Как легко написать курсовую работу

Как написать хорошую курсовую работу, сэкономив время и силы, получив удовлетворение от учёбы и одобрение преподавателей? Эта статья будет полезна учащимся всех специальностей. Не только тем, кто хочет написать курсовую работу самостоятельно, но и тем, кто хочет её заказать. 

Больше десяти лет я пишу на заказ студенческие работы. Не только курсовые, но и магистерские диссертации, которые мои подопечные защищали на отличные оценки. Темы были самые разные: лингвистика, история, педагогика, урбанистика, экономика.

В первую очередь нужно понять: а что именно от меня хотят? Ответить могут преподаватели, учебники и методички по предмету, а в крайнем случае — однокурсники. Без ответа на этот вопрос у вас вряд ли получится написать работу самостоятельно, да и даже заказывать её будет сложно: есть большой риск получить неудовлетворительный результат.

В большинстве случаев достаточно узнать тему работы — и можно начинать. Но порой бывает, что тема звучит непонятно, и нужно что-либо уточнить. Гораздо проще задавать вопросы преподавателю именно на этом этапе, а не когда работа уже наполовину готова.

Потом необходимо выяснить следующие вещи: какой объём работы в страницах (и считаются ли за «страницу» список литературы и приложения) и какой нужен процент оригинальности по системе Антиплагиат (он бывает платным или же бесплатным). А главное — сроки сдачи работы. Если вы хотите заказать работу, то от этих параметров будет сильно зависеть её стоимость. Обычно курсовые работы имеют объём 25-45 страниц.

Курсовая работа имеет следующую структуру:

- Титульный лист
- Оглавление
- Введение
- Теоретическая часть
- Практическая часть
- Заключение
- Список литературы
- Приложения

Оформление титульного листа должно быть в строгом соответствии с методичками. Обычно методички есть в электронном виде, и не составит никакого труда скопировать и вставить титульный лист.

Вообще оформление работы — очень важная вещь, на которую в первую очередь обращают внимание преподаватели. Моя научная руководительница говорила, что внимательнее всего смотрит студенческую работу в самом начале и в самом конце, проверяя список литературы.

Введение может быть как кратким, так и длинным, в некоторых случаях оно может быть по размеру почти как целая глава. Наиболее вероятно, что именно введение попадёт в поле зрения научного руководителя. Поэтому и писать, и оформлять его нужно особенно внимательно.

Чаще всего во введении пишут следующие вещи: актуальность работы, степень научной разработанности, объект и предмет исследования, цель исследования, методы исследования, структура. Этот список может существенно отличаться в разных вузах и у разных преподавателей — внимательно смотрите методичку.

Актуальность работы — довольно простая вещь. Нужно описать, насколько актуальна тема работы, применима ли она в жизни, кому и где она может быть полезна.

Степень научной разработанности — здесь можно вспомнить об истоках, о вкладе учёных из разных эпох, упомянуть несколько наиболее известных имён (отечественных и зарубежных). Бывает полезным упомянуть своего научного руководителя и других преподавателей кафедры и университета.

Объект исследования — что именно мы изучаем.

Задачи обычно оформляются в виде списка из нескольких пунктов. В зависимости от требований к работе может быть и два-три пункта, и десять.

Методы исследования бесконечно разнообразны для разных предметов и областей науки. Можно вспомнить такие понятия из логики и философии как анализ и синтез, дедукция и индукция, сравнение и прочее подобное, для технических предметов — перечислить используемое оборудование и его настройки. Если работа включает в себя эксперимент и обработку полученных данных, то обязательно надо упомянуть и это.

Структура работы — весьма простой пункт. Выглядит он приблизительно так: «Курсовая работа включает введение, две главы, в первой главе два параграфа, во второй главе два параграфа, заключение и список литературы из тридцати пунктов, два приложения».

Некоторые считают, что введение нужно писать уже после того как написана теоретическая и практическая часть. Не могу согласиться с этим на сто процентов, но в этой мысли однозначно присутствует рациональное зерно.

В теоретической и практической части обычно по две-три главы.

В теоретической части первую главу удобно начинать с основных понятий и определений, которые используются в работе. Источники этих определений — словари, учебники, нормативно-правовые акты, труды известных учёных. Можно объяснить разницу между использованием некого термина в России и за рубежом, между представителями разных научных школ, можно упомянуть то, как определение одного и того же понятия менялось по мере развития научной мысли.

Необходимо проставить ссылки на все использованные источники. Чаще всего используются два вида ссылок: в квадратных скобках [1],[2],[3] или же сноски1. Какие именно вам нужны — смотрите методичку, спрашивайте преподавателя, но это очень важный вопрос, от которого существенно зависит оформление всей работы.

Во второй главе теоретической части можно описать нормативно-правовую базу исследуемого вопроса, кратко изложить труды известных исследователей, чей вклад наиболее важен, привести статистические данные и их анализ.

Практическая часть работы обычно более предметна и может содержать оригинальное исследование: данные, подробное описание методов получения этих данных, их анализ и полученные выводы.

Заключение должно быть связано и с введением, и с главами. Заключение можно написать, опираясь на цели работы: достигнуты ли они и каким образом. А можно написать, кратко описывая содержимое всех глав. Также в заключении обязательно надо отразить выводы, сделанные в процессе написания работы.

…А список использованной литературы — это практически главная часть любой работы. Это основа основ научного метода, то, что делает науку наукой.

Этот список может иметь разные названия и заголовки, состоять из разных разделов. В некоторых случаях список литературы нужно упорядочивать в алфавитном порядке, а в некоторых случаях — разбивать на разделы: «статьи», «учебники», «нормативно-правовые акты» и т. д. 

Обязательно изучите требования к списку литературы, они могут быть весьма оригинальными. Некоторые научные руководители обязательно требуют приводить источники на английском языке, другие запрещают использовать исследования более чем десятилетней давности, а кто-то наоборот хочет упоминания каких-либо классических трудов.

Где же брать источники, особенно если их нужно очень много? Мой любимый сайт — это КиберЛенинка. Не только потому что там есть актуальная научная информация по множеству вопросов, но и потому что в каждой статье есть кнопка, которая автоматически копирует правильно оформленное название статьи. Это очень сильно экономит время.

Преподаватели могут запрещать ссылаться на Википедию. Но в Википедии тоже есть источники — обратите внимание на них (среди них очень часто попадаются битые ссылки). Изучите в Википедии разные языковые разделы, чаще всего наиболее подробная статья есть на английском языке.

Ссылайтесь на нормативно-правовые акты различных уровней. Их можно прочесть на сайте Консультант Плюс, на официальных государственных сайтах.

Спрашивайте научного руководителя, просите список литературы по предмету, смотрите методички и учебники по предмету. Можно посетить университетскую библиотеку, в ней, скорее всего, есть онлайн-каталоги, которые позволят быстро найти нужную книгу.

Приложения — это необязательный раздел, в который можно убирать большие таблицы, длинные списки, рисунки большого формата, чертежи. В приложения убирают то, что загромождает текст работы. Приложения нумеруются цифрами или обозначаются буквами.

После написания работы необходимо как минимум один раз перечитать её, чтобы исправить ошибки и опечатки. Думаю, что лучше всего после написания работы какое-то время отвлечься на другие дела и отдохнуть, а уже потом приступать к редактированию.

Желательно ещё раз прочитать и отредактировать работу непосредственно перед отправкой на проверку. Все преподаватели обращают внимание на разное. Понаблюдайте как преподаватель проверяет работы других студентов.

Я надеюсь, что эта статья кому-то пригодилась. И желаю всем успехов в нелёгком деле получения образования.

Дорогу осилят идущие.

Я планирую написание цикла статей для учащихся средних и высших учебных заведений, которые помогут в учёбе. Я считаю, что образование — то, что делает нас людьми, то, что формирует нашу цивилизацию и культуру и способствует её развитию.


Рецензии