Богатырь земли русской Микула Селянинович

БОГАТЫРЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ…
               
 Сила вся – от земли русской! Понимали это наши далёкие предки, что и   воспевали в былинах древних.
Бальзам разливается по сердцу, когда обращаешься к русской культуре, древней истории, пусть идеализирующих события. Да и вся история прошлого – это хронология мифологически изложенных событий. Пусть так! Но русскому человеку без них – никак! 
Рассказ наш пойдет о «делах давно минувших дней, /преданиях старины глубокой» (А.С.Пушкин), о былинных богатырях и народных героях, о пахарях земли русской, воспетых гусляром Бояном.
Из ХI века чудесным образом пришла к нам самая ранняя эпическая песня - былина о пахаре Микуле Селяниновиче и князе Вольге Святославиче. Неоглядна пашня Микулы, тяжела соха его неподъёмная, - а он легко с ней управляется, держит он на себе всю тягость земную.
Восхваляют волхвы войско русское, воспевают доблести их воинские, обороняют они землю русскую от грозных орд печенегов, половцев, монголо-татар, - не дают покоя степные кочевники, нападают на земли русские, города и сёла сжигают, грабят, уводят жён в полон и знатных мастеров, силы народные истощают.
Но не только воинские доблести восхваляет мудрый гусляр, а и трудовые подвиги, без которых хлеб не вырастишь, храм не возведёшь, мост через реку не построишь. Крестьянский труд чтят наравне с подвигом воинским. Уклад народной жизни лежит в основе былинного творчества. В сказаниях и преданиях не только воюют, но сватаются и женятся, строят города, дороги и корабли, торгуют и отправляются с товарами в страны заморские, как купец Афанасий Никитин, открывают они пути неведомые. Не раз упоминается торговый путь «из Варяг в Греки», соединивший не только города русские, но и земли чужие: из моря Варяжского (Балтийского) в Неву-реку, по озеру Ладожскому, по Волхову и Днепру в море Русское (Синее, Скифское, Таврическое, Сурожское, Эвсинское) - Чёрное, значит. Сказители знали о земле Веденецкой – о Венеции, о Царьграде, о Турецком и Индийском царствах. Плыли они в стругах расписных и воспевали широту раздольную земли русской, глубину морей, высоту небес:

Высота ли, высота поднебесная,
Глубота, глубота океан-море,
Широко раздолье по всей земле,
Глубоки омуты Днепровские.

С чем связано появление былины про Микулу Селяниновича? Микула–легендарный пахарь, он крепко стоит на ногах. Богатырь олицетворяет крестьянскую силу, биться с ним бесполезно, всё равно проиграешь, - весь род Микулов произошёл от родной земли, силу ему даёт Мать - Сыра Земля. Микула, возможно, древне-языческое славянское имя. Или - Миколо - Николай, его олицетворяли с христианским святым Николаем Чудотворцем. Несёт он на себе все страдания земные. Однажды он просит великана Святогора поднять упавшую на землю суму. Тот тянет– потянет, не вытянет. Подошёл тогда Микула Селянинович и поднял сумку одной рукой, - в сумке этой вся тягость земная. Дочери его - Василиса -жена богатыря Ставра, а Настасья - жена Добрыни Никитича.
   
Однажды отправился князь Вольга в свои города за данью, видит Микулу Селяниновича, - всем пахарям – пахарь. Едет князь по бескрайним русским просторам первый день - не доедет, едет второй день – не доедет, на третий день едва доехал. Говорит ему Микула:

– не езди городом Курцовцем,
Другим городом Ореховцем,
Третьим городом Крестьяновцем.
Да потопят тебя в речке да во Смородине!
Я недавно там был в городе, третьего дни,
Закупил я соли цело три меха,
Каждый мех-то был ведь по сто пуд…
А тут стали мужички с меня грошей просить…

Рассказывает он про лихих людей в городе - дерут они с мужика простого втридорога; наказал их землепашец за жадность неумеренную плетью хлёсткою. И позвал Вольга пахаря в свою дружину. Только они отъехали, как Микула вспомнил, что забыл соху из земли вынуть да за калинов куст кинуть. Не сразу понял Вольга хитрость его скрытную, два раза посылал дружинников ту соху поднять, на третий раз сам вернулся – тянули, тянули - не вытянули. Подошёл Микула и одной рукой выдернул соху ту. Тут только Вольга понял, что перед ним не простой мужик, а богатырь великий, держит он на себе всю тягость земную. Поехали дружинники в города, осадили лихих людей и собрали все подати.
 Было это десять веков назад. Как за художественными образами разгадать, о чём «рокочут» гусли Баяна? Землепашец Микула Селянинович – то весь крестьянский люд, трудом которого держится жизнь человеческая.
Вот так реальные исторические события сплетаются с фантазиями талантливых сочинителей. «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Поди – расшифруй намёки. А ведь расшифровали больше тридцати былин!
ХIХ век обогатил русскую культуру памятниками народного творчества. Русские писатели привели в порядок былины, сказания, сказки, придали им современный язык, сохранив певучий стих: 

Так все травушки-муравы уплеталися
Да й лазоревы цветочки осыпалися...

К древнерусскому искусству обратились А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.В.Кольцов, В.И.Даль. Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.М.Горький; А.Н.Островский создаёт свою «Снегурочку». Появляются оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин», Н.А.Римского-Корсакова «Садко», Александра Гречанинова «Добрыня Никитич». Художники Виктор Васнецов, Илья Репин, Богданов-Бельский, Иван Билибин вдохновились старинными сюжетами. Произведения устного и письменного народного творчества имеют огромную художественную и историческую ценность, они раскрывают секрет непобедимости русского народа: - «Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом упал», «В ком добра нет, в том правды мало. В ком правды нет, в том добра мало», - поёт Боян. Уинстон Черчилль вряд ли разумел русские былины, но дух русский угадал правильно: «Русские могут казаться недалёкими, нахальными, даже глупыми людьми, но остаётся только молиться тем, кто встанет у них на пути». На Руси принято прославлять тех, кто силу и знания применяет для всеобщего блага. Не тот богатырь, кто гири поднимает, а тот, кто врага одолевает.
В детстве мы читали былины и русские народные сказки, представляли себя Василисами Прекрасными да Иванами царевичами, сражались деревянным мечом с Чудо-Юдом трёхголовым, драконом огнедышащим, с Кощеем Бессмертным. Время идёт, мы взрослеем, детские книжки пылятся на книжной полке, если ещё есть чему пылиться. Теперь время вернуться к ним, чтобы понять их истинный смысл, жизненный уклад наших предков, мудрость веков. «Язык – есть исповедь народа,/его душа и быт родной», - писал П.А.Вяземский.
Почему мы любим обращаться к старинному народному творчеству? Чтобы познакомиться с исконно русским словом, насладиться образным языком, новгородским, псковским, костромским, услышать песню живой русской речи, словно реченька журчит.
Вспомнили мы старинные былины и народные сказы, из поколения к поколению пересказанные, словно с предками нашими - родичами перекликнулись, будто в старинном русском Киев-граде побывали; позвал нас Великий князь на знатный пир победителей, а там Боян Вещий мудрые песни «рокочет», богатыри в рукопашном бою состязаются, удаль свою молодецкую показывают, артисты-скоморохи приплясывают. Гости дорогие - бояре, дружинники, купцы богатые за широкими столами умещаются, калачами, пирогами с белугой, с фазанами и с икрой белой, красной, чёрной объедаются, ухой со стерлядью, похлёбкой из зайца насыщаются, лебедями, гусями, павлинами жареными закусывают, свёклой, огурцами осаливаются, заливными студнями охлаждаются, сахарными конфетами услаждаются. Только Илье Муромцу места не хватило, за стол не позвали, - рода он не знатного - крестьянского. Не было и тогда справедливости, до сих пор о ней русский народ печётся. И мы на том пиру были, сели в уголочке да с краешку, мёд, квас, пиво пили, по усам текло, а в рот не попало.


Рецензии
Спасибо. Я понял, это у вас стиль такой - не в событиях, а над событиями.

Михаил Сидорович   03.05.2024 10:23     Заявить о нарушении
Михаил, спасибо Вам! Пусть будет на Рейне. Не только на Руси, один раз в году девушки пускают венки, купаются ночью, ищут встреч с женихами и с русалками. Помните, молодой Михаил Ломоносов, обучаясь в Германии, поймал венок в девичий праздник и женился на девушке Элизе.

Наталья Морсова   03.05.2024 17:06   Заявить о нарушении