Полянский юг против севера Руси

Полянский юг против севера Руси. Перун против Велеса, введения христианства

Доктора исторических наук И.Я Фроянов и А.В. Пыжиков

         
Михаил Леонидович Томилин г. Клин

          В книге «Загадка крещения Руси» доктор исторических наук Игорь Яковлевич Фроянов показал, что подлинной причиной введения христианства на Руси было: «Стремление киевской знати превратить свой город в религиозный центр восточного славянства»

          И.Я. Фроянов доказывает это тем, что капище с изваянием Перуна сначала было в черте городских укреплений, а затем вынесено на новое место доступное «всем прибывающим полянам». Так же при заключении договора князя Олега с греками «князь и мужи его клялись своим богам Перуном и Велесом (Волосом). Перуну главным образом поклонялись в южных областях восточнославянского мира, а Волосу в северных. Так, как в походе принимали участия как северные, так и южные союзы славянских племен.

          Но как отмечает И. Фроянов в новом тексте соглашения после походя князя Игоря преемника Олега на Константинополь с участием тех же племен в «тексте присяги нового соглашения назван лишь Перун, тогда как Волос не упомянут. Здесь проглядывает желание киевских властителей утвердить приоритет Перуна над остальными богами восточных славян. Следовательно где – то в княжение Игоря (913-945) но до заключения его договора с Византией полянский бог Перун был провозглашен верховным общеславянским богом. … Это понадобилось для того, чтобы идеологически укрепить и обосновать господствующее положение Киева над остальными восточнославянскими племенами.»

          После восстания древлян при сборе дани посредством объезда и смерти Игоря, объезд, сопровождавшийся жестокостью, был заменен погостами – местами сбора дани и уже в 971 году Святослав в договоре с императором Цимисхием: «Русь клянется Перуном и Волосом»

          Но попытки перетянуть на себя одеяло продолжились после смерти Святослава его сыном от рабыни Малуши Владимиром, который провел языческую реформу в 980 году, когда повелел: «Поставить «кумиры на Холме вне двора теремного: Перуна, древяна, Хорса, Дажбога, Стрибога, Симаргла, и Макошь», но без Волоса.

          Языческая реформа, проводимая князем Владимиром, как пишет И.Я. Фроянов: «Исключительно по воле Киева (без совета с заинтересованными представителями других племен) выродилась в религиозное насилие южной приднестровской Руси над племенами словен, кривичей, родимичей, вятичей и прочих, что вызвало волну антикиевских восстаний … реформа вместо единения привела к раздорам»

          Но князь Владимир не опустил руки, а стал искать средства для сплочения: «разрушающегося межплеменного союза для удержания в нем господствующих позиций полян и прежде всего киевской верхушки, обращается к христианству».

          Как пишет И.Я. Фроянов: «В отличии от языческой реформы, задуманной в Киеве без участия представителей входивших в союзную организацию племен, вопрос о принятии христианства обсуждался со старцими градскими – старейшинами племенных центров подвластных Киеву»

          Почему христианство принималось на Руси под принуждением доктор исторических наук В.В. Пузанов о работе И.Я. Фроянова пишет: «Поскольку христианство принималось, с точки зрения автора, в интересах поляно-киевской общины и было санкционировано вечем, то в собственно Киевской земле этот процесс проходил относительно спокойно.

          Однако к подвластным Киеву племенам новая религия приходила с огнем и мечом (как затем и введение христианства.) При этом, как убедительно показал И.Я Фроянов, распространение христианства за пределами Киевской земли тормозилось не только религиозными причинами (приверженностью к языческим традициям и нравам населения, в том числе и верхов общества), но и политическими, т. к. являлось инструментом укрепления киевского господства в других землях. Это вполне понятное и широко распространенное явление: западные славяне, по единодушным сведениям источников, отождествляли распространение христианства с распространением немецкого господства, а борьба с христианизацией являлась и борьбой за национальную независимость.»

          В связи с указанным выше материалом нельзя не сказать о вопросе поднятым доктором исторических наук А.В. Пыжиковым в книге «Славянский разлом»

          «Надо отметить, что внутренняя христианская экспансия сопровождается внешней: последнюю Оттоны ("Оттон I Великий (нем.Otto I der Grosse) с 936 года - германский король, с 962 года - император Священной Римской империи) считали своей исторической миссией. Распространение веры практически полностью переходит в руки немцев, усиленно занявшихся христианизацией северных народов и славянских территорий; на этих направлениях достигаются весомые результаты. Данный период отмечен целым рядом крещений, совершённых под влиянием Римской церкви: в 942 году — датского короля, в 966-м — польского князя Мешко I, в 976-м — норвежского короля, в 985-м — венгерского герцога, а в 988 году череду крещений продолжил киевский князь Владимир, что органично укладывается в обозначенный выше ряд.

          Не случайно католическая церковь уверенно признаёт за Владимиром крещение киевских земель «по латинскому обряду». В 1634 году декретом папы Урбана ХІІІ его причислили к лику святых.»

          А.В. Пыжиков о том, от кого Русь приняла христианство пишет: «Историк Антон Карташёв, вслед за Голубинским, ставил под сомнение княжеские религиозные предпочтения (Князя Владимира) вместе с корсунской былью о крещении. Указывал на контакты князя с Болгарской церковью — то ли автокефальной, то ли с каким-то не прояснённым статусом, не умалчивал об интенсивном обмене посланниками с Римом.

          Не скрывал Карташёв и конфликт Владимира с греками. Так, от западных материалов о насаждении христианства в Киеве латинскими миссионерами дружно открещивались, отвергая их как мифологические. Легендой считается Житие святого Ромуальда, сообщавшее о немецких миссионерах в славянских землях. В нём содержится рассказ о прибытии в Киев одного бенедиктинского монаха, именуемого «епископом русским». Княгиня Ольга, вернувшись после крещения из Царьграда, почему-то снарядила посольство к германскому императору Оттону І с просьбой прислать епископов и священников; в ответ тот вместе с папой Иоанном ХІІ и направил своих миссионеров. Популярна на Западе Хроника Титмара Мерзебургского, ровесница киевской Повести временных лет, где описывается ласковый приём Владимиром западного деятеля по имени Бруно.»

          А.В. Пыжикоа показывает откуда на Русь пришло христианство, он обратил внимание на церковные термины, этимология которых сохранила латинские, а не греческие термины: «Само название «церковь» — cyrica («круг верующих») — латинское, тогда как греческое — ;;;;;;;; [eklesia]; слово «крест» — от польского krzy; или латинского crucificus, а не от греческого ;;;;;;; [stavros]. Далее: слово «алтарь» происходит от латинского altare, а не от греческого ;;;;; [bomos], «орарь» — надеваемая при служении полоса — от латинского orarium, вера по-гречески — ;;;;;, «пост» в германских языках, производных от латинского, — fast (в готском (fasten означает «поститься»), а в греческом — ;;;;;;;;; [nesteria]. Понятие же «поганый» (то есть язычник) тоже восходит к латинскому paganus, греческий же вариант слова — ;;;;;;;;;;; [etnikos]. Число подобных примеров можно легко умножить. Согласимся, такая перегруженность церковного лексикона латинизмами весьма показательна.»

          Как говорится «самым большим и охраняемым секретом России является её реальная история»


Рецензии