Про попа Феофана и еретика Степана

Про попа Феофана* и еретика Степана (побасенка)
Иллюстрация: сайт cyrillitsa.ru (past/77702-russkiy-tualetnyy-yetiket-samye-neozhi)

   Как-то погожим майским днём отправился поп Феофан в Хрычовку, деревню соседнего прихода. Весна на ту пору выдалась дружной, скорой, вот и решил Феофан, что время коляску к летним разъездам готовить: смазать где, да подтянуть что, да и вообще. И хоть соседи поповы немецкой клоляской его обзавидовлись уже — не катится каляска, а птицей летит!— а всё-таки отец Феофан любил кататься с шиком, так чтоб при езде нигде не скрипнуло, не брякнуло, чтоб, как говорится, комар носа не подточил. Вот и отправился поп к кузнецу хрычёвскому, Степану, знатному умельцу по части механизмов всяких.
   Да только если б не нужда, ни за что б Феофан в те края не поехал. Попа тамошнего, Кирилла, Феофан, как бы помягче сказать, недолюбливал. Прямой убыток Феофану был от него! Переманивал аспид Феофанову паству к себе младенцев крестить да свадьбы справлять. И поддавались уговорам православные!
   Так оно и понятно: у Кирилла-то купель из чеканного серебра ручной работы, новенькая начищенная — сияет вся: любо-дорого, не то что у Феофана — чёрная, дубовая, выструганная из чурбана поди ещё до крещения Руси. Уж такая богатая купель у Кирилла, уж такая богатая — ну, как тут не соблазниться! Да с такой-то купелью и Феофан в ус не дул бы — сам бы у кого хочешь людишек переманил. Но только не было у Феофана такого тестя как у Кирилла-попа. В попадьи-то башибузук Кирилл взял девку из купеческой семьи староверов — по-православному, стало быть, нехристь! Так вот они и сговорились с тестем на купель из чистого серебра в приданное — это же чисто, что калым у басурманов! Тьфу, срамота!
   Эх, да разве ж чернь такое святотатство понимает. Вот и шли людишки к отцу Кириллу на поклон упрашивать, чтоб крестил он их младенцев. И через то не любил Феофан Кирилла и приход его заодно, и если б не нужда, ноги его в Хрычовке не было...
   Но вот въехала коляска попа Феофана в Хрычовку, а уж с окраины слышно — какой-то шум в деревне. Подкатил поп Феофан к кузне, а там чуть не смертоубийство: хрычёвские мужики самого-то кузнеца и метелят да так, разве только дубьём не дубасят!
   - Господь Всемогущий! А ну, стоять, нехристи!- громовым возгласом возопил Феофан, встав в коляске во весь рост, вознеся над головой наперсный крест,- Господь с вами, православные! Что же вы творите?
   Либо сила была нечеловеческая в возгласе попа Феофана, либо подустали мужики и сами хотели остановиться, но драка прекратилась. Мужики тяжело дышали, отряхивались. Двое подняли на ноги и кузнеца.
   На Степане живого места нет: рубаха разорвана, на теле везде синяки да ссадины, губы разбитые в крови, лицо - сплошной синяк, но правым глазом ещё как-то видит, с левого уха на плечо кровь капает.
   - Это что ещё за мамаево побоище тут у вас? Как могли вы потерять лик свой человеческий? Бесы в вас вселились или что? Можно ли так лупцевать единственного в селении кузнеца? Что молчите — языки проглотили?!- негодовал Феофан, стоя в соей коляске
   - Да, мы что? Нам батюшка приказал,- вразнобой, забормотали мужики.
   «Батюшка приказал? Так-так, попался, голубчик — а вот я в Синод-то про бесчинство и отпишу...»,- подумал Феофан, а вслух строго прикрикнул:
   - Какой-такой батюшка?!
   - Отец Кирилл,- отвечали мужики.
   - Да как же он мог на смертоубийство народ подговаривать?!
   - Да, не — попужать только.
   - Да, где ж «попужать», когда вон, на кузнеце живого места не осталось?- поп Феофан сошёл с коляски и, подойдя к Степану, спросил:- равда, что ль? Чем это ты попу вашему не потрафил? Или у тебя с дочкой его шуры-муры?
   - Гы-гы-гы,- как ни намаялись в драке мужики, но скандальный намёк на поповну их развеселил.
   - Что ж вы ржёте, дурни? Вот хлебом вас не корми, дай только поржать,- приструнил мужиков Феофан.
   - Да, не то,- разлепил губы кузнец, лицо которого в ответ на дружный хохот мужиков перекосила гримаса отдалённо напоминавшая улыбку,- Я только вопрос ему по вере задал.
   - Как же можно за вопросы казнить?- с бОльшим, чем требовалось, возмущением вопросил Феофан,- Нехорошо это, ибо сказано: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных»**.
   - Не проклинал я никого, просто о Боге спросил.
   - О чём же спросил?- насторожился поп Феофан.
   - А я узнать хотел: Вот послал Бог человека на землю, чтоб в тяжком преодолении страстей своих греховных, очистился человек духом и тем доказал свою любовь Богу.
   - Ну, верно всё,- подтвердил поп Феофан,- А вопрос-то в чём?
   - А я спросил,- как видно, от разговора у кузнеца сил почти не осталось — он обмяк и повис с опущенной головой на руках поддерживавших его мужиков, и говорил он теперь очень тихо, но притихшие мужики, обступившие их с Феофаном, его слышали:- А Бог-то сам, спросил я, прошёл через это?.. На себе-то испытал?.. Знает ли Он, каково это — страсть в себе побеждать?.. Христос-то даже зачат был безгрешно — нам-то так неможно… Как же Он осуждает-то нас? За что?.. За то, что мы не родились, как Он, безгрешными? Но это же Бог Сам нас подлыми сотворил… Мы-то слабы, это так, но Сам-то Он пример силы духа явил миру? Смирил ли Он свой гнев, когда утопил всех детей Своих, кроме Ноя с семьёй? Так-то Он благословил проклинающих Его?.. Я не ропщу, но скажите: нешто это всё по-христиански?..
   Мужики слушали Степана, кажется, не дыша, а поп Феофан на первых же словах кузнеца о Боге круто развернулся, раздвинул толпившихся мужиков руками и направился к своей коляске.
   Степан ещё не договорил, а Феофан уже развернул коляску и, прежде чем умчаться прочь, прокричал:
- А вы что стоите, мужики? Вам батюшка, что наказал? А вы истуканами стоите?! Так вот: если вы этому еретику не наподдадите, как следует, чтоб он язык свой поганый не распускал, так я отцу Кириллу обо всём доложу — пусть анафеме вас предаст! Еретики!..

   Тут побасенке конец, а кто слушал — молодец!

Примечания:

* Феофан (греч. «богоявление») — мужское имя греческого происхождения.
**Евангелие от Матфея 5 глава — Библия: https://bible.by/syn/40/5/#44

Вернуться на первую: http://proza.ru/2024/03/27/1418
Продолжение:


Рецензии