Вундервуд 5-6

Елена и Фарида Хафизовы. ВУНДЕРВУД.

Глава 5. Школа Дроссельмейера.

Когда наступило утро, Финдус с Оливией, Наннерль и Грау зашли за Моцартом, Пинки и зайцем Ляпой, чтобы вместе идти в школу Христиана Элиаса Дроссельмейера.
Она располагалась прямо посреди леса, и в каждое окно заглядывали ветви деревьев. За партами сидели Гензель и Гретель, Томас и Врони, Пчёлка Кларидская и Жорж де Бланшеланд, принцесса Айрин и Курди Питерсон, Бальбина и Вицек Дятловский, Вафелька и скоморох Дудка, Кристиан и Динни, Поросёнок Мо, Маленький Водяной и Маленький Мук, Хёрбе и Цвоттель, Касперль и Сеппель, Джельсамино, Сампо-Лопарёнок и Кнут-Музыкант.
На вновь прибывших радостно глядели Доминика и Кукулик, Фриц и Мари Штальбаум, Щелкунчик, Полли Пламмер и Дигори Керк, Люси и Эдмунд Пэвенси, Джоэль Харрис, Лобош и Яльмар, Маттиас, Пончик и Пеле Маленький, Мадикен и Пимс из Юнибакена, Людвиг Четырнадцатый и Тутта Карлссон, Пётр Панек и Мау, Кристофер Робин, Нильс Хольгерсон и Максик Пихельштайнер.
Христиан Элиас Дроссельмейер почтительно поклонился Иоганну Хризостому Вольфгангу Амадею Моцарту и его сестре Анне Марии (Наннерль), с улыбкой приветствуя его друзей.
– Рассаживайтесь, пожалуйста, как вам удобно! Сегодня мы займёмся степенями сравнения прилагательных и наречий.
Обратите внимание, что у каждого из моих учеников по нескольку прозрачных плащей, подаренных, как и вам, придворным художником Адъективом. Только, в отличие от ваших, они короткие. Это краткие прилагательные.
Попрошу к доске Курди Питерсона и Кнута-Музыканта!
Мальчики вышли, и на их плечах можно было увидеть яркие плащи с буквенной вышивкой «Ловок», «Весел», «Смел». Финдус тоже выскочил к доске и, подбоченившись, показал свой плащ с надписью «Умён»!
– Спасибо, ребята! – сказал Дроссельмейер и попросил всех посмотреть в левое школьное окно. Там, за деревьями виднелась широкая зелёная лужайка.
– На этой лужайке – тише воды, ниже травы – растут компаративы всех прилагательных и наречий. Стоит бросить на эту почву семечко «смелый» или «смело», как из земли подымется росток «смелее» – сравнительная степень обоих слов. К корню СМЕЛ прибавляется суффикс ЕЕ – и дело сделано!
Ваше высочество, принцесса Айрин, образуйте, пожалуйста, компаратив от наречия «красиво»!
– «Красивее», – ответила Айрин, поднявшись с места.
– Правильно! Яльмар, а тебя я попрошу образовать сравнительную степень адъектива «интересный».
– «Интереснее»! – ответил Яльмар.
– Спасибо! А теперь пусть каждый запишет в своей тетради по два компаратива от наречий и прилагательных.
– Всего 4 слова? – уточнил Петр Панек.
– Именно так, Петржичек!
Скоро ученики начали поднимать руки – задания были выполнены.
– Да, Полли, пожалуйста!
– Наречия «осторожно» и «осмотрительно», прилагательные – «разумный» и «добрый». Компаративы: «осторожнее», «осмотрительней», «разумней» и «добрее».
– Отлично, Полли! Молодец, что добавила не только суффиксы ЕЕ, но и ЕЙ. Так тоже можно. Теперь ты, Кнут-Музыкант!
– Наречия – «горячо» и «холодно», прилагательные – «большой» и «огромный». Сравнительные степени – «горячее», «холоднее», «больше» и «огромнее»!
– Молодец, Кнут! Недаром ты повторял грамматику, идя через Киикальский лес! Пятёрка!
– А как будет звучать на русском языке компаратив от прилагательного «маленький»? – спросил Максик Пихельштайнер. – На немецком «klein» – «kleiner», но «маленькее» – такого я ещё не слышал!
– Хороший вопрос, Максик! – ответил Дроссельмейер. – Компаратив будет звучать: «меньше»! Есть такие слова, которые совершенно меняются в степенях сравнения. Придумайте-ка ещё такие примеры!
– «Далеко» – «дальше», «близко» – «ближе»! – быстро ответил Кнут, вдохновлённый похвалой учителя.
– Отлично, мальчик! Ещё одна пятёрка за скорость и правильность!.. А теперь – блиц-опрос! По одному примеру наречий и их компраративов!
– Пожалуйста, Гензель!
– «Сладко» – «слаще»!
– Молодец! Обратите внимание: в компаративе от «сладко» суффикс меняется с К на Щ! Финдус!
– «Зелёный» – «зеленее»!
– «Зелёный» – прилагательное!
– Ну, тогда «быстро» – «быстрее»!
– Хорошо! Теперь Томас!
– «Метко» – «метче»!
– Хорошо! Или – «более метко»! Слова «более» и «менее» тоже любят участвовать в образовании компаратива.
А теперь посмотрите все в наше правое окно! Видите эту гору – место обитания второй степени сравнения – Суперлятива?
Наречия и прилагательные, попадаюшие туда, приобретают суффиксы ЕЙШ и АЙШ и значение превосходства. Например, «умный» – «умнейший», «мудрый» – «мудрейший». Чтобы получить то же значение, можно использовать и слово САМЫЙ в мужском, женском и среднем роде.
Люси! Помнишь, как называлась одна из глав в книге волшебника Кориакина?
– Да! – откликнулась Люси с улыбкой. – «Как стать самой красивой на свете».
– Отличный пример! Придумайте-ка ещё несколько!
– «Самый младший»! – ответил Лобош.
– Прекрасно!
– «Самый хитрый»! – поднял лапу Людвиг Четырнадцатый.
– Хорошо! – засмеялся Дроссельмейер. – Используйте суффиксы!
«Легчайший»! – вскочил с места Моцарт.
– Правильно, Вёльферль!
– «Храбрейший»! – поднял руку Сампо-Лопарёнок.
– Отлично, ребята! А теперь попрошу вас придумать словосочетания по схеме «прилагательное в суперлятиве + существительное»!
– «Длиннейший сон»! – ответил Яльмар.
– Чудесно!
– «Брусничнейшее варенье»! – вскричал Цвоттель.
– А вот этого нельзя! – засмеялся Дроссельмейер. – Степени сравнения образуются только от качественных прилагательных. Об этом…
– А варенье Хёрбе разве не качественное! – возмутился Цвоттель.
– Нет-нет-нет! – уверил его Дроссельмейер. – Это вкуснейшее варенье в Семивершинном лесу! Но в языке качественные прилагательные – только те, которые обозначают самые простые и ясные свойства предметов, безотносительно к другому предмету.
Например, «сладкий», «тёплый», «лёгкий», «широкий», «высокий», «добрый».
А относительные прилагательные обозначают признак предмета через его отношение к другому предмету. Например, к бруснике, чернике, дубу и ясеню, дереву и камню. Или к месту и времени: «лесной, утренний, весенний». Или к действию – например, «печатная машинка».
Хорошо, что Цвоттель сразу помог нам понять разницу!
А теперь – вкуснейший обед!
К обеду в Школу Дроссельмейера были доставлены бутерброды и другие лакомства от Кондитера Адвербиума. Он со своими помощниками готовил на всё королевство не только сладости. После того, как все с аппетитом перекусили и погуляли на лужайке Суперлятива, учитель Дроссельмейер сказал:
– Должен вам сообщить, что все прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные. С первыми и вторыми мы сегодня хорошо познакомились, а третьи – указывают на принадлежность предмета кому-либо. Сможете сами привести примеры?
– «Лисий»! – воскликнул почти тотчас же Людвиг.
– «Папин», – ответил Вёльферль.
– «Дедушкин»! – сказал Финдус.
– «Волчий» и «заячий»! – ответил Грау за себя и за своего друга Ляпу.
– И «поросячий»! – добавил, вскакивая с места, Мо.
– Молодцы! Вы сразу меня поняли! А теперь запомните, что степени сравнения и краткие формы образует только один разряд прилагательных – качественные. Нельзя сказать: «волч» или «деревян»!
– И даже «поросяч»? – удивлённо спросил Мо.
И все засмеялись.

Глава 6. Разряды наречий.

– Все наречия, – внушительно начал на другой день Дроссельмейер, – делятся на определительные и обстоятельственные.
Определительные обозначают:
– качество действия (например, «весело», «грустно», «громко», «тихо», «кое-как»);
– меру и степень (количество) действия: «очень», «слишком», «совсем», «еле-еле», «нисколько», «почти», «вдвое», «втрое»;
– образ и способ действия («пешком», «вплавь», «по-весеннему», «насухо», «на ощупь»).
Обстоятельственные наречия обозначают:
– время действия («сегодня, вчера, днём, ночью, летом, раньше, позже, всегда»);
– место действия («слева, справа, вверх, вниз, дома, везде»);
– причину действия («спросонья, сгоряча, потому, оттого»);
– цель действия («зачем, затем, в шутку, нарочно, невзначай»).
Я добавил бы слова «назло» и «наперекор», но в Лесах-Чудесах никто ничего не делает ни назло, ни наперекор!
А теперь попрошу всех разделиться на две команды. Первая придумает предложения с определительными, а вторая – с обстоятельственными наречиями. Начинаем!
Команда обстоятельственных наречий составила такие предложения:
1) «Утром Пчёлка и Жорж отправились на озеро».
2) «Весной в Лапландию возвращается солнце».
3) «Дома лучше всего», – подумал после своих приключений Хёрбе.
4) «Впереди виднелся уличный фонарь».
5) «Сгоряча Цвоттель отправился под дождём без шляпы».
6) «Лабан ничего не понял спросонья».
7) «Вафелька невзначай присела на каблук разбойника Краги».
Команда определительных наречий – предложения:
1) «Тихо звучала прекрасная музыка».
2) «Кржемелик и Вахмурка очень старались приготовить черничное варенье».
3) «Поросёнок Мо нисколько не устал».
4) «Люси пробиралась в темноте наощупь».
5) «Маленький Мук совсем отвык ходить пешком».
– Отлично! – подвёл итог задания Дроссельмейер. – Обратите внимание, что в 5-ом предложении 2-ой команды использовано сразу два определительных наречия:
«совсем» обозначает меру действия, а «пешком» –  способ действия!
Завтра мы с вами займёмся разрядами местоимений!


Рецензии