Халберт Футнер

Халберт Футнер (2 апреля 1879 – 17 ноября 1944) был американским писателем канадского происхождения. Писателем преимущественно детективного жанра.
Он также написал несколько научно-популярных произведений.
Он родился Уильямом Халбертом Футнером в Гамильтоне, Онтарио 2 апреля 1879 года. Его мать жила в Нью-Йорке. и гостила у своих родителей в Гамильтоне, Онтарио. Фрэнсис Кристина Миллс и Гарольд Джон Футнер были его родителями. Ее семья была лоялистами, бежавшими из Соединенных Штатов между 1775 и 1815 годами и считавшими себя лоялистами Великобритании, а не гражданами Соединенных Штатов или Канады на протяжении всего 19 века. Его дед, Уильям Футнер, родился в Англии, эмигрировал в Канаду, поселился в Монреале и сделал карьеру архитектора; одним из его сохранившихся сооружений является рынок Бонсекур, построенный в 1845 году.[1][2]
Футнер посещал начальную школу в Манхэттене, а за ее пределами занимался самообразованием. Его полная программа чтения классиков литературы изложена в его дневнике. Его первое известное опубликованное произведение - стихотворение под названием Хоровод на март, опубликованное в 1902 году.[3] Его первая статья была опубликована в 1903 году. Его темой было путешествие на каноэ с компаньоном по реке Гудзон, которое началось четвертого июля на окраине Нью-Йорка и закончилось в Монреале, Квебеке, Канада.[4]
В 1904 году Футнер написал четырехактную пьесу под названием "Спасение Завии", которую позже переименовал в "Младшая миссис Фавор". Он согласился на роль в пьесе "Шерлок Холмс", премьера которой состоялась в Балтиморе, когда исполнитель главной роли взял на себя обязательство продюсировать его пьесу. Его актерская роль привела его в сорок один штат и четыре провинции Канады.[5] Его пьеса так и не была поставлена. Во время путешествия он написал водевильный этюд для двух персонажей, своего Давно потерянного Ребенка, в котором он выступал вместе с комиком из закрытого шоу, пока его партнер не попросил его заменить себя. Два десятилетия спустя обозреватель Baltimore Sun подробно написал о его раннем опыте работы в театральном мире. Он вернулся в Нью-Йорк и там чуть не умер с голоду, живя на тридцать центов в день, но полностью поглощенный длинным списком классических литературных книг и пьес, которые заменяли формальное образование.[6]
Он согласился на работу репортера в калгарийской газете "Морнинг Альбертан" в 1906 году, через год после того, как Альберта стала провинцией. Его работа в городе, где царит беззаконие, была опасной. Его спасло задание, которое отправило его в Эдмонтон, чтобы отчитаться о первом заседании законодательного собрания новой провинции. Он был назначен историком в законодательную экспедицию, сформированную для изучения неизведанной северной части провинции. Его работа была отменена, когда экспедиция была прекращена, и, по его словам, "я взял на себя обязательство совершить путешествие в 3000 миль или около того самостоятельно". Он в одиночку добрался на каноэ до Малого Невольничьего озера., затем к переправе через реку Пис и далее к реке Спирит и прерии Пус-Купе. Он оплатил свои расходы, опубликовав статью в нескольких канадских газетах.[7]
Он вернулся в Нью-Йорк, устроился в офис и потерял работу; снова чуть не умер с голоду, но продал два приключенческих рассказа в стиле вестерн журналу Century Magazine, после чего в 1910 году отбыл из Нью-Йорка на своем каноэ в Чесапикский залив. В Балтиморе он столкнулся с плохой погодой, которая вынудила его сесть на пароход "Уэстморленд" с билетом до Соломоновых островов, штат Мэриленд, - остановки, по словам казначея судна, не было уже семнадцать лет. Он написал Два на Тропе, его первый роман "На Соломоновых островах", опубликованный издательством Doubleday, Page & Co. в 1911 году. Его история представляет собой беллетризованную версию его путешествия на каноэ протяженностью 3000 миль, совершенного в 1906 году в одиночку по Северной Альберте. Его история в этом романтическом и захватывающем авантюрном романе описывает его путешествие посредством "поэтапного воспроизведения впечатлений автора от одиночества" в его каноэ; "это его визуальные впечатления, а не эмоциональные, потому что он плыл один!" [8][9]
Он совершил второе путешествие на Северо-Западную территорию, и на этот раз со своим партнером Оувиллом Эйджером, которого он обучал управлению каноэ во время путешествия во Флориду и обратно. Его путешествие на крайний север, в неизведанные районы Канады началось в начале лета 1911 года. Его исследования начались с серии шатких поездок по железной дороге на запад через Скалистые горы, на север на фургонах в Британскую Колумбию к озеру Йеллоухед, где они спустили на воду ребристую складную брезентовую лодку и направились на север вниз по реке Фрейзер, и, как он признается, "основательно испугались порогов впереди". Он и его напарник продолжили путь на север, в верхние районы Альберты, по реке Грейт-Хей, которая текла прямо на север к Большому Невольничьему озеру, расположенному на территории Маккензи. Его исследования закончились у водопада Александра.[10][11]
Он и его напарник преодолели ее пороги, обошли худшие места на воле и объехали другие автостопом, плавали на веслах по ее прекрасным быстрым озерам и, таким образом, преодолели опасные пороги реки Фрейзер и пережили мрачные предсказания всех, кто встречался на пути. Он продолжил путь на север к реке Крукед, затем к рекам Пастернип, Финли и их опасным порогам; снова на восток, через горный проход, вниз по могучим порогам реки Пис до Гудзон-Хоуп; за этим последовал шестисотмильный заплыв на веслах по реке Пис до форта Вермилион. 29 августа 1911 года был совершен перевал на лошадях до реки Хей и еще один переход на веслах протяженностью в несколько сотен миль, который закончился у водопада Александра, 100-футовой водной стены.[10]

Кадр из фильма Джек Шанти (1915).
Он написал множество рассказов и новелл, основанных на его ранних приключенческих путешествиях на каноэ, которые были напечатаны в журналах Cavalier, Western Story Magazine, Argosy, Munsey's и Mystery, а затем опубликованы в виде романов. Его книга "Новые реки Севера" использовалась последующими геодезистами и картографами, чтобы направлять их, когда они продвигались на север по не нанесенной на карту Северо-Западной территории к Невольничьему озеру. Его исследования верхней Канады признаны этими официальными лицами, которые были первыми геодезистами и использовали эту книгу в качестве руководства, а затем дали его имя в знак признательности прекрасному озеру Футнер недалеко от города Хай Левел и большого лесного заповедника на северо-западе Альберты, который носит название Футнер Форест.[12]
Его роман "Джек Шанти", основанный на его приключениях на каноэ на великом северо-западе и опубликованный издательством Doubleday, Page & Co., где Кристофер Морли был начинающим редактором, приставленным к такому же неопытному романисту, и между ними завязалась дружба, которая оставалась близкой до самой смерти Футнера. Его второй роман выдержал множество изданий и переизданий в Нью-Йорке, Канаде и Лондоне, положив начало карьере Футнера как романиста на всю жизнь.[11][13] Гроссет и Данлэп переиздали роман Джек Шанти, как фотоигровое издание, иллюстрированное сценами из фильма, который "был произведен компанией Masterpiece Film Manufacturing Co."[14]
Он написал несколько других приключенческих книг, действие которых происходит на северо-западе Канады после того, как он переехал в Мэриленд в 1913 году: Запечатанная долина, Торонто, 1914; Приносящие меха, Лондон, 1916; Охотница, 1917, Лондон; На Суон-Ривер, Лондон, 1919 и опубликовано в США как Женщина извне, Нью-Йорк, 1921; Дикая птица, Лондон и Нью-Йорк, 1923; Принцесса захолустья, Нью-Йорк и Лондон, 1926; Трущобы саней, 1926; "Девушка Роджера Маниона", Лондон, 1928, и "Извилистые тропы", Лондон, 1937, книга о нескольких криминальных делах, действие которых происходит в Канаде.[11][12]
Карьера драматурга[править]
Сраженный нью-йоркским Бродвеем и своим первым актерским опытом, он, когда к нему обратился крупный продюсер с деньгами, подготовил пьесу "Ширли Кей", которая была поставлена в театре Хадсона и имела приличный ход в сезоне 1916-17, несмотря на без энтузиазма отзывов. Позже, в 1917 году, по нему был снят одноименный фильм с Кларой Кимбалл Янг в главной роли. Его награды от Ширли Кей были использованы для покупки и перестройки старинного дома в семи милях вверх по реке от места рождения его невесты Глэдис Марч - двух событий, изменивших жизнь увлеченного гребца на байдарках, который привлек внимание многих красивых женщин. Он написал еще несколько пьес; одна, в которой Маргарет Энглин сыграла главную роль, "Открытый огонь" была близка к Бродвею, но умерла во время гастролей из-за слабого второго акта. Он превратил статью в набросок для водевиля под названием "Любовь в фургоне с обедом". Его пьеса " Публичность - криминальная комедия" была спродюсирована the Vagabond Players, как и "Кто ужинает с дьяволом", которая позже была передана по опциону Говарду Линдси в течение десяти лет, но так и не был им спродюсирован.[15][16][17]
Карьера автора детективно-приключенческих рассказов[править]
Его путешествия на каноэ закончились, но были заменены постоянными переездами его растущей семьи в Нью-Йорк, Чарльстон, Новый Орлеан, Лондон, затем только в Японию и Китай, а также несколькими годичными визитами в Великобританию, Францию и Италию с растущей семьей после того, как Европа вышла из Великой войны в 1918 году. На протяжении многих лет он собирал гонорары за книги в Лондоне, поскольку его популярность как автора детективно-приключенческих рассказов казалась надежной. Он приобрел круг друзей-писателей за границей, большинство из которых посещали его дом "Дар Чарльза", и в их число входили авторы Фрэнк Суиннертон и Х. М. Томлинсон, Джеймс Боун, лондонский редактор Manchester Guardian, Дэвид Боун, автор "Морских рассказов" и капитан лайнеров White Star, Макс Бирбом, с которым он познакомился в Рапалло, Олдос Хаксли, Фрэнк Морли, редактор Faber & Faber, и Артур Уэсли Уин, британский шпион со шрамами от Первой мировой войны, который был близким другом, влачил жалкое существование на краю жизни со стрессом глубокого чувства вины и был переводчиком книги Эриха Марии Ремарка " В вестерне все тихо". Фронт и Дорога назад, которая была опубликована в 1929 году.[18][19]
Его друг Кристофер Морли также был автором книг и стихов более легкого содержания. Он благодарит Морли за то, что тот помог ему преодолеть передозировку северо-западных историй и перейти к криминальным историям, приключениям и романтике. Его самым успешным творением были красивая и блестящая мадам Розика Стори и ее простая ассистентка Белла Брикли, которые объясняют новые решения для дел своего работодателя. Его "Тайны мадам Стори" вписывались в бурные 1920-е, как длинные перчатки из кожи ящерицы, которые украшали ее руки и хорошо поддерживали образ жизни его путешествующей семьи. Эти случаи появились в еженедельнике Argosy All-Story Weekly. с 1922 по 1935 год - в общей сложности 30 рассказов. Те, которые были переизданы в виде книг, были:
The Under Dogs, Нью-Йорк, Лондон, 1925,
Мадам Стори, Нью-Йорк, Лондон, 1926,
"Бархатная рука", Нью-Йорк, Лондон, 1928, в который входит "Гадюка".
Доктор, который держался за руки, 1929,
Легко убить, 1931,
Случайный убийца, Лондон, 1932, Филадельфия, 1937,
Почти Идеальное убийство, 1933,
Опасный груз, 1934, который также был фильмом[необходима цитата], и;
Похищение мадам Стори, Лондон, Торонто и Нью-Йорк, 1936 год.[20]
Обрывок кружева: Полное собрание сочинений мадам Стори, том 1, 2019, Steeger Books
Гадюка: Полное собрание дел мадам Стори, том 2, 2020, Steeger Books
Также он двумя пальцами набрал на его корона пишущая машинка за эти плодотворные годы следующие книги тайн, приключений и романтики: за беглецом сыщик, 1918, воровской смекалкой, 1918, замена миллионер, 1919, Сова, такси, 1921, страна любовь, Лондон, 1921, В Deaves дело, 1922, покосившиеся дома, 1922, офицер!, 1924, В погоне за "Линда Белла," 1925, капитан Сью, 1928, Королева клубов, 1928, самодельные вор, 1929, кто-жемчуга?, 1930, испытание водой, 1931, мертвеца шлем, 1932 и кольцо глаз, 1933.[12]
Его романтический роман "Деревенская любовь" имеет уникальную историю, включая тот факт, что он так и не был опубликован в Соединенных Штатах в виде книги после того, как был издан журналом Munsey's Magazine с июля по декабрь 1920 года. Она была опубликована в Великобритании издательством Hodder & Stoughton в 1921 году. Country Love был адаптирован компанией Metro Pictures Corp., и в 1922 году фильм был переименован в Youth to Youth, в котором участвовали два актера, которые позже стали известными, Засу Питтс и Ноа Бири. Деревенская любовь считается оригинальной историей, на которой он основан. Действие его оригинальной романтической истории происходит на борту плавучего театра Адамса., который привез пьесы и водевили в изолированные деревни Чесапикского залива, включая Соломонс, штат Мэриленд , в течение десятилетий после Первой мировой войны. Книжный обозреватель Baltimore Sun несколько десятилетий спустя отмечает, что два более поздних автора сделали свою карьеру с последующими книгами об этом знаменитом плавучем театре: Эдна Фербер, которая посетила его в 1924 году, но перенесла его местоположение на реку Миссисипи, когда написала "Шоу-бот", и в сюжете первого романа Джона Барта "Плавучая опера", сюжет которого был основан на давно исчезнувшем плавучем театре Адамса, когда он был построен. опубликовано в 1956 году. [21]
Его заработок пал жертвой Великой депрессии, что в конечном итоге негативно сказалось на годичном пребывании семьи в Европе, которое стало возможным благодаря его тамошним гонорарам и более низким расходам в Европе. Его семья из шести человек жила в Кенсингтоне осенью 1932 года, когда фондовый рынок был на подъеме. Зимой 1933 года, когда семья жила на Лазурном берегу, у Футнера случился сердечный приступ, а летом 1933 года в Венеции произошел кризис нью-йоркской фондовой биржи, и поэтому зимние и летние события омрачили его будущее. Его последующие романы, научно-популярные книги и даже пьеса были плодовитыми, хотя он больше никогда не выезжал дальше Нью-Йорка. Его разговорная стимуляция была сосредоточена в клубе Players Club в Нью- Йорке и клубе West Hamilton Street Club в Балтиморе , где Генри Менкен и "Шерстистый" Вулкотт вели беседу.[22]
Его постановка приключенческой мистерии продолжилась после возвращения семьи из Европы в сентябре 1933 года, но продажи книг упали по мере углубления депрессии: "Убийство в семье", Нью-Йорк, Лондон, 1934, Париж, 1938, "Покрытые шрамами джунгли", Нью-Йорк, Лондон, 1935, "Тайна бедняка Уилла", Нью-Йорк, Лондон (как "Свежеприготовленная могила"), 1935, "Убийство плохого человека", Лондон, 1935, Нью-Йорк, 1936, "Остров страха", Нью-Йорк, Лондон, 1936, "Темные корабли", Нью-Йорк, Лондон, 1937, Париж, 1938, Берлин, 1951, Убийства Оба, Нью-Йорк, Лондон (Убийство на солнце), 1937, и Греховно богатый, Нью-Йорк, Лондон, 1940.[12][11]
Он представил нового детектива, Амоса Ли Мэппина, чьи преступления, как правило, происходят в нью-йоркских кафе. "Ватсон" его Мэппина - еще одна молодая женщина, его секретарша Фанни Парран, пример того, насколько необычно ориентирована художественная литература Футнера на женщин. Его книги из серии "Маппин" открывались с "Тайна сложенной бумаги", Нью-Йорк и Лондон (как "Тайна сложенной бумаги"), 1930, но только для этого единственного романа, поскольку он не бросал мадам Стори ради "Маппин" до публикации "Смерть знаменитости", Нью-Йорк, Лондон, 1938, "Пропавший гость нации", Нью-Йорк, Лондон, 1939, Убийство, в котором было все, Нью-Йорк, Лондон, 1939, и для вооруженных сил, 1942, Тщеславие убийцы, Нью-Йорк, Лондон, 1940, Кто убил мужа, Нью-Йорк, Лондон, 1941, Дом с голубой дверью, Нью-Йорк, Лондон, 1942, Смерть диверсанта, Лондон, 1941, Нью-Йорк, 1943, Неестественное убийство, Нью-Йорк, Лондон, 1944 и Орхидеи для убийства, Нью-Йорк, Лондон, Барселона, 1945.[12]
Футнер на протяжении многих лет стремился к более добрым и гуманистичным сюжетам, как это ему так успешно удалось в его ранних романах о северной стране и Деревенской любви. Морли высоко оценил эти более поздние романы "Антенны", Нью-Йорк, 1926, опубликованные в Лондоне под названием "Богатый человек, бедный человек", 1928 и "Больше, чем хлеб", Филадельфия, Лондон, 1938, последний при публикации вызвал большое волнение в округе Калверт, где происходило действие, и заставил местных жителей гадать, кем были любовники в этом труднодоступном изолированном регионе Мэриленда. Морли пришел к выводу, что если бы он взял себе псевдоним, они нашли бы большую аудиторию.[23]
Некролог из "Нью-Йорк Таймс", 1944 год:
Халберту Футнеру, романисту, было 65 лет. Плодовитый автор детективных и приключенческих рассказов - написал бродвейскую пьесу. Балтимор, 25 ноября (AP)
Халберт Футнер, писатель, драматург и историк, неожиданно скончался сегодня вечером в своем доме от сердечного приступа. Ему было 65 лет. Канадец по происхождению, он приехал в Мэриленд почти тридцать пять лет назад. Профессионально писать он начал в молодости, и большинство его ранних книг были приключенческими и детективными романами. Однако в последние годы он все больше и больше обращался к описанию Мэриленда и его сельской местности. Его последняя книга "Реки Восточного побережья" была опубликована в начале этого месяца, и он готовил несколько похожую работу о приливной Вирджинии. Одна из его пьес, Ширли Кей, был поставлен на Бродвее почти тридцать лет назад с Элси Фергюсон в главной роли. Мистер Футнер был плодовитым писателем с 1911 года и написал множество приключенческих и мистических романов, но находил время и для других произведений, таких как "Нью-Йорк: город городов" 1937 года, который критики оценили как забавный и поучительный. Он также много писал о Мэриленде, принятом им штате. В 1916 году он женился на Глэдис Марш. От этого союза родилось четверо детей. Это были Мэри Энн, Фиби, Джейн и Джеффри Домом мистера Футнера был "Подарок Чарльза", Ласби, штат Мэриленд. В течение нескольких лет он был членом "Игроков Нью-Йорка".
Научно-популярная литература[править]
Его единственной научно-популярной книгой до тех, что были написаны в конце жизни, была New Rivers of the North - Outing Publishing Company; Нью-Йорк; 1912. Футнер подвел итог писательской жизни в любящем и хорошо воспринятом отзыве о городе, где он вырос, и вернулся к книге "Вся его жизнь" под названием "Нью-Йорк, города городов" с фотографиями Джона Дж. Флоэрти, Филадельфия, 1937 год. Его следующая научно-популярная книга - полуавтобиографическое посвящение дому, который он отреставрировал, и своим соседям в округе Калверт, штат Мэриленд, под названием "Подарок Чарльза". с фотографиями Пола Брауна, Нью-Йорк, Лондон, 1939 год. Он написал хорошо принятую биографию Джошуа Барни после того, как был очарован устной историей его сражений в близлежащем Сент-Леонардс-Крик в округе Калверт во время войны 1812 года, рассказанной его соседом Эдвардом Соллерсом. Он назвал это: "Моряк удачи: жизнь и приключения коммодора Барни", США, Нью-Йорк, 1940.[24]
Он, найдя опору в научной литературе, поскольку его здоровье пошатнулось, затем написал "Главный Мэриленд и Восточное побережье", иллюстрированный Луи Рюйлом, Нью-Йорк, 1942, глава за главой исследующий весь Мэриленд своими глазами и впечатлениями как посторонний, включая одну главу о "Мудреце из Балтимора".[25]
Футнер умер, почувствовав лишь вкус радости рек Восточного побережья, иллюстрированных Аароном Софером, Фарраром и Райнхартом, серия "Реки Америки", Нью-Йорк и Сентервиль, Мэриленд, 1944-2011.[26]
Мэрилендцы соглашались во многих печатных изданиях, что внимательный, бдительный, вдумчивый и скромный наблюдатель со стороны, Уильям (Билл) Халберт Футнер, совершенно верно уловил суть Мэриленда в этой книге и предыдущих книгах.)[27]
Халберт Футнер умер во время вычитки "Орхидей для убийства" 25 ноября 1944 года. Этот последний детективный рассказ, опубликованный посмертно, включает в себя дань уважения Кристофера Морли "Биллу" Футнеру, с которым он оставался другом с 1911 года. Футнер похоронен в часовне Миддлхэм, Ласби, Мэриленд. Его друг Х. Л. Менкен написал после его смерти его вдове: "Вы были тридцать лет замужем за одним из самых очаровательных мужчин, которые когда-либо были на земле. Мне нет нужды говорить вам, что я буду ужасно скучать по нему".[28][29]
В 2021 году вышла книга о Футнере - Халберт Футнер: автор приключенческих романов, детективных новелл и исторической научной литературы: библиографический отчет о его жизни и творчестве, автор Джерри Малкахи.
***
Художественная литература[править]
Двое на тропе (1911)
Джек Шанти: История Атабаски (1913)
Запечатанная долина (1914)
Приносящие меха (1917)
Беглый сыщик (1918)
Воровское остроумие (1918)
Заменяющий миллионера (1919)
Совиное такси (1921)
Женщина извне (1921) (опубликована в Великобритании как На Суон-Ривер )
Деревенская любовь (1921)
Вор, сделавший себя сам (1921) (сериал "Argosy All-Story Weekly", 25 июня-30 июля 1921, опубликован в Великобритании под названием "Вызов убийце")
Охотница (1922)
Дело Дивза (1922)
Ветхий дом (1922) (снят по мотивам немого фильма 1924 года "Ветхий дом" с Бетти Компсон в главной роли)
Дикая птица (1923)
Офицер! (1924)
Погоня за "Линдой Белль" (1925)
Сани из лачуги (1926)
Антенны (1926) (опубликован в Великобритании под названием "Богатый человек, бедный человек")
Принцесса из захолустья (1926)
Капитан Сью (1928)
Дама треф (1928)
Ничьи жемчужины (1930)
Испытание водой (1931)
Шляпа мертвеца (1932)
Кольцо глаз (1933)
Убийство происходит в семье (1934)
"Тайна бедного Уилла" (1935) (издана в Великобритании под названием "Новосозданная могила")
Убийство плохого человека (1935)
Покрытые шрамами джунгли (1935)
Остров страха (1936)
Темные корабли (1937)
Извилистые тропы (1937)
Убийства в Обеа (1937) (опубликовано в Великобритании под названием Murder in the Sun)
Больше, чем хлеб (1938)
Греховно богатый (1940)
Тщеславие убийцы (1940)
Мадам Стори[править]
Нижние псы (1925, роман)
Мадам Стори (1926)
Бархатная рука (1928)
Доктор, который держался за руки (1929, роман)
Легко убить (1931, роман)
Случайный убийца (1932)
Гадюка (1933)
Почти идеальное убийство (1933)
Опасный груз (1934, роман)
Похищение мадам Стори (1936)
Обрывок кружева: Полное собрание сочинений мадам Стори, том 1 (2019)
Гадюка: Полное собрание дел мадам Стори, том 2 (2020)
Эймос Ли Мэппин[править]
Тайна сложенной бумаги (1930) (издана в Великобритании под названием The Folded Paper Mystery)
Смерть знаменитости (1938)
Убийство, в котором было все (1939)
Пропавший гость нации (1939)
Кто убил мужа (1941)
Дом с синей дверью (1942)
Смерть диверсанта (1943)
Неестественное убийство (1944)
Орхидеи для убийства (1944)


Рецензии
В Гутенберге есть:
Принцесса из захолустья
Мадам Стори
Антенны
Сани из лачуги
Недоноски
Дикая птица
Офицер!
Ветхий дом
Дело Дивза
Совиное такси
Подставной миллионер
Воровское остроумие
Новые реки Севера

Вячеслав Толстов   02.04.2024 11:32     Заявить о нарушении