Школа радости - мечта или реальность

                ШКОЛА РАДОСТИ – МЕЧТА ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ
               
                Все пожекты зело добрыми быть должны, дабы казну
                зряшно не разорять и Отечеству ущерба не чинить.
                Ежели кто прожекты начнёт абы как ляпать, тому чина
                лишу и кнутом драть велю.
                Пётр I

Прозападники совместно с финансируемыми Соросом академиками и стипендиатами, ставшие авторами многих школьных учебников, не простояв и дня за учительским столом, так накуролесили в образовании, что их последствия не может устранить даже Президент, занимаясь постоянно. Они отравили не только сознание народа, но
и подсознание, что отразилось даже чехардой в изменении названия
соответствующего министерства: Министерство народного просвещения (таковым оно
было до начала горбачёвских реформ на протяжении полутора веков) ; Министерство
народного образования ; Министерство образования (в России вернулись к
 Министерству просвещения).

Но если образование не народное, то каково оно?

Это, во-первых. А во-вторых, образовывать – давать знания, а просвещать -  и образовывать, и воспитывать.

Но реформаторам неймётся, и они пошли дальше - добрались до вузов. Они теперь не храмы науки и просвещения, а учреждения. Названием их, как и школ, приравняли к конторе Вторсырья. Даже названия школьных предметов изменили до неузнаваемости. Раньше на протяжении многих веков по названию школьного предмета можно была догадаться о его содержании. Что изучают первоклассники теперь на уроках математики? Или что такое "Читалочка"? Ведь Математика – это совокупность наук, изучающих величины, количественные отношения, а также пространственные формы. Это тоже самое, что в медицинских вузах курс "Анатомия человека" переименовать в "Медицину человека". По международному рубрикатору УДК различных математических наук более 100.

От цунами всевозможных реформ, начатых с хрущёвских времён, стонут родители, стонут учителя, но больше всех страдают дети. И их страдания не уменьшаются, что пора уже «Песню первоклассника», 1978 года создания, петь в новом варианте:

                Нагружают больше нас
                Взрослые до дури.
                Нынче в школе первый класс
                Как в аспирантуре.

Страдание каждого ребёнка – это мои страдания. Я не могу слышать и видеть страдания детей. Такова моя надломленная психика малолетнего узника.

Диалектическое мышление не возникает сразу в готовом виде, а проходит через определенные ступени своего развития в разные возрастные периоды.

Серьезные издержки педагогика имеет при стремлении уже в начальных классах обучать детей сразу высшему уровню мышления. Такая методика способна только затормозить умственное развитие ребенка, так как мешает осуществлению естественно¬го, поступательного развития логики мышления. Можно заставить ученика начальных классов твердить, что Земля вращается вокруг Солнца. Но весь его конкретно-чувственный опыт будет противоречить этому: он постоянно видит, как Солнце «ходит» по небу.

Проведённые советскими психологами опыты показали, что уменьшения сроков формирования ступеней мышления за последнее столетия не произошло. А анализ педагогической литературы показал, что ни белорусские, ни российские учителя и преподаватели педагогических вузов слабо подготовлены по части знания психического развития ребенка.

Поскольку ни учителя, ни родители не соглашаются с выше приведенным утверждением, радуясь, как дети легко запоминают конкретные операционные
действия со смартфоном, приведу пример из российской прессы:

«Н.И.Чиркова, О.А.Павлова (кандидаты педагогических наук, преподаватели вуза) «Развитие начальных логических умений на уроках математики»

П р и м е р 1. Первоклассникам предложили построить ломаную линию из нескольких звеньев, количество которых не называлось. Затем им надо было начертить отрезок, равный сумме длин звеньев ломаной. С этим заданием школьники справились. Отвечая на вопрос: «Что можно сказать о длине ломаной и длине получившегося отрезка?», ученики говорили, что длина отрезка больше, чем длина ломаной.

П р и м е р 2. При формировании представления о площади фигуры второклассникам дали два одинаковых прямоугольника и предложили сравнить их по площади способом наложения. Ученики убедились, что площади прямоугольников одинаковые. Затем в каждом прямоугольнике провели диагональ. Один прямоугольник разрезали по диагонали на два одинаковых треугольника, из которых составили разные фигуры Сравнивая прямоугольник и получившиеся фигуры по площади, ученики не видели, что она равна. Причину допущенных ошибок можно объяснить недостаточно развитым умением дифференцировать признаки предмета. Результат — изменение одного свойства принимается за изменение другого (форма — длина, форма — площадь). Конечно, со временем логические ошибки такого вида исчезают, но сохраняются другие. Например, зачастую школьники полагают, что квадрат не является прямоугольником, хотя определения понятий «квадрат» и «прямоугольник» знают. Причина ошибки в том, что при подведении под понятие они опираются на отдельные признаки, а не на их систему, указанную в определении.)«Начальная школа», № 5, 2017г., с.- 61)».

Получается, что ученики не понимают, что от них хотят услышать учителя, а  учителя не понимают - почему ученики не понимают простейшие очевидные вещи

Научить нажимать на кнопки можно и обезьяну, а вот мыслить логически - никогда. Простите за грубость. Может быть, когда человечество себя погубит, обезьянам придётся поумнеть, пройдя эволюционный процесс в миллионы лет.   

Когда первоклассник правильно отвечает на вопрос – что легче, килограмм пуха, или килограмм железа? – у меня такие дети вызывают опасение за их дальнейшее психическое развитие.

Сколько сейчас развелось классов, в которых обещают родителям за деньги логически развивать детей с пелёнок.

 К сожалению, педагогически правильный процесс формирования диалектического мышления нарушен всеми авторами белорусских школьных учебников. В большинстве из них язык изложения научный, а содержание приближается к институтскому. Получается не учебник, а энциклопедический справочник Нарушены и другие педагогические принципы как написания учебников, так и их методического обеспечения. Теперь уже все педагогические журналы подчёркивают, что они научные. От авторов требуют, чтобы их статьи соответствовали требованиям ВАК.  Учитель и его проблемы уже для журналов второстепенная фигура. Но об этом разговор должен быть со специалистами.

Чтобы понять не только специалистам, но и родителям, как трудно учиться их детям, покажем на примере учебников по географии для 6-го и 7-го классов с
русским языком обучения, созданных авторским коллективом под руководством декана факультета БГУ. Как сообщается на сайте университета (https://bsu.by/employee/75662-d), она проходила стажировку в Швеции, Литве, Израиле.

Рассмотрим эти учебники

                ***


Кольмакова Е.Г., Пикулик В.В. «География. Физическая география». 6-й класс, год издания 2016.

Уже с первых уроков на учеников, у которых ещё конкретно-образное мышление, обрушивается огромный массив абстрактных текстов (нарушен процесс формирования знаний – от навыков к знаниям, а не наоборот). Судите, читатели сами.

 «Современная география включает целую систему наук. Традиционно географию делят на две крупные ветви – физическую и социально –экономическую.

Физическая география (от греч физис – природа) изучает природу нашей планеты, а социально-экономическая - население Земли и его хозяйственную деятельность. Каждая из них подразделяется на ряд отраслевых наук. Особое место отведено общегеографическим наукам, в том числе картографии. Именно она обеспечивает географию своим собственным незаменимым языком - географическими картами.

Как любая наука, география обладает собственными методами исследования. Самые древние из них - сравнительный и описательный.  По мере изучения неизведанных земель к ним добавился экспедиционный метод.

Во время путешествий составлялись планы и карты открытых земель – так возник – картографический метод.» (с.- 8)

Или.

В восьмом параграфе «Внутреннее строение Земли. Литосфера» (не более 5 страниц текста – материал одного урока) темы «Литосфера и рельеф Земли» четыре пункта. Процитируем некоторые сведения второго пункта «Внутреннее строение Земли». Ученикам сообщается, что они узнают:

«Как изучают строение Земли?
О многослойном внутреннем строении нашей планеты.
В чём различие земной коры под континентами и океанами?
О дрейфе литосферных плит.» (с.-45)

После изучения только данного материала ученики должны знать, что «Изучение внутреннего строения Земли производят сейсмическими методами. Земля имеет многослойное строение и состоит из ядра, мантии и земной коры. Материковая земная кора состоит из 3 слоёв осадочного, гранитного, и базальтового. В
океанской коре гранитный слой отсутствует.» (с. -50).

Но на этом же уроке сообщается материал ещё трёх пунктов этого же параграфа.



                ***


Не лучшего качества и учебник для учащихся 7-ых классов 2017 года издания. Ограничимся рассмотрением первого урока, тема которого «Введение. Географическая оболочка как объект изучения физической географии»

«Географическая оболочка и её границы. Вы знаете, что компоненты природы (воздух, вода, горные породы, почва, растения и животные - выделено мною – И.М.) постоянно взаимодействуют между собой, образуя природный комплекс. Природные комплексы различаются не только сложностью организации, но и размерами. Самый крупный природный комплекс нашей планеты — географическая оболочка.» (с. – 7)

Как известно, о чём сообщается во всех энциклопедиях и Википедии, компонентами природы являются: климат, а не воздух, вода, рельеф (не указан в перечне), горные породы, почва, растения и животные (П.А.Лярскі “Прырода Беларусі”, Мн.,
2005г., с. - 11)

Воздух – газообразное вещество, составляющее атмосферу Земли, а климат – метеорологические условия, свойственные данной местности. Климат рядом расположенных возвышенности и низины различаются при одном и том же воздухе.

Цитируем далее. «Зональность географической оболочки проявляется в её разделении на географические пояса и природные зоны.

Наряду с зональностью географической оболочки проявляется и азональность. Азональность — это неоднородность географической оболочки, связанная с проявлением внутренних процессов Земли. Азонально размещаются материки и океаны на поверхности Земли, горы и равнины на материках и на океаническом дне». (с.- 11)

За один урок ученик должен понять и запомнить: «Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс, в состав которого входят вся гидросфера и биосфера, верхние слои литосферы и нижние слои атмосферы. Для географической оболочки характерны: целостность, ритмичность, круговорот вещества и энергии, зональность и азональность. Ноосфера — современный этап развития географической оболочки.»(с. -12)

В учебнике для первоклассников на втором уроке для шестилетних детей дается своё определение природы: «Всё вокруг, что не создано человеком, называется природой.» «Г.В.Трафимова, С.А.Трофимов «Человек и мир», 2023г., с -8). По такому определению водохранилища, каналы и другие объекты - внеприродные компоненты.

Дети в детский сад, а школьники в школу должны бежать с радостью. Но на пути создания ШКОЛЫ РАДОСТИ как стояло, так и стоит Министерство образования (прекратило со мной переписку и все контакты после обсуждения на приёме у Министра 2-го ноября 2022 года поднимаемых в этой статье вопросов). И не только
оно.

Ещё 10 июля 2020 года я передал высокопоставленному минскому чиновнику записку с предложением своих услуг, если будет запрос власти, - как не допустить в стране Майдан. В краткой беседе я сказал, что страну будет постоянно лихорадить пока не будет ликвидирована издательско-информационная мафия. На его возражение, что у него нет данных ни за, ни против, сказал, что первоначальные данные я предоставлю, а дальше должны работать специалисты. И тогда в образовании откроются безобразии покрупнее, чем в медицине.

Некачественная медицина приносит, в основном, физические страдания, а некачественное образование – и физические, и духовные. 

ШКОЛА РАДОСТИ  не маниловские фантазии, а реальность, которая создавалась на базе Кадинской СШ Могилёвского района, и научно-педагогический комплекс на базе СШ № 1 г.Чаусы, в которых применялись  разработанные мною материалы, прошедшие проверку в экспериментальных школах Академии педнаук СССР.  Об этом показывали на телевидении, писали газеты и журналы как республиканские, так и всесоюзные. Так во всесоюзной «Учительской газете» было опубликовано несколько статей. Например, уже 6 ноября 1989 года появилась статья «Четвёртая встреча», после появления которой Кадинскую школу  посетили десятки делегаций учителей со всех уголков России.

По комплексу был нанесён удар – штаб комплекса, начиная от заместителя председателя райисполкома до директора школы, уволен. Подверглись наказанию и учителя, которые применяли мои методические материалы. Был уволен и я по инициативе соросского академика с должности проректора.

Очень жаль, если за провалы в образовании придётся отвечать одному неплохому Министру образования с большими потенциальными возможностями, если ему помогут навести порядок в своём министерстве, а также будет наведён порядок в других министерствах и ведомствах.      

Сегодня мировой исход битвы сил Добра и Зла, когда решается вопрос – быть или не быть цивилизации? -  решается за школьной партой. Этот должен понять каждый человек, какую бы должность он не занимал и какой бы национальности  не был.

Иван Мартынов,

кандидат физико-математических наук, зам председателя городского «Русского общества»


 


Рецензии