Апостол Павел советует вкушать пищу перед причасти

ПОХОЖЕ, АПОСТОЛ ПАВЕЛ РЕКОМЕНДУЕТ ВКУШЕНИЕ ПИЩИ ПЕРЕД ПРИЧАСТИЕМ, ХОТЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЭТО ЗАПРЕЩАЕТ

Читаю «Послания» апостола Павла. Иногда в них встречаются диковатые утверждения, с которыми никак нельзя согласиться, вроде:

«Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим 7:24).

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (Рим 13:1).

«Относительно девства /…/ хорошо человеку оставаться так» (1 Кор 7:25-26).

«И не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Кор 11:9).

А многие люди читают, верят и ломают себе жизнь подобными абсурдными изречениями. Вроде некоторых приписываемых Иисусу Христу «выносящих мозг» изречений из «Евангелия», которые мудрый и справедливый Бог сказать не мог («Не противься злому» и др.).

Но больше у Павла, конечно, встречается разумных и мудрых мыслей.

Вот, например, встретилось его рассуждение о вкушении пищи во время и перед причастием.

Он говорит о том, что во время вечери Господней, когда происходит вкушение Тела и Крови Христовой, всякий поспешает прежде других есть пищу, и при этом некоторые верующие упиваются, а иные остаются голодными. Между тем как вкушение Тела и Крови Христовой должно происходить достойно.

«Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить?» (1 Кор 11:22).

И далее прямо советует:

«А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение» (1 Кор 11:34)

Сейчас уже в церкви во время причастия Тела и Крови Христовой не устраивают что-то вроде трапезы, как это, наверное, было при Павле, а священником только даются, как я понимаю, маленькие частички просфоры, смоченные в вине, являющиеся Телом и Кровью Христовыми, после чего можно скушать с подноса немножко просфоры и запить её чем-то вроде сладкого фруктового чая.
 
Но вместе с этим появился и запрет на вкушение пищи перед причастием. Разрешается  дома накануне только выпить немножко воды. Что весьма и весьма мучительно – идти в церковь голодным и стоять там несколько часов, сохраняя благочестивую сдержанность.

И вот, например, протоиерей Александр Торик в одной из своих книг серии «Флавиан» пишет о том, что часто бывает такое, что церковь полна людей, а причащаться некому – все говорят, что они не готовы. И получается, что работающие люди, которым надо ежедневно подкреплять себя, в том числе, мясной пищей, чтобы выполнять свои обязанности, не имеют возможности три дня воздерживаться от мяса, чтобы затем причаститься. А причастие освящает, наполняет светом душу, даёт нам силы и здоровье. А многие люди лишены возможности приобщения Тела и Крови Христовой.

И протоиерей А. Торик говорит о том, что в древние времена все, кто был в храме, не имели права уйти, не причастившись. То есть не было там такого жёсткого запрета на вкушение пищи, как сейчас, ведь не могли все люди, особенно в то время выполнять эти невыполнимые для многих требования по ограничению в пище. Протоиерей А. Торик пишет о сомнительности этого требования соблюдать трёхдневный пост перед причастием.

Вот и апостол Павел, как мы видим, пишет о подобных вещах – о том, что можно покушать перед причастием.

Почему же теперь Православная Церковь ввела такие жёсткие требования к верующим? Как говорил Иисус Христос о фарисеях: «Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям» (Мф 23:4)

Надеюсь, что Бог нас не осудит, если мы в этом вопросе будем руководствоваться своей совестью, здравым смыслом и первоисточниками, а не чрезмерно жёсткими в данном случае требованиями Русской Православной Церкви.

Чепиков Максим Владимирович
03.04.2024 г.

Где опубликовано:
Сайт «Конт»: https://cont.ws/@vasilyok/2772934


Рецензии