Социокультурные аспекты метафизического представле

  Социокультурные аспекты метафизического представления действительности
     Опубликовано в сборнике статей по материалам XIII международной научной конференции: МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА В ФИЛОСОФИИ: ОНТОГНОСЕОЛОГИЯ. с. 166, Нижний Новгород, марта 2017 г.,

     Реалии современной социальной жизни нуждаются в использовании  представлений метафизики духа [3] для непротиворечивого описать Мир с позиций единственности Его первоосновы, первопричины и закона становления. В соответствии с ней объекты действительности имеют духовную природу, проявляемую внутренней активностью в  стремлении к саморазвитию путём самоорганизации в интересах вышестоящей иерархии.
При этом социальная действительность (в самом широком ее понимании), саморазвитие человека являются завершающим этапом становления Вселенной, Физической Реальности Мироздания.  В течение своей жизни человек создает радикально новую форму материальности – духовную структуру, которая становится элементом субстрата следующей за Вселенной Метафизической Реальности. При этом самоорганизация Вселенной происходила по двум направлениям:
     1. Непрерывная классификация беспредельной совокупности первичных духовных сущностей субстанции первоначала Вселенной. Она сопровождается преобразованием субстанции в Логос - «коллективный» субъект, моделирующий на духовно-интеллектуальном уровне процесс становления Вселенной.
     2. Беспредельный синтез первичных духовных сущностей. Он приводит к возникновению все более сложных образований вплоть до вещественных форм, включая животный мир и человека.
          В соответствии с метафизикой духа становление Мироздания, Его Реальностей – процесс синергийной самоорганизации радикально различных, преемственных форм материальности. Методология самоорганизации духовно-системна, так как мотивирована духовно и проявляет себя в рамках межсистемных отношений [3]. Системность определяет и структуру, и движущую силу самоорганизации. При этом самоорганизующиеся субъекты являются единичностями, создающими в интересах всеобщего, особенное в меру их совместимости. Всеобщее, проявляясь в особенном, определяет смысл, цель существования единичного. Символическое отображение элементов Логоса, его первичных духовных образований самоорганизующимися трансфинитными числами [4] позволило предложить модель Вселенной в виде пространственной матрицы активных элементов (чисел), стремящихся к своему саморазвитию. Такие представления создали перспективы описания и прогнозирования интеллектуального процесса самоорганизации Логоса с помощью  операций трансфинитного образа действия теории множеств [1,2].
          Социокультурные аспекты метафизики духа определяются признанием, во-первых, приоритета метафизического подхода при объяснении и планировании процессов в социальных средах. Утверждается при этом, что реальная жизнь человека, как единичного, должна быть подчинена становлению целостных социальных форм – особенного и всеобщего. Человек при этом рассматривается как промежуточная материальная форма Физической и Метафизической Реальностей. Являясь высшей формой для первой, он  своими усилиями добивается вхождения в последующую Реальность. Во-вторых, признанием того, что человек обязан руководствоваться в своей деятельности  духовно-системной методологией. Созданием социальных структур человек развивает себя, обретает качества целостной индивидуальности. При этом он отказывается от диалектико-картезианской методологии в организации своей жизни с ее детерминистскими принципами причинности: реактивность, каузальность, редуктивность. В-третьих: признается, что духовность человека является движущей силой, условием достижения им состояния, удовлетворяющего требованиям первых двух положений. Духовность человека призвана формировать отношения в обществе на принципах любви, сердечного, созерцательного восприятия явлений жизни, стремления к бессмертию.
     Будучи единичным в социальной структуре (особенном), человек восходит к статусу субъекта человечества как всеобщего. Человечество должно служить развитию человека, так как от уровня развития единичного зависит перспектива существования всеобщего. Социокультурные процессы в обществе должны определяться активностью человека, его стремлением к саморазвитию, счастью, бессмертию. В этом случае они протекают с учетом следующего:
     1. Признанием метафизического единство мира человек представляется «атомом» социальной формы движения материи. Целостность атома – итог природного эволюционного процесса, целостность индивида – цель, смысл бытия человека, итог его праведной социокультурной практики. Только будучи целостным индивидом человек как единичное может созидать особенное, отвечающее интересам всеобщего;
     2. Использование идей как «реальной силы» в социокультурной практике порочно, имело и имеет только трагические последствия. Навязывание, внушение идей означает пренебрежение глубинным содержанием человека (как единичного),  а также возможными формами особенного, идеалах всеобщего;
     3. Интеграция – естественный процесс зарождения новых социальных форм и объединений подобный синтезу, взаимодействию предшествующих материальных форм. В процессе интеграции социальные формы сохраняют свою внутреннюю активность и стремление к саморазвитию, находят своего иерарха, подчиняя свою деятельность его интересам. Интеграция – альтернатива процессам глобализации и  насильственному объединению народов в становлении человечества;
     4. В человеке как целостном индивиде содержится интуиция целого – человечества. Она не воспроизводится рационально в познании, а проявляет себя в практической деятельности – иррационально. Социальные структуры соответствуют интуиции человека, если в ней сохраняются, воспроизводятся природные, исконные качества человека как «генетического фона» будущего человечества. Социокультурная политика должна содействовать их проявлению; 
     5. Жизнь без перспективы счастья не способна мотивировать саморазвитие человека. Успешное стремление к счастью, как условие духовного развития человека, должно стать общепризнанным фактором прогресса социальной сферы. Только тогда культура, образование, наука, производство, политика, религия содействуют становлению человека как целостного субъекта, индивида.            
     6. Законотворчество, как завершающий акт политического процесса, должно  строиться не на запретах, реализующих консервативную стратегию обустройства жизни. Только ориентация общества на созидательную, творческую деятельность, на содействие счастью человека нацеливает общество на обустройство жизни по прогрессивному сценарию.
     Отвергая преимущественно технократическую ориентацию современной жизни, утверждая беспредельную глубину первоосновы Бытия, метафизика духа указывает на бесконечные перспективы Его дальнейшего становления. Изложенные социокультурные аспекты служат подтверждением правомерности признания негативности опыта истории человечества. Человек достоин счастья и свободы, если они сопряжены в нём с ценностным устремлением Бытия. Только тогда его индивидуальность достигает состояния высшей субъектности. Становлению такого человека должны быть подчинены культурные проекты становления социальных структур. Только тогда создаваемые человеком социальные формы  ценностно ориентированы: особенное руководствуется интересами всеобщего, содействует саморазвитию человека как единичного.  Взаимообусловленность того и другого – условие благополучного становления  социальных систем.

                Список использованной литературы:

1. Кантор Г. Новые идеи в математике. СПб «Образование», 1914.
2. Комаров В.М., Татур В.Ю. Бесконечность и гармония. «Академия Тринитаризма», М., Эл №77-6567, публ.17233, 19.01, 2012.
3. Сазонов В.Н.  Духовно-эвристическая концепция бытия – метафизика духа. Saarbrucken, 2013.
4. Сазонов В.Н. Самоорганизация активных чисел как математическая модель бытия (становления) Вселенной. Материалы 7 конгресса РФО, 2015г.


Рецензии