земляника... травы...

Земляника, к земле никнет, земляничник, землянка, земляница, зубриловка, красная ягода, листовник, листвяк, падубница, пазабник, пызонока, пазибника, позёмки, половишник, суника, ягодник.

Земляника, сказочная ягода, ароматная и вкусная. Есть ли что-то вкуснее?
Кажется, наесться всласть невозможно. Очень уважаемая, очень почитаемая ягода.

Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. Как же медленно она собирается! Ягодка за ягодкой, а всё донышко видать. Собирай по ягодке, собирай.
Места наши земляничные, года урожайные. Но это редко.
Больше – собирай по ягодке.
Растёт земляника по склонам, очень хорошо – в молоденьких сосновых посадках, пока деревца не закрывают траву.
В Точильном – на увалах, на больших полянах, ближе к лесу. Любит она солнечные места, но если лето сухое – выгорает, сохнет. Идёшь – ягод много, красный цвет так и слепит, а собирать нечего – одна высохшая мелочь.
Около муравейников, с южной стороны обычно самые крупные ягоды. Их немного, три-четыре, зато увесистые и внушительные по размеру.

Поспевающая земляника сама в глаза бросается яркими красными пятнышками среди травы.
Земляника. Тройчатые прикорневые листья на длинных черещках, пятилепестковые белые цветки, румяная ягода.  Стебли опушенные. Листья почти сидячие, овально-ромбические, на верхушке широко-треугольные, с крупными зубчиками, сверху – рассеяно-волосистые, снизу прижато шелковисто-волосистые. Щитковидное соцветие. Чашелистики горизонтальные или отогнутые книзу. Ягодка – ложный плод, разросшееся цветоложе.
Размножается земляника семенами, а больше – усами, прикорневыми побегами, которые верхушкой вкореняются в землю и вот уже растёт молоденький кустик.
Бывает так, поднимаешься по склону, - сплошной земляничник, только вот ягод нет.
Земляника, наряду с малиной, - царица ягод, но учёные её за ягоду не считают, для них она ягода ложная, а для нас она – ягодка.
Собирать ягоду лучше всего утром, когда роса сошла, или вечером, когда спадёт жара. А приходилось собирать её в разное время и разную.
Если июль дождливый, то ягода водянистая, хлипкая, ни сладости в ней нет, ни аромата. Сколько  ни собирай, а она вся уминается. В жару ягода быстро вянети тоже сильно уминается.

В Миньяре, на нашей окраине, за Чёрной речкой, за Новостройкой,  земляничника мало, соответственно мало и ягод. На Рудничной горе, на Романовой – клубника, самая ароматная ягода. Земляника гораздо реже попадается. Гора Ягодная, что примыкает к пруду – ягодная, но мы там в детстве не бывали. Возвращаясь в Миньяр, посещаю я  и  гору Ягодную, но бываю я там уже осенью, так что встречаю земляничник и клубничник, а ягодка – редкость.
На покосе, среди лугового разнотравья, несколько кустиков земляники. Собрать поштучно, нанизать на стебелёк мятлика и потом по одной вкушать. Собирали мы её и в чай, немного.
Поднимались по склону Пожар-горы, и там ягодника много, а ягоды –поштучно.
Мечта детства и детская мечта: набрести на полянку, чтобы ягод видимо-невидимо, да чтобы крупные, и набрать сколько хочешь и поесть от пуза.
Однажды брат, лазая по скалам у Отводного камня, открыл такую полянку, но – маленькую. Набрал литровую банку земляники.
Домой принёс, а мы все на такую землянику сильно дивовались.
В Аше, в житие наше на Дубовой горке мы с сестрёнкой два лета безостановочно, через день, через два, весь июль ходили за земляникой.
Через Редькин дол, через Дубовую горку, двигаясь на  гору Кленовую к молоденьким сосновым посадкам.
Брали с собой трёхлитровый бидон, банку пол-литровую. Задача ясная - набрать полные посудинки. Старшие нас так не озадачивали, но как-то само собой разумелось, что потрудиться надо серьёзно.. Бабушка приговаривала:
-Сколько наберёте, столько и наберёте.
А у нас был задор: надо набрать.
Уходили рано, чуть светает, чтобы до жары управиться.
Ягодник – везде, ягод много, да вся мелкая. Мечтаем полянку найти нетронутую, да где там, все полянки изъезжены, исползаны вдоль и поперёк.
Ягодников как ягод, одни ауканья на весь лес.
Собираем.
Самое тяжкое – донышко закрыть. Собираешь, собираешь, когда?...
Я в бидон собираю, сестрёнка в банку. Банку перевязал платком  и сестрёнка повесила её на шею. Собираем так: одной рукой траву разгрести, другой рукой ягодку сорвать.
Мечта, очень настойчивая мечта в нас всё равно теплится –найти земляничную поляну, пусть небольшую, но нетронутую.
Ягода ещё чуть порозовела, а народ уже в лес потянулся за ягодой.
Хорошо то, что после первого сбора, ягодники траву примяли и земляника начинает спеть дружнее. Вот такую бы полянку найти.
Мечты и надежды питают нас и придают нам силы.
Донышко закрыл, стало уже повеселее, а когда сестрёнка ещё свою банку полную высыпала, то и совсем хорошо. Дальше –веселее.
Спелая ягода – уминается, но всё равно – собираем, задор в нас не гаснет. Солнышко выше, начинается пекло, нажигает спину, ищем полутень. От полянки к полянке перебираемся, ягоды покрупнее ищем, полним наши посудинки. Если несколько ягод крупных попалось, то друг друга «в гости»
зовём, чтобы вместе удивляться.
К полудню бидончик набрали. Можно в обратный путь пускаться. Но опять по лужайкам и полянкам, опять ягодки собираем в пол-литровую банку – «на поесть» дома.
В лесу ягоды есть не так интересно, как дома. Дома, с чувством исполненного долга, на «заслуженном отдыхе» - с молоком и хлебом – что может быть вкуснее.
Но и по дороге домой часть ягод в банку, а несколько – в рот. Полдень, жара, пить хочется. Нет у меня благоволения к окраинному ашинскому лесу и близлежащим долкам и взгоркам – нет ручейков, а которые были – давно высохли. Не по душе мне он, да зато – в ягодных полянках.
Свели леса дремучие, ушла вода.
Двигаемся домой, терпим, мечтаем, как домой придём, квас будем пить, сколько захочешь.

Ближе к середине июля на посадках появляются маслята. Это нам радость. Собираем с удовольствием. Растут семейкой, да такие пригожие, такие приглядные – маслята, масляные головушки.
Во что собирать? Посудинки наши полнёхоньки.
Платок раскинули, маслят насобирали.
Идём домой очень уставшие, но довольные – и с ягодами, и с грибами.
Ягоды горочкой, уже меньше уминаются, да мы ещё сверху листиками прикрыли, чтобы от жары не пеклись.
Бабушка встречает, умиляется:
-Ах, какие молодцы, опять полнёхонько ягод набрали!
День-два пройдёт и опять за ягодами.
Хочется? Да нет, конечно! Но и мысль даже не промелькивает, что можно и не ходить. Никто не заставляет, но как бы мимоходом мама вечером скажет:
-Люди ягоды несут и несут, надо бы сходить.
Всё понятно, завтра, чуть рассветёт и – по ягоды.
Как откажешься? Родители – работают, бабушка целый день в домашних хлопотах, значит и нам надо чем-то полезным заниматься. Старшим помогать.
Пришли домой, ягод принесли, принесли земляничный аромат. Частичка леса у нас в доме.
А теперь можно и земляничное пиршество устроить.
Землянику с молоком и хлебом, землянику в чай.
Мама варенье варят, пирожки с земляникой печёт.

Жили мы на Толстого уже своей семьёй, девчонки наши ещё маленькие, в лесу не помощники, а мы с Людмилой – по ягоды.
Папа придёт с вечера с девчонками ночевать, а мы с Людмилой к бабушке на Дубовую горку с ночёвкой.
Утром, затемно, раным-рано бабушка будит: пора вставать.
Чай попили. У меня – ведёрко пятилитровое, у Людмилы – литровая банка.
В ведёрко положили два кусочка хлеба, посыпанные солью, у Людмилы в банке вода.
Туман непроглядный. Улицы не видно, Дубовую горку не видно. Идём-плывём через туман. Идти недалеко, километра полтора-два, но всё в гору.
Сыро, зябко. Идём, не загадывая, мечтаем, набрать бы – сколько? да хотя бы ведёрочко.
Туман, роса сильнейшая. Ждать нам, когда роса сойдёт, некогда, начинаем собирать. Ягодка за ягодкой.
Наберём ведёрко, наберём ещё и в банку.
Делимся лесным чудом.
Бабушке к чаю. Домой придём – маме с папой чай пить и на варенье.
Сядем за стол и вчетвером роскошеством наслаждаемся. А что останется – Людмила варенье сварит.
Собирали в росу, которая до полудня так и держалась. Собирали в дождь, вымокали до нитки, но собирали.
Когда соберём, - очень довольные собой. Мы - заслуженные работники ягодного фронта, труженики терпеливые, настойчивые, основательные.

В Точильном, при разведении сада-огорода разведали и ягодные места. Выкроив время, ходили по ягоды. Ходили вчетвером. Сообща трудились, вместе удивлялись земляничным полянкам и крупным ягодам. Радовались, что набирали все посудины, которые с собой брали, полнёхоньки. У нас была своя, «тайная» поляночка, которая постепенно заросла лесным и луговым бурьяном.
Делились радостью. Людмила относила гостинец ягодный бабушке Нюре,
чему та несказанно была рада. Бабушка отдаривала нас молоком.
Мы с молоком землянику уплетали, а варенье Людмила не варила – лучше свежую съесть.
Дома – гостинец родителям и нам – пиршество.
Ходили мы часто, но со временем Людмила развела викторию, нам ягод садовых хватало, хотя, что и говорить, лесная земляника и гораздо полезней и ароматней, и вкуснее.
Но – прожитые года наваливались на плечи. Дочки выросли, разъехались, нам за ягодами стало тяжелее собираться. Да и солнце сильно стало припекать. 
Стал я за земляникой один ходить.
За садом, через луга, через болотистую полянку, поросшую осокой и таволгой в мой рост, по разбитой колеистой тропинке в горку и на увал. Выбрал местечко, сел и можно не уходить.
Ползаю на четвереньках, пока пятилитровочку наберу.
Ягода крупная, плотная, увесистая, почти не уминается.
Собираю, собираю, приостановлю азарт, на траву лягу, облаками любуюсь. Мухота летает, пчёлки – гудут, земляничный аромат на весь луг и куртинками – зверобой, душица, заросли конского щавеля, крапивы, мятлик, клевер – всё вперемешку.

Рассказывали, а нам не верилось, что можно земляники ведро набрать.
А и у нас случилось такое знаменательное событие.
Лето на землянику было урожайным. Дочки наши далеко. Мы с Людмилой в Точильном вдвоём. Соседский народ каждый день за земляникой таскается, и нам завидно.
-Людмила, пойдём?
-Пойдём!
Сколько соберём, столько и соберём, но на всякий случай ведро большое взяли и для Людмилы – литровую банку.
Наше местечко, большая полянка, где мы с девчонками ягоды собирали, сильно заросла. Пошли дальше. Вышли на увал, там, в стороне у леса, Чирковы, Валера с Валентиной, косили траву когда-то. Полянка начинает зарастать, берёзки, осинки гурьбой-хороводом распространяются, но земляничника много. Осмотрелись, ягод много, великие ягоды, только из травы густой надо их выбирать. Начали по полянке ползать. Далеко не уползёшь. Ягод – многое-множество, собираешь, собираешь, оглянешься назад, а их за спиной ещё больше. Надоело собирать, хочется ещё и по другим полянкам пройтись, а эту полянку как бросить. Знаем, лучше не найдёшь, так по полянке и продолжаем движение.
Скоро-не скоро, но как-то даже незаметно ведро земляники набрали.
Набрали и дивуемся, неужели вот здесь, перед нами – ведро земляники.
Да ещё, играючи, литровую банек наполнили.
А можно и ещё собирать.
Набрали  - сами себе не верим, неужели у нас – ведро земляники.
Но не стали алчности поддаваться, алчность в себе развивать
А ягоды так в глаза сами и бросаются, и лезут – сколько хочешь собирай, да и мы не очень устали, да и солнышко не очень печёт. Собирать?
Нет! Алчность окончательно заглушили и в обратный путь.
А по пути трав всяких, а больше – зверобоя и душицы набрали и липового цвета, да я ещё пару берёзовых жердинок прихватил.
Вот удивительность так удивительность для нас – ведро земляники набрать.
Хороши луга, увалы за Точильным, щедрые.

Или наши системы изнашиваются, или солнышко меняется, только такое ощущение – вредно для самочувствия долго на солнце находиться.
Потому Людмила по ягоды не ходит, Да и я уже такое дело оставил в стороне, особенно после одного собирания ягодок.
Набрал ведёрко, возвращаюсь, а жара и духота несусветные. По лесу под гору спускаюсь, думаю легче будет, а оно, наоборот, хуже, в глазах туман и так вообще поплохело, что уже стал с жизнью прощаться и ручейка никакого рядом нет, чтобы охолонуть. Не помню как, но до избушки добрёл, еле-еле в себя пришёл. Наверное пришло время: пусть ягоды сами по себе растут.
А если и идти за земляникой, то больше для любования.

В последнее время земляника стала поспевать значительно раньше. На пригорках, на склонах, на могилках начинает поспевать уже с 15 июня.
Окраинный люд скоро определяет, когда можно землянику собирать.
Собрали – на рынок. Покупатели ахают: дорого!
Но это дело такое: ведёрко в руки и – собирай. Наберёшь со стаканчик и за тыщу рублей не станешь продавать.
Собирай по ягодке…

Земляника – богатая ягода. Всяких в ней питательных и лекарственных веществ полным-полно: кислоты, витамины, летучие масла, марганец.
Земляника – такая ягода, всякому здоровье поправит, если, конечно, аллергии на неё нет.
Что-то развелось этих самых аллергий видимо-невидимо.
Итак, землянику, отговариваясь сбережением здоровья, собирать нам лень, а вот земляничник – листья – мы заготавливаем.
Литься как профилактика и при множестве болезней очень полезны.
Собирать их надо в пору цветения, без черешков. Запах сухой травы слабый, вкус вяжущий. Хранить в деревянном ящике, выложенном изнутри бумагой.

Земляника ещё и хороший компас. У недозрелой земляники одна сторона красная или розовая, а другая – зеленовато-белая. Красная сторона указывает на юг, зелёная – на север.
Если вокруг дерева, пня, камней растёт земляничник, то с южной стороны ягоды созревают раньше.
Земляника, лесная,  – царская ягода, самая лучшая ягода.
«Стоит Егорка в красной ермолке, кто ни пройдёт, всяк поклон подаёт.»

Помимо всяких полезностей и вкусностей, земляника – приглядное растение,
чудная ягодка-цветок…как она хороша, как она – прекрасна среди разнотравья…
любоваться, помня всё время, созерцаешь – чудо…


Рецензии