Вечный странник Агасфер. Кто следующий?

Вечный странник Агасфер.Кто следующий?

    Есть в христианском мире легенда о вечном скитальце Агасфере, бредёт он по миру, не зная отдыха и смерти, не по своей воле, а по завету Христа. История его близка бессмертию Каина, наказанного вечными мытарствами за братоубийство. Заходит бродяга в церковь, худой, босой, длинноволосый, в изодранной одежде, с благоговением слушает проповедь, неистово молится с именем Иисуса на устах, низко кланяется и горестно вздыхает. А потом опять бредёт по пыльным дорогам, заснеженным полям, вот уже две тысячи лет мыкается, гонимый совестью. Избавить от физических и душевных страданий, наказанного жизнью, может только второе пришествие Спасителя. Вот вам прелести жизни вечной.  …
    Чем провинился сапожник Агасфер? Кто проклял его на скитания вечные?  А было это в новозаветные времена. Оскорбил Агасфер Христа, несшего свой крест на Голгофу. Остановился Иисус передохнуть возле дома, а хозяин прогнал несчастного - осужденного на страшную смерть, ударил больно сапожной колодкой, считая его лжепророком, возмутителем спокойствия, достойного казни. И сказал тогда Христос: «Я уйду, но ты будешь ждать моего возвращения». Вот и бродит по миру обречённый на вечную жизнь Агасфер.
   Но ведь и Христос, воскрешённый две тысячи лет назад, тоже вечно ходит по земле, где – двое - трое – там Христос, - только по своей воле он незримо среди нас, - несёт Слово Господне. Мыкается? Нет. Страдает? Да, - не за себя, за других, берёт на себя грехи человеческие. В том разница вечно живого заступника Христа от вечного мытаря Агасфера.
   Но странник русский – явление совсем иное – это не легенда, не миф, а    реальная жизнь на протяжении многих веков русской истории, он добровольно уходит из родного дома, осознаёт свою оторванность от земли, от корней семейного дерева, одинок, легко уязвим, - его всякий обидеть может, не защищён от природных стихий. Что движет им? Вера чистая – живая, свобода духа, желание изменить жизнь к лучшему, вырваться из тесного мира убожества и скудости; в поисках Божьей правды держит он путь в «Святую Русь».
  Русского человека непрестанно волнует вопрос: как жить свято? Каким   путём идти к праведной жизни? Страшно, когда Бог покидает человека, тогда бесы поселяются в душе. Хождение по мукам «за тридевять земель», в святые места за покаянием и благодатью, считалось прямым путём к святости. Грешник должен перетерпеть страдания и лишения, победить препятствия; за это ему, свободному от земных привязанностей и страстей, даровалось царство небесное, одежды белые и венец золотой. 
   Народ русский, надеждами устремлённый в светлую даль, ищет затерянные благодатные миры, невидимую в пространстве и времени землю обетованную, жизнь райскую. Для благоденствия своего уходят православные на поиски дивного Китеж – града, что на святом озере Светлояр, который Господь прикрыл своею дланью – и сделал город и его защитников невидимыми, - но не исчезла земля священная, не потерялась в вечности, а только сокрылась; войдут в эту землю праведники и откроются им на Светлом яру отражённые в воде церкви, монастыри, терема княжецкие, хоромы боярские, дворы посадские, поплывут звоны колокольные, услышат их правоверные и причастятся святостью.
   Веками ищем спасение, Божье заступничество - защиту легионов Господних, чтобы восстать из убожества и бедности в духовном своём великолепии, в полной уверенности, что времена жестоких испытаний скоро кончатся, а те, кто выстояли, будут вознаграждены силой духа, который непременно исправит всякую несправедливость на святой Руси.
   Кто сказал, что мечтать вредно? В мечтах сих слезы и боль, терпение и надежда на благодать небесную. Попробуй, отбери у нас последнюю веру в долю лучшую, в жизнь чистую, светлую, в живоносные источники райские и цветы небесные, и не будет духа русского, души православной, и жизнь кончится.


Рецензии