Становление Вешкаймы

                Как это было
     (Воспоминания Никитиной Е.П. о ж/д станции. Вешкайма)

Это было давно, в далекое царское время.  На месте нашей станции Вешкайма существовал, окруженный со всех сторон лесным массивом, маленький разъезд под названием «Сороковое». На этом разъезде был всего один домик, но чудесной архитектуры, добротной постройки, с двумя теплыми конюшнями. Построен он был где-то в 1870 – 75 годах, а может быть, и раньше, по распоряжению правительства Карсунского уезда. Строили этот домик соплевские (теперь красноборские) мужики, которые в то время славились плотницким ремеслом.  В этом домике располагалась гостиница. Обслуживали её два человека: Янина Федосья Андреевна, умная, опрятная хозяйственная, и её помощница, уборщица - истопница из Соплевки Матрена Селиверстовна Провалова. Гостиница находилась тогда на сегодняшней улице Назарова. Мимо гостиницы проходила узенькая, прочищенная от леса дорога. Она до сей поры существует. Эта дорога называлась почтовым трактом, обозначалась кругляшками в 2 метра вышиной, через каждые 200 метров были врыты столбики, они назывались вешками, существовали эти вешки почти до 30-х годов. По этой дороге почти ежедневно проходила почтовая карета с егерями. В кареты были запряжены две сильные, сытые лошади, в блестящей с кистями и бубенцами упряжке. Путь кареты был один и тот же: из Симбирска в Карсун, из Карсуна в Симбирск.
Гостиница никогда не пустовала. Мимо неё часто ездили и купцы. Ночевали в ней, меняли лошадей. Особенно много было постояльцев в зимнее время: то заносы, то волки. А их тогда было очень много. На охоту выходили стаями. Была и еще одна беда в то время: между разъездом и селом Вешкайма орудовали разбойники. Это были люди, убежавшие из острога. На разбой они выходили на мост, кажется, он и сейчас есть. Назывался он Папиловым мостом, по фамилии убитого на нем купца Папилова.
Почтовый тракт обслуживался вешкаймскими мужиками от Вырыпаевки почти до Соплевки (с. Красный Бор). Весной после посева староста собирал  сход, назначал 6 – 8 человек для поправок вешек, сгнившие меняли на новые, покосившиеся выпрямляли, а зимой 30 человек должны были расчищать снежные заносы.
В 24 – 25- ых годах дорога стала шоссейной, а не грунтовой, от села Вешкайма до станции мостили дорогу вручную, на лошадях возили песок, большие камни, булыжник. Выкладывал все это руками пожилой мужчина без ног от колена. Вот какой был изнурительный труд. В конце 1925 года дорога была уже в ходу, а вешки еще служили людям почти до 1930 года.
Районный центр тогда был в селе Вешкайма. Там же – и школа- семилетка. Мы человек шесть ходили в эту школу, и вешки нас выручали и весной, и зимой.
В 1927 году наш разъезд стал окончательно станцией Вешкайма, а разъезд ушел в прошлое.
Поселок «Сороковое» рос. Построили дома Солдатовы, Пановы, Лакеевы, Кулагины. Строились и мы, почти напротив вокзала старого, одновременно строились и казармы, и склады, они и до сих пор существуют. Все казармы и склады были покрашены в бордовый цвет, вокзал же был розового цвета. В казармах жили рабочие, обслуживающие железную дорогу: Грицков, Пицков, Куренковы, старшим мастером был Павлин Петрович Богородский.
В 18-19-ых годах строилась наша маленькая школа,  она и сейчас стоит. Только нет садика, выращенного руками учащихся, нет тополей, берез, рябины, сирени, черемухи, что сажали мы в ту пору. Это было единственное место отдыха. Последний раз я в нем была в 1954 году, наш школьный сад уже терял свою красоту, вырубали деревья, началось строительство общежития средней школы. Наша первая и последняя учительница была Александра Захаровна Жеманова.
В то же самое время выросла и наша маленькая почта, в которой я работала. Была она с закрытым крылечком, с четырьмя окошками, недалеко от школы (на том месте, где сейчас диспетчерская). В здании был сортировочный пункт и обменный, телефонная связь и спецсвязь, телеграфа в то время еще не было у нас.
Старый вокзал был добротным, покрашенным в желтый цвет, вход располагался с перрона. На перроне было много больших тополей. Вокзал со всех сторон был обнесен палисадником, а в садике стояли лавочки, где весной и летом отдыхали пассажиры, иногда даже ночевали. На перрон выходили торговки с кислым молоком, с картофельными лепешками, тогда еще садов не было. Сеяли одну картошку, рожь, пшеницу, просо, гречиху, овес, горох, чечевицу.
  С другой стороны вокзала, где сейчас остановка автобусов, были врыты два столба, на которых положен отрезок линии. Это был коновязь, к нему привязывали лошадей.
По правую сторону вокзала был небольшой буфет от Симбирска. В нем работали девушки из Симбирска и счетовод из села Каргино.
В 29-30 годы на месте, где сейчас афиши кино, строился большой дом. Это была контора зерносклада, впоследствии, после войны, в этом здании располагалась больница. Через дорогу, где сейчас бывший раймаг, было общежитие, где проживало десять семей работников зерносклада. Где сейчас хлебный магазин, была лаборатория зерносклада.
Элеватор строили в конце 44-45 годов. После войны строили сельхозтехнику, нефтебазу, лесхоз. Станция росла, лес сильно вырубали и вырубали около озера, озеро стало подсыхать, рыбы уже не было.
В 50-е годы началось бурное строительство линии электропередач, появились финские домики, двухэтажная больница, позднее -  узел связи, средняя школа, детский садик.
В 1957 году наша станция стала районным центром.


Рецензии