Эпизод 5. На таежной реке

( Случай из перестроечной эпохи. )

        Он откинулся на мягкое сиденье автобуса и прикрыл глаза. Серая лента шоссе уходила вдаль, автобус, чуть покачиваясь, поглощал километры, отделявшие его от дома."Ну, вот, еще несколько часов и все - путешествие завершится. Он был в гостях у своего друга в соседней стране. Провели мероприятие по развитию и изучению "себя". Группа подобралась веселая, в автобусе звучал смех и обычные дорожные шутки. Люди были довольны поездкой и проведенным временем. "Что ж - не зря все затеяли и сделали, не зря. Показали - рассказали, научили, чему смогли. Кто не справился - я не виноват. Это всего лишь очередная "точка", или "развилка" - понял что - то новое, задумался, жизнь пошла по - иному, нет - все, как и было. Каждый сам решает, куда ему лучше двигаться." Он поерзал на сиденье, устраиваясь поудобнее. "Так, а что там у тебя дальше было? Когда та мечта сбылась и казалось, что теперь все будет здорово и весело. Безпроблемно, да? Тебе же думалось тогда, там, что самое трудное позади? Он погрузился в состояние полу - сна. "О! Кино работает, механик, крути! И это, как там пишут в титрах - "Имена действующих лиц изменены. Любое совпадение - случайно.
          "Ну,что,Петрович,успеем дойти,как думаешь?"-моторист Серега Кузнецов,свободный от вахты,заглянул в ходовую рубку,где стоял у штурвала,капитан буксира "БТ-68" Павел Петрович Кузовков.Он глядел по курсу идущего судна на изгибающуюся петлями небольшую таежную речку,на проплывающие мимо них,пустынные лесистые берега,уже припорошенные ранним снежком."Да-а"-протянул капитан,рановато что-то в этом году."В прошлом сезоне аж до ноябрьских ходили.И план дали и пароходство премию накинуло".-Ну,так зима не спрашивает,когда придти-отозвался Серега.-Севера,они такие-сегодня ноль,а завтра минус два с нолем!-Он хохотнул над своей остротой,но в голосе его сквозило беспокойство.А, беспокоиться было-чему.Их маленький кораблик,"БТ"(буксир-толкач) с водометным движком в 150лс и экипажем из четырех человек,задержался с доставкой последнего груза на заброшенный в тайгу лагерь геологов и теперь,торопясь на повышенных оборотах,стремился успеть дойти до своего родного порта до того,как река встанет-покроется льдом.И можно было этот груз и не брать,не тащить эту баржу с соляркой  и оборудованием на этот полу-забытый лесной гео-пункт,все равно они там зимовать не будут,а уйдут на базовый лагерь,где теплые дома,радиостанция и даже есть взлетная полоса для "Ан-2".А, весной,с первым рейсом,по большой воде к ним бы и завезли все необходимое.Но, прошедший сезон был на редкость неудачным.В стране шла перестройка,все менялось,ломалось старое,а новое не везде и не всегда оказывалось лучше предыдущего.Так и у них в речном пароходстве,начальство что-то перемудрило с "коэффициентами трудового участия",новыми расценками на тонно-километры и экипаж буксира заработал смехотворную сумму,по сравнению с прошлыми навигациями.И Петрович,заботясь о том,чтобы его команда ушла на зимний отдых и отвезла на "большую землю" своим семьям хоть что-то более весомое в финансовом плане,"продавил" этот рейс.Сводка погоды была благоприятной.Снега не было,обмелевшие реки-протоки могли пропустить только их водометный кораблик,на котором не было гребного винта,с осадкой всего 70см.Вобщем,зная Петровича,как бывалого речника с хорошей репутацией,ему дали "добро" на этот последний рейс.Тем более,что идти до геологов было недалеко,неделя туда и дня 4 обратно(без баржи буксир бежал резвее).Всего-то чуть больше 10-ти дней.
       Баржу они доставили быстро и в срок,а на обратном пути начались неприятности.Сначала поломка двигателя задержала их на сутки,потом внезапно,как это часто бывает на Севере,испортилась погода.Похолодало и пошел еще не густой,но мелкий и противный ранний снег.Температура упала до нуля и обещала упасть еще.Но, самое неприятное,что поднялся сильный ветер,на реке пошла волна,скорость суденышка снизилась.И они стали терять драгоценное время.А, это было плохо,это было очень плохо.Они катастрофически не успевали.На воде уже появилась "шуга"-ледяное крошево,вода уже стала замерзать,но течение реки просто не давало встать льду,да и холода только начались.Но, надо было спешить.Поэтому и вглядывался сейчас капитан Кузовков в извилины реки,экономя время на поворотах,стараясь спрямить курс буксира.А, до порта было еще идти прилично,дня три-это,если повезет и все будет хорошо."Слушай,капитан"-Серега озабоченно посмотрел на термометр-"Холодает что-то быстро,уже минуса пошли."Капитан ругнулся сквозь зубы-"А, сводка была радостная,"+5,+8 без осадков"-он передразнил диктора метеоцентра и снова выругался."Не дрейфь,моторист!Сегодня выйдем на главное русло,а там уже и порт недалеко,добежим!"-Ладно,я в каюту,подавлю рундук,буди сменного,пусть к штурвалу встает,а ты в машину и чтоб-как часы!Чтобы ни-ни!Понял,Серега?" - "Да, понял-понял. Пойду,пну этого курсанта, хватит ему сачка давить, когда старики трудятся!"
         Серега спустился по трапу в небольшую каюту и разбудил сменного рулевого-моториста Кольку Ситникова.Это был молодой совсем парень,в этом году он закончил "ШПС"-школу плав.состава,"Скотобазу"-как ее звали на реке и получив специальность рулевого-моториста 2-ой группы судов,попал к ним на буксир.Колька был еще не испорчен коллективом,пил мало,носил форму-единственный из всей команды и даже читал после вахты книги!Дело на буксире невиданное.Парень быстро оделся,ополоснулся из умывальника,прикрепленного к переборке и протопал по трапу в ходовую рубку.Там Петрович передал ему штурвал,а сам завалился на свою койку-рундук."Толкнете,если что"-буркнул капитан и задремал.Серега прошел в машинное отделение,глянул на стучащий дизель,отметил,что слой грязи и мазута под движком в пределах нормы."Значит-бежит,как обычно".Из старенького дизеля при долгой работе начинало "бежать".Гайки раскручивались,прокладки были изработаны,соляра начинала подтекать,а потом и вовсе бить струйками,стекая под двигатель судна.Откуда оба моториста по-очереди отчерпывали ее ведрами и выливали за борт.Гайки затягивались,но ненадолго.Через несколько часов вся процедура повторялась.Кораблик был старенький,его пора уже было списать на слом,новый обещали прислать уже лет пять,но так и не прислали.Помешала перестройка,видимо.Так говорил капитан,а команда верила своему начальнику.Он был справедливый и честный,заботился об их заработке и о судне.Даже "выбил" бочку импортной польской нитро-эмали для покраски корпуса.Серега пнул дверь камбуза-там судовой кок,он же-матрос Саня Дергач,что-то варил,подкидывая мелкие полешки в чугунную печурку."Жрать когда будем?"-Скоро,уже,через пол-часа будет готово.-Опять перловка?-Опять.Скажи спасибо,что тушняк еще есть.А, то бы ты и его у геологов на спирт поменял,как рис и гречку."Ой,ой!Какие мы правильные!"-съязвил Серега."Можно подумать,что я этот спирт один буду пить,а вы с Коляном будете только смотреть и в шахматы играть!"-"Ладно,ладно"-Саня помешал в котле черпаком-"Иди там,доставай,холодно на дворе,пора и согреть душу моряка!"-Вот,верно мыслишь!-Серега не торопясь двинулся в каюту,предвкушая скорый ужин с живительным напитком,дающим тепло и радость бытия.
          Уже стемнело,волна била в нос бегущему судну,но работающий дизель упрямо толкал кораблик по нужному курсу.В каюте накрыли откидной столик,достали заначку:пару банок тушенки и пол-литровую бутылку спирта."Ну,вздрогнем,морячки!"-капитан опрокинул разбавленный наполовину спирт внутрь."Эх!Хорошо прошла!"-Серега и Саня приняли свою дозу,застучали ложки,уничтожая "стратегический запас"-перловку."Иди,Коляну отнеси-пусть согреется бедолага,устал там рулить."-Не,он же правильный,на вахте пить не будет!-А,точно,курсант и есть курсант.С этой скотобазы нормальных не выпускают,одни книголюбы!-Все рассмеялись,но вполне дружелюбно,судовая команда-это один организм,никаких интриг и заспинных сплетен.Все честно,все на виду-не пьет человек на вахте,ну и молодец!Выпьет после,когда сменится.Посидели,повторили."Хватит,мужики!"-капитан показал на бутылку.-Нет,нет,никаких "еще чуть-чуть"!Сказал-всё!Чаёк давайте,им погреемся."За иллюминаторами была тьма,стемнело рано-конец октября.Буксир шел под прожектором,выхватывая лучом очередной изгиб реки,борясь с волной и шквалистым ветром.Вокруг стояла тайга,ни души,тишина и темнота,даже зверья не было слышно-все готовились к зиме.А, в каюте было тепло и уютно,стояла душевная атмосфера,подобревший от выпитого спирта экипаж,прихлебывал горячий чай и травил анекдоты о Горбачеве и перестройке.Удар,рывок,судно дернулось,качнулось и наступила тишина.Слышно было,как свистит ветер снаружи и бьет волна о корпус."Дизель,мать его!Заглох!Твою...бегом!"Все бросились по трапу,судно,лишенное  механической силы,безвольно сворачивало с курса.Колька отчаянно выкручивал штурвал,направляя кораблик к ближнему берегу,да и ветер прижимал судно,сгоняя его с фарватера."Давай,давай,Коля-вон,там,в луче видишь-типа бухточки,туда рули!"-Петрович помогал крутить штурвальное колесо,буксир плохо слушался руля,но по инерции еще двигался в нужном направлении.Минута,другая-скрежет камней под днищем,толчок.Все.Судно стояло на береговой отмели,почти параллельно берегу,плоское днище не давало ему накрениться.
          "Ну,вот,сели!Приехали!"-капитан выругался громко и затейливо,как настоящий морской волк.Он делал это крайне редко,ибо художественный флотский мат не терпел частого употребления и использовался исключительно в соответствующих ситуациях.Но именно по этому затейливому ругательству капитана все поняли,что дело-дрянь.Щелкнул выключатель аварийного освещения,все пошли в машинное отделение,где Серега уже выяснял причину поломки дизеля."Ну,что тут,Серый?"-капитан протиснулся в узкий люк.-Похоже,насос крякнул.-Серега что-то открутил,сунул туда палец,потом постучал ключом.-Да,верняк-топливный насос,чтоб его!"-Снимайте и быстрее,ребятушки!Быстрее!-Капитан был всерьез обеспокоен случившимся.Он уже понял,что,если они не починят насос и не запустят дизель,то их дела станут просто безнадежны.До ближайшего поселка на берегу,не говоря уже о порте приписки-километров 200.И то расстояние,которое буксир мог пройти за 10-12 часов,люди,идя по берегу-просто не пройдут никогда."Никогда!"-повторил капитан про себя.Рации у них не было,искать их начнут не раньше,чем через 5-6 дней.Пока найдут,а тут холода,вобщем-вся надежда на насос.Колька уже переодевшись в промасленную робу,вместе с Серегой бренчал ключами,что-то снимая,выколачивая и отделяя от корпуса дизеля."Судя по-всему,засорился,соляра-дрянь,в ней всякого дерьма плавает,обычное дело"-Серега вытащил насос и они с Колькой стали разбирать его на железном столике в углу машинного отделения.Наступила ночь.Ветер не прекращался,судно слегка покачивалось,стоя на грунте,аккумуляторы давали свет и тепло в электро-обогревателях.Жить было можно...пока.
          Через два часа насос был разобран,промыт и собран снова.Установлен на дизель.Кнопка стартера нажата,раз-другой,дизель,еще не успев сильно остыть,схватился,пару раз громыхнул,заскрежетал,заработал,замолотил на холостых оборотах.Экипаж дружно выдохнул,смерть отодвинулась.Но, недалеко,как выяснилось чуть позже.Все попытки снять судно с грунта успеха не принесли,на заднем ходу мощность дизеля была меньше,судно,едва начиная сползать с отмели,тут же прижималось сильным боковым ветром к берегу и снова садилось на грунт.Пробовали несколько часов.Никак.Ничего."Придется ждать,когда ветер стихнет"-Петрович,устало махнул рукой.-А,если он не стихнет-команда смотрела на своего капитана,ожидая,что,вот,сейчас он скажет им что-то очень мудрое и спасительное и все станет снова хорошо и здорово,как и должно быть."А,если не стихнет,то кому-то придется идти пешком до поселка леспромхоза"-Ты,что,Петрович!С ума сошел!Это ж 200км!-А, что делать?Или сползем  с берега и выйдем на фарватер,или...Короче,всем спать,завтра будем думать,когда рассветет.Все,отбой,экипаж!"
         Утром ветер не стих.Он и не собирался стихать,волна била в борт судна,летел уже серьезный крупный снег,вода густела на глазах,превращаясь в "шугу",тайга стояла белая,зима вступала в свои права.Несколько безрезультатных попыток сползти с отмели успеха не принесли.Собрание в каюте проходило бурно.Петрович взял слово и кратко обрисовал ситуацию-"Судно нам самим не снять.Ветер не дает.Надо кому-то одному идти по берегу в сторону поселка,оставшиеся будут ждать либо помощи-в поселке есть и катера и вездеходы,либо хорошей погоды,когда удастся самим снять судно.Есть другие мнения?"-А, почему одному надо идти?А, не двоим,троим?-Ну,трое точно не пойдут-один не справится с буксиром,а двое не пойдут,потому,что у нас на судне только одна пара кирзовых сапог,на камбузе у матроса Дергача.А, в ботинках идти по снегу я не позволю никому.Еще вопросы будут?"Вопрос был-кто пойдет?"Пойдет самый молодой и здоровый!"-капитан стукнул ладонью по столу,у него больше шансов.Всё!Закончили обсуждение!" Колька Ситников был собран и экипирован быстро.Вязаная шапочка,фуфайка,сапоги.Рабочие рукавицы и нательное белье из рундука капитана.В солдатский "сидор",который нашелся на камбузе,была уложена последняя банка тушенки,два кг перловки,котелок,чай,две булки хлеба,пистолет-ракетница с четырьмя патронами.Соль,сахар,спички."Ну,давай,Колян!Иди только по берегу,в лес не углубляйся,если что-сигналь ракетницей.Мы снимемся-тебя догоним и подберем.Главное-не паникуй,лес есть,жги костер,вода тоже рядом,на чай годится,чистая.Ну,всё-с Богом,двигай,Николай!"
        Колька прошел за два дня около 80км,не везде можно было идти по берегу,мешали обрывы и завалы деревьев,приходилось обходить,теряя драгоценное время и силы.На третий день его догнал буксир."Снялись,все-таки,молодцы мужики!"-сидя в теплой каюте,глотая обжигающий спирт,Колька с любовью смотрел на свой экипаж,на людей,которые не были его друзьями,которые просто были обычными людьми,обычными трудягами речного флота на необъятном Севере его необъятной страны.


Рецензии