Дед

Дед  был убит восьмого марта 1943 года под Старой Руссой осколком  фашистского снаряда случайно залетевшего на проселочную дорогу,  по которой он с сослуживцем возили снаряды на телеге  для своей батареи.
Дед был наводчиком и прошел со своей батареей всю финскую, предвоенные годы на границе в Белоруссии, месяцы отступления в начале войны до Ржева, где его ранило. Он лежал в госпитале и встретился в последний раз с бабушкой, приехавшей к нему из вятской деревни. После госпиталя вернулся в свою батарею под Старую Руссу.
Дед всегда стремился быть первым,  ходил нараспашку и без шапки в суровые вятские морозы и, обладая огромной силой и деловой хваткой, стремился показать свои возможности во всем. Он играл на тальянке, прекрасно пел, любил лошадей и в скачках на лошадях, занимал первые места в районе и области на своем любимом коне Огоньке. На соревнованиях по стрельбе он был вне конкуренции, и это явилось главным мотивом призыва в артиллеристы  на войну с Финляндией. 
Прошел еще год боевых действий, ежедневных обстрелов, фронтального противостояния с врагом и наступил момент, когда не помогли молитвы жены, детей, мамы деда – прабабушки Маремьяны. Высшие силы сняли защиту, оберегающую деда и позволившую выживать в боях вопреки всем законам вероятности,  и кусок металла прервал жизненный путь моего деда в тридцать три года.
В Соборе Петра в Ватикане я могу часами стоять у Пьеты Микеланджело, не в силах отвести взгляд от образа  снятого с креста тридцати трехлетнего Христа, лежащего на коленях Богоматери. Жест руки отведенной в сторону и немой вопрос на прекрасном лице отражают немыслимое по несправедливости происшедшее, невозможное по осознанию содеянного теми, кто явился бездумным исполнителем воли вершителя судеб. И  я  думаю о тридцатитрехлетнем деде и прабабушке Маремьяне  у которой не было возможности проститься с убитым сыном.
Друг захоронил его в ближайшей деревне Отвидино, установил табличку с именем и эта могила охранялась жителями до глобального переноса захороненных в братские могилы в Старую Руссу после войны.
В вятскую деревню принесли похоронку, приезжали военкомы с гуманитарной помощью, после войны приехал друг, привез вещи и награды деда. Бабушка одна вырастила четверых детей и прожила до самой смерти с памятью о нем и с верой, что он был ангелом-хранителем семьи, оберегающим и помогающим из иного мира.


Рецензии
Очень трогательная тема. Написано складно, читается легко.

Сергей Сержпинский   12.04.2024 08:18     Заявить о нарушении