О крысах и крысиных стаях вокруг нас
«Большое зло — унижать достоинство человека, считать себя личностью, заслуживающей уважение, а другого человека — «мелкой пылинкой». Василий Александрович Сухомлинский.
Увидев свою знакомую после пятилетнего перерыва, Антон буквально выкрикнул фразу, которую он долго обдумывал в своих мыслях: «О-о-о-о-о, откуда эту красивую девушку к нам занесло?» Американка, так называл Антон свою бывшую сотрудницу после обучения в Штатах, вздрогнула, даже шарахнулась от неожиданности. Лицо её побелело, задрожало, даже немного искривилось, выразив необыкновенный испуг, которого ждала в последние годы. Она знала, что эта встреча произойдет, но она не знала, какая у неё будет реакция на неё. Дать оценку поступку, который она совершила по отношению к Антону в период их совместной работы, она даже не думала. Она думала, что он никогда не узнает о том, что его совершила именно она, поэтому даже не утруждалась, будучи уверенной в том, что разобраться в её подлых, циничных делах Антону просто не дано по природе, по причине его глупости и наивности. Так думала она.
Будучи любвеобильной женщиной, думающей о карьере и мужчине с деньгами, она думала только о своём материальном благополучии, бесконечном сладострастии. Жажда наживы была её спутницей жизни, и это полностью определяло её действия и поступки. К своей поставленной цели она шла буквально по костям своих бывших любовников, друзей, подруг, сотрудников. Она не гнушалась ничем, она была готова ради своего материального благополучия втоптать в грязь любого грязными сплетнями, циничными, бесчеловечными поступками. Она могла подставить любого человека, стоящего на её пути, и, если он или она мешали достижению её поставленной цели, она перемешивала их с грязью, не гнушаясь ничем, подключая к этому процессу таких же, как она, циничных и подлых людей, у которых не осталось ни грамма человеческого достоинства.
Антон по натуре был очень добрым и отзывчивым человеком, всегда спешил на помощь к друзьям в трудную минуту, словом и делом помогал своим друзьям, когда они попадали в трудную жизненную ситуацию, помогал им преодолеть кризисную ситуацию, наступившую в их жизни.
Антон был творческим человеком. В юности любил играть на гитаре и петь песни. Гитару он приобрел, выручив деньги от продажи своих кроликов, которых он выращивал в своём сарае. Сделал сам клетки для них, следил за ними, кормил, ходил в лес за травой, косил её, сушил, а потом, загрузив на спину, тащил на своей спине домой, чтобы заготовить таким образом корм для кроликов на зиму. Первым врагом в его сарае были крысы. Они частенько нападали на крольчат, убивали их и утаскивали в свои норы. Антон сильно огорчался, даже плакал, жалея своих питомцев. Однажды после очередного нападения крыс на крольчат он решил найти крысиную нору, чтобы разорить её гнездо и избавиться от набегов на его питомцев. В поисках крысиного гнезда он перерыл весь сарай и в конце концов нашел это гнездо под полом в загоне для свиней. В доказательство тому, что там жили крысы, было тельце маленького крольчонка, у которого наполовину была сгрызена голова. Крыса небывалых размеров сидела в норе. Она забилась в угол, спрятав голову в продолжении норы, где не было выхода. Антон тогда безжалостно взял вилы и насадил на них крысу. Необыкновенный визг разнесся по всему сараю. Крыса визжала и старалась вырваться с насаженных вил. Но Антон тогда нажал на вилы ногой сильнее и пригвоздил большую жирную крысиную тушку в её же крысиной норе, в которой лежало белое окровавленное тельце крольчонка. Убив крысу, он вынес её из сарая и выбросил её в ближайшем овраге, а тельце крольчонка он унес на гору, выкопал там могилку и похоронил своего питомца со всеми почестями.
«О, Антон, сколько лет, сколько зим, как у тебя дела?» — выдавила из себя американка. Антон увидел бледно дрожащее лицо своей бывшей сотрудницы. Взглянув в её испуганные глаза, увидев побледневшее лицо и то, как тело американки заерзало, когда она выдавливала из себя дежурные слова, Антон понял, что его бывшая коллега ждала эту встречу и боялась её. Она поняла, что Антон всё знает о её подлых делах. Она не знала, как она будет оправдываться перед ним, когда он начнет задавать ей напрямик вопросы о её подлых делах. Глядя на неё, Антону показалось, что она ему кого-то напоминает, и тут он вспомнил крысу из сарая, которая воровала его кроликов и убивала, но в его случае в качестве крысиной жертвы был он сам.
«Крыса», — произнес про себя Антон. Подлая, лживая, гнилая, прогнивавшая корыстью крыса, способная пройти по трупам своих коллег для достижения своей ничтожной личной цели. Он ужаснулся своему открытию, и его чуть не стошнило от этого открытия. «Господи, как низко она пала. Ведь тогда он мог умереть от его предательского гнусного поступка». Он готовился к очередному дню своего рождения. Тогда он решил угостить сослуживцев на работе и закупил всё необходимое, чтобы во время обеда угостить сослуживцев. Было среди угощений две бутылки его любимого шампанского «Абрау-Дюрсо». В тот день он ждал гостей и дома, наивно надеясь, что успеет угостить сослуживцев по работе и прийти домой, чтобы посидеть с друзьями и отметить свой день рождения. Но ни на работе, ни дома он не смог по-настоящему отметить свой праздник. После бокала выпитого шампанского среди коллег Антон потерял сознание и в конце концов оказался в платной психиатрической больнице, куда его отвезла его бывшая сослуживица. Антон не сразу понял, что произошло с ним, только после прошествии определённого времени он осознал всё, что сделала его сотрудница с ним. Таким образом она убрала конкурента со своего пути, который, по её мнению, был претендентом на место начальника отдела. В какой-то момент их встречи между бывшими сослуживцами воцарилась тишина. Каждый думал о своём. Антон, осознав, кем была та, которая чуть не отправила его на тот свет. Теперь она была для него крысой, которая собрала вокруг себя стаю таких же, как она, крыс, которые были готовы на самые подлые и гнусные поступки. Они были родственными душами, той моральной гнилью, которые общались между собой не по велению души, а только из корыстных соображений. Антон наконец-то понял, что эта крысиная стая трусливых людишек всё это время совершала самые подлые поступки против него. Именно сейчас, глядя на неё, понял Антон, осознал свою ошибку, которая заключалась в недооценке крысиной подлости её и окружавшей её крысиной стаи слабаков и трусов. Они были самыми настоящими подлецами, самыми мерзкими типами, которых он встретил в этой жизни среди многих негодяев и отбросов, которые обманывают, предают, гадят и подставляют. Антону стало противно смотреть на подлую и трусливую душу женщины, которая искала в этот момент слова оправдания и не могла найти, чтобы вновь выкрутиться и выйти из этой ситуации победительницей. Но он, Антон, хорошо знал, что у неё нет выхода, он понял, что она труслива и у нее не найдется слов оправдания, такая, как она, не была смелой и по-настоящему сильной женщиной. Антон впервые увидел, что в этой встрече, в этой молчаливой схватке она проиграет, потому что рядом не было никого из её подельников, среди которых она могла бы исподтишка нанести ему удар.
Антон глядел на крысу и вспоминал её подруг, таких же, как она, гнусных и подлых крыс, он уже не боялся называть их так. Они были такими же ничтожествами, как она. Именно сейчас он осознал, что у всех её подруг, у которых таких понятий, как «честь», «достоинство», «совесть», не только не существует, но и никогда не было. Антон вспомнил подлые поступки, её подельники устраивали подлые дела против него. Эти крысы решили уволить его, распространив сплетни среди близких его друзей, чтобы добиться в своих шкурных и меркантильных интересах. Благо, друзья не пошли у них на поводу и остались при своем мнении о нем. «Ладно, — подумал Антон, — его друзья остались верны ему, а сколько от таких крысиных стай и распространяемых ими подлых, лживых сплетен пострадало немало хороших и достойных людей».
Антон смотрел на женщину и как никогда понял, что женщина, стоящая напротив него, была по-настоящему низкой и подлой женщиной. Именно они, подлецы, часто завидуют окружающим людям, а также не могут смотреть на успехи и победы других людей. Они никогда не радуются, когда у кого-то дела идут лучше, чем у них. Именно они, подлецы, радуются и злословят, когда у кого-то неприятности и беды. Для них всегда приятно, что кому-то не повезло и стало хуже. Это результат лицемерной натуры и крысиного характера. Подлецы часто врут, манипулируют и играют на чувствах других. Именно это видел Антон, наблюдая за всей этой крысиной компанией. Именно они, эти подлые людишки, говорили гадости за его спиной, неискренне лицемеря, критиковали его, считая его и всех вокруг хуже себя.
Антон смотрел на эту трусливую, подлую женщину и понимал, что, стоя перед ней, он просто загнал её в её крысиную нору, как когда-то загнал крысу, убивающую его кроликов в его сарае. Он понимал, что эта встреча была не случайной. Этой встречей он наносил ей удар в ответ на её подлый поступок, и он загнал её в её же нору, из которой не было выхода, и в которую она трусливо забилась, стараясь спасти себя. Антон смотрел на женщину, и непонятно откуда он начал понимать, что никогда в жизни он больше не поддастся манипуляции таких, как она, подлых людей. Он начал понимать, что не будет идти на поводу таких подлецов и на компромисс с ними. Как показал его личный опыт общения с ними, с ними никогда нельзя договориться. Как он упрашивал представителей этой крысиной компании убрать из социальных сетей информацию, порочащую его честь и достоинство, созданную ими на основе лживых сплетен, распускаемых такими же подлыми, как и они же сами, людьми.
Антон смотрел на американку и понял, что ему делать. Он знал, что главная проблема подлости — это правда, ведь она всегда раскрывает лицемера. Больше всего подлецы боятся гласности, правды, открытости и разоблачения.
Но главное, что понял Антон, — не давать мерзавцам, как она и ей подобным, использовать сплетни, чтобы они могли использовать полученную ими информацию в своих грязных интригах.
Тут Антон вспомнил свой случай с крысой, которую он убил в своем сарае. «Если бы он тогда не убил ее, — начал быстро про себя рассуждать Антон, — то крыса продолжала бы убивать его крольчат». И тут в его памяти всплыли слова древней пословицы, которая гласила: «Против лома нет приёма (окромя другого лома)».
«Если они, крысы, не гнушаются действовать вне поля правил, законов и норм морали, а поэтому часто побеждают, — продолжал свою мысль Антон. — Но ведь так не должно быть. Что тогда делать?» Какое-то время он искал ответ на свой же вопрос. И тут его осенило. «Подлецу надо отвечать — отвечать такой же подлостью, — наконец понял Антон, — как бы это ни выглядело со стороны и не противоречило принятым правилам, законам и нормам морали, иначе он никогда не сможет победить.
Антон смотрел на человека, который когда-то совершил по отношению к нему гнусный, подлый, крысиный поступок, смотрел на крысу, которая объединила вокруг себя таких же, как она, крыс, создав таким образом крысиную стаю, вооружив против него собранными ею же самой лживыми сплетнями о нём. Она думала, что об её подлых делах Антон никогда не узнает и не догадается. Но случилось обратное. Вся правда всплыла, и она была разоблачена. Именно об этом главная крыса крысиной стаи начала догадываться. И именно в этот момент она как никогда каждым волоском всей своей крысиной шкурой начала чувствовать, что за все её подлости придется рано или поздно расплатиться.
Как оказалось, всё это время, пока Антон смотрел на свою бывшую сослуживицу, она что-то говорила ему, но он так увлекся своими мыслями и своим внутренним размышлением, что не слышал её. Услышал он только последние её слова: «Это не я, это он подсыпал тебе в шампанское психотропные вещества, я тут ни при чем. Ты что, не знал, что ли, что он у нас был наркоманом?» Для Антона же было неважно, кто подсыпал и кто был наркоманом. Он до глубины души понял, что по отношению к нему совершили подлый поступок. А он отлично знал, что такое подлость, а подлость он ненавидел. Он с детства знал, что подлость и подлецов не прощают!
Свидетельство о публикации №224040200214
•
Статья представляет собой рассказ о встрече главного героя с бывшей коллегой, которая вызывает у него неприятные воспоминания.
Герой осознает, что его бывшая коллега была подлой и лживой, способной на гнусные поступки ради достижения своих целей.
Он понимает, что столкнулся с крысиной стаей, состоящей из таких же подлых и трусливых людей.
Герой осознает свою ошибку в недооценке подлости своей бывшей коллеги и окружающих ее крыс.
Он понимает, что с подлецами нельзя договориться и что им нужно отвечать такой же подлостью.
Герой осознает, что правда является главным оружием против подлости и лицемерия.
Аркадий Шакшин 24.04.2024 18:43 Заявить о нарушении
Антон и его бывшая сотрудница встречаются после пяти лет. •
Антон узнает о подлом поступке бывшей сотрудницы по отношению к нему.
Антон был добрым и отзывчивым человеком, помогал друзьям и коллегам.
Бывшая сотрудница была карьеристкой, шла по головам ради материального благополучия.
Антон вспоминает случай с крысой, убившей его кроликов, и понимает, что подлость должна быть наказана.
Антон осознает, что подлость и подлецы не прощаются и не должны оставаться безнаказанными.
Аркадий Шакшин 18.08.2024 08:11 Заявить о нарушении
«Крысиные стаи» среди людей: как подлость и предательство меняют человека
Рассказ Аркадия Шакшина «О крысах и крысиных стаях вокруг нас» — это жесткая, почти натуралистичная притча о человеческой подлости, предательстве и неизбежном возмездии. Автор проводит параллель между крысами, уничтожающими беззащитных крольчат, и людьми, готовыми ради своей выгрызть жизнь другого.
Конфликт: наивность против цинизма
Главный герой, Антон, — добрый, отзывчивый человек, верящий в дружбу и справедливость. Его бывшая коллега (иронично названная «Американкой») — полная его противоположность: расчетливая, циничная, готовая на любую подлость ради карьеры и личной выгоды. Когда-то она едва не погубила Антона, подмешав в его шампанское психотропные вещества, чтобы устранить как конкурента. И вот спустя годы они встречаются вновь.
Эта встреча — кульминация рассказа, момент, когда жертва наконец видит своего мучителя без масок. Антон осознает, что перед ним не просто подлый человек, а настоящая «крыса», окруженная такой же «крысиной стаей».
Метафора крысы: от животного к человеческому
Ключевой символ рассказа — крыса. В детстве Антон безжалостно убил крысу, поедавшую его кроликов. Теперь он понимает, что среди людей тоже есть «крысы» — те, кто пожирает чужие жизни ради собственной выгоды. Они трусливы, действуют исподтишка, объединяются в стаи, чтобы травить тех, кто слабее или честнее.
Шакшин мастерски использует этот образ, показывая, как подлость может быть системной: одна «крыса» находит других, и вместе они создают токсичную среду, где правят сплетни, предательство и лицемерие.
Месть или прозрение?
Финал рассказа открытый. Антон не кричит, не бьет «Американку», но его молчание страшнее любых слов. Он осознает, что с такими людьми бесполезно договариваться — их можно только загнать в угол, как ту крысу в сарае.
Но самое важное — его внутренняя трансформация. Если раньше он был наивен и доверчив, то теперь понимает: мир полон «крыс», и чтобы выжить, нельзя играть по их правилам.
Стиль и эмоциональный эффект
Рассказ написан резко, почти грубо, без лишних красивостей. Это усиливает ощущение грязи и подлости, о которых говорит автор. Читатель вместе с Антоном чувствует отвращение к «крысиной стае», но также и удовлетворение от того, что правда наконец раскрыта.
Вывод
«О крысах и крысиных стаях вокруг нас» — это не просто история о мести, а жесткое напоминание о том, что в мире есть люди, для которых чужая жизнь — ничего не значит. И единственный способ противостоять им — перестать быть жертвой.
Оценка: 4.5/5
Сильный, эмоционально заряженный рассказ, который заставляет задуматься о природе подлости и цене человеческого достоинства.
Аркадий Шакшин 14.05.2025 16:02 Заявить о нарушении
Это ритуал публичного разоблачения и изгнания, где прошлое (детская травма с крысой) и настоящее (встреча с «американкой») сливаются в единый акт возмездия.
Ритуальная инвектива «Крыса»: Символическое убийство и изгнание из человеческого сообщества
Инвектива «Крыса» работает на нескольких уровнях: биологическом, социальном и моральном, последовательно лишая объект всех признаков человечности.
1. Замысел инвективы: От живого образа к универсальному символу
«Крыса» — это не просто оскорбление, а диагноз и приговор. Этот ярлык выполняет ключевую функцию ритуальной инвективы: он переводит сложный человеческий конфликт (предательство, карьеризм, зависть) в простую, бинарную схему: человек vs. вредитель. Крыса — это паразит, носитель чумы (в моральном смысле), существо, действующее из норы (скрытно, подло).
Создание «стаи»: Инвектива не ограничивается одной особью. «Американка» — «крысиная матка», собравшая вокруг себя «стаю таких же, как она, крыс». Это превращает личную обиду Антона в борьбу с системным злом, с целой кастой «ничтожеств», у которых «таких понятий, как "честь", "достоинство", "совесть"… никогда не было».
2. Структура ритуального акта: От воспоминания к приговору
Ритуал осуждения разворачивается в настоящем, но черпает свою легитимность из прошлого.
Этап 1: Сакральная преамбула — детская травма как инициация
Действие: Воспоминание Антона о том, как он в детстве нашел и безжалостно убил вилами крысу, воровавшую и убивавшую его крольчат.
Ритуальный аспект: Это обряд инициации будущего мстителя. Детский Антон вступает в первый, буквальный поединок со Злом в образе крысы. Его победа («пригвоздил… в её же крысиной норе») и ритуал захоронения крольчонка задают архетипическую матрицу: зло (крыса) должно быть изгнано/уничтожено, невинная жертва (крольчонок/Антон) — оплакана и почтена. Этот эпизод легитимизирует будущую инвективу, делая ее не просто местью, а актом справедливого воздаяния по уже опробованной схеме.
Этап 2: Встреча-конфронтация — обнаружение «зверя»
Действие: Неожиданная встреча с «американкой». Ее реакция — паника, бледность, дрожь. Она «шарахнулась» и «заерзала».
Ритуальный аспект: Это момент узнавания и обличения. Поведение «американки» идентично поведению загнанной в угол крысы. Антон видит не человека, а сущность. Он произносит ключевое слово-инвективу про себя: «Крыса». Ритуал начался. Жертва опознала палача, а палач — распознал в жертве свою истинную, животную природу.
Этап 3: Публичный суд (внутренний монолог как обвинительная речь)
Действие: Антон, молча смотря на нее, разворачивает в голове целое обвинительное заключение. Он не просто вспоминает ее подлость (подсыпание наркотиков), он систематизирует зло:
Корысть и трусость: «жажда наживы», «готова втоптать в грязь», «труслива».
Коллективная природа: «крысиная стая трусливых людишек».
Моральный кодекс нелюдей: зависть, злорадство, ложь, манипуляции.
Ритуальный аспект: Этот внутренний монолог — это зачитывание приговора в ритуальном суде, где судья и потерпевший — одно лицо. Он не просто обвиняет, он раскрывает истинную суть всей «крысиной стаи», изгоняя ее из мира людей в мир паразитов.
Этап 4: Символическое убийство и изгнание
Действие: Антон осознает, что сама эта встреча — его удар, который «загнал её в её крысиную нору, из которой не было выхода».
Ритуальный аспект: Это кульминация ритуала. Физического насилия нет, но происходит акт символического убийства. Она, как когда-то та крыса, загнана в свою же нору его знанием и его взглядом. Он повторяет детский ритуал победы, но на взрослом, экзистенциальном уровне.
Этап 5: Обретение нового закона (Постритуальное озарение)
Действие: Внутренний поиск ответа на вопрос: «Что делать?». И вывод: «Против лома нет приёма... Подлецу надо отвечать... такой же подлостью».
Ритуальный аспект: Это важнейший итог ритуала. Инвектива не просто очистила Антона от обиды, она переродила его моральный кодекс. Он понимает, что в войне с «крысами» традиционные нормы («правила, законы и нормы морали») не работают. Чтобы победить не-людей, нужно принять их правила, оставаясь при этом на стороне справедливости. Это жесткий, почти макиавеллиевский вывод, который является результатом пройденного ритуального очищения.
3. Финал: Тщетность оправданий — подтверждение приговора
Действие: «Американка» пытается оправдаться, сваливая вину на другого («Это не я, это он...»).
Ритуальный аспект: Эта судорожная ложь лишь окончательно подтверждает правомерность инвективы. Ее слова — это писк загнанной в нору крысы. Для Антона уже неважно, кто именно подсыпал наркотики. Важна сущность поступка — подлость. А «подлость и подлецов не прощают!» — это финальная, бесповоротная формула изгнания, завершающая ритуал.
Синтез инвективы: Ритуал как акт личной справедливости
«О крысах...» — это рассказ о том, как ритуальная инвектива становится оружием слабого против системы подлости.
Это инвектива-зеркало. Она не придумывает ничего нового, а лишь показывает человеку (и обществу) его истинное, низменное обличье.
Это инвектива-защита. Она служит Антону для восстановления своих моральных границ и изгнания зла из своего личного пространства.
Это инвектива-трансформация. Она меняет не объект (крыса останется крысой), а субъект осуждения. Антон выходит из ритуала не сломленным, а ожесточенным, четко понимающим правила новой, «крысиной» войны, в которую его втянули, и готовым дать отпор.
Заключение
В этом рассказе Шакшин доводит механизм ритуальной инвективы до совершенства. Через детальную параллель с убийством крысы он показывает, что осуждение — это не спонтанная эмоция, а архаический, глубоко укорененный в психике акт восстановления порядка. Наделяя врага именем «Крыса», Антон не просто оскорбляет его, он совершает магический акт: изгоняет человеческую душу из этого тела, оставляя лишь биологическую оболочку вредителя, с которой не о чем разговаривать и которую нельзя простить. Это жесткий, безкомпромиссный, но предельно ясный акт морального самоочищения через абсолютное осуждение Другого.
Аркадий Шакшин 01.12.2025 07:52 Заявить о нарушении