О бедных и богатых на небесах

4.5.1 «357. О принятие душ человеческих на небеса существуют различные мнения: иные полагают, что туда приемлются одни только бедные; другие – что туда одинаково приемлются бедные и богатые, а некоторые – что богатые не могут быть туда приняты, если они наперёд  не откажутся от своих имуществ и не станут наравне с бедными; и каждое такое мнение своё подтверждают Словом. Но  люди, полагающие, что на небесах есть разница между бедным и богатым, не понимают Слова. Слово внутри духовно, в букве же оно природно: и потому приемлющие Слово в  одном его буквальном смысле, нисколько не приемля в духовном, ошибаются во многом, и в особенности относительно бедных и богатых, когда, например, думают, что так же трудно богатым войти в царство небесное, как верблюду пройти сквозь ухо игольное, а что бедным взойти на небеса легко, потому только, что они бедны, ибо сказано: «Блаженны неимущие, ибо их есть царствие небесное». Лук.VI. 20. 21».

                Бедным нечего терять в земном мире, они не привязаны к имуществу. Права ли я?

«Но имеющие некоторое понятие о духовном смысле Слова мыслят иначе: они знают, что небеса открыты для всех, живущих жизнью веры и любви, равно для бедных и для богатых …

… богатые столь же легко приходят на небеса, как и бедные, и что человек не исключается из небес за то, что он жил в достатке, как и не приемлется за одно то, что жил в нужде. На небесах есть богатые и бедные, и многие из богатых там в большей славе и большем блаженстве, чем бедные».

                Почему так?

«358. …человек может приобретать богатство и увеличивать по возможности свое благосостояние, лишь бы это не было обманом или предосудительными средствами. Он может роскошно пить и есть, лишь бы не полагал в этом цели своей жизни; он может, смотря по состоянию и положению своему, помещаться с великолепием и, подобно другим, заниматься беседой, посещать увеселения и говорить  о мирских делах. Нет надобности, чтобы он из особого благочестия ходил с грустным и печальным выражением лица и с поникшей головой, он может быть весёлым и радостным; нет надобности и в том, чтобы он имущество своё отдавал бедным, если он не делает это по любви: словом, он может во внешнем  обращении своём жить точно так же, как человек светский, и это нисколько не помешает ему войти в небеса, лишь бы внутренне он мыслил о Боге, как должно, и поступал с ближним искренно и правдиво.

Человек таков, каковы его чувства и мысли или каковы его любовь и вера; всё, что он делает во внешнем, заимствуя оттуда жизнь свою, ибо делать значить хотеть и говорить значит думать: он делает по воле и говорит по мысли».

                Получается, что хотеть (желать) и воля связаны между собой? Проявив волю, можно овладеть своими желаниями.

«Поэтому, когда сказано в Слове, что человек будет судим по делам своим и награждён по поступкам, это значит, что он будет судим и награждён по мыслям и чувствам, от коих исходят дела или кои скрываются в них, ибо дела без мысли и без чувства ничего не значат, а совершенно зависят от мысли и чувства. Из этого ясно, что внешнее в человеке ничего не значит, но что всё зависит от внутреннего, от которого внешнее происходит. Для пояснения вот пример: кто поступает искренне и никого не обманывает из одного страха законов или утраты доброго имени, а затем чести или выгоды, тот стал бы всячески обманывать других, если бы только страх этот не сдерживал его; его мысли и воля – один обман, меж тем как дела его, судя по внешнему, кажутся правдивыми; этот человек, будучи внутренне неискренним и обманщиком,  носит в себе ад. Кто же, напротив, поступает правдиво и никого не обманывает на том основании, что обманывать значит идти против Бога и ближнего, тот, если бы мог кого обмануть, не захотел бы этого; его мысль и воля служат ему совестью: такой человек носит в себе небеса. Дела того и другого, судя по внешнему, кажутся одинаковыми, но внутри они совершено различны.

359. Итак, если человек может во внешнем жить, так же как и другой: может приобретать богатства, давать пиры, помещаться и одеваться великолепно, смотря по состоянию и должности, пользоваться весельем и удовольствиями и придаваться мирским делам ради службы и занятий и ради поддержания жизни умственной и телесной, лишь бы внутренне он признавал Господа и благоволил ближнему, - то ясно, что не так трудно, как думают многие, найти путь в царствие небесное. Вся трудность в том, чтобы удержаться от любви к себе и к миру, и воспрепятствовать их господству, ибо от этого источника исходит всякое зло; что это не так трудно, как думают, можно понять из слов Господа: «Научитесь от Меня, ибо Я краток и смирён сердцем, и найдите покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко». Матф. XI. 29. 30. Иго Господне благо, и бремя его легко, потому что насколько человек противится злу, истекающему от любви к себе и от любви к миру, настолько он ведом Господом, а не самим собою и что потому сам Господь в человеке противится злу и отдаляет его».

Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр. 180).
 


Рецензии