнетающую картину – разрушено ещё несколько зданий, бездыханные тела людей, которые не успели спастись, лежат под глыбами бетона. Повернув голову левее в глаза бросились два знакомых лица, а именно лицо тёти Лизы, и её старшего сынишки Марка, которому было около семи. Они не успели убежать. Мать прижимала ребёнка к своей груди. Сразу в голове стали крутиться воспоминание того, как малышка Соня сегодня ночью просила меня найти её маму.  Я ведь нашла её, только не в том состоянии, в котором хотелось бы.

21.12.1941

Дети лишились радости. Помимо школы моим занятием стала разноска писем и помощь с перевязкой раненых. Сегодня после двухнедельного перерыва вражеские бомбардировщики снова прорвались к Ленинграду.
Взрывы прекратились. Нужно было убрать тела умерших с площадей. Переносили тела, как взрослые, так и подростки, такие как я. На земле был человек, похожий на маму. Убрав чёрную прядь волос с лица девушки, я всё-таки увидела именно её. Теперь у меня не осталось никого, остальная часть семьи погибла ещё в первые два месяца. Я осталась одна.
 
01.01.1942

Сегодня в моей голове были смешанные чувства. С самого начала дня ребята мне рассказали о том, что продукты продовольствия начали заканчиваться. Еды хватило бы только дней на пять. Враги были убеждены, что город «выжрет самого себя». С какой-то стороны это смешно, ведь наш народ очень силён духом и справился бы со всеми бедами. Единственной хорошей вестью за сегодня стала новость что наши солдаты начали теснить противника, и подбивать их самолёты.
Сегодня я также увидела странную картину для такого времени. Идя по улице, я натолкнулась на такую сцену: стояла группа женщин, чистивших снег. И одна из женщин танцевала, ловко и задорно. Она плясала ко мне спиной. Я обогнула ее и заглянула в лицо. Это была типичная изможденная Ленинградка, немолодая, желтолицая, нездорового вида. Скорее всего ей уже надоела такая жизнь. И она решила отдохнуть и вспомнить молодость, когда не было этой ужасной войны. Правда многие прохожие не понимали её поведения. 

16.01.1942

Улицы полны печали,
И не слышен вовсе смех,
Мы в блокаде Ленинграда
И хотим мы выжить все!

11.02.1942

С утра на улице было не очень холодно, что меня обрадовало. Взяв карточку, я отправилась за хлебом. Приятное известие! Объявлена прибавка хлеба и дополнительная прибавка крупы. Сегодня многие помогали с очисткой дорог от снега. В душе было какое-то опустошение. 

07.03.1942

Как на грех, после двух пасмурных сегодня чудный день, и тревоги начались, как только прояснилось. Я сижу на чужой лестнице уже час. Гул самолетов ослабел, началась стрельба. Удивительное я испытываю внутреннее спокойствие во всех этих переделках. А вокруг только и слышны разговоры: где безопаснее — в подвале или на лестнице, в какой район броситься, куда спрятаться. Самый частый вопрос сейчас при встрече это: «Куда вы прячетесь?» и «Целы ли у вас стекла?»

01.05.1992

На улице снаряды, бой,
И к горлу ком подходит тихо.
Сейчас раздался громкий вой,
«Зачем же, убивать так лихо?»

04.05.1942             

В Ленинграде открылись школы. За парты село 63 719 учащихся. Физически дети очень слабы. В связи с этим в младших классах было только три урока, в старших — не больше пяти.
 «Мы, вспоминая своих погибших товарищей занимались ещё усерднее, пусть враги знают, что нас не сломать!»

20.05.1942

Молитва, которую читает почти каждый, оставшийся один человек
Благодарю Тебя, Христе, Бог и Покровитель мой, — за одиночество пустой квартиры. Благодарю Тебя за все, как за благо, как за чудо, как за счастье... Благодарю Тебя за то, что Ты взял «их» из среды живых, от этого тлетворного и развращенного мира в Землю Обетованную, в Землю Ханаанскую, в Небесный Иерусалим к Себе Самому, Христе. «Верую, что Ты Христос, Сын Божий, и что мои умершие с Тобой, ибо жили и веровали в Тебя. И не только это, но в страданиях и муках своих голодных, в своей оставленности от людей, не оставили Тебя, молились Тебе, жаждали Таинства и получили его, — одни действенно, другие — духовно. И намерение исполняешь Ты, Господи!

24.05.1942

Навигация на Ладоге принимает все большие масштабы. Сегодня за грузом отправились три канонерские лодки и пять тральщиков Ладожской военной флотилии, а также транспорт «Вилсанди».
 С воздуха нас беспокоят сравнительно мало. Тревоги по часу, не больше, и одна-две в неделю, но артиллерия громыхает по много раз на дню. Кроме таких острых случаев, как сегодня, жить она не мешает. Сейчас в центре внимания стоят огороды. По всему городу раскапываются все свободные участки земли. Радио, газеты, разговоры — все вертится вокруг семян, удобрений и прочее. Охранять наши огороды будет некому. Слишком мало нас, работающих, да и не хватит сил охранять с момента появления ростков днем и ночью. А народ голодный и беспардонный.

25.05.1942

Опять возобновилась эвакуация ленинградцев, подлежащих отправке в тыл страны. Теперь их вывозят по воде. Многие отъезжающие прощаются с родным городом под грохот разрывов: за три обстрела враг выпустил по Ленинграду 126 снарядов. Обратным рейсом суда, которые увезли эвакуируемых, доставили грузы для Ленинграда. Самыми ценными из них были витамины и огородные семена.

11.10.1942

  В городе беспокойство другого рода. Здесь все определяется карточной нормой, события ощущаются через желудок. Убавили хлеба, нормировали отпуск спичек и соли — и немедленно выросли хвосты за бескарточным керосином. Когда смотришь на эти толпы женщин, плохо одетых, почти всех некрасивых и измученных, и таких примитивных в своей реакции на события — и жалко, и тяжело. Эта масса — они и жертвы, и причина зла. Бездумные, своекорыстные, заеденные мелкими интересами и будничной борьбой за жизнь — из них могут выйти редкие единицы, способные подняться на уровень событий, в мыслях или поступках, но в массе они не проявляют ни одного высшего человеческого свойства. А между тем, пока они не дорастут до какой-то ступени, когда они окажутся способны на разумную волю, — до тех пор мы будем иметь, что и сейчас: безумные и бессмысленные войны, политиканствующую бюрократию и ничем не оправданные страдания миллионов человеческих существ

29.11.1942

Кругом люди падали от истощения. Основной моей задачей сейчас был поход за водой, для семей бойцов с маленькими детьми. Воду приходиться вести под обстрелом, а пока довезёшь она уже успевает замёрзнуть. Чтобы хоть как-то её разогреть мы собирали щепки, обломки досок. Многие ребята стали работать в госпитале и на разноске писем. Какая же радость была у людей, которые получали письма от родных с фронта.

16.12.1942

Девочка, которая вела этот дневник скончалась сегодня. Снаряд попал неподалёку в неё. Спасти не удалось. Я был её очень хорошим товарищем.

Записи дневника больше не ведутся.


Девочку охватили воспоминания прошлого. Прижав тетрадь к груди, она начала тихонько плакать. В голове пронеслись уже её воспоминания со времени блокады Ленинграда. Соня догадалась чей именно был этот дневник.




                январь 2023


Рецензии