Гнев и милость. Охота на слова

Выражение «сменить гнев на милость» означает изменение жесткого, негативного отношения к кому-либо на положительное, сострадательное и милосердное. Это выражение обычно используется для описания ситуации, когда кто-то, кто был сердит и возможно готов был к действиям, которые причинят вред другому человеку, решает изменить свое отношение и поступить благоразумно и милосердно.

На сайте bolshoyvopros.ru обнаружил подборку высказываний на эту тему.

Гнев — начало безумия.
Цицерон

Нет ничего ужаснее гнева.
Менандр

Блаженны подавляющие свой гнев и прощающие людей.
Ас-Самарканди

Умеющий гнев сдержать позорных дел никогда не совершит.
Менандр

Долго лежит снег на необработанных, диких местах; но где земля сияет, укрощенная плугом, он тает скорее инея. Так же и гнев в сердце человеческом: он долго владеет умами дикими, скользит между утонченных.
Петроний

Гнев от безумия отличается лишь непродолжительностью.
Валентина Ложкина

Гневитесь,  это не грешно-
пятно поставили на платье, на пальто.
Но коль уж довелось, плевок поймать вам в душу,
гневитесь молча,  что, конечно, лучше!
Алла Курганская-Осетрова

Смотрим гнездо в словаре Владимира Ивановича Даля.

ГНЕВ м. сильное чувство негодования: страстная, порывистая досада, попросту: сердце; запальчивый порыв, вспышка; озлобление, злоба.
Не карай во гневу. Переложи гнев на милость. Не во гнев сказать.
Гнев Божий, бедствие, постигающее человека; но пожар от грозы: Божья милость.
Где гнев, там и милость.
Покорное слово гнев укрощает.
Гнева не пугайся, а на ласку не кидайся.
Господин гневу своему, господин всему.
Не налагайте гнева, наложите милость.
Гневный о человеке рассерженный, взбешенный, сердитый, кого берет зло; в этом же знач. о животных; о словах, приемах: кажущий гнев, во гневу сказанный, сделанный: гневная судьба, рок, река и пр.
Гневен Бог Моисеев, милосерд Христос.
Гневливый, сердитый, запальчивый, вспыльчивый, горячий.
Гневливого слова пороги не держат, оно всегда оглашается.
Гневливость, вспыльчивость, запальчивость, склонность ко гневу.
Гневать или гневить кого, приводить в гнев, сердить, бесить, выводить из себя.
Живет, хлеб жует, небо коптит, да Бога гневит.
Нечего Бога гневить, надо правду говорить.
На это плакаться, только напрасно Бога гневить.
С кем жить, того не гневить.
Богу молись, а черта не гневи.
Бога зови, а черта не гневи.
Гневаться на что, на кого, сердиться, беситься, злиться; быть недовольну, негодовать, быть в неудовольствии.
Гневайся, да не согрешай.
Гневаться, дело человеческое, а зло помнить, дьявольское.
Взгневается он на меня. Догневался до хвори. Загневался было. Нагневался вволю. Погневил его не много. Все перегневались. Больно прогневался, разгневался.
Гневанье ср. действие или состояние гневного.
Гневаш м. гневашиха ж. сердитый, гневливый, вспыльчивый человек. Есть дворянский род Гневашевых, или встарь: Гневашей. Гневодержный, памятозлобный, злопамятный, долгогневный, грозный; противопол. короткогневный.
Гневонеистовый, себя не помнящий во гневе.
Гневосердый гневливый.
Гневообуздание или гневоудержание ср. укрощение или обуздание гнева своего. Толковый словарь живого великорусского языка


Гнездо прилагательного МИЛЫЙ в словаре Даля занимает почти полных три столбца, потому ограничусь только некоторыми определениями.

МИЛЫЙ, любезный, любый, любимый, любви достойный; дорогой, желанный; привлекательный, заставляющий себя любить; приятный на вид, хорошенький: нежный, кроткий, любовный; баженый, моленый; грациозный, обаятельный в обращении.
Милый мне человек, кого я нежно люблю. Милый человек, добрый и обходительный; милый взгляд, улыбка, выражающие кротость, доброжелательность.
…Милость ж. миловидность, качество или свойство милого на вид, приятность; свойство человека любящего; снисходительная любовь; радушное расположение, желание кому добра на деле; прощение, пощада; благодеяние, щедрота; благоволение, оказание кому отличия; награда; || стар. жалованье служителю. Милость ребенка этого всякого поражает. Богат Бог милостью. Красна милость и в правде.
…Велик Бог милостию. Где гнев, там и милость.
…Милость подпора правосудию. И на милость разум нужен. Одному (т. е. негодяю) милость, всем обида. Перестать от злого милости, а от скупа (скупого) помощи искать.
…Миловать кого, щадить или прощать, оказывать кому милость, снисходить, соболезнуя смягчать строгость.
…Миловать кого, изъявлять любовь, ласку; обнимать, целовать, холить, нежить, ласкать. Толковый словарь живого великорусского языка

СМЕНИТЕ ГНЕВ НА МИЛОСТЬ

Алексей Алексеевич Кондратьев

Смените гнев на милость, господа,
Ведь жизнь уходит как вода,
Сквозь пальцы,  будто бы песок,
Как дождь сбегает в водосток.

Не замыкайте в себе круг,
Ведь вы себе не враг, а друг.
От этого не будет больше прав,
Так не пора ли изменить свой нрав?

Улыбкой заменяя мрачность лиц,
Не создавать в общении границ.
Себя не просто поддержать,
А жизнь всю снова воссоздать.

Где ночь - не мрак, а только тень,
Которую заменит светлый (!) день.
Где снег и дождь не означают грусть;
Они идут…Да ну и пусть!

И в жизни все пересмотреть,
От нервов чтобы не стареть,
Воскликнет кто-то: “Жизнь не переделать!”
А ты попробуй  сам всё это сделать!
© Copyright: Алексей Алексеевич Кондратьев, 2010
Свидетельство о публикации №110032201956
Пришлось в стихах немного исправить знаки препинания. Автор языковых вузов не заканчивал.

Всмотримся в само слово ГНЕВ. В словаре Н.М. Шанского отмечено:

ГНЕВ. Общеслав. Происхождение неясно. Скорее всего, является суф. производным, родственным гнить, др. диал. гнев «гниль», полаб. gnevoi «железы» (в сале, мясе) и т. д. Исходное *gnoivъ (от гнои с суф. -в-) > gn;vъ > гнев. В таком случае гнев буквально — «чувство раздражения» (от повреждения). Ср. сердитый, желчный, досада (см. саднить), язвительный, ядовитый. Школьный этимологический словарь русского языка

А в моём бумажном словаре этого же автора (издание 1971 года) есть уточнение, что не следует рассматривать связь слова ГНЕВ с глаголом ОГНЕВАТИ (с ять в корне), образованного от слова ОГНЬ (ОГОНЬ). А как же ГНЕВ БОЖИЙ, например,  пожар от молнии, обширные лесные пожары от засухи? Лес не поджигали, а он горит.

И в словаре Даля есть глагол ОГНЕВИТЬ, содержащий  до реформы языка 1918 года ять в корне

ОГНЕВИТЬ кого, чем, рассердить, прогневить. Огневаться, огневиться на кого, разгневаться (прогневаться), осерчать. Толковый словарь живого великорусского языка

Вспомним очень известную картину Карла Павловича Брюллова «Последний день Помпеи. 1833» и извержение Везувия. Оно было настолько сильным, что полностью уничтожило три города. Помпеи, Геркуланум и Стабии просто исчезли с лица Земли. Многие жители погибли в жестоких мучениях, а их дома оказались погребенными под многометровым слоем камней и вулканического пепла.

Возможные энергетические причины извержения вулкана в том, что на курортах у подножия Везувия  собралось большое количество людей, чтобы  погрузиться в распущенность и разврат, вот все вместе они и создали очень мощную ауру, наполненную энергиями чувственности, вожделения и похоти.

Люди  погибли или пострадали от извержения Везувия, как говорят некоторые древние мыслители, пострадали они не случайно, это им наказание, гнев Божий за их грехи.

А теперь о том, что случилось 22 марта 2024 года около 20:00 по московскому времени в «Крокус Сити Холле» (Красногорск). Произошёл теракт.  Нападение на мирное население сопровождалось массовой стрельбой и взрывами. В результате атаки погибли не менее 144 человек (из них трое детей) и 551 человек получил ранения. От взрывов и пожара здание концертного зала почти полностью разрушено.

В деталях разберутся специалисты, определят виновных, докопаются до сути. Многие лидеры Украины и стран Западного мира уже по горячим следам высказали свои позиции, указали на ложные мишени, считая себя по-прежнему белыми и пушистыми, а всю вину за то зло, которое они несут на планету Земля своими госпереворотами, цветными революциями и терактами,   стремятся переложить на Россию, на русский мир и Владимира Владимировича Путина.

Видите ли, им не нравится, что русский мир в большинстве своём не признаёт то будущее, которое они пытаются  создать и куда толкают страны Европы и Америки, где легализованы  однополые браки, ЛГБТ-сообщества, секспросвет с пелёнок, педирастия и даже возможность  скотоложества  (зоофилии).

Вы заметили, как природа сопротивляется агрессивным усилиям человечества?

Я уверен,  что нынешнее потепление климата, скорее всего, связано не с выбросом в атмосферу техногенных загрязнений, не с коровами, которые выделяют углекистый газ, не с новорожденными детьми, а с тем, что люди стали агрессивнее и выделяют слишком много в тонкий мир своей негативной энергии. 

Почему это случилось в Москве, на российской земле?

Москва, Московия определены небесными силами стать объединяющим центром для справедливого обустройства жизни на планете.

Исследователь Москвы, археолог-самоучка, ставший крупным учёным, Иван Егорович Забелин высказывался не раз, что в XVII веке у Москвы была возможность «стать мостом-распутием  для сообщения во все стороны и во все края старинных народных сношений».  В самом названии МОСКОВИИ заложено, что она должна «сковать», выковать, соединить  мостами весь честной мир.

И теперь  снова появилась такая возможность.

А теракт и реакция на него лидеров коллективного Запада должны пробудить русский мир и все добрые силы на планете, чтобы общество вздрогнуло  и пришло к твёрдому убеждению, что с большинством политиков Западных стран договориться не удастся. Борьба с ними должна стать непримиримой. Они недоговороспособны, они лживы, халтурны, безграмотны, безмозглы  и жестоки.

Группа "Пикник" оказалась неразрывно связана с трагедией в "Крокус Сити Холле". Именно на концерт этой группы пришли сотни зрителей. Пришли  на концерт, хотя начался у православных великий пост, а на Украине Российская армия проводит специальную военную операцию против сил США и НАТО.

Лидер "Пикника" Эдмунд Шклярский и  музыканты отметили, что глубоко потрясены трагедией. И правильно, что фанаты этой рок-группы случившееся  связывают с  появлением за две недели до несостоявшегося концерта новой песни с поистине сатанинскими словами:
"Ничего, ничего не бойся.
Ни огня, ни звенящую тень.
Утром кровью своей умойся,
И встряхни расцветающий день".

Музыканты по сути выполняли волю Запада для непокорного их влиянию русского мира. Вчитайтесь в слова этой песни, она сеет вражду в человеческое сообщество. Вспомните приговорённого к смерти Салмана Ружди. В его стихах «Сатанинские вирши» нет негативного отношения к исламу, но комментарии к поэме посеяли раздор и вражду, так нужную Западу, чтобы снова на тысячи лет  покорить человечество своей воле.


Ты уже не ребенок розовый,
Ты прошел Джомолунгму, Непал и Тибет
Но никто, но никто, никто еще просто
Еще не сказал тебе:

«Ничего, ничего не бойся
Ни огня, ни звенящую тень
Утром кровью своей умойся,
И встряхни расцветающий день».

Ты еще не ломоть отрезанный,
Хоть с утра не всегда и трезвый
И ничем особо не жертвуя,
И ничем особо не брезгуя,

Ты еще на коне, и в расцвете зла
Все мечтаешь о жизни новой
Не боишься рукою коснуться дна,
Но никто, никто не сказал тебе снова:

«Ничего, ничего не бойся
Ни огня, ни звенящую тень
Утром кровью своей умойся,
И встряхни расцветающий день».


Так живешь, не поняв, чего ради
Каждый вечер восходит звезда
И в свинцовое зеркало глядя,
Сам себе говоришь иногда…
Говоришь иногда…

Ничего, ничего не бойся, а-а
Утром кровью своей умойся, а-а

Ничего, ничего не бойся, а-а
Утром кровью своей умойся, а-а

Ничего, ничего не бойся, а-а
Утром кровью своей умойся, а-а

Поклонники "Пикника" сейчас называют эти слова "пророческими", как будто музыканты могли почувствовать что-то страшное заранее. А я считаю, что это был заказ Запада как форма воздействия на Россию и русских.

 Вывод один:

«С бесами не шутят!»

Вернёмся к ГНЕВУ. Педагогический терминологический словарь определяет:

Гнев. Эмоциональное состояние, связанное с мучительным переживанием человеком ущемления своих насущных интересов. Г. трактуется как один из ключевых пороков, противостоящих моральному предписанию стремиться к миру, согласию и взаимной братской любви. В отличие от негодования, Г. предполагает применение насильственных мер для восстановления справедливости и осуществления мести по отношению к обидчикам. Например, для Аристотеля пороком является не сама эмоция Г., а такое свойство характера, как "гневливость". Того, кто не способен испытывать Г., Аристотель приравнивает к глупцу, а того, в ком Г. избыточен, относит к людям, не умеющим прощать. Злокачественные формы Г.: "желчность" и "злобность". Умение сдерживать Г. признаётся в Евангелии одним из осн. достоинств праведника, поскольку "Гнев человека не творит правды Божией". В традиции восточного христианского аскетизма Г. является третьим из восьми греховных страстей или помыслов. Эмоция Г. всецело, хотя и кратковременно, вытесняет любовь к ближнему и к Богу, её заповедавшему (см. Заповедь любви). В новоевропейской философии 17 в. преобладала трактовка Г. не как порока или греха, а как аффекта, свойственного природе человека. В современной психологии эмоция Г. рассматривается как нормальная психическая реакция. Этические аспекты принимаются во внимание лишь в ситуациях, когда Г. оказывается связан со злокачественными формами агрессивности. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 54) Педагогический терминологический словарь


Я знал автора этого определения.  Борис Миха;йлович Бим-Бад (28 декабря 1941, Илецкая Защита, Чкаловская область — 1 марта 2023) — советский и российский педагог, действительный член (академик) Российской академии образования. Доктор педагогических наук, профессор, член Международного философско-космологического общества и телеведущий. Он приезжал в Челябинск, выступал перед студентами филиала Открытого университета. Я для этого университета выпускал газету «Абитуриент»,  и мы говорили о будущем образования в России.

Выпускник МГПИ им. Ленина Борис Михайлович создал и возглавил, то есть стал ректором  Российского открытого университета, преобразованного позже в Университет Российской академии образования.
С 2001 по 2002 год являлся ведущим телеигры «Я знаю всё!» на ТВ-6.
Скончался 1 марта 2023 года в возрасте 81 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.   
 
Европа объединяется каждые сто лет и приходит в русский мир в качестве разрушителя. Вот и 31 марта 1814 года, то есть 210 лет назад русские взяли Париж, столицу той кровавой империи, которая сожгла Москву. А поход русских, кА говорится, ответный визит. Тревожные события происходят на Западе.

ЗНАМЕНАТЕЛЬНАЯ ДАТА

Константин Фролов-Крымский

День ныне исторический вполне.
Французы вновь расчёсывают нервы.
В Париж достойно въехал на коне
Наш император – Александр Первый.

Сегодня ровно двести десять лет
С той незабвенной, легендарной даты,
Когда в Париже в блеске эполет
Маршировали русские солдаты.

Москва до основанья сожжена.
Смоленск разграблен, Могилёв разграблен.
Прошлась по нашей Родине война.
Но русский дух и норов не ослаблен.

Мы шли, порою через «не могу»,
К победе общей прорубая тропы.
Но мы не уподобились врагу,
Не опустились в гневе до Европы.

Париж остался цел и невредим.
Хоть пыл французов был довольно жалок.
Досталось казакам, поскольку им
Пришлось терпеть «атаки»… парижанок.

Жаль, память у французов коротка.
На грабли нарываются упрямо.
Парижу хватит одного «хлопка»,
Чтоб там была одна большая яма.
   23.45    31.03.2024
© Copyright: Константин Фролов-Крымский, 2024
Свидетельство о публикации №124033107931

ДВА ЕДИНСТВА

Федор Тютчев

Из переполненной Господним гневом чаши
Кровь льется через край, и Запад тонет в ней —
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши —
;Славянский мир, сомкнись тесней…

«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью —
;А там увидим, что прочней… 1870 г.


Рецензии