Категории

КАТЕГОРИИ

Борис Ихлов

Реферат

Введение
Аристотель в трактате «Органон» определил наиболее общие имена, обозначающие вещи, и 10 типов таких высказываний (категорий). Они представляют собой все типы суждений, которые могут быть высказаны о каком-либо объекте или процессе.
Сущность - та характеристика объекта, которая ни на чём, кроме себя, не основана. «Этот единичный человек» или «это единичное дерево» являются сущностями. Это первые сущности, вторые сущности – универсалии: «Сократ» — первая сущность, «человек» — вторая сущность.
Количество — пространственно-числовые характеристики вещи.
Качество — то, что характеризует все неколичественные свойства предмета. Эти свойства не совпадают с природой (сущностью) вещи. Отношение — способ, которым одна вещь может быть связана с другой.
Пространство — положение вещи относительно ближайшего окружения. Время — положение вещи относительно последовательности событий. Состояние — положение частей предмета друг относительно друга. Обладание — наличие постоянно внешнего обстоятельства вещи (например, «одетый»). Действие — произведение изменения в некотором другом предмете. Претерпевание — принятие изменения от некоторого другого предмета.
В Средние века универсалиями стали обозначать общие понятия. Под «общими понятиями» в изначальных формулировках проблемы следует понимать, например, обобщающие классификационные группы, в которые объекты материального мира объединяются согласно своим сущностям, либо свойства, общие для нематериальных понятий, например такие как четность чисел. По одной из формулировок универсалии - это качества или отношения, обнаруживаемые в двух или более сущностях. Тема универсалий приходит в средневековую философию через комментарии Порфирия к «Категориям» Аристотеля. Боэций прокомментировал «Введение к Категориям» Порфирия, и тем самым ввёл проблему универсалий в средневековую философию. В споре об универсалиях (X-XV- веков), выясняющем онтологический статус общих понятий (то есть вопрос об их реальном, объективном существовании), определились три направления: реализм, номинализм и концептуализм.
К типам всеобщих связей относятся также следующие пары категорий: «объект – субъект», «единичное – особенное – общее», «многое – единое», «сходство – различие», «качество – количество», «простое – сложное», «высшее – низшее», «часть – целое», «конечное – бесконечное», «форма – содержание», «явление – сущность», «количество – качество», «причина – следствие», «случайность – необходимость», «возможность – действительность» и др.

Сущность и явление
Если бы сущность и явление совпадали, науке нечего был бы делать, говорил Маркс. Процесс познания идет от поверхностного, видимого, от того, что является, к глубокому, скрытому - к сущности. Сущность – является, явление - сущностно. Таким образом, эти категории тождественны, но одновременно и не тождественны, противоположны, первичной является сущность, она определяет формы своего проявления. Сущность есть пребывающее в объектах, в их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления.

Сущность – наподобие квантовой векторной величина: сама она ненаблюдаема, но проявляется через свои проекции – явления. В квантовой механике существенно, что формы проявления сущности определяются не только сущностью, но и внешним прибором, с которым происходит взаимодействие квантовых частиц.
Однако отсюда нельзя делать вывод, что сами векторные величины – вещь в себе, непознаваемы. Как с немецкой грубостью объяснял, Маркс, чтобы познать пудинг, надо его съесть. Проекция – и есть сущность.
Однако съедением пудинга дело не исчерпывается. Маркс указывает лишь на практическую сторону дела, на то. Что мир познается не умозрительно, а в практике. Но есть также «онтологический» вопрос, из чего состоит пудинг, чтобы его можно было есть, его химический состав – и это тоже вопрос практики, практики повара, который этот пудинг не ест.
Явление может иметь субъективный характер, то есть, быть видимостью, кажимостью, (например, мираж), будто бы не связанной с сущностью. Однако Гегель подчеркивает, что «кажимость тоже сущностна».
С другой стороны, событие может выступать как явление (следствие) какой-либо сущности и одновременно как сущность (причина) по отношению к другому ряду событий. Атомный вес в одном отношении (к химическим свойствам элементов) выступает как сущность, а в другом (к более глубокой сущности — заряду ядра атома) — как явление.

То есть, категории явления и сущности являются объективными, но не абсолютными, во многом случайными, их предназначение – 1) указывать на тенденцию, указывающую на путь углубления человеческих знаний. 2) Эта тенденция отражает развитие самой природы, проявление скрытых возможностей, превращение их в актуальные.

Необходимость и случайность.
Внешняя случайность находится за пределами власти данной необходимости. Она определяется привходящими обстоятельствами. Например, человек наступает на арбузную корку и падает, причина падения очевидна, она закономерна. Но она не вытекает из логики поступков человека, ему кажется, что в его жизнь вторгается слепой случай. Для человека такого рода случайность – субъективная.
Здесь случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления причинами. Как правило, такая связь носит неустойчивый характер. Иными словами случайность - это субъективно неожиданные, объективно привходящие явления, это то, что в данных условиях может быть, а может и не быть, может произойти так, а может и иначе.
Человек попал под машину – это событие не входит в причинно-следственную связь его обыденной жизни. Для него машина – внешнее случайное. Но есть закономерность – машины и люди передвигаются с одной плоскости. С другой стороны, на случайного человека натыкается внешняя необходимость.   
Спиноза, Кант, Гегель понимали случайность исключительно как внешнее.

Эта внешняя случайность описывается теорией вероятности: событие есть приготовление грубых (случайных) условий и повторяемого действия.
Внутренняя случайность - вытекает из самой природы объекта. Она тоже описывается теорией вероятности – она закономерна на уровне термодинамической теории флуктуаций, отклонений от равновесного состояния. Здесь внешнее и внутреннее составляют единую систему.

Другая внутренняя случайность – отражает структуру микроскопических объектов, эта структура квантовая. Волновая функция – это плотность вероятности, но ни к внешней, ни к внутренней флуктуационной не имеет отношения. Тем не менее, квадрат модуля волновой функции равен плотности вероятности нахождения системы в определенном состоянии в определенное время.

И внешняя, и внутренняя случайность закономерны, необходимы, объективны. Если же признать, что всё в мире закономерно, т.е. в нем не выделены существенные моменты – то всё в мире оказывается случайным, поскольку любое событие «тождественно» другому.

Необходимость и случайность диалектически связаны, не отделимы друг от друга. Необходимость, указывает Гегель, проявляется как случайность, случайность же развертывается как необходимость. Кроме того, необходимость и случайность оказываются относительными, Случайность и необходимость относительны: необходимое в других условиях может предстать случайным и наоборот.
В диалектической паре «необходимость – случайность» необходимость является первичной, определяющей. Закон стоимости пробивает себе дорогу среди океана случайных спекуляций, но именно он их и определяет.

Возможность и действительность
Отношение необходимости и случайности пересекается с соотношением возможного и действительного, с превращением возможности в действительность.
В паре «причина – следствие» первичной является причина, она порождает случайное или необходимое следствие. Возможность и действительность - две последовательные ступени развития явления, его движения от причины к следствию.
Оказывается, что каждая субстанция содержит бесконечное число скрытых возможностей. Как говорил Ленин, электрон также неисчерпаем, как и атом. Процесс развития реализует какие-то возможности  отсекает другие. Это означает, что элементарные частицы обладают бесконечным числом скрытых качеств. Причем в число этих качеств НЕ входят «скрытые параметры».

Часть и целое
Сенсуалист Локк одним их первых эпохе становления капитализма предпринял атаку на религию, причем не в рамках религии - в отличие от Аверроэса или Сигера Брабантского.
Локк выступил против церковного постулата о врожденных идеях, берущего начало у Платона. Платон считал, что процесс познания – это всего лишь вспоминание того, что человек уже когда-то знал. Локк доказывал, что представление о том, что часть меньше целого, не является врожденным, а есть результат опыта.
Сложилось убеждение, что понять какой-либо предмет - значит узнать, из чего он состоит. Однако неизвестно, из чего состоит электрон, при этом наука знает, что это такое.  С другой стороны, например, знание химического состава человека ничего не дает в понимании его сущности.
Данное воззрение породило такое направление философии, как редукционизм, т.е. сведение высших форм движения материи к низшим, социума к биологии, химии – к квантовой механике и т.д.
В элементаризме под простым понимают нечто, не имеющее частей, при этом сложное - составленное из частей, разложимое на простые составляющие. Однако и электроны, и кварки нельзя назвать простыми. Вообще поиск первокирпичика, из которого составлены прочие частицы – порочная затея. Ибо если первокирпичик неделим, не разрушаем – он бесструктурен, следовательно, не обладает никакими свойствами.
В механицизме под частями понимаются такие объекты, которые, складываясь образуют новые, более сложные объекты. Целое же рассматривается как сумма своих частей.
Однако свойства целого несводимы к набору свойств его частей, его составляющих, при их объединении возникает новое системное качество. Как говорил Сократ, лицо связывает в единое целое свои части: губы, рот, нос, глаза, уши, подбородок, щеки. И как бы ни различались по виду и функциям все части лица, и как бы ни были сходны, сами по себе они не образуют лица.

Содержание и форма
Содержание есть тождественность всех элементов и моментов целого с самим целым; это состав всех элементов объекта в их качественной определенности, взаимодействии, функционировании, единство его свойств, процессов, связей, противоречий и тенденций развития. Содержанием организма является не просто совокупность его органов, а нечто большее - весь реальный процесс его жизнедеятельности, протекающий в определенной форме. Содержанием общества является все богатство материальной и духовной жизни действующих в нем людей, составляющих это общество, все продукты и орудия их деятельности.
Характер труда – наемный или свободный. Но содержание труда – монотонность, однообразие, тяжесть, обезличивание – или творчество.

Форма - способ выражения и существования содержания. Форма объекта выражается в том числе в понятии границы, указывающей на различие данного содержания в его целом от всего иного. Внешняя форма отграничивает объект, одновременно это связь данного объекта с другими, в этом ее противоречивость.
Внутренняя форма связана с качественной определенностью объекта, причем качественная определенность понимается не в смысле того или иного материального субстрата объекта (камень, металл, дерево и т. д.), но как его смысловая оформленность, указывающая на способ деятельности с объектом, детерминирующая способ его восприятия и включения в систему определенной духовно - практической деятельности.

Пространство и время – формы существования материи. Материя (содержание) определяет форму, в то же время форма имеет относительную самостоятельность и сама воздействует на содержание.
Этот процесс, развертываясь во времени, осуществляется через противоречие, выражающееся в отставании формы от содержания, то есть наличия такого состояния системы, когда новое содержание не имеет адекватной новой формы, а пребывает в старой, ориентированной на уже изжившее себя содержание. Противоречие здесь выражается в разнонаправленности этих моментов единого целого и всегда разрешается ломкой старой формы и возникновением новой.
Такое соотношение формы и содержания на физическом уровне могло бы быть отражено в уравнениях Эйнштейна: вещество создает кривизну, кривизна определяет движение вещества. Однако эта теория слишком геометризована. Изначально Эйнштейн считал гравитацию физическим полем, однако затем пришел к выводу, что гравитация есть искривление пространства-времени. Такое представление приводит к ряду противоречий.

Качество, количество и мера
Количество – внешняя специфическая определенность предмета. Количество – внешняя определенность в том смысле, что оно не составляет еще самой сущности предмета, а является лишь ее выражением. Количество может меняться в широких пределах, а сущность предмета остается неизменной.
Качества электрона – его масса, электрический заряд, лептонный заряд, комптоновская длина.
Количество - характеристика явлений, предметов, процессов, выражаемая в величинах (отрезках, сравнениях и т.д.) и числах.
Качество – целостная характеристика субстанции. Это такая внутренняя определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов. При утрате качественной определенности предмет перестает быть самим собой, приобретает новые черты, определяющие его принадлежность уже к другому классу предметов. Например, яйцо, личинка, куколка, имаго.

Качественно различные товары, хлеб, одежда, кирпичи, уравниваются количественно при их погрузке, разгрузке, транспортировки на основе того, что все они имеют вес и габариты. Кроме того, товары уравниваются по стоимостям.
Нивелирование качественных различий предметов, абстрагирование от них, делает возможным измерение (метр, градус, килограмм).

Нельзя представить качество без предмета – как улыбку Чеширского кота. Однако в последнее время вследствие тотальной деградации всё больше людей, считающих, что информация может существовать без материального носителя. Очевидно, что данное воззрение апеллирует к линии Платона: якобы идея того или иного качества может существовать сама по себе.

Качество и количество стандартно определяют как противоположные и неразрывно связанные между собой характеристики предметов, эта их связь выражается понятием меры.
Меру стандартно определяют как диалектическое единство качества и количества, как количественную границу существования качества, как такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Мера выступает как “третий член”, связующий качество и количество в единое целое. Например, производительность труда как мера имеет две стороны: качество труда и его продуктивность (количество произведенного продукта). Но мало сказать, что мера есть единство качества и количества, а также что она суть граница, в которой качество проявляется в своей определенности. Мера глубочайшим образом связана с сущностью, с законом, закономерностью. Обратим внимание на то, что смыслообразующим корневым элементом слова “закономерность” является именно мера. Мера - это зона, в пределах которой данное качество модифицируется, варьируется в силу изменения количества и отдельных несущественных свойств, сохраняя при этом свои существенные характеристики.

Качество и количество стандартно определяют как противоположные и неразрывно связанные между собой характеристики предметов, эта их связь выражается понятием меры.
Меру стандартно определяют как диалектическое единство качества и количества, как количественную границу существования качества, как такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Мера выступает как “третий член”, связующий качество и количество в единое целое. Например, производительность труда как мера имеет две стороны: качество труда и его продуктивность (количество произведенного продукта). Но мало сказать, что мера есть единство качества и количества, а также что она суть граница, в которой качество проявляется в своей определенности. Мера глубочайшим образом связана с сущностью, с законом, закономерностью. Обратим внимание на то, что смыслообразующим корневым элементом слова “закономерность” является именно мера. Мера - это зона, в пределах которой данное качество модифицируется, варьируется в силу изменения количества и отдельных несущественных свойств, сохраняя при этом свои существенные характеристики.

Разумеется, любая мера является относительной. Переход из количества в качество (закон диалектики), т.е. переход от одной качественно-количественной определенности к другой, совершается скачком. Этот момент перехода зависит от внешних условий.
Например, температура перехода из жидкого состояния в пар зависит от давления.
С другой стороны, мера субъективна. Например, мерой применения классической механики является скорость, но величина скорости, при которой совершается переход к специальной теории относительности, зависит от конкретной задачи. В то ж время мера абсолютна, поскольку любая практическая задача несет в себе элемент объективности.

Всегда ли происходит восхождение от низшего к высшему при переходе количества в качество? С увеличением температуры вода переходит в пар, здесь нет деградации или восхождения от простого к сложному. С возрастом человек сначала усложняется, затем деградирует – то же касается жизни звезд. При возникновении многоклеточных организмом живое усложняется, вместе с тем клетка в определенном смысле деградирует, т.к. для предотвращения бесконечного разрастания организма в клетке срабатывает программа ее гибели.

Количественное расширение Вселенной по ранним версиям должно приводить либо к тепловой смерти. либо к коллапсу, т.е. к деградации. Современные исследования показывают, что постоянна Хаббла – постоянна, т.е. постоянна плотность Вселенной, т.е. продолжается генерация вещества. Но это же самое означает, что количественные изменения ни к чему не приводят.
Люди различаются по росту, весу, объему легких и пр. Это количественные различия. Однако никакое накопление роста или веса не приводит к изменению качества. Если собрать вместе тысячу дураков, они от этого не станут умнее, если оперному певцу платить каждый месяц всё больше, он не станет лучше петь.
Наконец, физика столкнулась с неразрешимой загадкой: какие количественные изменения. Изменения чего привели к качественному скачку, к Большому взрыву? Например: движение может осуществляться только во времени, но если в планковской Вселенной времени еще нет, то нет и движения, нет и какого-либо изменения, следовательно, качественного скачка быть не может. Тем более, если принять во внимание, что пространство и время как формы движения материи вторичны.
Возникает вопрос: насколько категории качества  и количества всеобщи?

Принципы всеобщей связи и развития
Развитие понимается как возникновение качественно нового и как никогда не возникавшее, вечное всеобщее свойство материи (т.к. если бы оно возникало, то это уже и было бы развитие).
Развитие – бесконечное движение от низшего к высшему, от простого к сложному. Высшее – более сложное, чем низшее. Тогда сложное – более содержательное, обладающее большим многообразием, богатством содержания и одновременно единством признаков. Под содержанием понимается совокупность всех признаков предмета. Развитие – рост многообразия содержания, как количественно, так и качественно.
Перечислим основные концепции развития.
1. Понимание развития как круговорота, цикла, повторения всего, характерна для античности с, казалось бы, незыблемыми общественными отношениями. Оно предполагает повторяемость, но игнорирует изменчивость. Концепция пережила становления христианства (описание природы Экклезиаста) и завершилась в М-теории струн.
2. Для средневековья характерно понимание развития как необратимых качественных изменений, т.е. как линейного процесса, в котором есть изменчивость, но нет повторяемости, при появлении чего-то нового исключается простое. Концепция отвергает механицизм, но основана лишь на трансформизме, не выделяющем «верх» и «низ».
3. Начиная с Гегеля, ведущей становится концепция развития как восхождения от простого к сложному, от низшего к высшему: трансформистское движение имеет цикл, все повторяется, но на разных уровнях сложности, верх по спирали, при исчезновении старого и возникновении нового. Необходимым моментом прогресса является регресс при определяющем значении прогресса.
В XIX – XXI вв. доминирующим является 4-й тип концепции – эсхатологический.

Парадокс развития - откуда берется новое, да еще более сложное? Если оно происходит из простого, т.е. в простом содержится, значит простое и есть сложное, значит, развития нет.
1. Концепция гилеморфизма (Платон, Фома Аквинский): возникновение новой сложности объясняется вхождением в материю различных духовных форм, идей, которые являются частицами божественной сущности. При этом бог рассматривается как абсолютно неизменная сущность.
2. Концепция эмерджентности: сложность – результат соединения вещи с духом, активность которого направляет ход событий. Но откуда сложность в духе?
3. Концепция холизма: сложность – результат соединения частей целого, результат целостности предмета. То есть, сама субстанция здесь вторична.
4. Концепция Дарвина: сложное берется из среды. Но откуда в среде сложное, если она всегда проще, чем то, что в ней развивается. Данная концепция подобна концепции холизма.
Ошибки данных концепций в том, что они абсолютно противопоставляют простое и сложное, тогда как надо найти их связь, т.е. каким образом сложное содержится в простом.
5. Концепция Гегеля: 1) Признание того, что сложное приходит из простого, в нем содержится, но им не является; 2) Сложное содержится в простом как возможность.
Чтобы возможность стала действительностью, должна быть некоторая необходимость – это направленность развития. Высшее не существует в низшем в готовом виде, оно существует там потенциально, в виде направленности развития в сторону высшего.
В советской философии, в отличие от западной, основной считалась концепция, что самоусложнение, возникновение нового, самопревращение простого в сложное – это фундаментальная, изначальная, коренная способность материи, способ ее бытия, ее глубинная сущность.

Конечное и бесконечное
В математике бесконечность – в том числе процедура, постоянное приближение к чему-либо. Во-вторых, математика и физика оперируют с бесконечностями как с актуальностями, как с обычными числами, и в теории множеств. И в математическом анализе, и в теории поля, в частности, в эффекте Казимира. То есть, здесь речь идет об абстракции второго уровня. В абстрагировании от самой бесконечности.
Бесконечное содержится в конечном точно так же, как абстрактное общее в единичном.
С другой стороны, бесконечность – это системное качество, характеризующее целостность объекта.

Единичное и общее
Единичный – это 1) один из многих тождественных или сходных, 2) это относительно самостоятельная часть целого, 3) единичное – основание, проявление общего, 4)  характеризует предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. В качестве единичного может рассматриваться не только отдельный предмет, но и целый их класс, если он берется как нечто одно, а также отдельное свойство или признак предмета, если он берется в своей индивидуальной неповторимости.
Общее – это 1) существующее только через единичное, абстрактное, выделенное из единичного (единое во многом), 2) это целое, это система единичных элементов, связность. 3) Общее – возникает.
В советской философии утверждался примат общего над частным, что общее властвует над единичным, которое “заставляет” последовательно гибнуть единичное как преходящее во имя сохранения общего как чего-то устойчивого: единичное умирает, но род живет.
Политическая подоплека такого взгляда очевидна. Но физические и химические системы опровергают такую установку. На самом деле в концепции примата общего общее подменено целым, причем в этом целом не выделена его существенная прогрессивна часть (в обществе - третье сословие, рабочий класс и пр.)
Две последние пары категорий разберем более подробно.


Рецензии