Абитуриентка

     “ Слушай, а как пишется это слово?” в тысячный и тысячный раз спрашивал меня бурят Валера. “ Я не знаюююююю! Отстань от меня. Пожалуйста!” - простонала я, задыхаясь от страха, с нервным тиком и икотой, которая напала на меня. Мы сидели рядом на вступительном экзамене по литературе и писали сочинение. Я выбрала свободную тему.  Но взглянув в его отчаянные и несчастные глаза, я опять и опять  подсказывала ему. “ А еще взрослый, целых 25 (!) лет. Сам не знает, что ли?” Как потом выяснилось, Валера успел отслужить в армии, завести семью, поработал в школе, а его жена завуч  там, у себя. Впрочем, почти все мы из этого поступающего потока, были взрослыми, многие, как и я, приехали по целевому направлению  после педучилища. Кроме некоторых москвичей, которые поступали на новый престижный факультет “педагогика и психология” прямо со школьной скамьи.   Почти из всех союзных республик приехали поступающие, кроме Литвы и Эстонии. Вон поодаль сидит Лена из Риги, с которой позже мы сдружились, дружили долго, много лет, пока ее не накрыло теориями заговоров.
       ” ...На Красной площади…” дальше что?? Ах, что это???” Раздался грохот, от которого мы все вздрогнули, ахнули. Это Ленка  всем телом вдруг упала в проход вместе со стулом.  Выронила шпаргалку из рук… Уф, обошлось.
      “... На Красной площади - тишина… После площади ставим тире, в конце предложения многоточие…” . Заполнив тетрадку сочинением и сдав ее представителям комиссии, я вышла во двор, уставша и дрожащая от волнений и голода. Немудрено. Я мало что ела, готовясь к экзамену. Сестра, которая приехала вместе со мной и которая остановилась где - то под  Дмитровым, у матери ее подруги, каждое утро приезжала ко мне привозя с собой бутерброды, кефир, которые я не могла есть и они прокисали, портились, а масло на тарелочке таяло,  превращаясь  в желтую жижу,  от которой меня мутило. А теперь после экзамена я вдруг захотела есть. Мы зашли в какое-то кафе, где я что-то поела. “Знаешь, я решила, что если не получу пятерку за сочинение, уеду домой, не буду сдавать остальные экзамены. Я просто не выдержу такого расстояния от дома” -  сказала я сестре. “ Посмотрим” - сдержанно ответила мне она . После сестра уехала в Дмитрово, а оттуда дальше, в деревню Ольговка, а я осталась в общежитии.  Соседки по комнате готовились к следующему экзамену и удивлялись тому, что я просто бродила по району, ходила на ВДХ, гуляла.  У меня ведь был план!
       Через три дня мы поехали узнавать полученную оценку. К стойке с результатами невозможно было пробиться.  Родители и абитуриенты шумели, стараясь узнать отметки за сочинение. . Случилось так, что стенд  со списком стал переходить, нет, даже перебрасываться  из рук в руки - его каким-то образом вырвали из стоек. Мне это напомнило баскетбольную команду, которая борется за мяч. Моя сестра пропала в толпе и я тщетно пыталась ее найти взглядом.   
        А я повторяла про себя “Хоть бы не сдала, хоть бы не сдавал, хоть бы получила двойку”... Вдруг моя сестра в дикими криками, со слезами, подбежала ко мне “ Пять!! Ты написала сочинение на пять Из всего потока ты и еще одна девочка москвичка! УрА!!!!!” “ Нет!” - заплакала я. Не может быть!! “ и от растерянности и шока я обошла рядом стоящее здание. Снова вернулась к сестре, уже более- менее поняв всю ситуацию.
  А что дальше делать - то? Мы пошли в приемную комиссию, где нас  встретила дружелюбная женщина, которая раньше принимала мои документы. И когда моя сестра объяснила ситуацию, женщина посветлела лицом и бросилась меня поздравлять со словами, что я первая абитуриентка, первая студентка этого потока. И что я могу ехать домой и вернусь только на учебу, поближе к сентябрю. Что же, моим планам уехать в Казахстан  и не возвращаться в Москву, не суждено было сбыться.


Рецензии